Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Силовое оборудование привода очистных комбайновСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1, Виды привода и основные требования В очистных комбайнах применяются следующие виды приводов: электрический, пневматический и гидравлический (водяная турбина для горных машин гидрошахт). Привод включает в себя, как правило, силовое оборудование (двигатель), передаточные механизмы (см. гл. 12), устройства для подвода энергии и управления приводом. Электрический привод, работающий на переменном трехфазном электрическом токе, применяется почти повсеместно при разработке пологих и наклонных пластов. При разработке крутых пластов он применяется там, где это разрешается по условиям безопасности; в остальных случаях здесь применяется пневматическая энергия. Основным является напряжение 660 В и начат переход на напряжение 1140 В, что позволяет улучшить энергоснабжение очистных комбайнов и повысить их мощность. Широкое распространение электропривода в очистных комбайнах обусловлено его преимуществами: большой мощностью и высоким к. п. д.; компактностью; простотой канализации электроэнергии, а также управления электроприводом и его защиты; возможностью получения энергии из сети, питаемой централизованными мощными источниками энергии. Широко вошла в практику также гидрофикация электропривода. Электропривод, работающий на постоянном или выпрямленном переменном электрическом токе, в дополнение к указанным выше преимуществам, позволяет легко регулировать частоту вращения исполнительных органов. Однако его применение в очистных комбайнах еще не вышло из опытной стадии. Пневматический привод в тех же габаритах имеет значительно меньшую мощность, невысокий к. п. д., более сложное и менее надежное управление. Основные требования к электродвигателям очистных комбайнов заключаются в следующем. Электродвигатель должен быть рудничным, взрывозащищенным, трехфазным, асинхронным, ко-роткозамкнутым. Это обеспечивает его максимальную простоту и надежность, а также возможность применения в шахтах, опасных по взрыву метана или угольной пыли. Электродвигатель должен иметь: номинальное напряжение 660 В с возможностью его переключения на П40 В; для шахт, где еще сохранилось напряжение 380 В, должен быть предусмотрен вариант двигателя с рабочим напряжением 660/380 В; частоту вращения ротора, близкую к 1500 об/мин; небольшие габариты, особенно по высоте, обеспечивающие возможность применения комбайнов в условиях тонких пластов; номинальную мощность как можно большей величины, так как она определяет наибольшую возможную сменную производительность комбайна; максимальный вращающий момент такой величины, какую может передать передаточный механизм, что необходимо для преодоления крепких включений в пласте; начальный пусковой момент, обеспечивающий надежный запуск очистного комбайна под нагрузкой; прочность корпуса, обеспечивающую передачу усилий от механизма перемещения к передаточному механизму, между которыми обычно расположен электродвигатель; каналы и камеры для прокладки питающих его проводов, а также циркуляционные каналы для среды, охлаждающей двигатель; пополнение смазки в подшипниках ротора без разборки электродвигателя.
§ 2. Классификация и технические характеристики электродв и гателе й Электродвигатели очистных комбайнов классифицируются: по виду системы охлаждения — на три типа: ЭДК — необдуваемые (с внутренней циркуляцией воздуха); ЭДКО — с наружным обдувом; ЭКВ — с водяным охлаждением (расшифровка обозначений следующая: Э — электрический; Д — двигатель; К — комбайновый; О — обдуваемый, с воздушным охлаждением; В — с водяным охлаждением); по высоте корпуса, измеренной в дециметрах без учета местных выступов на нем, — на три габарита: 3,5; 4 и 5; по ширине корпуса — на нормальные и узкие. У первых ширина корпуса составляет 720—780 мм, у вторых 400—500 мм. В маркировке электродвигателя, например, ЭК.В4-160-2У5, вначале указывают его тип и габарит по высоте, а затем, после тире, проставляют его мощность; после второго тире — порядковый номер модернизации, а в некоторых случаях и группу климатического исполнения У5. Технические характеристики современных комбайновых электродвигателей приведены в табл. 14.1. Номинальная мощность электродвигателя — это наибольшая полезная механическая мощность на его валу, которую он способен отдавать, не перегреваясь. У электродвигателей выемочных машин допустимая температура корпуса равна 100 °С, обмоток статора — 155 °С; при кремнийорганической изоляции класса Н допускаемый нагрев обмоток до 180 °С.
