Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон классификации. Синонимия и зона осознанного неразличенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, работа сознания по отождествлению ведёт к тому, что в базовом содержании сознания хранятся не единичные образы конкретных стимулов, а некоторые фиксированные множества сходных стимулов. Л. М. Веккер отмечает, что единичный объект в акте восприятия всегда осознаётся в качестве представителя класса, и называет это явление [окончание cтраницы 412] ______________ 1См., например, Смирнов А. А. Избр. психол. труды, 2. М., 1987, с. 311. 2Норман Д. Память и внимание. //Зрительные образы: феноменология и эксперимент, 2. Душанбе, 1973, с. 133.
Законы отождествления феноменом обобщённости '. Стоит расширить позицию Веккера, так как этот феномен обнаруживается не только при изучении восприятия, но и во всех других экспериментальных парадигмах исследования сознания. Сформулируем закон классификации: любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания лишь в качестве члена некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять только из одного члена. Закон классификации позволяет механизму сознания отождествлять между собой разные Предметы или явления. Попробуем пояснить это на примере использования понятий, ибо проблема наименования является частным случаем проблемы классификации. Вообще говоря, отождествле-ние разных вещей содержит в себе некую логическую нелепость. Впрочем, когда одна из героинь А. П. Чехова говорит: «Мой муж — Отелло», то вряд ли она всерьёз полагает, что её муж — венецианский мавр или выдуманный литературный персонаж. Однако такое отождествление становится осмысленным, поскольку и муж, и Отелло легко объединяются в один класс — класс ревнивцев. Поэтому текст и понимается без затруднений. Заимствуем у лингвистики термин и будем называть членов одно го класса психологическими синонимами (или просто синонимами). Разумеется, это весьма вольная трактовка лингвистического термина: обычно синонимы понимаются как понятия, объединённые в один класс только по одному параметру — по смыслу. Впрочем, далее ещё будет говориться о нестрогости лингвистических терминов, что, отчасти, даёт право на их расширительное толкование. Закон классификации, по сути, утверждает: всё, что осознаётся, обязательно осознаётся через принадлежность к некоему классу и отождествляется с другими членами класса, т. е. имеет синонимы. Этот закон логически неизбежен. Если хотя бы одно слово не имело синонимов, то это слово не могло бы быть выраженным с помощью других слов. О нём, например, ничего нельзя было бы сказать в толковом словаре. Без синонимов язык не мог бы существовать как структура, отмечают Дж. Миллер и Ф. Джонсон-Лэрд2. Эту же мысль логики выражают так: если бы каждый знак имел только своё собственное значение, отличающееся от значений остальных знаков, то все определения пришлось бы рассматривать как ложные, а потому логические рассуждения были бы невозможны3. [окончание cтраницы 413] __________________________ 1 Веккер Л. М. Психические процессы, I. Л., 1974, с. 231. 2 Miller J., Johnson-Laird P. Language and Perception. Cambridge (Mass.), 1976, p. 266. 3 Фреге Г. Мысль: логическое исследование. // Философия, логика, язык. М., 1987, с. 27
Раздел шестой Обычно считается, что класс определяется теми свойствами (параметрами), которыми обладают все его члены. Если формализовать обычный подход, то отнесение к классу следует трактовать как отождествление знаков по какому-либо заданному и различимому сознанием параметру (форме, размеру, смыслу и т. д.) с точностью до фиксированной величины. Существует, таким образом, диапазон классообразования, внутри которого находятся все знаки, включённые в данный класс, а сам диапазон является зоной осознанного неразличения знаков (стимулов, объектов). И в диапазоне классообразования (в зоне осознанного неразличения) не бывает одного-единственного элемента. Закон отождествления Ланге говорит о том, что с течением времени (с тренировкой) диапазон классообразования последовательно уменьшается, а закон классификации — о том, что этот диапазон никогда не уменьшается до нуля. При этом сам закон классификации не объясняет, какие именно предметы объединяются в класс. Он констатирует лишь неизбежность процесса и обязательность существования синонимов, т. е. элементов, сходных (не различимых) между собой в заданном диапазоне. Однако из общих соображений нельзя решить, что является «сходными вещами», а что — нет. Закон классификации не даёт критерия, позволяющего принять решение, являются ли, например, молодость и любовь достаточно сходными, чтобы входить в.