Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неизбежность принятия случайного за закономерноеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
•Мышление первобытных людей А. Юбер и М. Мосс удачно на звали «гигантской вариацией на тему принципа причинности» 1. Как отмечает Л. Леви-Брюль, первобытные люди не знают случайности: по их мнению, не случайно начинается дождь, не случайна удача или неудача на охоте или рыбной ловле, у них не бывает несчастных или счастливых случаев и т. д. Все события имеют свои мистические причины. Эти причины скрыты за общим названием явлений или предметов. Поэтому надо обращать внимание не на видимость явлений, а на реальные общие причины. Так, если древние люди собирались охотиться на бизона, то главное, что они должны были сделать, — договориться с духом (именем) бизона, чтобы реальный бизон пришел на охотничью тропу и разрешил себя убить. Бессмысленно взаимодействовать с конкретным бизоном. Надо вызывать те или иные события, обращаясь к причинам, т. е. к духам, а не размениваться, как современные люди, на повседневную суету. Поэтому подавляющее большинство [окончание cтраницы 291] _______________________ 1Цит. по Топоров В. Н. Первобытные представления о мире. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982, с. 28. Раздел третий их действий будет направлено на выполнение ритуала охоты и общение с духом бизона, а не на собственно охотничьи действия Даже жребий для первобытных людей — лишь отражение объективного положения дел, ведь его результат заведомо не случаен Поэтому-то с помощью жребия можно даже обнаруживать скрытую информацию — например, о том, кто из подозреваемых нару. шил какое-либо охотничье табу и тем вызвал гнев духа бизона кого из них, тем самым, следует подвергнуть, по указанию жребия, суровому наказанию — часто более суровому, чем даже за убийство соплеменника1. Кстати, древние греки, назначавшие должностных лиц по жребию, тоже понимали, что случай как веление богов не может нарушить законов судьбы. • Вряд ли стоит специально доказывать, что религиозный человек, искренне веруя в чудеса, уверен в их обусловленности — пусть и сверхъестественной. Как говорят христиане, ни один волос не упадёт с головы человека, не будь на то божья воля. Нарушение божественной гармонии выступает для верующего проявлением козней дьявола. Поэтому животное, нарушившее природные нор мы (например, петух, якобы несущий яйца), торжественно приговаривалось в средневековой Европе к сожжению на костре. • Известно множество описаний так называемых «невероятных совпадений». Вот, например, история, потрясшая воображение К. Юнга: одна немка в 1914 г. купила в Страсбурге фотопластинку, сделала фотографию своего маленького сына и оставила её для проявле ния. Однако началась война, и женщина не смогла вернуться в Страсбург за фотографией. Два года спустя во Франкфурте она купила пластину для съёмки, чтобы сфотографировать свою дочь. Когда фотографию напечатали, оказалось, что пластина была использована дважды и снимок дочери наложен на старую фотогра фию её сына. Поразительно, но люди не склонны видеть в подоб ных историях игру случая. Христиане приписывают им проявле ние Божественного промысла, а К. Юнг в XX столетии создаёт «теорию синхронности»: невероятные совпадения встречаются в нашей жизни гораздо чаще, чем можно было бы предположить из рациональных соображений, а потому они являются результатом действия неизвестных сил вселенского порядка. • В социальных условиях, отрицательно воздействующих на созна ние, чувство судьбы особенно велико. Вот вывод, к которому [окончание cтраницы 292] _______________________ 1См. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Исходные допущения приходит В. Франкл на основании своих впечатлений от пребывания в немецком концлагере: «Узники лагеря боялись принимать решения и проявлять какую бы то ни было инициативу. Это проистекало из чувства, что находишься во власти судьбы и что не следует пытаться каким-то образом влиять на неё; вместо этого лучше позволить судьбе определять ход событий» 1. Известно также, что в экстремальных ситуациях увеличивается количество обращающихся к Богу даже из числа убеждённых атеистов. Представление о ничем не обусловленной случайности почти не встречается в истории мысли до XX в. Этого представления нет ни в античной философии 2, ни в средневековой теологии. Даже Новое время сохранило взгляд на случайность