Режим работы приводов выемочных машин отличается значительной неравномерностью нагрузки, частыми перерывами в работе, что обусловливает большое число включений двигателя в час и вследствие этого быстрый его нагрев и перегрев, что крайне нежелательно. Температурный режим работы двигателя является одним из основных критериев. По нагреву двигателей различают три основных режима их работы: 1. Продолжительный или длительный (условное обозначение Si), когда в течение продолжительного рабочего периода температура двигателя достигает установившегося значения, при котором двигатель может работать неограниченное время. 2. Кратковременный (S2 = 60 мин), когда двигатель работает ограниченное время, в течение которого его температура не успевает достигнуть установившегося значения, а паузы настолько длительны, что двигатель успевает охладиться до температуры окружающей среды; в режиме S2 = 60 мин обмотка статора нагревается до предельной температуры в течение 60 мин. 3. Повторно-кратковременный (54 = 60 мин) характеризуется тем, что электродвигатель включается и выключается периодически. Отношение продолжительности пребывания во включенном состоянии к продолжительности цикла называется 5* 131
продолж ительностью включения ПВи выражается в процентах (ПВ = 60 %). Этот режим наиболее близок к реальному режиму работы очистного комбайна. Номинальная мощность электродвигателя в режиме S, называется его продолжительной мощностью, а номинальная мощность в режиме Sa = 60 мин часовой мощностью. Помимо мощности важнейшей ха т r J K J — ЭДКЗ, 5-Т («Темп»); 2 — Я—(\ "Дв \ ШП ЭДКО-i-iOO; 3 - ЭДК4-75; 4- & — (I --------------- "— ) ши. ЭКВ4У; 5 - 1ЭДК05-Р; 6 — 4 ''С ' ЭКВ4-160-2; 7 — ЭКВЗ-200-2 где /гц1, — частота вращения при данной нагрузке, об/мин; пс — синхронная частота вращения магнитного поля статора, которая составляет 1500 об'мин. Механические характеристики серийных электродвигателей при номинальном напряжении на их зажимах приведены на рис. 14.1. В режиме холостого хода имеем »дв > "с И S «* 0. В этом режиме нагрузка на валу электродвигателя почти равна нулю и его ротор вращается практически синхронно с магнитным полем статора. Ток, потребляемый двигателем в режиме холостого хода, определяется потерями энергии в обмотках статора и опорах ротора — потерями холостого хода.
Начальная часть характеристики у всех комбайновых электродвигателей очень крутая — жесткая. Номинальному вращающему моменту и, таким образом, номинальной мощности соответствует скольжение, равное 1—4 %, в зависимости от типа электродвигателя. Максимальный крутящий момент М1ШХ имеет место при скольжении, равном 10—15 %, в зависимости от типа электродвигателя. Максимальный крутящий момент больше номинального момента в 2—3 раза. При последующем увеличении скольжения вращающий момент на валу двигателя убывает. При нагрузке, которая больше максимального вращающего момента, скольжение дви- гателя быстро возрастает и он опрокидывается — его ротор перестает вращаться и скольжение становится равным 100 %. Скольжению 100 % соответствует также запуск электродвигателя. При этом пусковой ток и начальный пусковой крутящий момент МпуС имеют ту же величину, что и при опрокидывании, однако параметры электродвигателя при скольжении 100 % получили свое название именно по пусковому режиму, как значительно часто встречающемуся. Пусковой ток в 2—3 раза превышает номинальный; начальный пусковой вращающий момент составляет 75—85 % от максимального вращающего момента. Ток, потребляемый электродвигателем при работе в продолжительном режиме (Si), а также пусковой ток характеризуют токовые нагрузки, по которым должны выбираться кабель и пусковая электроаппаратура, а также настраиваться защитные устройства. Номинальное напряжение — это то расчетное напряжение, при котором определяются стендовые характеристики электродвигателя. В реальных условиях в процессе выемки угля допускается падение напряжения на зажимах электродвигателя, не более чем на 5 % и не более чем на 20 % при запуске электродвигател я. В шахтной сети на зажимах двигателя, как правило, напряжение ниже номинального. Падение напряжения происходит, главным образом, в кабелях, соединяющих комбайн с передвижной подстанцией. Так как вращающий момент пропорционален квадрату напряжения, то действительные значения моментов, развиваемые двигателем в условиях шахтной сети, оказываются меньше значений, измеренных при номинальном напряжении. Для эффективного использования двигателей выемочных машин необходимо применение более высокого напряжения— 1140 В.
