Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : вступая в страну книг.

Поиск

Задание №1.

Прочитайте текст “Вступая в страну книг”, значения незнакомых вам слов определите по словарю. Запишите эти слова, составьте с ними предложения.

Хранилище, универсал, доступ, каталог, перечень, фонд, абонент, обслуживание, шифр, переодика, издание, патент, стандарт.

Задание №2.

К данным словам подберите антонимы и синонимы: терпеливый, мудрый, знающий, открывать,постоянно, древний, глупый.

Задание №3.

Подберите к данным словам однокоренные слова: работа, привычка, мудрый, книга, читать.

Задание №4.

Определите, от каких слов образованы сложные слова: рукопись, автограф, библиотековедение, библиография, межбиблиотечный, научно – технический, научно –исследовательский.

Задание №5.

Прочитайте тест. Перескажите текст так, как- будто вы работник библиотеки, который проводит экскурсию по библиотеке.

Вступая в страну книг

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Библиотеки – это хранилища вековой мудрости человечества, центры культуры. В крупнейших из них собраны древние рукописи и автографы великих писателей и ученых, редкие книги, обладающие исторической и культурной ценностью. Но современная библиотека – это не только учреждение, которое собирает, хранит и предоставляет для пользования книги и другие произведения печати. Библиотека – это место постоянных занятий учащихся, студентов, ученых, специалистов всех отраслей.

По своему назначению библиотеки делятся на массовые и научные, универсальные и специальные. К массовым относятся городские и районные библиотеки. Крупнейшая универсальная научная библиотека, центральное научно –исследовательское учреждение в области библиотековеления и библиографии- это Национальная библиотека РК. К универсальным научным библиотекам относятся также библиотеки Академии наук, университетов и областные публичные библиотеки.

К специальным библиотекам относятся научно – технические библиотеки предприятий, учреждений, научно – исследовательских институтов и учебных заведений. Библиотеки страны связаны между собой.

Широко распространенной формой обслуживания читателей является открытый доступ к книгам в библиотеках. Основной же книжный фонд помещается в хранилищах. Подобрать нужную книгу можно с помощью библиотечного каталога.

Каталог – это перечень хранящейся в библиотеке литературы, составленный по определенной системе. Существует два основных вида каталогов: алфавитный и систематический. Кроме них, в крупных библиотеках имеются еще предметные каталоги, а также каталоги периодических изданий, журнальных статей, специальных видов литературы, например, стандартов, патентов и т.д.В алфавитном каталоге карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий авторов. По алфавитному каталогу мы узнаем о наличии в библиотеке нужной книги или книги данного автора, их шифр.

При подборе литературы по какому – либо конкретному вопросу пользуются систематическим каталогом, в котором книги сгруппированы по отраслям знаний.

В предметном каталоге перечислены все вопросы, а также даны описания книг.

Библиографические каталоги отражают фонд только данной библиотеки. (По Н. Семериковой).

Задание №1.

Ответьте на следующие вопросы.

1. Что такое библиотека?

2. Какие типы библиотек вы знаете?

3. Что такое книжный фонд?

4. Что такое каталог?

5. Какие вы знаете каталоги?

6. Как нужно пользоваться каталогами?

Задание №2.

Закончите данные предложения, используя материал текста:

а) Библиотека – это хранилища вековой мудрости... б) Современная библиотека – это... в) Библиотека – это место.... г) Каталог – это перечень.... д) Библиографические каталоги отражают...

Задание №3.

Перескажите текст “Вступая в страну книг”, используя, где это нужно изречение “Книга – источник человеческих знаний и источник силы человека” и данные слова и словосочетания: чрезвычайно разнообразный, широко распространенный, научно – технический, библиография, каталог, мысль, систематический, алфавитный, форма обслуживания, перечень.

Задание №4.