лишь как на проявление неведомых причин. Как отмечает Лейбниц, «все мудрецы согласны, что случай есть нечто только кажущееся, как и счастье: только незнание причин дает им обоим существование». Исходя из этого, Лейбниц формулирует «великое начало разумности»: ничто не совершается без причины или достаточного основания 3. Современная естественнонаучная методология, отказываясь от объяснений с помощью ссылки на какие-то сверхъестественные процессы или чудеса, по существу также выражает уверенность: все явления имеют рационально постижимые причины. Вот современная формулировка, уже упомянутая во вступлении: «Отказ от детерминизма, по сути дела, парализует науку, так как научное объяснение природы беспричинных явлений невозможно» ". Психологика лишь добавляет: отказ от детерминизма вообще невозможен для сознания — он парализует не только науку, но и любую другую сознательную деятельность, [окончание cтраницы 293] ____________________ 1 Франкл В. Доктор и душа. СПб, 1997, с. 206-207. 2 Античный хаос являет собой лишь исходную точку бытия, которую не надо даже пытаться понять или помыслить. «Понять хаос означает определить, отграничить, эйдетизировать, понять как космос. Но, значит, не понять как хаос», — пишет В. С. Библер (На гранях логики культуры. М., 1997, с. 37). Реально мыслимым для греков было представление о судьбе. 5 Лейбниц Г. В. Соч., 4. М., 1989, с. 334, 429. Психологика, повторюсь, трактует великое начало разумности» иначе, чем Лейбниц. Вслед за Юмом она ориентируется на субъективность процесса поиска причин. Но полагает, что для любого сделанного выбора (даже полностью случайного!) сознание человека обязательно найдёт разумную причину или достаточное основание. 4 Кармин А. С, Бернацкй Г. Г. Лекции по философии. Екатеринбург, 1992, с. 244, Ср.у М. Г. Ярошевского (Психология творчества и творчество в психологии. // Вопро-сы психологии, 1985, 6, с. 14): «Научное знание по своей природе является знанием детерминистским».
Раздел третий Наверное, одной из первых европейских научных теорий, включивших в себя идею случайности, была кинетическая теория газов. Но хотя в ней поведение элемента непредсказуемо (не детер-минировано), всё же детерминировано поведение класса элемен-тов в целом. Эта теория вызвала широкую полемику среди философов. Ещё труднее входила в жизнь статистическая термо- динамика. И всё же XIX в. приучил научное сообщество к идее стохастического детерминизма. На этой идее построено учение Ч. Дарвина. Начинают развиваться прикладные статистические исследования (статистика страхования, демографическая и сельскохозяйственная статистика). И всё же идея принципиальной случайности в природе прочно вошла в науку лишь в XX в. (вероятностное поведение электрона, случайные пробы в процессе научения у бихевиористов, бифуркации И. Пригожина и т. п. — к этой же тенденции можно отнести и введённое выше представление о буридановых проблемах). Случайность, однако, всё равно остаётся более формальной логической возможностью, чем субъективно переживаемым опытом. Поэтому учёные нашего столетия очень мощным сопротивлением встретили весьма робкое проникновение случайности в квантовую механику и молекулярную биологию! «Чувство детерминированности, -— пишет Г. Башляр, — это чувство фундаментального порядка, некое спокойствие духа» 1. А. В. Юревич, анализируя процесс научного объяснения, формулирует ещё убеждённее: «Стремление к причинно-следственно му восприятию мира действует на бессознательном уровне, ред ко рефлексируется человеком, но даже будучи отрефлексирова-но, остаётся «сильнее» его» 2. Вот типичное высказывание Л. Л. Гуровой, вроде бы принимающей идею случайности в научении: «В решении задачи могут иметь место хаотические пробы, действия «наугад», которые по отношению к самой задаче можно рассматривать как случайные. Если же мы примем во внимание отношение задачи к опыту человека, её решающего, то такой способ действий, по-видимому, окажется не случайным, а закономерным... Даже самое плохое решение по своим внутренним механизмам отличается от бросания игральной кости, но эти механизмы не всегда могут быть обнаружены» 3. [окончание cтраницы 294] __________________ 1Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987, с. 101. 2Юревич А. В. Психология научного объяснения. // Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993, с. 113. 3 Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976, с. 13.