§ 3. Конструкции электродвшателей Электродвигатель ЭДК4-75 (рис. 14.2) с естественным охлаждением выполнен в стальном литом корпусе 6 прямоугольного сечения. Корпус снабжен с обеих сторон мощными фланцами, к которым при помощи шпилек крепятся с одной стороны передаточный механизм, с другой — механизм перемещения. В центральном сквозном отверстии этого корпуса находится статор 7. Статор набирается из тонких пластин динамной стали, в которых имеются продольные пазы для укладки витков обмотки. Эти витки по концам соединяются между собой и образуют лобовые части обмотки статора. Витки и лобовые части обмотки тщательно изолируются высококачественной кремнийорганической изоляцией класса нагревостойкости Н. Питающие обмотку статора провода выводятся в закрытую крышкой боковую камеру в корпусе 6 и крепятся к выходным зажимам установленного в этой камере реверсивного комбайнового выключателя 9 типа 134 ВРК.2. В зависимости от напряжения сети указанные провода соединяются звездой или треугольником. В отверстии статора 7 расположен ротор 8, который собирается из тонких пластин и имеет продольные пазы. В этих пазах находится двойная литая алюминиевая короткозамкнутая клетка. На торцах этой клетки предусмотрены литые лопатки, улучшающие охлаждение клетки. Ротор 8 напрессован на вал двигателя и, кроме того, соединен с этим валом шпонкой. На валу двигателя также установлен вентилятор 5, создающий циркуляцию воздуха внутри двигателя. Эта циркуляция улучшает теплопередачу от внутренних частей — статора и ротора — к внешним стенкам корпуса двигателя. На валу двигателя, на обоих его концах, установлены зубчатые полумуфты для кинематической связи с передаточным механизмом и механизмом перемещения. Опорами вала электродвигателя ЭДК4-75 являются шарико- и роликоподшипники, установленные в круглых щитах 4 и 10. Эти щиты расположены в центральном отверстии корпуса 6 и закреплены специальными планками //. Подшипники снаружи закрыты крышками 2 и 13, в которых размещаются манжетные уплотнения / и 14. От ротора подшипники отделены двойными войлочными уплотнениями 3 и 12, а образовавшиеся камеры подшипников заполняются при помощи пресс-масленки густой смазкой с высокой температурой каплепадения. Электродвигатель ЭДКО4-10О (рис. 14.3) с внешним сбдувом имеет такие же статор и ротор, как и двигатель ЭДК4-75, и отличается от него тем, что вентилятор 2 установлен на валу 3 с внеш- ней стороны щита 4. Вентиляционные каналы в корпусе электродвигателя сообщаются с атмосферой. Наружный воздух всасывается вентилятором 2, охлаждает статор и выбрасывается нагретым наружу. От зубчатой муфты вентилятор отделен диафрагмой /. Камера 5 в корпусе двигателя значительно уменьшена в размерах, что позволило выполнить проходы для воздуха. В связи с этим выключатель ВРК2 вынесен из электродвигателя в корпус механизма перемещения, а в электродвигателе сохранены лишь зажимы для соединения обмотки статора с питающими его проводами. Электродвигатель ЭКВ4У (рис. 14.4) с водяным охлаждением имеет устройство статора и ротора, аналогичное их устройству в предыдущих двигателях. Основное отличие состоит в том, что его корпус способен выдерживать без течи давление воды, равное
2t5_ 3 МПа. В этом корпусе выполнены каналы А, по которым проходит, охлаждая статор, вода, подаваемая в систему орошения исполнительных органов. В некоторых конструкциях электродвигателей с водяным охлаждением вода пропускается также через щиты, что значительно улучшает охлаждение лобовых частей обмотки статора. Подвод и отвод воды происходят через отверстия во фланцах корпуса. Двигатель ЭКВ4У выполнен узким — его ширина равна 500 мм, что позволило расположить два таких двигателя рядом в комбайне 1ГШ68. § 4. Электрооборудование очистного комбайна Для примера рассмотрим электрооборудование комбайна 1ГШ68, в состав которого входят (рис. 14.5): автоматический фидерный выключатель типа АФВД-2БК для дистанционного аварийного отключения комбайна, предохранительной лебедки и насосной установки; магнитный пускатель типа ПВИ-320 для оперативного управления комбайном; магнитный реверсивный пускатель типа ПМВИР-41 для управления предохранительной лебедкой; магнитный пускатель типа ПМВИ-13М для управления насосной установкой; асинхронный короткозамкнутый электродвигатель Ml типа ВА062-44 мощностью 17 кВ для привода предохранительной лебедки типа 1ЛП; асинхронный коротко-замкнутый электродвигатель М2 типа ВА072-2 мощностью