один класс и, тем самым, объединяться под одним общим для всего этого класса названием. Может ли одно слово означать и поезд, и сквозняк, и шествие, и черту (в том числе, характера), и ход в шахматах? Может, но только в немецком языке (немецкое Zug, кстати, породило русское выражение «ехать цугом»), В русском языке для выражения этого обычно требуют разные слова. И бессмысленно обсуждать, в каком языке слова используются лучше или правильнее. В современной философии и методологии науки это убедительно продемонстрировали тысячи трудов и многочисленных бурных дискуссий как по проблеме классификации, так и по проблеме формирования понятий. На общепсихологическом языке закон классификации выражает хорошо известные истины: одно и то же ощущение может вызываться разными раздражителями, один и тот же перцептивный образ или след в памяти — разными предметами, а одна и та же мысль — выражаться разными фразами. Существует группа экспериментальных феноменов это убедительно демонстрирующих: • Вспомним учение об условных рефлексах И. П. Павлова. Именно экспериментальное доказательство того, что разные стимулы могут вызывать одинаковую реакцию, принесло И. П. Павлову [окончание cтраницы 414]
Законы отождествления мировую славу. Любой раздражитель, утверждал Павлов, может вызывать всевозможные (а не определенные только) действия. • Человек с помощью внушения или самовнушения осознаёт раз • Феномен константности характеризует тенденцию сознания рас Феномен константности ещё более очевиден применительно к использованию понятий. Поясняет Ф. де Соссюр: мы говорим о тождестве двух скорых поездов «Женева — Париж», отходящих в 8 час. 45 мин. вечера, т. е. один за другим каждые 24 часа. «На наш взгляд, это тот же самый скорый поезд, а между тем и паровоз, и вагоны, и поездная бригада — всё в них, по-видимому, разное»2. Другие подобные примеры читатель сам создаст без каких-либо затруднений. Особое место в ряду этих феноменов занимает тот факт, что разные раздражители могут вызывать одинаковое ощущение. Это- му направлению исследований, связанному с изучением порогов чувст-вительности, стоит уделить больше внимания, поскольку обычная интерпретация резко расходится с той, которая предлагается в данной работе. [окончание cтраницы 415] __________________ 1 Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966, с. 35. 2 Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998, с. 106.
Раздел шестой О порогах чувствительности В психофизике изначально предполагалось, что порог чувствительности предопределен разрешающей способностью сенсорной системы и является, тем самым, следствием несовершенства органов чувств человека. Как психологические, так и физиологические эксперименты сделали это предположение крайне сомнительным. Оказывается, ухо столь чувствительно, что способно слышать соударение больших молекул (будь оно ещё более чувствительно, оно бы слышало соударение молекул в самом себе). Глаз реагирует на 3-5 квантов света, т. е., говорят, способен увидеть ночью пламя горящей спички на расстоянии трёх десятков километров, — при ещё большей чувствительности глаз видел бы собственное свечение. Пришли к выводу: весьма правдоподобно существование абсолютной чувствительности рецепторов '; или, в иной формулировке, чувствительность глаза и уха близка к теоретическим пределам возможностей физической системы2. Всё это хорошо вписывается в принятое в психологике представление об идеальном мозге. Казалось бы, после всего этого следовало бы искать причину возникновения наблюдаемых в опыте ограничений не в структурной заданности порога, а в чём-то ином. Ан нет! Новая теория, пришедшая на смену классической психофизике, ввела лишь новую идею физиологических ограничений: пороги чувствительности объясняются неизбежными ошибками при выделении сенсорного сигнала на фоне шума сенсорной системы как неотъемлемой части сенсорных процессов 3. Эта идея была явно связана с популярными тогда подходами к проблеме передачи информации в технических системах. В любом реальном информационном канале существуют какие-то шумы. Значит, эти шумы существуют и в сенсорной системе. Естественно, что когнитивисты восторженно приняли гипотезу о сенсорном шуме как гипотезу, говорящую о структурной заданности ограничений. Тем не менее, связь измеряемых в эксперименте порогов различения с сенсорным шумом физиологически ничем не была оправдана. [окончание cтраницы 416] ___________________ 1 Леонов Ю. П. Теория статистических решений и психофизика. М., 1977, с. 83. 2Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., 1968, с. 48. 3Ср. Свете Дж, Тэннер В., Бёрдзалл Т. Статистическая теория решений и восприятие. // Инженерная психология. М., 1964, с. 269-335.