Исходные допущения Два, может быть, самых выдающихся мыслителя начала XX в. отрицали случайные процессы в природе: 3. Фрейд говорит, что в области психического нет ничего произвольного 1; а А. Эйнштейн высказывает аналогичное представление для области физического. Сам Эйнштейн признавался, что им периодически овладевал «демон причинного объяснения». Вспомните его афоризмы о том, что Бог не играет в кости и что без веры во внутреннюю гармонию мира не могло бы быть никакой науки. Если даже с трудом и признаётся, как в квантовой механике, что окружающий нас мир в принципе (а не по нашему незнанию) подчиняется статистическим закономерностям, то всё равно одновременно признаётся и причинное воздействие — только уже не на сами события, а на вероятности их осуществления: «В квантовой механике мы встречаемся с парадоксальной ситуацией — наблюдаемые явления повинуются закону случая, но вероятность этих событий сама по себе эволюционирует в соответствии с уравнениями, которые по всем своим существенным особенностям выражают причинные законы»2 Человеческий ум стремится всё объяснять неслучайными причинами! • Гуманитарные науки исходят из того, что в тексте не бывает ниче го случайного (вспомните их установку на «совершенное единство смысла»). Представление о случайности как о мире без принципов появляется лишь в конце XIX в. — например, в текстах Ф. Ницше и С. Малларме. Однако подобные тексты выражают скорее пессимистическое мировоззрение: мир воспринимается не как ис ходный хаос, который никогда не имел никаких принципов, а как мир, утративший свои принципы. Спонтанность творчества дол гое время в истории человечества воспринималась просто как божественный дар. Непосредственно в художественное творчество случайность как технический приём по-настоящему проникает только в XX в. В середине века Дж. Поллок использует случайность при создании живописных произведений. Дж. Кейдж в 1952 г. создаёт алеаторику (от лат. alea —жребий) как осознанный приём при создании серьёзных музыкальных произведений 3. Стоит добавить: сегодня [окончание cтраницы 295] ________________________ 1Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990, с. 291. гБорн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973, с. 151. 3Правда, ещё в Древнем Китае учащимся для разработки предлагали музыкальные темы, построенные с помощью игральных костей, но, во-первых, жребий для древних не столь случаен, как для нас, а, во-вторых, так сочинялась не настоящая музыка, Раздел третий работы Поллока упали в цене на аукционах, да и алеаторику всерьёз воспринимают далеко не все выдающиеся музыканты. • Если кто-нибудь и провозглашал, что он верит в великую роль • Представление о прогнозирующей роли случайности до сих пор ____________________________ а задания для экзамена. Позднее некоторые музыканты баловались, сочиняя с помощью жребия простенькие пьесы на потребу публики. Моцарт, говорят, изобрёл целую игру с двумя игральными кубиками, цифровой таблицей и несколькими тактами музыки для сочинения вальсов — см. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976, с. 236-240. 1 Адамар Ж. Исследование психологии изобретения в математике. М., 1970. 2Максимы и мысли узника Св. Елены. СПб, 1995, с. 47. Стоит учесть, что для Наполеона после Ватерлоо признание роли случайности — это ещё и способ оправдать своё поражение. 3См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 196. 4В экспериментальной психологии известен многократно подтверждённый эффект Ирвина: в играх со случайным результатом люди приписывают большую вероятность появлению желательных явлений, чем нейтральных, и потому склонны переоценивать вероятность своего успеха (см. Irwin E. W. Stated expectation of word frequency as a variable affecting speed of recognition. III. Exp. Psycho!., 1954, 48, p. 106-122.) Исходные допущения весьма популярна—вспомните хотя бы «Пиковую даму» А. С. Пушкина. Игроки, увлекающиеся игрой в рулетку (например, Ф. М. Достоевский), создают собственные правила, хотя им хорошо известно, что случайный процесс нельзя предугадать. • Существуют и правила, общие для практически всех игроков. Так, • Социальные психологи, изучая поведение человека в обыденных • Э. Лангер продавала испытуемым лотерейные билеты (ценой 1 доллар), которые могли выиграть 58 долларов. Перед розыгрышем испытуемых просили назначить цену за свой билет. Испытуемые, которые сами тянули свой билет, просили за него в среднем около [окончание cтраницы 297] ___________________________ 1 Брунер Дж. Психология познания. М., 1977, с. 34. 2Poducka В. Understanding psychology and dimensions of adjustment. N.Y., 1980, p. 409. 3 Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987, с. 279. 4 Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процесс-сов. Л., 1980, с. 115.