Прочитайте, запишите пословицы, поговорки,объясните их значение:

а) Учись у мудреца и сторонись глупца. б) Глупец в неведенье своем разрушил вмиг то, что с большим трудом мудрец воздвиг. в) Если твой умишко не велик, ты пред мудрым придержи язык. г) В учении трудно, да плоды сладки. д) Книга – кладовая знаний. е) Сила - в знаниях, знания - в книгах. ж) Учение - основа знания, знание – основа счастья. з) Добывать знания также тяжело, как рыть колодец иглой.

Задание № 5.

Составьте диалог: “ В библиотеке” по следующим ситуациям:

1.Вы пришли в библиотеку записаться.

2.Вы не умеете пользоваться каталогом.

Задание №6.

Напишите заявление, доверенность, расписку. Обратите внимание на особенности оформления данных документов.

Запомните:

Составное именное сказуемое состоит из 2-х компонентов: связки и именной части.

Он будет студентом. Будет – связка, студентом – именная часть.

Связка служит для выражения значения времени (настоящего, прошедшего и будущего). Связка согласуется с подлежащим. В роли связки употребляются глаголы быть, являться, стать, считаться, казаться, называться и др.

Для выражения именной части сказуемого употребляются:

1. Имена существительные: Естай стал студентом.

2. Полные прилагательные: Преподаватель строгий.

3. Краткие прилагательные: Жадность слепа.

4. Имена числительные: Пятью восемь – сорок.

5. Местоимения: Улица моя, дома мои.

6. Неопределенная форма глагола: Жизнь прожить - не поле перейти.


Задание №1.

К данным словосочетаниям подберите подлежащее. Подчеркните главные члены предложения. Объясните, чем выражена именная часть составного сказуемого.

Стал студентом, стала студенткой, буду отличницей, являлся наставником, был преподавателем, считалась подругой, стал отечеством.

Задание №2.

Преобразуйте предложения, заменив местоимения – подлежащее другими местоимениями.

Я был переводчиком. Он является старостой. Он казался слабым. Они считались лучшими студентами. Он будет экономистом. Она стала студенткой.

Задание №3.

Составьте предложения со связкой быть,бывать, стать, становиться, казаться,считаться,называться, это.

Задание №4.

Составьте по 2 предложения с данными глаголами так, чтобы в одном из них было простое глагольное сказуемое, а во втором – составное именное.

Образец: Он всегда является вовремя. Болат является студентом института.

Для справок: быть, являться, становиться, считаться, стоять.

Задание №5.

Поставьте к данным предложениям вопросы. Подчеркните сказуемое. Объясните выбор формы вопросительного слова.

 

Образец: Книга была интересна. Какова была книга?

Задание будет трудным. Задания будут трудными. Ответ был полным. Ответы были полными. Студент должен быть активным. Студенты должны быть активными. Студент активен. Студенты активны.

Задание №6.

Преобразуйте словосочетания в предложения, заменив полную форму прилагательных краткой.

Строгий преподаватель, ответственное задание, умный человек,прочитанная книга, подготовленный доклад, проверенная работа.

Задание №7.

Прочитайте пословицы и крылатые выражения. Объясните их смысл. Укажите, в каких ситуациях можно их использовать. Проанализируйте структуру сказуемых.

Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Повторение – мать учения. Ученье – свет, неученье- тьма. Язык мой – враг мой. Корень ученья горек, а плод сладок.

Задание №8.

Спишите, опуская связку в сказуемом и ставя именную часть с его зависимыми словами в именительном падеже.Где нужно,вставьте частицы: это,вот и тире.

Мы являемся патриотами своей страны. Чувствовать себя членом многомиллионной дружной семьи является большим счастьем. История борьбы за свободу и независимость остаётся летописью мужества и героизма. Учеба считается могучим средством получения знания.

Задание №9.

Выпишите из Словаря русского языка С. И. Ожегова определения следующих деловых бумаг: заявление, доверенность, расписка, запрос.

Задание №10.

Выпишите из рассмотренных документов штампы, которые используются для оформления деловых бумаг. Отметьте лексику, употребляемую в документах каждого жанра. Проанализируйте ее по составу (существительные – абстрактные, конкретные, отглагольные; глаголы- в настоящем, прошедшем и будущем времени; местоимения; прилагательные – качественные, относительные).

