Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие решения в детерминированной и случайной средеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тезис: люди быстрее и эффективнее решают задачу, формально имеющую одинаковое решение и в случайной, и в детерминированной среде, если эта задача сформулирована как детерминированная. Основная трудность в экспериментальной проверке этого утверждения — создание такой задачи, которая имела бы одинаковое решение при установке испытуемых на детерминированную среду и при их установке на случайную среду. В своём первом в жизни экспериментальном исследовании мне отчасти удалось преодолеть эту трудность 2. В первой серии эксперимента испытуемым предъявлялись последовательности двоичных знаков с заданием для каждой: «В течение 5 минут найти правило построения этой последовательности, позволяющее продолжить её сколь угодно далеко». Тем самым у испытуемого создавалась установка на то, что каждый элемент последовательности находится на своём месте строго по заданному правилу, что в предъявленной последовательности заведомо нет ни одного случайного элемента, т. е. что сама задача имеет строго детерминированное решение. (Например, испытуемым предъявлялась последовательность: 01100101001001001000100100... Решение состоит в разбиении этих знаков следующим образом: 01 10; 01 0 10; 01 00 10; 01 000 10...) Во второй серии эксперимента испытуемые должны были за те же 5 минут найти максимальную по числу знаков группу двоичных цифр, повторенную без изменений в разных местах последовательности не менее трех раз. Это задание допускает наличие в ряду «шума», т. е. случайных знаков, появление которых можно не объяснять и на которые [окончание cтраницы 306] ____________________ 1 См. Рокотова Н. А. и др. Моторные задачи и исполнительная деятельность. Л-. 2 Аллахвердов В. М. Преобразование алфавита и мышление. // Вопросы общей И
Исходные допущения можно не обращать внимания. (Для примера: в приведённой выше последовательности правильным решением является выделение одной из двух групп знаков, повторенных без пересечений три раза, а именно: 100100 или 010010.) В середине каждой серии испытуемым предъявлялась одна и та же контрольная последовательность: трижды подряд повторенный на бор из 14 двоичных знаков. Точное выполнение заданий обеих серий должно было привести к одинаковому решению: к выделению регуляр но повторяемой последовательности в 14 знаков — это и есть как заданное детерминированное правило, так и группа из максимального числа знаков, трижды подряд повторенных в этой последовательности. В первой серии 17 испытуемых (из 21) определили этот ряд как периодическую последовательность в 14 знаков менее чем за 2 мин. Четверо испытуемых за отведенное время с заданием не справились. Во второй серии участвовало только 9 испытуемых, из них только один нашел максимально повторяющуюся группировку в 14 знаков за 4 мин. 20 с. Остальные 8 за отведенные 5 минут так и не дошли до этого максимума. Различие столь разительное, что для уверенного утверждения о преимуществе «установки на детерминированность» не требуется даже увеличивать число испытуемых. Но когда я спрашивал психологов, не знакомых с этим экспериментом, в какой серии, на их взгляд, будет получено более эффективное решение, большинство достаточно уверенно отвечало, что во второй... Так что, полученный результат должен выглядеть неожиданным для научного сообщества. NB. Более важным для дальнейшего результатом этого исследования (и, признаюсь, неожиданным для меня как экспериментатора) было другое. По комментариям испытуемых, в процессе решения выяснилось, что в разных сериях они приме-няют разные стратегии решения задачи. Все они группируют какие-то знаки, стоящие вместе в предъявленной последовательности, а далее оперируют ими как отдельными знаками большего алфавита. Так, в приведенной выше последовательности: 01100101001001001000100100... за отдельные элементы принимаются разные сочетания знаков, например - 10, 000 или 1001. Но обнаружилась разница: при «установке на детерминированность» испытуемые прежде все го обращают внимание на редкие для данной последовательно сти сочетания знаков (в нашем примере 11 или 000), а при установке на выделение группы знаков из «шума» — на наиболее [окончание cтраницы 307]
Раздел третий частые сочетания знаков (10 или 1001)1. Это эмпирически обнаруженное явление кажется логичным: если ни один знак не случаен, то наиболее редкое сочетание знаков также не случайно, а потому, как «узел» в головоломке, в первую очередь требует к себе особого внимания; если же заведомо известно, что некоторые знаки могут стоять в ряду случайно, то редкими сочетаниями знаков разумнее всего вначале пренебречь. Сказанное можно пояснить примером. Допустим, ученый проводит серию экспериментов: а) по проверке гипотезы о строго детерминированной закономерности; и б) по проверке гипотезы о статистической закономерности. В первом случае, если гипотеза, в основном, подтверждается, то его прежде всего будут интересовать те редкие случаи, когда результат эксперимента ей не соответствует: прежде всего, он начнёт искать погрешности в методике, технические неполадки и т. п., чтобы объяснить загадочное для него отклонение данных. Во втором случае, когда он знает, что за счет не контролируемых в эксперименте факторов результат этого эксперимента имеет статистическую природу, он практически не обращает внимания на те данные эксперимента, которые сильно расходятся с остальными. Более того, если они уж очень сильно расходятся со всеми другими данными, то ученый даже имеет право не включать их в обработку при статистическом анализе. Итак, сознание человека направлено на то, чтобы угадывать правила, по которым с ним играет природа. Оно постоянно ожидает события, которые вытекают из этих правил. Человек не может сознательно представить себе не только того, что этих правил нет, но и того, что их хотя бы иногда нет, т. е. действительно не знает о случайности. И такое свойство сознания способствует как поиску наилучшего решения буридановых проблем, так и более эффективному познанию реальности. Философы долго доказывали друг другу, что беспричинных, т. е. абсолютно случайных, событий не бывает. С точки зрения закона Юма, спор между индетерминизмом и детерминизмом — не более чем игра ума, эквивалентная рассуждениям о том, каким представляется мир слепому от рождения человеку. Из этого не следует, что детерминизм ложен. Просто закон Юма ничего не говорит о том, каков на самом деле мир. Человек может прийти [окончание cтраницы 308] ______________________ 1Поэтому, кстати, испытуемые, решая приведенную выше задачу с установкой на детерминированность, испытывают определенные затруднения, так как удвоение единиц оказывается уникальным сочетанием знаков, на который обращается основное внимание, хотя данное сочетание несущественно для нахождения правила построения последовательности.
