Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как процесса наращивания пресуппозицийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс осознанной работы с текстом ранее был назван сознательной (умственной) деятельностью. Сформулируем гипотезу: на каждом шаге такой деятельности происходит уменьшение числа конъюнктивно связанных частных значений ранее воспринятого позитивного значения текста, т. е. сужение (уточнение) смысла этого текста. Это значит, что некоторые возможные на предыдущем шаге значения отбрасываются, отвергаются. Процесс отвержения может быть описан как процесс введения дополнительных пресуппозиций. Ведь прежде всего именно в пресуппозициях содержатся отвергаемые значения текста. Итак, если гипотеза верна, то в процессе умственной деятельности происходит уменьшение числа конъюнктивно связанных позитивно выбранных частных значений, а следовательно, увеличение числа пресуппозиций и числа отвергнутых вариантов значений. Поясню сказанное на примерах. В конкретном контексте любому слову приписывается некий смысл. Например, Наполеон — это человек (император, холерик, муж и пр.), а не коньяк, пасьянс или литературный персонаж; Оля Мещерская из упомянутого во вступлении рассказа Бунина — это гимназистка с лёгким дыханием. В результате умственной деятельности далее можно уточнить, что в данном контексте Наполеон — это не вообще человек, а французский полководец и император, а тем самым не корсиканец, не республиканец, не рядовой офицер и пр. Оля Мещерская — это, например, беспутная гимназистка с лёгким дыханием, а не невинная школьница и т. п. Если осознанно думать о Наполеоне или об Оле Мещерской, то число отвергнутых альтернатив в процессе сознательного раздумья будет только возрастать. Отсюда вытекает: с каждым следующим отвержением в процессе осознанной работы (умственной деятельности) происходит сужение диапазона классообразования, т. е. диапазона эквивалентности. То, что ранее рассматривалось как синонимы, перестаёт так восприниматься. Именно это описывает закон Ланге: с каждым шагом ужесточаются требования к точности соответствия. Именно такова динамика становления (осознания) перцептивного образа. Вспомните также историческую преамбулу. Вот как Дж. Миллер описывал динамику создания [окончание cтраницы 490]
Законы последействия семантической модели: вначале предполагается любое возможное положение дел («нечто» в терминологии Н. Н. Ланге); затем семантическая модель конкретизируется, отбрасывая неподходящие варианты. Правда, Миллер полагал, что такое описание противоречит повседневному опыту (интроспекции), т. е. что этот процесс не осознаёт ся (хотя слово «сознание» Миллер, как и положено когнитивисту, предпочитает избегать). Однако неосознанно осуществляется только создание тех или иных возможных вариантов. Выбор из имеющихся вариантов может хотя бы частично происходить вполне осознанно, т. е. в результате умственной деятельности. Процесс выбора протекает обычно чрезвычайно быстро. Отвергнутые варианты, как отмечалось выше, далее не осознаются. Но нельзя осознавать выбор из альтернатив, уже ушедших из сознания. Поэтому впечатление неосознаваемости выбора объяснимо. Именно принципиальное отсутствие в последующем отвергнутых вариантов на поверхности сознания должно создавать впечатление неосознанности самого процесса выбора. Тем не менее то, что в результате самой разнообразной сознательной (умственной) деятельности происходит осознанный выбор из подготовленных альтернатив, иногда можно наблюдать непосредственно в опыте. • Подобное отмечается, например, в сновидениях. Однажды я ви • Однако чаще в описаниях сновидений отмечается результат вы Раздел седьмой всех присутствующих надменным взором и т. д.1 Аналогичными внезапными трансформациями наполнены описания почти всех снов, приводимых в литературе. Вспомните, например: в романе Л. Толстого «Война и мир» засыпает Николай Ростов. Вначале он видит снег, который превращается в белое пятно; пятно внезапно переводится на французский (une tache) и тут же превращается в На-ташку (сестру), Наташка — в ташку (карман, который носят гусары), а гусары — в усы. • Процесс выбора также реализуется во время беглой речи, когда человек, выражая имеющуюся у него мысль словами, выбирает одни слова и грамматические конструкции, а не другие. Как выразился У. Джеймс, при воплощении помысла в слово производится смотр слов: подходящие отбираются, а неподходящие отбрасываются в сторону. С. Л. Рубинштейн также обсуждает поиск формулировки для выражения мысли и отмечает: «В ходе этих поисков мы принимаем не каждую нам подвернувшуюся речевую формулировку» 2. Сделанный выбор (как следует из законов последействия) далее предопределяет структуру последующей речи. Поэтому без каких-либо осознаваемых усилий сохраняется грамматический и лексический строй высказывания. При этом само возникновение различных вариантов высказывания для последующего выбора не осознаётся. • М. Брэйн в серии экспериментов обнаружил явление последействия, названное им «контекстуальной генерализацией»: если в речевой практике какой-либо элемент высказывания (морфема, слово или фраза) появляется в постоянной позиции и контексте, то впоследствии человек обнаруживает тенденцию помещать этот элемент в ту же позицию и тот же контекст3. 1 В поэтическом творчестве типична ситуация, когда поэт часами ищет нужное слово, хотя и не знает, какое слово ему, собственно, нужно — иначе бы не искал. (Весьма образно описала подобную ситуацию М. Цветаева). И сознание упорно «работает», предлагая то один, то другой вариант. А поэт вполне осознанно выбирает: подходит это или нет. Человек, распутывая логические и математические головоломки, пробует разные варианты поиска решения. Каждый знает это из [окончание cтраницы 492] ____________________ 1 Якоби И. Символы в индивидуальном анализе. // Человек и его смыслы (под ред. К. Юнга). СШ, 1996, с. 403. 2Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 111. 3См. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979, с. 179-180. Законы последействия своего опыта. При этом осознаются лишь сами эти варианты, а не путь их возникновения. Это отмечали ещё вюрцбуржцы (см. историческую преамбулу). Именно так описывает возникновение вариантов психолог и шахматист Б. М. Блюменфельд: «Идея в процессе мышления обычно «всплывает» как бы автоматически» '. Явление инсайта также свидетельствует о внезапности появления решающего варианта на поверхности сознания. Всё это означает, что сам вариант подбирается неосознанно, только выбор того или иного варианта может осуществляться осознанно. Итак, описанные выше законы обеспечивают чрезвычайно важный для человеческой деятельности вид последействия — последей ствие смысла. И простая логика этих законов с неизбежностью ведёт человеческое сознание к вхождению в культуру, ибо культура, как говорят культурологи, — это мир смыслов. Но подлинная игра со смыслами во многом связана с процессами, протекающими на поверхности сознания. Об этих процессах речь пойдёт в следующем томе. [окончание cтраницы 493] ____________________________ 1 Цит. по Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1967, с. 78.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.01 с.) |