Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс обобщения информации в памяти как проявление последействия позитивного выбораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с последействием позитивного выбора, однажды воспринятая информация подвергается изменениям и тогда, когда перестаёт осознаваться, поскольку расширяется зона неразличения. Предъявим испытуемому какую-либо неизменную информацию: текст, ряд стимулов и пр. Хотя неизменная информация уходит с поверхности сознания, но ранее сделанный позитивный выбор должен сказываться при последующем извлечении этой информации из памяти. Расширение зоны неразличения приводит к повышению обобщённости этой информации. Действительно, когда человек вспоминает предъявленные ему ранее стимулы, такой эффект наблюдается. Его обычно связывают с [окончание cтраницы 468] _________________________ 1 Гельмголъц Г. Учение о слуховых ощущениях. М., 1885, с. 92.
Законы последействия забыванием. Часто в этой связи говорят об изменениях эталонов, хранимых в памяти. Рассмотрим серию примеров: • Д. Слобин выделяет типы изменений историй и событий, храня • Описания исследований, приводимые в обзоре И. Хофмана2, по • Анализ искажений при воспроизведении изображений методически более сложен (влияет как умение испытуемых рисовать, так и умение экспериментаторов количественно обрабатывать сделанные рисунки). Тем не менее, отмечается стремление испытуемых к улучшению симметрии геометрических фигур, возрастание при воспроизведении прямых углов и прямых линий, к улучшению структуры предъявленного материала в целом 3. Р. Арнхейм, однако, не соглашается с утверждением «традиционной психологической теории» о том, что следы памяти графических изображений постепенно растворяются, упрощаются, «становясь всё более похожими на всё и в то же время ни на что конкретно». Арнхейм считает это мнение результатом усреднения разнообразных [окончание cтраницы 469] ______________________ 1 Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976, с. 175. 2Хофман И. Активная память. М., 1986, 230-275. 3Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека. // Экспериментальная психология (под ред. С. Стивенса), 2. М., 1963. Раздел седьмой реакций испытуемых. «Я всегда восхищаюсь, — пишет Арнхейм, — изобретательностью и остроумием решений, богатой образностью восприятия, которая заставляет говорить о себе даже в том случае, если рисунки сделаны быстро, спонтанно и лишь только с одной целью — правдоподобно зарегистрировать то, что было увидено» '. Впрочем, Арнхейм также признаёт, что рисунки испытуемых по памяти обычно упрощают структуру (происходит объединение элементов, усиление симметрии, опускание малозначащих деталей, повторов, стремление к замкнутой форме и т. п.), но, в то же время, иногда испытуемые могут и, наоборот, усиливать различия, разваливать целое изображение на части и т. д. По моему мнению, последнее возможно из-за произвольных и вполне осознанных попыток испытуемого вспомнить предъявленное, а обычно фиксируемый процесс упрощения отражает неосознаваемую трансформацию сохраняемого в памяти графического материала. • В разных исследованиях также показано, что из памяти достаточно быстро исчезают детали, не существенные относительно выбранного позитивного значения текста. Ж. Закс обнаружила, например, что грамматические формы, не существенные для смысла предложения, в памяти не сохраняются. Её испытуемые прослушивали отрывки связной речи. Затем, после интервала в 0 с, в 7,5 с, в 27 с и в 46 с (заполненного прослушиванием бессмысленных слогов), им предъявлялось контрольное предложение, либо совпадающее с одним из предложений отрывка, либо отличающееся от него. Контрольное предложение могло иметь отличия от предложения из предъявленного отрывка и подвергаться разным грамматическим и смысловым изменениям. Например, предложение: «он послал об этом письмо Галилею, великому итальянскому учёному» подвергалось грамматическому изменению (вариант: «письмо об этом было послано Галилею, великому итальянскому учёному») и семантическому изменению («Галилей, великий итальянский учёный, послал ему об этом письмо»). При нулевом интервале все изменения замечались сразу же. Грамматические изменения не замечались уже после 7,5 с. А семантические изменения легко обнаруживались и после 46 с 2. • Выпадение менее существенных деталей наблюдалось мной на совершенно ином материале. Например, музыканты с абсолютным [окончание cтраницы 470] ________________ 1Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 73. 2См. СлобинД., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976, с. 70-72.