Раздел третий 9 долларов, а те испытуемые, которые получили его от экспери-ментатора, — только 2 доллара. Таким образом, собственный выбор при вытягивании билета рассматривался участниками эксперимента как причина, влияющая на результат случайного события (что нелепо, если событие действительно случайно)1. • Идея случая, отмечает Ж. Пиаже 2, отсутствует в детском мышле •К этому же относятся и наблюдения над развитием речи у детей. При овладении речью дети имеют тенденцию применять обнару _______________________ 1См. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, 2. М., 1986, с. 110. 2Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
Исходные допущения рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах) 1. • В экспериментах В. А. Иванникова испытуемому предъявлялась случайная бернуллиева последовательность двоичных знаков, а испытуемый должен был после предъявления каждого знака этой последовательности предсказать, какой знак будет следующим. Анализ зависимости предсказания от предшествующих предъявленных знаков привел к такому резюме этих исследований: «Пытаясь предсказать очередной сигнал в бернуллиевой последовательности, человек ведет себя так, как будто он считает предъявляемую последовательность не случайной, а закономерной... Человек строит свои предсказания так, как будто он имеет дело не с последовательностью, независимой от своих собственных предсказаний («игра с природой» в терминах теории игр), а с последовательностью, которая меняется по воле активного партнера («игра с противником»)... При беседе после опытов испытуемые говорили, что им было очень трудно искать закономерность, которой руководствуется экспериментатор, выбирая очередной символ. Некоторые из них сообщали, что временами им «удавалось найти эту закономерность и начать подряд правильно угадывать как частые, так и редкие сигналы». Но тогда, мол, «экспери-ментатор сразу менял свою закономерность» 2. • Аналогичный результат получил Дж. Фельдман 3, который просил испытуемых предсказать, какая из двух букв (К или Р) появится на экране, одновременно сообщая экспериментатору все, что им приходит в голову в процессе решения этой задачи. Каждая буква появлялась в соответствии с таблицей случайных чисел: буква К с вероятностью 0,7 и буква Р — 0,3. Испытуемые, тем не менее, рассматривали такую задачу как интеллектуальную проблему и постоянно создавали гипотезы (например: сейчас появится «серия из буквы К» или «серия из двух букв К и одного Р», или даже предсказывали ещё более сложные серии). Хотя реальные события постоянно опровергали гипотезы испытуемых, тем не менее, предположение о существовании закономерности появления букв ими не [окончание cтраницы 299] ___________________________ 1 СлобинД. Когнитивные предпосылки развития грамматики. // Психолингвисти- ка. М., 1984, с. 186-195. 2 Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднас-тройка к движениям. М., 1978, с. 81-104. 3 Фельдман Дж. Моделирование поведения в эксперименте с двоичным выбо- ром. // Вычислительные машины и мышление. М., 1967.