Задание №11.

Проанализируйте синтаксический строй речи в каждом из документов личного характера (односоставные или двусоставные предложения, полные или неполные, укажите порядок слов в них).

Задание №12.

Представьте себе, что вы даете расписку в том, что получили в методическом кабинете словари для подготовки к занятиям. Начнете ее так: “Я,..., получил словари...” или “ Мною,..., получены словари”. Какой из вариантов вы используете. Почему первый вариант нельзя использовать как деловую бумагу.

Задание №13.

Объясните, почему приведенный второй вариант доверенности нельзя использовать как деловую бумагу.

 

1. “Я,...., нижеподписавшийся, доверяю получить мою стипендию за октябрь месяц такому – то”.

2. “ Пусть такому – то отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит”.

Задание 14.

Напишите доверенность по форме. Обратите внимание, что вместо нижеподписавшийся чаще пишется фамилия, имя, отчество доверяющего, а после фамилии, имени, отчества человека, которому доверяете получить деньги, указывается документ, номер документа. Поставьте дату и подпись. Не забудьте, что доверенность заверяется в отделе кадров.

Задание №15.

Вспомните заявление, которое вы писали, поступая в ВУЗ, запишите его. Проверьте, правильно ли по форме вами было составлено заявление: указано ли полное наименование должности того, кому адресовано заявление, его фамилия, перед которой необходимо поставить звание (или степень), и инициалы, от кого заявление; как изложена ваша просьба (точно, кратко); какие документы приложены (если это необходимо); поставлена ли дата и подпись.

 

 

Задание №16.

Прочитайте заявление. Определите, все ли в нем написано по форме. а) Проверьте себя, используя материал задания №15, где указаны факты, которые должны быть отражены в заявлении.

Директору Таразского

инновационно- гуманитарного университета господину

Байжанову К.Б.

от студента 1 курса, группыМЖБ-09-1

Мажитова Берика

 

Заявление.

Прошу освободить меня от занятий на три дня, в связи с семейными обстоятельствами.

Число Мажитов Б.

 

Задание №1.

Прочитайте текст “Режим дня”, значения незнакомых вам слов определите по словарю. Запишите эти слова, составьте с ними предложения.

Задание №2.

С данными словами и словосочетаниями составьте предложения: гигиена, распорядок, питание, отдых, деятельность, рациональный, самовоспитание, нервное напряжение, физиология, режим, норма, производительность труда, утомление, продуктивный.

Задание №3.

Подберите к данным словам однокоренные слова: мудрый, книга, читать, отдых, время, труд, утомление, физиология, производительность.

Задание№4

Определите, от каких слов образованы сложные слова: целенаправленность, самодисциплина, плодотворный, самообслуживание, целесообразный, самовоспитение.

Задание №5.

Прочитайте текст. Подготовьте монолог – рассуждение по прочитанному.

Режим дня

1. Режим дня – это продуманный и согласованный с нормами. физиологии труда распорядок труда и отдыха. Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены. Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, приучает к самодисциплине.

Соблюдение четкого распорядка дня – необходимое условие для плодотворной учебы, разумного использования времени. Рекомендовать единый для всех студентов распорядок невозможно. Каждый должен составить его для себя с учетом своих возможностей, характера и формы учебных занятий, условий жизни. Однако есть требования, которые должны быть обязательно учтены. Режим дня должен включать в себя время на труд умственный и физический, а также на питание и отдых.

2. Физиологической нормой для занятий учебным трудом является 10-11 часов в сутки. Занятия в одно и то же время развивают у студентов чувство времени и умение работать в определенном режиме. Организованный труд в значительной степени снижает нервное напряжение, увеличивает производительность.

3. Очень важными являются вопросы отдыха и переключения интересов студента. Утомившись от одного вида умственного труда, например, чтения, человек может перейти к другому, например, к письму. В результате смены деятельности человек отдыхает.

