Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы классификации в разных науках

Поиск

Опыт общения с представителями разных наук показывает: мате­матиков обычно интересует, из каких посылок выводится высказанное утверждение; физиков и других естественников — какое высказывание о мире из этого вытекает; практиков — какая в результате может быть создана технология (т. е. как это можно использовать). Мистики же всё [окончание cтраницы 106

____________________________

1 Гилилов И. М. Там же, с. 446.


Методологическое вступление

время заявляют, что они это утверждение заранее предчувствовали или что обо всём этом другими словами давно сказано в Писании. А гумани­тарии обычно спрашивают, как это соотносится с точкой зрения тех или иных авторов. Разумеется, разные способы познания связаны и с разли­чием в постановке и решении проблем. Различие в подходах отражает­ ся и на языке описания реальности.

Для примера сравним одни и те же психологические классифика­ции, которые могут быть сделаны на разных языках и, соответственно, по-разному обосновываться. В качестве образца, которому ни в коем случае не следует подражать, возьмём самую нелепую из всех извест­ных классификаций — классификацию животных, приписываемую X. Борхесом китайской энциклопедии под названием «Небесная импе­рия благодетельных знаний». На древних страницах этой энциклопе­дии, заверяет Борхес, написано — все животные делятся на: а) принад­лежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) со­сунков, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включённых в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) и про­чих, н) только что разбивших кувшин, о) похожих издали на мух 1... Поразительная невероятность этой классификации, использование в каждом случае нового и неожиданного основания обычно вызывает улыбку у читателя. Но разве лучше классификации, принятые в психо­логии? Рассмотрим известные примеры. В учебнике написано, что все познавательные процессы делятся на: а) внимание, б) ощущения, в) вос­приятие, г) память, д) мышление и е) воображение2. К. Юнг выделял четыре функции сознания: мышление, чувство, интуиция и ощущение. Какая из этих двух классификаций лучше вышеупомянутой китайской? Кто объяснит, по какому основанию они созданы? почему в этих спи­сках нет таких процессов и функций, как понимание или переживание! Или другой пример, восходящий к типологии акцентуаций К. Леонгарда и А. Е. Личко. Все подростки делятся на типы: 1) гипертимный, 2) циклоид­ный, 3) лабильный, 4) астено-невротический, 5) сенситивный, 6) психа­стенический и т. д.3 Можно ли утверждать, что эта классификация пред­почтительнее той, которую цитирует Борхес? Ответ на этот вопрос за­висит от того, на каком языке они сделаны. [окончание cтраницы 107]

_________________________

1 Борхес X. Соч., 2. Рига, 1994, с. 87. (Не зная испанского, я рискнул чуть-чуть Подправить перевод). Следует учесть, что даже эта классификация имеет смысл хотя бы как пример бессмысленной классификации.

2Общая психология. Учебник (под ред. А. В. Петровского). М., 1986.

3См. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.


Раздел первый

Логические классификации всегда подразумевают существова­ние строго формального критерия отнесения явления к классу. Поэто­му, если предложенные выше классификации строить как логические, то классифицируемые явления надо было бы, прежде всего, разделить на группы, различающиеся по одному параметру. При этом такое деле­ние должно охватывать все возможные явления с логической полнотой. Цицерон, например, вполне корректно делит все психические процес­сы (способности) по оси времени на memoria (память — способность, благодаря которой ум воспроизводит события прошлого), intelligentia (рассудительность — способность, благодаря которой ум удостоверяет­ся в том, что есть в данный момент), providentia (предусмотрительность — способность, благодаря которой ум видит, что нечто должно произойти ещё до того, как это действительно происходит)1. После деления явле­ний на группы по одному параметру можно продолжать деление внутри каждой из этих групп. Например, если выделен такой тип акцентуации подростков, как лабильность, то вначале следует разделить всех подрост­ков по этому параметру (т. е. на лабильных и нелабильных), а затем уже — внутри одной из выделенных групп или в каждой — выделять, скажем, гипертимных и (тогда уже!) гипотимных.

Если классификации психических процессов и акцентуаций счи­тать естественно-научными, то, как уже отмечалось, вначале следует сформулировать закон. Разные термины, входящие в формулировку за­кона, обозначают разные вещи. Например, сила, масса и ускорение, вхо­дящие в закон Ньютона, заведомо принадлежат разным классам. По­этому при построении указанных психологических классификаций надо было бы, прежде всего, сформулировать закономерности, общие для всех познавательных процессов или для всех акцентуаций. Затем для эмпи­рического обоснования различия следовало бы: а) или выявить зако­номерно проявляющиеся особенности подчинения представителей разных классов этим законам, т. е. показать, что разные процессы по-разному входят в формулировку общих законов — скажем, с разными коэф­фициентами, с разными граничными условиями или хотя бы с качест­венно разными результатами; б) или показать в опыте независимость явлений друг от друга — так в типологии Г. Айзенка измерения экстра­версии и нейротизма у разных людей статистически достоверно не кор­релируют друг с другом. Полученная в итоге эмпирически обоснован­ная классификация должна получить логическое (теоретическое) обо­снование. [окончание cтраницы 108]

______________________________

1См. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб, 1997, с. 35.


Методологическое вступление

Для практически полезной классификации нужно иное. Описа­ния учёных-практиков сообщают полезные алгоритмы действий для до­стижения желаемого эффекта, но сами по себе не позволяют оценить, почему эти алгоритмы оказываются эффективными. В практических тех­нологиях не следует искать логическую корректность, смысл или даже соответствие реальности. Поэтому классификация явлений для практи­ческой работы предполагает наличие разных алгоритмов действий с каждым классом явлений. Так, если выделить разные алгоритмы рабо­ты с людьми разных типов акцентуаций, то классификации К. Леонгар-да и А. Е. Личко являются практическими. Если приведённые выше клас­сификации психических процессов представляют собой дидактический приём изложения содержания курса психологии на лекциях ив учебни­ках или даже выступают как «риторический газ», которым преподава­тель заполняет время на лекции, чтобы студенты лучше запоминали фак­тический материал, то такая классификация, безусловно, полезна для практической деятельности преподавателя.