30 кВт для привода насосной установки; два асинхронных коротко-замкнутых электродвигателя МЗ и М4 типа ЭКВ4У для привода исполнительного органа и системы перемещения комбайна; штепсельный разъем типа РШВС-320 для ввода гибкого кабеля в комбайн; контакторы КН\ и КН2, обеспечивающие раздельный последовательный запуск электродвигателей МЗ и М4 комбайна с целью уменьшения пускового тока. В однодвигательных очистных комбайнах для реверсирования и фиксированного выключения электродвигателя применяется комбайновый реверсивный выключатель ВРК.2. Включение комбайна осуществляется пускателем ПВИ-320 только после подачи по лаве предупредительного сигнала. Этот сигнал подается в течение б с после нажатия кнопки «Пуск» с помощью аппаратуры управления и громкоговорящей связи по лаве типа АУС. С блоком БУПС этой аппаратуры соединены пускатели ПВИ-320 и ПМВИ-13М, а с блоком СГС связан фидерный выключатель АФВД-2БК.. Включившись, пускатель ПВИ-320 подает напряжение на зажимы только двигателя МЗ, который запускается первым. Через 2—4 с включаются контакторы КН^ и КН%, которые запускают второй двигатель М4. Одновременно с пускателем ПВИ-320 комбайна включается пускатель ПМВИ-13М, который запускает двигатель М2 насосной установки, обеспечивая подачу воды в оросительную систему комбайна в момент начала разрушения угля. Пускатель ПМВИР-41 предохранительной лебедки включается одновременно с включением механизма перемещения комбайна. При этом направление вращения предохранительной лебедки автоматически согласуется с направлением движения комбайна. Оперативное выключение пускателей комбайна и его вспомогательных устройств происходит при нажатии кнопки «Стоп» на пульте управления комбайном. При выключении пускателей их рукоятками дистанционное включение каких-либо двигателей невозможно. Аварийное выключение всего электрооборудования комбайна, а также конвейера может быть произведено с помощью кнопки «Стоп аварийный» на пульте управления комбайном или такой же кнопкой на любом посту аппаратуры АУС в лаве. Эти кнопки вызывают отключение фидерного выключателя АФВД-2БК комбайна и через реле ИК.С-2 такого же фидерного выключателя конвейера. Последующее включение выключателей производится только с помощью их рукояток. Разъем штепсельный РШВС-320 (рис. 14.6) состоит из двух основных частей: штепсельной вилки 4, закрепленной в расточке корпуса комбайна, и штепсельной розетки /, присоединенной к жилам гибкого кабеля, питающего комбайн. Когда розетка I вставлена и закреплена в вилке 4, кабель присоединен к комбайну, когда она отделена от вилки 4 — кабель отсоединен.
Жилы кабеля соединяются с соответствующими проводами на машине с помощью семи штырей на вилке 4, которые входят в гнезда розетки /. Три штыря 5 и их гнезда соединяют силовые цепи, три штыря 6 и их гнезда — цепи управления, а с помощью штыря 7 и его гнезда комбайн присоединяется к заземляющей жиле кабеля. Штыри и гнезда установлены в вилке 4 и розетке / неподвижно и имеют на своих концах зажимы для крепления проводов и жил кабеля. Силовые контактные штыри имеют большую длину, чем штыри цепей управления. Поэтому силовые штыри и гнезда размыкаются позже и соединяются раньше штырей и гнезд в цепях управления, размыкание которых вызывает отключение пускателя'комбайна. Правильное взаимное положение розетки / и вилки 4 муфты обеспечивается направляющим штифтом 3, который взаимодействует со шпоночным пазом на розетке /. Первоначальная ориентация розетки 1 при ее установке происходит при помощи направляющего выступа 8, скользящего вдоль штифта на корпусе электроблока. Штепсельная розетка 1 задвигается и вытягивается из штепсельной вилки с помощью круглой накидной гайки 2. Она же обеспечивает механическую прочность соединения розетки / с вилкой 4, а также необходимую выдержку при их рассоединении. Для того чтобы кабель нельзя было вырвать из муфты, он зажимается в раструбе розетки с помощью поперечной планки 10, установленной в пазу раструба на болтах. Раструб болтами прикреплен к розетке / и сжимает при этом резиновое кольцо 9, уплотняющее кабель. Выключатель реверсивный комбайновый ВРК2 (рис. 14.7) обеспечивает аварийное отключение комбайна при отказе дистанционного управления пускателем. Кроме того, выключатель ВРК2 позволяет реверсировать исполнительный орган комбайна и создает видимый по положению его рукоятки разрыв силовых цепей, обеспечивающий безопасность обслуживания комбайна. Выключатель ВРК2 имеет три перекидных контакта, которые могут находиться в трех положениях: в нейтральном, в котором все три фазы разорваны, и в двух рабочих — «Включено вперед»
Рис. 14.7. Выключатель реверсивный комбайновый ВРК.2 Выключатель реверсивный комбайновый ВРК2 (рис. 14.7) обеспечивает аварийное отключение комбайна при отказе дистанционного управления пускателем. Кроме того, выключатель ВРК2 позволяет реверсировать исполнительный орган комбайна и создает видимый по положению его рукоятки разрыв силовых цепей, обеспечивающий безопасность обслуживания комбайна. Выключатель ВРК2 имеет три перекидных контакта, которые могут находиться в трех положениях: в нейтральном, в котором все три фазы разорваны, и в двух рабочих — «Включено вперед» переместить вдоль оси на некоторую величину.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.015 с.) |