Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О связи сознательных процессов с познавательнымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь психической и сознательной деятельности с познавательной явно или неявно отмечается почти всегда. С историко-психологи-ческой точки зрения, не столь уж удивительно, что связь психики и познания объявляется ключевой. Вот как писал У. Джеймс: «Я отрицаю сознание как сущность, но буду настаивать на его значении в качестве функции... Функция эта — познание» '. В самых разных словарях психика, по существу, определяется как такая способность, которая делает познание возможным (не будем при этом обращать внимания на то, что обычно эти определения не очень складны). В одном из психологических словарей, например, можно прочесть такое определение: «Психи ка — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности» 2. Переведем на понятный язык: высокоорганизованная материя — это, очевидно, мозг; слова «субъект» и «особый» следует исключить из определения, так как «субъект» создает круг в определении, а «особый» делает определение неопределенным; уберем и «свойство, являющееся формой», так как оно не означает ничего; учтем, что сознание отражает не только объективную, но и субъективную реальность. В итоге получим: психика — это то, с помощью чего мозг отражает реальность 3. В философских же словарях, с которыми были хорошо знакомы авторы цитируемых определений, отражение реальности (да ещё в форме субъективных образов, понятий и т. п.) называется познанием... [окончание cтраницы 257] ____________________________ 1 1Джеймс У. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии, 4. М., 1913, с.10З-104. 2Психологический словарь (под ред. В. В. Давыдова и др.). М, 1983, с. 286. Ср. 3 Платонов К. К.. Голубев Г. Г. Психология. М, 1977, с. 6, где почти так и написано: «Психика — это отражение мозгом реальной действительности».
Раздел третий Все живые организмы имеют цель. Существует и популярная пусть и не слишком удачная, формулировка возможной цели — выжи-вание 1. Психологи, заявляющие (с постоянством, достойным лучшего применения), что основная и единственная потребность любого организма — выжить, и тут же, противореча самим себе, начинают говорить о независимой потребности познавать. Без познания ни одно живое существо не может существовать. Древние говорили: правильное познание предшествует достижению человеком любой цели 2. Даже для того чтобы поесть, хищник должен иметь образ поедаемых им зверей, уметь предсказывать (экстраполировать) их движение во время погони и т. п. Пусть многое уже заложено в генетическом аппарате человека, но формированию образов и предсказанию поведения он учится всю жизнь. Ведь заранее не может быть известно, чему необходимо научиться. Особенность познавательной деятельности заключается в том, что познание должно идти непрерывно, как бы впрок, независимо от ка ких-либо сиюминутных задач. В итоге познание — средство для достижения любой заданной организму цели — начинает протекать независимо от этой цели. Таким образом, даже если искать биологическое обоснование познанию, стоит признать: однажды начавшись, познание должно далее развиваться самостоятельно, по своим собственным законам. Ранее3 я назвал процессь!, которые начинаются по одним причинам, а развиваются (продолжается) по другим, инодетерминированным. Исходная (инодетерминирующая) причина запускает процесс, она может и в дальнейшем оказывать на этот процесс какое-то влияние, но, в основном, последующий ход процесса определяется иными причинами. Например, мы открываем бутылку шампанского по одним причинам, а пена из открытой бутылки выливается по другим; запуск космического спутника на орбиту имеет одни причины, а последующее сгорание этого спутника в атмосфере Земли — другие. Зачатие и развитие организма также детерминируются разными причинами. Инодетерминированно развивается наука: хотя последующий научный результат и возникает вследствие предшествующего, но не предопределён им. М. А. Розов поясняет [окончание cтраницы 258] _________________________ 1 Выживание как цель организма понимается биологами крайне абстрактно и туманно — см. обзор: Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 251 и сл. В частности, смерть трактуется не как неудача в достижении этой декларированной цели, а как эффективный способ выживания. 2 «Капля логики» — учебник логики Дхармакирти. II Щербатской Ф. И. Теория 3 Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 282.