4. Одним из важнейших моментов в реализации бюджета времени является необходимость точного и четкого соблюдения распорядка дня. Можно рекомендовать примерный вариант распределения суточного времени студента. Учебные занятия планируются по 4-6 часов. Самостоятельной работе по выполнению домашних и других видов внеаудиторных занятий отводится 3,5 часа, на культурные мероприятия и спорт –1,5 часа, питание, самообслуживание и переезды на транспорте – 3 часа, другие виды работы 0,5 часа, на сон 7-8 часов.

5. При составлении правильного, физиологически обоснованного режима дня следует прежде всего строить самостоятельную работу по фазам работоспособности. В связи с этим будет наиболее целесообразным в качестве первых учебных предметов для самостоятельной подготовки выполнять задания средней трудности, затем – самые трудные, а под конец – самые легкие. Следует помнить, что самыми продуктивными днями недели являются среда и четверг. Воскресенье должно стать днем активного физического труда или отдыха.

6. Важное значение в повышении продуктивности учебного труда студента имеет и организация рабочего места. Так на письменном столе должно лежать все необходимое для работы (книги, тетради, ручки и т.д.), дополнительные материалы (планы, записи, конспекты), справочная литература (словари, картотека и другие).

7. В научно – обоснованном, рациональном распорядке дня заложены немалые возможности успешной учебы, сохранения бодрости духа и тела, хорошего самочувствия. В сознательном использовании бюджета времени серьезный фактор волевого самовоспитания.

Задание №1.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое режим дня?

2. Что такое самодисциплина?

3. Что такое бюджет времени?

4. Что такое рациональный распорядок дня?

5. Как вы понмаете выражение “фактор волевого самовоспитания”?

6. Как вы соблюдаете режим дня?

7. Как вы понмаете выражение “сохранить бодрость духа и тела”?

Задание №2.

Перескажите текст “Режим дня”, используя данные конструкции: личная гигиена, умственный труд, рациональный распорядок дня, продуктивность учебного труда, фактор волевого самовоспитания, нервное напряжение, бюджет времени, физический труд, справочная литература.

Задание №3.

Прочитайте, запишите пословицы, поговорки, объясните их значение:

а) Для бездельника и пустомели

По шесть праздников в любой неделе.

б) Равно и горе и веселье

Лентяям повод для веселья.

в)Кто ленив, тому угодней

Слово “завтра”, чем “сегодня”.

г) Глупец придет, чтоб повторять

Что, когда он ел.

Мудрец придет, чтоб рассказать,

Что повидать успел.

Задание №4.

Допишите пословицы, поговорки, объсните их значение:

а) Без труда не... б) Что не достать, бегом не... в) Перед смертью не... г) На лжи далеко не... д) Береги платье снову, а честь -... е) Делу время, потехе-....

Задание №5.

Составьте и запишите сложный план к тексту “Режим дня”.

Задание №6.

Составьте рекомендации о правильном распорядке дня для студентов.

Тема: Организация бюджета времени студента.

Задание №1.

Прочитайте текст “Как лучше заниматься?”, значения незнакомых вам слов, словосочетаний определите по словарю. Запишите эти слова, составьте с ними предложения: а) резерв времени; б) процесс слушания; в) основательно штудируй; г) заниматься ежедневно; д) научные проблемы;е) фундаментальные книги; ж) продолжительное время; з) движущий стимул; и) рациональные приемы; к) мимолетные мысли.

Задание №2.

С данными словами составьте предложения: выносливый, настроение, терпеливый, мудрый, взаимопонимание, снисходительный, характер, привычка.

Задание №3.

Подберите к данным словам однокоренные слова: конспект,журнал, творчество, привычка, стимул, здоровье,система, режим, радость, вечер, мудрый, мысли,трудолюбие.

Задание №4.

Определите, от каких слов образованы сложные слова: добродушный, слабохарактерный, самовлюбленный, эгоцентричный, великодушный, равнодушный, легкомысленный, легкоранимый,

хлебосольный, гостеприимный.

Задание № 5

Прочитайте текст.Составьте перечень рекомендаций в повелительном наклонении, основываясь на текст “ Как лучше заниматься”.

Как лучше заниматься?