Исходные допущения к выводу, что детерминизм логически недоказуем, и назвать свое мировоззрение индетерминизмом, но ни один человек в здравом уме и трезвой памяти реально помыслить беспричинность не может. Это напоминает философские пируэты, восходящие к Юму, Канту и ряду других классиков философии. Вот, например, как такой пируэт исполняет кантианец А. И. Введенский: «Если наш ум невольным образом представляет себе всё происшедшее насквозь подчиненным закону причинности (а наш ум, несомненно, так и поступает), то из этого ещё не следует, чтобы оно и на деле было таковым... В том, что события не сполна подчинены закону причинности или даже вовсе ему не подчинены, нет ничего немыслимого, хотя и нет никакой необходимости» 1. Тем не менее, я не отрицаю онтологический статус причинности. Речь идёт только о том, что эта тема лежит за пределами психологического анализа. Рассуждения о том, каков мир вообще, просто не входят в компетенцию психологики. Хотя она и признаёт, что детерминистский взгляд на мир — неизбежное свойство сознания. Повторюсь: человек может сконструировать представление о случайности как о логической возможности. Так же, как он может сконструировать представление, что, кроме него, в мире никого и ничего не существует. Но его реальное поведение будет всегда противоречить и индетерминизму, и солипсизму. Человек умеет жить в случайной среде — т.е. в среде, где хотя бы некоторые события непредсказуемы, но не потому, что они для него действительно случайны, а потому, что он вынужден думать, будто причины и взаимосвязь между событиями ему пока неизвестны. Хотя они, полагает он, конечно же, существуют. Подведём итоги. Психологика в качестве идеализированного объекта выбирает представление об идеальном мозге. Это значит, что мозг в теории рассматривается как система, автоматически перерабатывающая всю поступившую информацию, выделяющая в ней все имеющиеся закономерности и на их основе планирующая (в соответствии с заданными критериями) поведение управляемого им организма. Иначе говоря, мозг рассматривается как идеальный вычислитель (или, если Угодно, как идеальный логик и математик 2). [окончание cтраницы 309] _______________________ 1 Введенский А. И. Статьи по философии. СПб, 1996, с. 59. 2Напомню вступительные предуведомления: логико-математические науки претендуют лишь на формальную правильность (непротиворечивость) своих утверждений, а не на их истинность. Сравнение идеального мозга с идеальным вычислителем обозначает лишь, что мозг как автомат работает безупречно правильно, т. е. не совершает ошибок в выполнении тех операций, которые осуществляет по заранее заданным правилам (или, что одно и то же, по законам физиологии). Раздел третий
Всеми структурными ограничениями на мозг в теории можно пренебречь. Те ограничения на преобразования информации, с которыми мы реально сталкиваемся в жизни или в эксперименте, следует объяснять исключительно логикой процесса познания. Человеческий организм в целом идеально предназначен для этого. Основная функция мозга — переработка информации с целью познания реальности. Другие функции мозга хоть и являются необходимыми, тем не менее, могут рассматриваться только как обеспечивающие эту главную функцию — т. е. как вспомогательные. Примером вспомогательной функции может служить обеспечение жизнедеятельности организма, ибо, если это обеспечение не осуществляется, мозг не будет способен ни получать, ни перерабатывать информацию, поелику просто не будет существовать. Все операции по переработке информации мозг способен легко выполнять автоматически, для этого ни психика, ни сознание не нужны. Психика же без мозга, как и без организма в целом, существовать не может. В частности, она не может без мозга владеть какой-либо информацией или как-нибудь ее перерабатывать. Психика не проверяет правильность вычислений, осуществляемых мозгом, да она и не способна этого делать: вычисления производит мозг, а не психика. Если надо сложить 7 и 8, то только мозг может получить в результате 15 (или, если нужно, 16). Психика только пользуется результатами вычислений. Однако раз возникнув, психика начинает далее функционировать по своим собственным законам, не объяснимым физиологическими причинами, хотя, разумеется, не противоречащим законам физиологическим. Психика инодетерминирована мозгом. Идеальный мозг часто попадает в буриданову ситуацию, где имеющиеся у него критерии не дают возможность выбрать наилучший вариант предсказания будущего развития событий, а следовательно, и наилучшее поведение. В такой буридановой ситуации протекают про-тосознательные процессы: из всех возможных вариантов ожиданий случайным образом выбирается любой вариант; случайный выбор, однако, трактуется не как случайный, а как закономерный (закон Юма). Предполагаемая закономерность задаётся специальному механизму — сознанию — как догадка о причинах, действующих в реальности. Вероятность правильного угадывания, разумеется, ничтожно мала, но ошибка не ухудшает стратегию случайного выбора. Зато удача может принести фантастический успех. [окончание cтраницы 310] Раздел четвертый
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.007 с.) |