Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раз нужна специальная тренировка сознания, чтобы узретьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Истину, то как проверить, что сознание натренировалось именно так, как требовалось? Ведь для мистиков чрезвычайно важно подлинное мистическое переживание состояний просветления (откровения, озарения, благодати) отличать от подделки, настоящих пророков — от лжепророков, постигшего Истину — от впавшего в исступление сумасшедшего. А в рамках мистического подхода нет понятных оснований для различения. Каждый, кто чувствует себя пророком, может считать себя таковым. О тождественности чувства внутреннего постижения для всех по-разному называемыхмистических переживании говорят многие. [окончание cтраницы 52] _______________________ 1Ср. Лично А. Е. История глазами психиатра. СПб, 1996, с. 41. 2Ясперс К. Собр. соч. V п о психопатологии, 1. М.- СПб, 1996. Методологическое вступление Великий мистик Рамакришна пророчески: «Я исповедовал все религии и нашел, что все они различными дорогами приближаются к одному и тому же богу... Сущность одна, она носит только разные имена. И все ищут одну и ту же Сущность, меняются только климат, темперамент и имя» 1. Великий философ-гуманист Ортега более ироничен: «Мистическое состояние напоминает влюблённость. Они совпадают даже в своем докучливом однообразии. Подобно тому, как, влюбляясь, влюбляются одинаково, мистики всех времен и народов прошли один и тот же путь и сказали, в сущности, одно и то же»2. Афонские монахи-исихасты, используя специальную технику концентрации «на собственном пупке», стали «сподабливаться видения Фаворского Божественного света». Григорий Синаит описывает этот метод так (любопытно сравнить с современными методами регуляции состояния): «С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»... Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль»3. Варлаам и его сторонники осудили этот мистический опыт исихазма как ересь. Блестящий богослов, один из лучших стилистов своего времени Григорий Палама взял на себя защиту этого опыта. В связи с этими спорами решили собрать Вселенский Собор — никто единолично уже не в состоянии был решить этот вопрос. Целых три Собора прошли в Константинополе (1341, 1347 и 1352 гг.). В конце концов постановили считать ересью нападки Варлаама, а не исихазм. Но если разные люди думают по-разному, то на основании чего они могут вместе решить, что правильно? Где критерии того, что такое ересь? Анна Катарина Эммерих (1774 — 1824) была женой бедного вестфальского крестьянина, которой строго в соответствии с церковным календарем снились сны о Христе и Богоматери, а на теле открывались знаки страстей Христовых (стигматы веры). По мнению А. Лоренцера, она была истеричкой, и все эти её переживания он связывал с болезненным состоянием. Однако поэт К. Брентано придерживался другого мнения: он воспринимал Катарину как святую. Каждое утро в течение пяти лет вплоть до её смерти он записывал её сны и видения4. Кто прав — [окончание cтраницы 53] ____________________ 1Цит. по кн.: Роллам Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. М., 1991, с. 50-51. 2 Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви. В его кн.: «Эстетика. Философия культуры». 3Цит. по кн.: Экономцев И. Православие. Византия. Россия. Париж, 1989, с. 228. 4Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996, с. 76.