Раздел третий отвергалось. Более того, многие испытуемые обвиняли экспериментатора в том, что он специально меняет последовательность чередования букв К и Р, чтобы ввести их в заблуждение и сбить с толку. • Сознание самостоятельно вносит закономерность и в любое предъявленное изображение. Вспомним законы гештальта: элементы изображения объединяются в осознаваемую фигуру не случайно. Даже если предъявленное изображение бессмысленно для испытуемых, они всё равно порождают фигуру, соединяя элементы изображения в связное целое: по фактору близости, или потому, что элементы симметрично расположены, или просто потому, что так связанные элементы образуют, как говорят гештальтисты, хорошую форму. В целом законы гештальта «свидетельствуют о стремлении восприятия к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации» 1. Вот как это поясняет Р. Арн-хейм. На рисунке: в центре пересекающихся линий одни люди видят белый круг, другие — квадрат, хотя изображения этих фигур в реальности не существует. Это и означает, что мы структурируем, т. е. приписываем закономерность, пустому полю. Другой пример: когда стрелки часов совпадают друг с другом (например, в полдень), то кажется, что большая стрелка, сцепленная с маленькой, застывает на месте и лишь затем в результате кажущегося скачка продолжает своё равномерное движение. Совпадение двух стрелок — самая простая структура, именно поэтому мы стремимся эту структуру удержать. Всё сказанное означает: элементы, случайно оказавшиеся пространственно расположенными в каком-либо простом (закономерном) отношении, осознаются как единое целое, а не как элементы, случайно расположенные вместе в пространстве. У. Феллер утверждает, что во время Второй мировой войны большинство англичан считали: гитлеровская авиация бомбардирует южный Лондон по заранее заданной ей схеме. Это убеждение было [окончание cтраницы 300] _________________________ 1 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 27, 65 и др. Исходные допущения связано с тем, что в одни секторы города бомбы попадали несколько раз, а другие остались вообще нетронутыми. Англичане усматривали в этом закономерность и на этом основании строили стратегию своего поведения во время бомбежек. Когда же эксперты поделили всю территорию южного Лондона на множество маленьких секторов площадью 0,25 кв. км, то оказалось, что соответствие распределения попадания бомб в эти сектора с распределением Пуассона оказалось поразительным, т. е. бомбы сбрасывались абсолютно случайно 1. • Принято считать, что игроки в баскетболе бывают с «холодными» или «горячими» руками. Игрок с «горячей рукой» — это игрок, который совершил серию удачных бросков. Предполагается, что у него больше шансов забросить мяч. Тренеры меняют стратегии своих команд, чтобы защититься от «горячих рук». Однако Т. Джилович, Р. Валлон и А. Тверски провели статистический анализ и доказали, что результат бросков, сделанных одним игроком, не зависит от успешности предшествующей серии бросков. Идея независимости (т. е. случайности попадания) вызвала резкое неприятие. Национальный баскетбольный комитет США был просто разгневан 2. Как мы увидим далее, ошибки имеют тенденцию к повторению, а значит, эффект «холодной руки» возможен. Однако данный пример важен не тем, есть ли на самом деле «холодные» или «горячие» руки. Удивляет другое: критики этого исследования не обсуждали корректность полученных данных, а действовали по принципу, высказанному чеховским героем: этого не может быть, потому что не может быть никогда — т. е. просто выражали неверие в случайность. Как показывают исследования, родители детей, страдающих заболеваниями крови, упрекают в этом себя или других, потому что убеждены: кто-то должен быть в ответе за судьбу ребенка. Жертвы насилия часто убеждены в том, что они сами отчасти спровоцировали его3. Людям, замечают психологи, после тяжелых ударов судьбы, затрагивающих их самих или их близких, нестерпимо думать об игре случая, о бессмысленности происшедшего и полном отсутствии контроля над ситуацией. Существуют экспериментальные данные о том, что люди и животные имеют тенденцию приписывать случайному успеху статус [окончание cтраницы 301] ___________________________ 1 Феллер В. Введение в теорию вероятностей и её приложения. М., 1967, с. 145. 2См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М, 1998, с. 146-147. 3См. ХекхаузенX. Мотивация и деятельность, 2. М, 1986, с. 110.