1. Первое и самое главное – это умение создавать резерв времени в процессе слушания лекций. Надо предотвращать “пожарные”, круглосуточные бдения над конспектами во время сессии. Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно, хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить на две рубрики: в первую записывать краткое изложение лекции, во вторую то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы.

2. Если хочешь, чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. Читай каждый день и основательно штудируй несколько страниц научной литературы, в той или иной мере связанной с учебными дисциплинами. Кроме того, читай внимательно и вдумчиво, но не штудируй (т.е. не записывай) ежедневно не менее10-15 страниц научной и научно – популярной литературы (сюда входит чтение научных и научно – популярных журналов).

3. Начинай рабочий день рано утром, часов в 6. Вставай в 5 часов 30 минут, сделай зарядку, выпей стакан молока с булочкой, начинай работу. Полтора часа утреннего умственного труда перед лекциями – это золотое время. Я советую тебе выполнять в утренние полтора часа самый сложный творческий умственный труд.

4. Умей определить систему своего умственного труда, соотношение главного и второстепенного. Главным надо заниматься ежедневно. Главные научные проблемы должны быть на первом месте в утреннем умственном труде. Умей найти по ним фундаментальные книги, над которыми работай в течение продолжительного времени.

5. Многое в умственном труде не настолько интересно, чтобы выполнять с большим желанием. Часто единственным движущим стимулом является лишь “надо”. Умей сосредоточиться на тонкостях теории настолько, чтобы “надо” постепенно превращалось в “хочу”. Самое интересное всегда оставляй на конец работы.

6. Умей самому себе сказать: нет. Тебя окружает множество занятий. Есть и научные кружки, и кружки художественной самодеятельности, и спортивные секции, и вечера танцев, и множество клубов. Умей проявить решительность. Надо и развлечься, и отдохнуть,но не нельзя забывать главного: на первом месте должны стоять не танцы и отдых, а труд.

7. Учись облегчать свой умственный труд в будущем. Для этого надо привыкнуть к системе записных книжек, предназначенных для записи ярких, как бы мимолетных мыслей (которые имеют “привычку” приходить в голову раз и больше не возвращаться). Создай четкую систему записей.

8. Для каждой работы ищи рациональные приемы умственного труда. Не жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми имеешь дело.

9. Умей избавиться от дурных привычек: перед началом работы сидеть без дела пятнадцать, двадцать минут, без какой бы то ни было надобности перелистывать книгу, которую заведомо не будешь читать,проснувшись, лежать в постели минут пятнадцать и другие.

10. “Завтра” – самый опасный враг трудолюбия. Сделай привычкой то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня.

11. Не прекращай умственного труда никогда, ни на день. Летом не расставайся с книгой. Каждый день должен тебя обогощать интеллектуальными ценностями.

Вот важнейшие заповеди, которых, мне кажется, должен придерживаться каждый студент.

Задание №1.

Прочитайте текст. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое резерв времени?

2. Что нужно, чтобы было достаточно времени у вас?

3. Когда (в какое время дня) лучше заниматься умственным трудом?

4. Каких важнейших заповедей должен придерживаться студент?

5. Что такое интеллектуальные ценности?

6. Что является опасным врагом трудолюбия?

7. Как вы понимаете выражение “рациональные приемы умственного труда”?

8. Какие вы знаете дурные привычки, которые мешают вашему умственному труду?

9. Почему текст так озаглавлен?

Задание №2.

Перескажите содержание текста, используя данные конструкции, словосочетания:

а)резерв времени б) процесс слушания в) основательно штудируй г) заниматься ежедневно д) научные проблемы е) фундаментальные книги ж) продолжительное время з) движущий стимул и) рациональные приемы к) мимолетные мысли л) интеллектуальные мысли м) рациональные приемы н) умственный труд о) важнейшие заповеди п) круглосуточные бдения р) бюджет времени.

Задание №3.

Объясните выражение: “Завтра – самый опасный враг трудолюбия”

Задание №4.

Составьте и запишите сложный план к тексту “Как лучше заниматься?”

Задание №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.01 с.)