Исходные допущения сравнением развития научного знания со своеобразным производ-ственным конвейером, где каждому следующему рабочему попадает не сновной, а побочный продукт деятельности: «Например, один рабо чий обтачивает деталь, но следующему она не нужна, а нужны только опилки; он тщательно сметает и собирает их, а третьему рабочему, оказывается, нужна только щетка, которая при этом наэлектризовалась» 1. Когда А. Н. Леонтьев, отчасти вторя В. Вундту, говорит о сдвиге мотива на цель, то он, по существу, говорит об гшодетерминации: уче ник читает книгу, чтобы сдать экзамен, и лишь постепенно, по Леонтьеву, мотив деятельности сдвигается на цель, и ученик начинает читать книгу, чтобы её прочесть 2. Таким образом, детерминация поведения, связанная с необходимостью сдать экзамен, преобразуется в желание прочесть книгу. Какова бы ни была изначальная генетически заложенная цель организма, она лишь инодетерминирует познавательную деятельность, т. е. задает её начало, но не определяет дальнейшее развитие. Любопытно, что взгляд на познание как на самоцель отстаивают многие религиозные мистики. Они говорят, что духовной целью человека является познание Бога. Поскольку для них Бог есть Истина, т. е. подлинная реальность, то познание Бога тождественно познанию реальности. Ибн ал-Араби — один из самых глубоких мистиков мусульманства — при шел в результате данного ему откровения к пониманию Величайшей Тайны, которую, по его мнению, можно раскрывать только Посвященным: Бог создал мир, чтобы посмотреть на самого себя глазами человека. В той или иной форме о человеке как способе самопознания Бога говорили и Рамакришна, и христианские мистики 3. Об этой же Тайне, с таким же почти мистическим откровением, говорят и некоторые учёные на почти научном языке. Вот как, напри-мер, об этом пишет В. Б. Швырков: «Человечество в целом вышло на [окончание cтраницы 259] __________________________ 1Розов М. А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977, с.18. 2Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 510 и сл. 3Ни в коей мере не претендую на сопоставление своих ощущений с духовным подвигом великих мистиков, но нечто подобное я пережил в конце 60-х гг. в горах Кавказа, когда почувствовал,что проник в величайшую тайну: природа в своем разви- специально создала человека для самопознания. Это ощущение сопровождалось мощным эмоциональным подъемом и ложным предчувствием, что сама природа тайну эту столь тщательно скрывает, что, наверное, погубит меня во время дальнейших гор-ных переходов. Хотя сегодня я отношусь к этому «откровению» примерно как к фразе «повсюду пахнет нефтью», тем не менее, отдаю себе отчет, что именно подобное мис-ское переживание пытаюсь реализовать в демистифицированном виде при построении психологики.
Раздел третий прямое соотношение со Вселенной, так как накапливает всё больше информации о Вселенной и её эволюции. Хотя эта информация может храниться в книгах или в памяти вычислительных машин, её получе ние и использование осуществляется людьми, которые, следовательно отражают эволюцию Вселенной в специализации своих нейронов. Возможно, что к моменту тепловой смерти Вселенной (или раньше) человечество, именно в совокупной специализации своих нейронов, отразит всю информацию об эволюционирующей Вселенной, и это совокупное знание станет её «инобытием»1. Это инобытие Швырков связывает с мистической точкой Омега, к которой, по Тейяру де Шардену, стремит ся человеческая эволюция. Познавательные процессы ннодетерминируют сознание, они открывают сознанию его содержание, хотя в дальнейшем сознание мо жет развиваться по самостоятельным законам. Если какие-то факты осознаются, то это значит, что они порождены познавательными процессами, приводящими к возникновению сознания (ранее такие процессы мы договорились называть протосознательными). Будем считать, что только протосознательные процессы имеют возможность вводить в работу механизма сознания непосредственную информацию о внешнем и внут-реннем мире — само сознание как осознаваемое явление этого де лать не умеет. Это соответствует интроспективному опыту, выявленно му в вюрцбургской школе: детерминация мыслительного процесса не осознаётся — осознаётся лишь результат этого процесса. Процесс познания сложен и насыщен головоломками. Любители философии хорошо знают, какие муки испытывали гносеологи, пыта ясь дать логически непротиворечивое описание познания. Вот только несколько вопросов, которые доводили философов до отчаяния: как субъект может формировать понятия о том, с чем никогда не встречался в опыте — например, о равенстве, бесконечности, боге?; как он умеет соотносить свои субъективные модели мира с реальностью, которая в сознании дана ему, однако, только в виде всё тех же субъективных моделей?; как может отождествлять нетождественное (например, слово «ЯБЛОКО» и реальное яблоко) и различать неразличимое (например, услышав слово «ТРУБА», понять, что речь идет о водосточной трубе, а не о музыкальном инструменте)?.. Наконец, субъект способен к обучению, а значит, ему должны быть изначально заданы критерии, позволяющие оценивать эффективность обучения, — какие это критерии? Откуда [окончание cтраницы 260] ______________________ 1Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., 1995, с. 153.