Раздел третий закономерности. Например, Б. Скиннер вырабатывает у животных оперантные условные рефлексы, когда какие-либо действия животного подкрепляются экспериментатором. Это, в соответствии с законом эффекта Торндайка, приводит к тому, что животное научается произвольно повторять эти действия. «Предположим, — пишет Скиннер, — что мы будем давать голубю небольшое количество еды независимо от того, что он делает. Когда пища предъявляется первый раз, он выполняет какие-то поведенческие реакции — и происходит обусловливание. Тогда более вероятно, что при предъявлении пищи снова будет наблюдаться то же самое поведение... Обычно данное поведение достигает частоты, с которой оно подкрепляется. В дальнейшем оно становит ся постоянной частью репертуара птицы, даже если пища предъявлялась в такое время, которое не связано с поведением птицы. Видимые реакции, которые были установлены таким образом, включают резкие наклоны головы, переступание с ноги на ногу, наклоны и шарканье ногами, повороты вокруг своей оси, неестественную походку» 1. Скиннер называет такое поведение суеверным. Он утверждает: подкрепление всегда что-то подкрепляет, поскольку неизбежно совпадает с каким-либо поведением животного. И если интервалы между предъявлением пищи невелики, то такая «суеверная» реакция проявляется почти мгновенно и сохраняется, даже если будет подкрепляться только изредка. • Психоаналитик Д. Винникот интерпретирует переживания малень • Г. Бейтсон описывает исследование А. Бейвеласа. Учитывая особенности этого эксперимента, я привожу текст дословно. Бейт-сон пишет:«Перед испытуемым ставят доску, на которой имеется несколько кнопок, и просят его найти правильный способ нажатия [окончание cтраницы 302] ___________________ 1 Скиннер Б. Ф. Оперантное поведение. // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986, с. 89-90. 2Зинченко В. П. Психология доверия. Самара, 1999, с. 23-24.
Исходные допущения кнопок. Ему сообщают, что после того как он нажмет их правильно, прозвучит звонок. Испытуемый начинает нажимать кнопки, и после того как он нажмет, скажем, 50 кнопок, раздается звонок. Тогда экспериментатор спрашивает его, знает ли он, как это де лать, и не повторит ли он это ещё раз. Испытуемый снова нажи мает кнопки, и после того, как он нажал около 45 кнопок, раздает ся звонок. Его снова просят повторить опыт, и звонок раздается, скажем, уже после 40 нажатий. Субъекту кажется, что он проделывает опыт всё лучше и лучше. Когда число нажатий кнопок уменьшается приблизительно до 20, Бейвелас прекращает эксперимент и говорит ему, что между кнопками и звонком нет никакой связи, что звонок только механически воспроизводит вероятностную гипотетическую кривую обучения. После этого испытуемый, как правило, пристально смотрит в глаза Бейвеласу и говорит, что тот обманывает его. Это, конечно, справедливо за исключением того, что субъект ошибается относительно той лжи, которую он приписывает Бейвеласу. Правда состоит в том, что Бейвелас лгал вначале, когда говорил испытуемому, что существует связь между звонком и кнопками. Субъект, однако, не зная этого, продолжает развивать свою теорию связи между кнопками и звонком — часто очень сложную теорию, со многими оговорка ми, например: «На этом этапе последовательности не следует нажимать кнопки очень быстро; если вы работаете слишком быст ро, то единственный способ исправить ошибку — начать всё сна чала» и т.д. Субъект абсолютно уверен, что всё им проделанное связано с построенной им теорией и что его опыт подтвердил ее. Существует, как я понял Бейвеласа, единственный способ рассе ять иллюзии испытуемого в отношении его теорий о кнопках. Он заключается в том, что испытуемому предлагают самому прове сти эксперимент на другом субъекте. Только проделав это и уви дев, что у второго испытуемого тоже возникли аналогичные, хотя и не тождественные, иллюзии, он понимает суть ситуации и убежда ется в правоте экспериментатора» 1. На мой взгляд, эксперимент Бейвеласа — убедительное свидетельство того, что ничем в реальности не подкреплённое убеждение в правильности собственных случайных действий приводит и человека, пользуясь термином Б. Скиннера, к «суеверному» поведению. [окончание cтраницы 303] __________________ 1 Бейтсон Г. Некоторые особенности процесса обмена информацией между людь-ми //Концепция информации и биологические системы. М., 1966, с. 174-175.
Раздел третий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.018 с.) |