Законы отождествления Эта связь не имеет независимого экспериментального подтверждения и, к тому же, эмпирически сомнительна. Человек делает ошибки при восприятии слабых сигналов, говорит обсуждаемая теория, потому что принимает шум за сигнал. Но почему, отмечают критики этой гипотезы, в отсутствии стимуляции якобы существующий сенсорный шум не порождает у человека восприятие сигналов?' При исследовании абсолютной световой чувствительности исследователи вначале решили, что шум, мешающий воспринимать сигнал, — это собственный свет сетчатки, «фоновое возбуждение нейронов зрительной коры мозга»2. Однако выяснилось, что собственное свечение сетчатки испытуемый никогда не перепутает с подаваемыми вспышками света: он видит лишь нечто вроде перемещающихся полос или клоков мерцающего тумана, искр и т. д. — всё это, непрерывно меняясь, постоянно присутствует в поле зрения3. И всё же, хотя сам испытуемый никогда не путает сигнал с шумом, в море книг и статей до сих пор написано: измеряемые в психофизических опытах пороги — следствие невозможности безошибочного выделения сигнала из естественного шума нервной системы. Наконец, были получены данные (отчасти они были уже упомянуты при рассмотрении аргументов в пользу представления об идеальном мозге): организм (мозг) воспринимает и адекватно реагирует на сигналы, которые не способен осознать. Уже в середине XIX в. было известно, что у людей в состоянии гипноза слух становится в 12 раз чувствительнее, чем в нормальном состоянии4. Но не может же человек, в каком бы состоянии он ни находился, воспринимать нечто, превосходящее его физиологические возможности восприятия! Почему же тогда человек не осознаёт, если воспринимает? Неужели из-за шума? Но шум тогда должен быть не там, где предполагается: «шумят» не физиологические процессы сенсорной системы, а сознание. Поэтому тем более надо понять и объяснить логику этого шума сознания, а затем уже проверить в эксперименте предсказательную силу этой логики. Но этого, разумеется, сделано не было: бихевиористы и когнитивисты не строят гипотез о логике сознания. [окончание cтраницы 417] _______________________________ 1 уприкова Н. И. Возможные источники реакций ложной тревоги и психофизио 2 Соколов Е. Н. Статистическая модель наблюдателя. // Инженерная психология. 3Миславский Ю. И. Динамика сенсорной чувствительности и сознательно-произ-вольная регуляция деятельности человека в задачах обнаружения. Автореф. канд. дисс. М, 1977. 4См. Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, телепатия. М., 1994, с. 65.