Гуманитарные классификации претендуют на то, чтобы воспри­ниматься как соотносимые с традицией и казаться большинству людей имеющими смысл. При этом они могут быть логически безукоризнен­ными, а могут таковыми не являться. Современная классификация пси­хических процессов правдоподобна (т. е. убедительна для многих), раз она кочует из учебника в учебник, опирается на античные и средневе­ковые традиции — во всём этом она является гуманитарной. А типоло­гия Айзенка подтверждается соответствием с типологией Гиппократа и обретает за счёт этого смысл как типология темперамента. В таком контексте типология Айзенка становится гуманитарной классификацией. В той мере, в какой научное сообщество начинает сомневаться в осмыс­ленности той или иной гуманитарной классификации, она постепенно теряет смысл.

Мистические классификации вообще не подлежат обсуждению. Их незачем обосновывать логикой, практикой или экспериментатикой, так как они не могут быть ими ни надёжно подтверждены, ни опроверг­нуты. Вот пример мистического текста В. А. Богданова: «Любой знак Зодиака и любая из 7 планет находят место в таких типологических координатах: Темперамент —- Венера — Телец, Весы; Опыт — Луна — Рак; Интеллект — Меркурий — Близнецы, Дева; Сознание — Солнце — Лев; Способности — Сатурн — Козерог, Водолей; Характер — Марс — Овен, Скорпион; Мотивация — Юпитер — Стрелец, Рыбы» 1. Я не знаю, [окончание cтраницы 109]

________________________

1Богданов В. А. Ясновидящая материя. Космология общества. СПб., 1995, с. 59.


Раздел первый

почему такова классификация психологических терминов в этой свое­образной модели. Я не знаю, чем интеллект в этой схеме отличается от способностей, как связаны между собой (и связаны ли) опыт и харак­тер. Ещё менее я понимаю, как на всё это влияют планеты (в том числе такие, как Луна и Солнце) и созвездия.

Объяснения автора лишь увеличивают состояние растерянности чи­тателя, если последний надеется найти какое-либо понятное обоснование. Вот как выглядит в этой же работе текст, объявленный Богдановым объяс­няющим: «Объяснение этому таково. Я предположил, что имеет смысл сопоставить возрастные периоды с линейной цепочкой развития пси­хических процессов и структур. Возраст крикливого Петуха увязывает­ся с эмоциональной фазой, возраст подражающей Обезьяны — с памя­тью, полемичной Козы — с мышлением и так далее до седьмого перио­да — до внимания. На то она и седьмая. Тогда становится естествен­ным рассматривать оставшийся набор подструктур в порядке, обратном их становлению, а также по два элемента кряду»1. Богданов, как это видно по другим фрагментам его книги, владеет и логикой, и чувством стиля. Тем более показательно, что приведённое им объяснение ничего не объясняет. Мистическую классификацию нельзя доказать, да и не нужно доказывать — её можно принимать только чувством, верой.

Логичность и доказательность текста мистиков сопоставима с логи­кой одного из современников Галилея, который отрицал наличие у Юпите­ра спутников по следующим весьма серьёзным основаниям: «В голове имеется семь отверстий: две ноздри, два уха, два глаза и рот; аналогично и в небесах две благоприятные планеты, две неблагоприятные, два светила и единственный Меркурий, — неопределенный и безразличный. Отсюда и из многих других аналогичных явлений природы, таких, как семь метал­лов и пр., которые было бы утомительно перечислять, мы заключаем, что число с необходимостью должно равняться семи. Кроме того, евреи и другие древние народы приняли разделение недели на семь дней и на­звали их по семи планетам; если теперь мы увеличим число планет, вся эта система падёт». Впрочем, подобные рассуждения являются типич­ным ораторским приёмом и в XX в. Например, лидер борьбы за незави­симость Индонезии Сукарно так завершил одно из своих самых главных выступлений в 1945 г.: «У ислама пять главных заповедей, у нас на руке пять пальцев, у нас пять органов чувств, в «Махабхарате» пять героев. И принципов, на которых мы построим наше государство, также пять» 2. [окончание cтраницы 110]

____________________________

1 Богданов В. А. Ясновидящая материя. Космология общества. СПб, 1995, с. 60.

2Цит. по кн. Капица М. С, Малетин Н. П. Сукарно. Политическая биография М.,
1980, с. 84-85.


Методологическое вступление

Мы должны всегда знать, какую классификацию строит автор, чтобы не требовать от этой классификации более того, чем в ней есть. Так, в этой книге выделены различные подходы к познанию: мистиче­ский, практический, естественнонаучный и гуманитарный. Такое члене­ние является, в первую очередь, типично гуманитарной классификаци­ей. При обосновании этих взглядов я чувствовал необходимость постоян­но ссылаться на авторитеты и демонстрировать знание других точек зре­ния (поэтому столь много в тексте цитат), а также старательно опирался на достаточно традиционную классификацию наук — всё это, как уже отмечалось, является необходимым компонентом гуманитарного обо­снования. Однако предложенная классификация имеет также и практи­ческое значение. Она побуждает исследователей различать принимае­мый ими способ обоснования и, тем самым, сокращает объём бесплод­ных дискуссий (особенно с психологами мистической ориентации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.008 с.)