Исходные допущения они взялись? и т.д. Полностью удовлетворительного логического ре-шения этих (и многих других) головоломок до сих пор не найдено, хотя такое решение должно существовать, ибо субъект их решает. Люди умели познавать задолго до собственных раздумий о том, как они умеют это делать. Психологика утверждает предназначение психики: психика как логическая система необходима для того, чтобы решать любые голо-вочомки и парадоксы, возникающие в процессе познания, — даже та кие которые после тысячелетних, не слишком удачных попыток их распутывания ставят в тупик и лучших современных гносеологов. Есть большое сходство между неразрешимостью гносеологиче ских проблем и неразрешимостью проблем психологической науки. Правда, признание общности по отрицательному результату опасно. Сравните: Молла Насреддин утверждал, что в старости он остался таким же сильным, ка ким был в молодости — потому, что в старости ему не поднять тот же камень, который он не смог поднять юношей. (Впрочем, к анекдотам о Насреддине стоит относиться с большим почтением — они создавались мусульманскими суфиями и являют собой высшую мистическую мудрость). И всё же убеждён: подлинная психологическая теория должна в принципе разрешать все гносеологические головоломки. Идеальный мозг Итак, для того чтобы познавать, необходимо вначале уметь познавать. Это умение должно предшествовать познанию. Мозг должен иметь какие-то изначально заложенные программы переработки информации. Эти программы, считает психологика, определяют течение про-тосознательных познавательных процессов, в свою очередь порождающих (инодетерминирующих) сознательную деятельность. Разумеется, психологика не может непосредственно изучать ни физиологические, ни протосознательные процессы — они определяются врожденными алгоритмами, к которым на уровне психологического исследования нет прямого доступа. Тем не менее, сознание должно подчиняться закономерностям своего прародителя — протосознания, а следовательно, сами эти закономерности должны проявляться и в психологическом эксперименте. Мозг по сложности сопоставим со Вселенной. Неудивительна популярность сопоставления мозга с самым совершенным компьюте-ром, какой только можно себе вообразить, умеющим решать алгорит-мизируемые задачи любой трудности. Ведь уже для того, чтобы ребе-нок поймал летящий мяч, мозг ребенка должен уметь быстро совершать [окончание cтраницы 261]
Раздел третий операции, которые описываются моделями, сравнимыми по сложности применяемого математического аппарата с вычислениями при управлении полетом космического корабля. Впрочем, математическая модель поведения любого физического объекта (брошенного вверх камня, отскакивающего от стола шарика для пинг-понга и пр.) также достаточно сложна. Из этого, разумеется, не следует, что камень или шарик для пинг-понга рассчитывают своё движение по законам ньютоновской (или какой иной) механики. Но мозг обладает особенностью, отличающей его от других физических объектов: он сам принимает решения и способен к самообучению. Для этого мозг должен уметь обрабатывать информацию. Робкое представление об уникальных вычислительных возможностях мозга дают математические модели простейших физиологических процессов. Если допустить, что эти модели адекватны реальности, то все предполагаемые в них весьма изощренные вычисления реально описывают то, что делает мозг (а иногда — и отдельный нейрон). Для описания принятия решения мозгом приходится использовать сложнейший математический аппарат, включая самые совершенные методы статистической обработки информации. Создаётся даже впечатление, что обсуждаемые в физиологической литературе математические модели мозга если чем-либо и ограничиваются, то только теми разделами математики, с которыми знакомы авторы публикаций. Авторы не приписывают мозгу разве что такие математические возможности, о которых сами не имеют ясного представления. Психологика принимает в качестве идеализации допущение, что ограничения на