поэт или психоаналитик? Можно ли провести границу между подлинной святостью и её имитацией в состоянии болезни? Вспомним легендарную Жанну д'Арк. Как известно, Жанна, со всей очевидностью для самой себя, слышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые призвали ее, неграмотную семнадцатилетнюю крестьянку, явиться к королю Карлу VII, встать во главе королевского войска, освободить от англичан Орлеан и короновать Карла в Реймсе. И она-таки всё это совершила — к изумлению современных историков1. Затем был известный процесс, на котором противники Жанны доказывали, что она слышала не голоса святых, а наущения дьявола2. Жанну сожгли. Потом был другой процесс, на котором сторонники Жанны доказали, что она исполняла волю Господа. Как можно узнать, что она слышала на самом деле? Кто готов сегодня доказать, чьи голоса являлись Жанне? И являлись ли вообще? Как избежать ошибок? Ведь из того, что человек с непосредственной очевидностью воспринимает весло, опущенное в воду, как сломанное, неправомерно делать какой-либо вывод о весле. (Не случайно в этом случае говорят об ошибке непосредственного восприятия и объясняют её законами преломления света). Мистическое откровение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Многие люди переживают как очевидное чувство всеобщей взаимосвязи явлений («всеединства»), в том числе явлений сознания со всеми событиями в мире. Так, если мать пошлет сына в магазин, а тот по дороге попадет под машину, то она долгое время будет обвинять себя в случившемся несчастье, даже если будет ясно понимать, что эти два события никак между собой не связаны. Аналогично, если, пока сын ходит в магазин, рухнет дом, из которого он только что вышел, то он всю жизнь будет помнить удивительное предчувствие матери, спасшее ему жизнь. Но можно ли из этого сделать какой-либо обоснованный вывод о том, действительно ли у матери было предчувствие катастрофы? У. Джеймс рассказывал, как он попробовал на себе воздействие «веселящего газа». Он испытал особое переживание, которое дало ему [окончание cтраницы 54] ______________________ 1Когда историки не ссылаются на Божий промысел или на гипотезы о царствен 2Любопытно, что Жанна слышала голоса святых, которые так никогда и не были
подлинное чувство понимания мира. В этом состоянии он изо всех сил старался запомнить то, что понял. Однако, когда действие «веселящего газа» прошло, Джеймс ничего не смог восстановить в памяти. Тогда, как настоящий исследователь, он повторил свой эксперимент. И снова пережил то же чувство глубочайшего постижения великой тайны. Невероятным усилием воли он заставил себя записать самые главные несколько слов на листке бумаги. И когда снова пришел в сознание, то рванулся к этому листку, чтобы, наконец, узнать тайну бытия. С трудом он разобрал нацарапанные каракули и к своему немалому удивлению прочел: «повсюду пахнет нефтью». Может, действительно, это и есть то самое главное, что нам никак не удается понять, — кто знает? Мистическая истина существует лишь для того, кто нашел её в особом состоянии сознания, в экстазе, и непостижима ни для кого другого. Блестящий философ XX века Л. Витгенштейн мудро заметил, что о мистическом невозможно говорить, а потому о мистическом следует молчать 1. Вот описание божественного просветления у одного из самых ярких христианских мистиков Я. Бёме: «В четверть часа я увидел и узнал больше, чем могло бы мне дать долголетнее пребывание в университете, ибо я увидел и познал существование всех вещей, глубину и бездну, вечное зарождение Святой Троицы, происхождение мира и всех тварей от божественной мудрости. Я познал и увидел в себе три мира, причем внешний, видимый мир представлял собой порождение двух миров: внутреннего и духовного. Я увидел и познал всю творящую сущность как в добре, так и во зле, происхождение этих начал и их взаимную зависимость друг от друга; точно так же я понял, каким образом начался процесс рождения в плодоносном чреве вечности. Я не только чувствовал великое изумление перед всем этим, но ощущал также и чрезвычайную радость, хотя находящийся во мне внешний человек с трудом понимал смысл видимого мною, и мне трудно писать об этом, потому что я видел вселенную в состоянии хаоса с таящимися в ней зачатками всех вещей, и выразить это словами я не в состоянии»2. Что ж, просветление есть просветление. И, конечно, не каждому дано его пережить без каких-либо отравляющих или наркотических веществ. Но, [окончание cтраницы 55] ___________________ 1 Витгенштейн Л. (Философские работы, 1. М., 1994, с. 72-73): «Существует невысказываемое. Оно показывает себя, это — мистическое... О чем невозможно говорить, о том следует молчать». (Замечу в скобках: нельзя говорить о содержании конкретного мистического опыта, но можно говорить о мистическом как таковом. Поэтому Витгенштейн не противоречит себе, когда говорит, что о мистическом нельзя говорить.) 2Цит. по кн. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб, 1992, с. 327. Раздел первый честно признаюсь, сам я не уверен, что понимаю сказанное Бёме. Точнее, для меня этот текст значит не больше, чем фраза «повсюду пахнет нефтью». Мистические переживания — реальность. Они возникают одновременно с появлением человеческого мышления и никогда не исчезнут. Каждый человек будет их переживать по-своему. Любое появление новой мысли в сознании таинственно. Осознание этого часто связывают со словом «интуиция». Действительно, интуитивно найденная идея приходит в сознание её творца внезапно. Она воспринимается создателем с непосредственной очевидностью, но отчужденно от него самого — вроде бы и не он придумал, ибо не было сознательного процесса придумывания именно этой идеи. Поэтому верующий Р. Декарт, когда ему в голову пришла идея аналитической геометрии, упал на колени и стал молиться. А менее верующий А. С. Пушкин, написав «Бориса Годунова», стал прыгать на одной ножке и хвалить себя за посетившее его вдохновение. Однако загадочно не только появление редких творческих озарений. Интуиция столь же таинственна, как и сознание вообще. И всё же есть различие между мистическими и интуитивными переживаниями. Религиозному и эзотерическому мистическому переживанию более соответствует не сама по себе интуиция, а существующее у каждого человека доверие к собственной интуиции. В любом творчестве, в том числе научном, мистические переживания признаются как ценные. Вот как об этом пишет А. Эйнштейн: «Самое глубокое и прекрасное чувство, которое мы можем испытать, — это ощущение мистичес-кого. Оно суть зерно настоящей науки»1. Б. Рассел добавляет: «Вели- чайшие люди, те, кого мы называем философами, ощущали одновре- менно нужду и в науке, и в мистицизме: в попытке гармонического со- единения того и другого состояла цель их жизни»2. А вот по существу о мистическом постижении пишет Ш. Бодлер, только, впрочем, он исполь- зует другое слово — воображение: «Как таинственен этот божествен- ный дар!.. Тех художников, которых он не животворит своим дыхани ем, мы сразу распознаем по какому-то загадочному проклятию, иссу- шающему их творения, точно евангельскую смоковницу... Именно благодаря воображению мы постигли духовную суть цвета, контура, звука, запаха... Воображение разлагает мир на составные элементы и потом, [окончание cтраницы 56] ________________________ 'Цит. по кн.: Джан Р., Данн Б. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. М., 1995, с. 68. 2Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987, с. 37. Методологическое вступление собирая и сочетая их по законам, исходящим из самых недр души, воссоздает новый мир»1. В науке, однако, интуитивно найденные решения, хотя они субъективно и кажутся очевидными, подлежат последующей проверке. Этим наука прежде всего и отличается от эзотерики. Вот мнение Б. Рассела: «О реальности или нереальности мира мистиков я не знаю ничего. Озарение без проверки и без опоры является недостаточной гарантией истины, несмотря на то, что многие из наиболее важных истин были вначале подсказаны им... Вдохновленные мистическим опытом убеждения зачастую негодны, но чувства приятны»2. Подтверждение тому — фаза озарения, предшествующая возникновению бредовой структуры у шизофреника. «Подобное озарение, — пишет А. Кемпинский, — переживается в творческом процессе, когда, например, внезапно в сознании возникает новая научная идея. Однако всё это — лишь слабые подобия переживания больного. Ибо новый способ видения, который возникает в бредовом озарении, касается всей жизни; с этой минуты всё видится по-другому. Быть может, наиболее соответствовал бы этому состоянию экстатический момент обращения — прежний человек перестаёт существовать, рождается новый, который видит мир уже другими глазами»3. Кемпинский добавляет: переживание молниеносного «познания истины» при шизофреническом озарении родственно «космическим впечатлениям» под воздействием ЛСД4. Мистические откровения не могут быть ни логически обоснова ны, ни с достаточной точностью выражены в словах. Я не смогу передать другому, что я почувствовал в результате посетившего меня переживания, и не могу узнать, правильно ли я понял другого, когда он расскажет мне о своем откровении. У меня нет и не может быть критерия, позволяющего понять самого себя и оценить, насколько правильно (истинно ли, благочестиво ли?) моё переживание. Именно поэтому, если быть последовательным, о них остается только молчать... Говорить, конечно, можно, но суть остается неизреченной. Как выразился апостол Павел, «проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1-ое Послание к Коринфянам). Итак, и мистицизм, и рационализм сталкиваются с неразрешимыми головоломками. Необходим поиск какого-то иного пути. Такой [окончание cтраницы 57] _______________________ 1 Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986, с. 191. 2 Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали. Port-Royal, 1996, 3 Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб, 1998, с. 39-40. 4Там же, с. 70.
путь — путь естественной науки — и выбирает психология в своей попытке реально помочь человеку понять самого себя. Но как бы психология как естественная наука ни строилась, она вынуждена учитывать, что содержание сознания включает в себя и мистически переживаемое очевидное, и рациональные логические построения. Но это значит, что психология должна, в конце концов, теоретически объяснить как эффективность разработанных мистиками техник, так и логические проблемы, в которых запутались рационалисты.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.008 с.) |