Законы последействия слухом достаточно успешно воспроизводили нотное обозначение предъявленных аккордов. Однако типичной ошибкой был сдвиг на одинаковую величину всех звуков при предъявлении гармонических, т. е. музыкально осмысленных, аккордов. Испытуемые легко их опознавали, но зачастую забывали (как менее существенную характеристику) тональность этих аккордов. Таких сдвигов практически не встречалось при предъявлении случайного набора звуков. • В другом эксперименте я зачитывал испытуемым ряды цифр, длина которых не была им заранее известна. Они же должны были воспроизводить последние цифры ряда, когда этот ряд неожиданно для них заканчивался. Оказалось: если на конце ряда находится простая периодическая последовательность, то испытуемый обычно правильно воспроизводит саму структуру последовательности, хотя может заменить конкретные предъявленные цифры на другие (например, если окончание ряда выглядит так: 425164251642516, то может воспроизводиться, скажем, 536275362753627). В итоге, хотя испытуемые явно лучше запоминали окончания с регулярной последовательностью, объём правильного воспроизведения конкретных цифр в среднем не увеличивался. Регулярная последовательность могла воспроизводиться целиком — это, разумеется, существенно больше, чем при случайном наборе цифр, однако могла воспроизводиться только структура последовательности, когда правильно не воспроизводилась ни одна цифра. Статистически это проявилось лишь в значимом возрастании дисперсии количества правильно воспроизведённых элементов в рядах с периодической последовательностью по сравнению со случайными рядами. • Испытуемому предъявляется звуковой тон (или оттенок серого цвета), а затем, через небольшой интервал времени, — прежний раздражитель или другой, слегка отличающийся от предъявленного (другой звуковой тон, другой оттенок серого цвета). Задача испытуемого: определить, предъявлен ли ему во второй раз тот же стимул или другой. Вот данные, показывающие неосознанное расширение зоны неразличения в памяти. При предъявлении звуков с интервалом в 2 с опознание совершалось с точностью 94%; с интервалом 10 с — с точностью 78%; с интервалом 60 с — 60%. При предъявлении оттенков серого цвета, различающихся приблизительно на 1/15 яркости, с интервалом в 30 с — 83%, с интервалом в 2 мин. — 50%. Н. Н. Ланге резюмирует эти данные [окончание cтраницы 471]
Раздел седьмой так: «Забвение растет пропорционально логарифму времени, протёкшего с момента восприятия» '. • В большом числе исследований показано: и при воспроизведении, и при опознании часто происходит перепутывание по сходству. Само это явление хорошо известно каждому из своего жизненного опыта2. Ранее об этом уже говорилось и приводились примеры более-менее нетривиальных экспериментальных исследований. Добавлю ещё один пример. Экспериментально было обнаружено: чем больше времени проходит после заучивания материала, тем большее влияние на ошибки оказывает фактор сходства. Испытуемые заучивали наизусть ряды из 10 слогов. Через день они в среднем воспроизвели только 6,3 слога из ряда с высокой степенью сходства и 7,1 слога из ряда с малой степенью сходства3. Если свести все эти исследования воедино, то получается картина, в какой-то мере обратная динамике становления осознанного перцептивного образа, описываемой законом Ланге. Закон Ланге относил ся к поверхностному содержанию сознания и подчёркивал постепенное ужесточение критериев соответствия во времени. В случае неосознанных трансформаций эталонов, хранящихся в базовом содержании сознания, критерии соответствия, наоборот, последовательно смягчаются. После трансформации эти эталоны распространяются на более широкий класс явлений. При этом менее всего подвержены изменениям самые существенные части информации. (Правда, уже в другом томе мы будем обсуждать проблему, что именно и почему является существенным). Эффект генерации Чем более сложен позитивный выбор, тем более сильным должен быть и эффект последействия этого выбора. Следовательно, результат более сложного позитивного выбора должен дольше «сохраняться в [окончание cтраницы 472] _______________________ 1См. Ланге Н. Н. Психический мир. М.-Воронеж, 1996, с. 223. 2 В тот момент, когда я писал этот текст, раздался телефонный звонок. Звонил мой 3Флорес Ц. Память. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 231-232.