возможности психики и сознания по переработке информации определяются исключительно логикой познавательной деятельности. Тем самым она исходит из того, что для такого компьютерного гиганта, как мозг 1, любые вычисления не составляют особого труда, не требуют сколько-нибудь значительных затрат энергии. И при этом ни на объем воспринимаемой мозгом информации, ни на объём её хранения в памяти, ни на скорость её восприятия и переработки не наложено никаких существенных физических или физиологических ограничений. Поскольку трудно определить, что является существенным ограничением, психологика разрубает этот гордиев узел допущением, что на возможности мозга не наложено никаких ограничений. [окончание cтраницы 262] ____________________ 1Дж. Лилли рассматривает человеческий мозг как «гигантский биокомпьютер, в несколько тысяч раз более сложный, чем любая вычислительная машина» — см. Лилш ДЖ. - Программирование и метапрограммированис человеческого биокомпьютера. Киев, 1994, с. 36. Эта позиция соответствует вводимому представлению об идеальном мозге.
Исходные допущения Разумеется, такое допущение заведомо неверно — какие-либо огра-ничения в действительности наверняка существуют. Например, скорость прохождения сигнала по нервному волокну измерима и явно конечна, т.е. ограничена. Так, наибольшая частота, с которой клетка или аксон способны генерировать импульсы, составляет около 800 импульсов в секунду (однако эта предельная частота не требуется — более обычна, даже для сильно активированных нервных волокон, частота 100-200 импульсов в секунду)1. Г. Гельмгольц первым измерил скорость распространения нервного возбуждения по волокну. При комнатной температуре она оказалась равной 25-30 м/с. (В 1850 г. он сообщил об этом на заседании физического общества в Берлине). Таким образом, речь идет хоть и о большой, но все же отнюдь не о бесконечной скорости. Тем не менее, это ограничение вряд ли имеет хоть какое-нибудь прямое отношение к психическим процессам2. Сам Гельмгольц, в частности, вводит представление о почти мгновенных бессознательных умозаключениях — и это его утверждение никак не связано с измеренной им скоростью. Можно привести и другие примеры очевидных ограничений, наложенных строением организма на психику и сознание. В достаточно изящном эксперименте было, например, продемонстрировано влияние весьма неожиданного анатомического ограничения на возможности психической деятельности. Оказалось, что рельеф ушной раковины связан с точностью локализации звуков в пространстве. Один из испытуемых весьма слабо определял местоположение источника звука в вертикальной плоскости. Однако его способность к локализации резко улучшилась при прослушивании им звуков, зарегистрированных в слуховом проходе других испытуемых. Так выяснилось, что локализация звука в пространстве зависит от физических характеристик ушной раковины, а не от каких-либо психических способностей испытуемого 3. Итак, конечно же, допущение об отсутствии ограничений есть Реализация. Утверждение о неограниченных возможностях мозга означает лишь то, что реальными ограничениями, наложенными на мозг, [окончание cтраницы 263] __________________ 1См., например, Хыобел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990, с. 26-28. 2Любопытно, что разные авторы называют различные скорости, обнаруженные Гельмгольцем. По мнению Л. В. Соколовой, она равна примерно 120 м/с. (Соколова Л. В. Раз витие учения о мозге и поведении. СПб,1995, с. 82). П.Фресс говорит об измерен-ной Гельмгольцем скорости, равной 50 м/с. (ФрессП. Развитие экспериментальной психологии. II Экспериментальная психология (под ред. П. Фресс, Ж. Писаке.), 1. М., 1966,с.23), а И. М. Сеченов — о 30 м/с. (СеченовИ. М. Избр. Философские и психологи-ческие зведения. М., 1947, с. 364). Такой разнобой лишь подчёркивает, что конкретнаявелчина скорости не имеет значения для изучения психики и поведения. 3См. Альтман Я. А. Локализация движущегося источника звука. Л., 1983, с. 15-16.