Раздел шестой Известно, что измеряемый в экспериментах порог чувствительности не является постоянной величиной. Не удаётся точно определить ни минимальный по интенсивности раздражитель, который всегда начинает осознаваться испытуемым (т. е. абсолютный порог чувствительности), ни минимальное различие в интенсивности двух стимулов, позволяющее оценить эти стимулы как различные (т. е. дифференциальный порог). «Как правило, — пишет С. Стивене, — порог не является инвариантным во времени: скорее, о нём можно сказать, что в тех или иных пределах он непрерывно меняется... То, что фиксируется как порог, есть, таким образом, произвольная точка внутри области вариативности» '. Поэтому многие исследователи утверждают, что в эксперимен тах измеряется пороговая зона, внутри которой происходит осознание наличия стимула или различия двух стимулов, а не о пороге как тако вом 2. Сторонники гипотезы «о шуме сенсорной системы» удовлетворённо кивают: так и должно быть, выделение сигнала из шума — вероятностный процесс, сигнал характеризуется вероятностью обнаружения, а значит, существует такая зона интенсивности сигнала, при которой вероятность обнаружения больше нуля, но меньше единицы — это и есть, по их мнению, пороговая зона. Рассмотрим пороговую зону в терминах психологики. Порог чувствительности — это порог осознания сигнала, а не порог приёма сигна ла нервной системой. Осознание означает отнесение сигнала к некоторо му классу, внутри которого сигналы не различаются. Пороговая зона — это и есть зона осознанного неразличения. Разумеется, это только утверждение о необходимости порога, а не объяснение его природы. Из закона классификации следует лишь необходимость существования таких раздражителей, которые различаются сенсорной системой, но при этом ощущаются как одинаковые. В предшествующей работе мной был указан подход к пороговой проблеме, с которым ещё предстоит встреча в дальнейшем: был сформулирован своеобразный принцип неопределённости, более детально описывающий процесс возникновения порогов. В соответствии с введённой идеализацией, отражение раздражителя идеальной сенсорной системой абсолютно точно, но платой за эту точность является невозможность для механизма сознания проверить точность отражения и, как следствие, субъективная неопределённость в [окончание cтраницы 418] ___________________ 1 Стивене С. Математика, измерение и психофизика. // Экспериментальная психо-логия (под ред. С. Стивенса), I. M., I960, с. 66. 2См. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические мето ды. М., 1976, с. 57.
Законы отождествления оценке этой точности. И наоборот, осознание того, что отражение точно, с неизбежностью приводит к уменьшению точности данного отражения '. Позднее мы к этому ещё вернёмся. Пока важно только одно — если закон классификации верен, то порог чувствительности должен существовать при самой идеальной чувствительности сенсорной системы. В эксперименте испытуемый обычно имеет возможность отнес ти предъявляемый сигнал к одному из трёх возможных классов: классу осознаваемых сигналов и дать правильный, с точки зрения экспериментатора, ответ, классу неосознаваемых сигналов и совершить пропуск сигнала или к классу таких сигналов, в поступлении которых он сомневается (последнее очевидно в тех случаях, когда испытуемому разрешён ответ «не уверен», но даже если такой ответ не разрешён, то зона сомнения, как называет её К. В. Бардин, всё равно обнаруживается по времени принятия испытуемым решения). Если сигнал не предъявляет ся, т. е. сигналом является отсутствие сигнала, то испытуемый и здесь стоит перед таким же выбором. Он может или дать правильный ответ, что сигнала нет, или выразить сомнение, или допустить ошибку, решив, что сигнал есть. Таким образом, можно говорить о двух зонах неразличения: для ситуации наличия сигнала и для ситуации отсутствия сигна ла. Пороговая зона чувствительности тогда оказывается объединени ем этих двух зон. Эта пороговая зона и определяет диапазон классообразования для сенсорных сигналов. Но возникает проблема: почему при измерении абсолютного порога чувствительности одни раздражители, входящие в этот диапазон, осознаются чаще, чем другие. Ведь это значит, что члены одного клас са не являются равноправными, они чем-то отличаются друг от друга. Однако со времён Аристотеля считалось само собой разумеющимся, что объекты принадлежат некоторому классу тогда и только тогда, ког да им присущи определённые общие свойства. Отсюда, полагал Аристотель, следует, что все члены класса равноправны, так как обладают этим свойством, и ни один из членов класса не может являться лучше соответствующим данному классу, чем другой. Это казалось очевидным не одному поколению логиков. Однако не будем удивляться, что оно неверно для сенсорных раздражителей. Можно доказать, что такое представление принципиально неверно даже для слов (вербальных раз-дражителей). [окончание cтраницы 419] ___________________ 1 Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 205.
Раздел шестой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.01 с.) |