Законы последействия памяти» (т. е. последействовать в поверхностном содержании сознания). Действительно, в различных экспериментах был обнаружен эффект генерации: люди лучше запоминают собственные идеи и примеры, нежели чужие. Придумывание (генерация) самостоятельных идей и примеров менее ограничена инструкцией, а следовательно, обеспечивает выбор из большего числа вариантов. Чужие идеи и примеры часто принимаются как данность без серьёзного выбора. • То, что человек помнит написанный им текст, хотя может даже • Больной-афатик не может назвать изображённый на картине пред • Со своеобразной реакцией испытуемого на собственную идею я ____________________________ 1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 192. гБжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, с. 220-221. Раздел седьмой Испытуемая, решая одну из задач первой серии, ошиблась и увидела иную закономерность, чем та, которая была реализована при составлении данной последовательности. Показывая мне решение, она сама обнаружила ошибку, ойкнула и стала искать другое решение. Поскольку придумывание новых закономерностей для второй серии было достаточно нудным занятием, то я решил воспользоваться ошибкой моей испытуемой и на её идее построил новую задачу. Эта задача оказалась достаточно трудной для испытуемых: не все смогли её решить, а те, кто решил, потратили на это много времени. Исключение составила лишь ошибившаяся в первой серии испытуемая — она решила эту задачу намного быстрее всех. Но этого ещё недостаточно, чтобы говорить об эффекте генерации, — единичный результат мог быть вызван самыми разными причинами! Но вот самое главное: испытуемая сказала, что ей легче объяснить эту закономерность, обозначив цвета цифрами, т. е. знаками из первой серии. Такое более ей ни разу не приходило в голову, и, вообще, это единственный случай во всей второй серии среди всех испытуемых. Невероятно, чтобы и это было случайностью! После эксперимента я напомнил ей случившееся в первой серии — она, разумеется, ничего не помнила и была крайне удивлена. • П. И.Зинченко давал младшим школьникам и студентам решать • В многочисленных экспериментах было показано: люди лучше за _____________________ 1 Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.-Воронеж, 1996, с. 191-193.
Законы последействия им показываются '. А. А. Смирнов предъявлял испытуемым пары фраз, подобранные таким образом, чтобы из их сопоставления можно было вывести какое-нибудь правило (например, «Мой брат учится говорить по-китайски» и «Надо учиться писать короткими фразами»). Слова, соответствующие правилу, были подчёркнуты, но само правило не указывалось. Задача испытуемых — во-первых, найти правило, а во-вторых, самим придумать новую пару фраз, иллюстрирующих то же правило. На следующий день — совершенно неожиданно для испытуемых — их просили воспроизвести все фразы. Воспроизведение фраз, которые испытуемые сами составили, более чем в 3 раза превышало воспроизведение тех фраз, которые им были предложены экспериментатором 2. • В исследовании Л. Байера и Р. Доминовски было продемонстри • Много лет назад в различных поездках я предлагал своим знако • B.C. Мухина положила перед своими сыновьями в возрасте двух и трех лет набор рисунков их сверстников, среди которых были и их собственные каракули полугодовой давности. Из всех представленных рисунков мальчиков заинтересовали только их собственные. [окончание cтраницы 475] ______________________ 1См., например, JacobyL. L. On interpreting the effects of repetition: Solving a problem versus remembering a solution. // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1978,17, p. 649-667. 2Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1998, с. 274. 3См. Dominovski R., Dallob P. Insight and problem solving. // The Nature of Insight (ed. R. Stemberg, J. Davidson). L. 1996, p. 55-56. Раздел седьмой И хотя одни и те же каракули могут, казалось бы, изображать всё что угодно, они увидели в собственных рисунках те образы, которые пытались нарисовать полгода назад '. Эффект генерации получил своё название более двадцати лет назад и до сих пор весьма бурно изучается в различных, иногда весьма остроумных психологических исследованиях. Он достаточно хорошо известен в практической жизни, являясь фактически краеугольным камнем педагогики. То, что ученик в процессе обучения нашёл сам (доказал теорему, получил неожиданный экспериментальный результат, придумал оригинальную интерпретацию текста, сам — без словаря и учителя — догадался о значении иностранного слова и т. п.), запоминается им без всяких усилий практически на всю жизнь. Поэтому так распространены в школе задания для самостоятельной работы учащихся (хотя бесталанные педагоги зачастую превращают их в палочную муштру) и так популярны среди педагогов-теоретиков игровые методы обучения, направленные на поиск учениками самостоятельных решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.159 (0.01 с.) |