Раздел третий можно спокойно пренебречь, когда речь идет о психике и сознании. Тем самым предлагается рассматривать не реальный, а идеальный мозг. Те ограничения на скорость или объем переработки информации, которые обнаруживаются в психологических исследованиях, должны объясняться не физиологией или анатомией центральной нервной системы, а логикой психической деятельности. Психологика тем самым постулирует: логика познавательной деятельности накладывает на информационные преобразования в психике и сознании ограничения, которые настолько мощнее физиологических ограничений, что последние не следует использовать для объяснения психических явлений. Целесообразность введения идеального мозга в качестве идеализированного объекта теории в принципе не может быть ни доказана, ни опровергнута опытным путем. Известно, скажем, огромное количество данных, которые, казалось бы, говорят о влиянии физиологических ограничений на возможности психики. Достаточно напомнить, что мозговые нарушения приводят к серьезным психологическим сбоям и ограничениям в возможности информационных преобразований. Но все эти наблюдения не могут опровергнуть идеализацию. Эти данные говорят лишь о том, что для нормального протекания психических процессов требуется нормальное функционирование мозга. Вряд ли такое понимание выглядит совсем уж неестественным. Поясним это метафорой: отключение компьютера от источника питания или сбрасывание его с Эйфелевой башни снизит возможности компьютера по переработке информации до нуля, но из этого не следует, что характеристики работы компьютера (например, объём памяти или быстродействие) зависят от источника питания или высоты башни. Сходную метафору использует Р. Грегори, который заметил, что если у радиоприемника отпаять сопротивление, и он после этого начнет свистеть, то это ещё не означает, что данное сопротивление можно назвать «центром торможения свиста» 1. Допущение о неограниченных возможностях мозга предполагает, что мозг автоматически выделяет вообще все возможные закономерности в предъявляемых сигналах на протяжении всей жизни организма. Хотя [окончание cтраницы 264] __________________________ 1Цит. по кн.: Арбиб М. Метафорический мозг. М., 1967, с. 24. Популярный среди психологов и физиологов анекдот хорошо пародирует противоположное мнение. Суть анекдота — в экспериментальном доказательстве того, что таракан слышит ногами-ставим таракана на стол и постукиваем по столу пальцем — таракан пугается стука и пытается убежать. Затем отрываем таракану ноги и снова постукиваем по столу - теперь таракан не пытается убежать, значит, не слышит этого стука. Тем самым доказано: таракан не способен слышать без ног, следовательно, он слышит ногами.
Исходные допущения это утверждение заведомо неверно (оно относится к идеальному, а не реальному мозгу), тем не менее, его принятие означает, что в теории все процессы, связанные с нахождением закономерностей — формирование и распознавание образов, конструирование понятий, решение задач и т.п. — осуществляются мозгом автоматически. Т.е. все эти процессы не являются сознательными до тех пор, пока с созданными образами, понятиями и решениями не начнёт работать специальный механизм, включающий работу сознания. Мозг анализирует поступающие сигналы и обнаруживает регулярность их поступления во времени и пространстве. «Существует множество экспериментальных данных, доказывающих, что мозг ожида ет поступления регулярного сигнала. Мозг (организм) непрерывно строит закономерное описание среды и своего поведения,, моделируя то, что, как он ожидает, вот-вот должно произойти, предвосхищая то, что он вот-вот должен будет сделать. Если закономерность статистическая, то и ожидания носят статистический характер. Так, если при выработ ке условного рефлекса одно определенное действие собаки положитель но подкреплять в 70% случаев, а другое — в 30%, то собака придёт к тому, что будет в 70% случаев выполнять первое действие, а в 30% — второе. Более того, при вероятностном подкреплении рефлекс оказывается даже более стойким по отношению к угасанию 1. И, вообще гово ря, ни для нахождения закономерности, ни для организации собственно го поведения сознание не нужно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.01 с.) |