Управление персоналом в условиях стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление персоналом в условиях стресса



 

Управление стрессом означает осуществление системы мероприятий по элиминированию факторов стресса — действий, которые либо смягчают негативные состояния персонала вследствие дистрессов, либо уменьшают частоту их появления. Главной целью управления стрессами следует считать поддержание «управляемого стресса» и формирование модели преодолевающего поведения в условиях стресса. Основные способы элиминирования должны применяться на двух уровнях:

1)личностном — непосредственно самим работником;

2)организационном — менеджером по отношению к подчиненным.

Управление стрессом со стороны работника осуществляется с помощью следующих приемов:

· планирования времени, рационального его использования, установления приоритетов в работе, ранжирования задач по степени важности и срочности;

· выяснения всех обстоятельств и условий выполнения задания; отказа от непосильных заданий;

· установления неформальных отношений с руководителем, облегчающих понимание проблем работника;

· развития навыков конструктивного общения, аргументированного отказа от противоречивых требований; раскрытия потенциала работника; соблюдения низкострессового образа жизни.

Управление стрессами со стороны менеджера включает в себя:

• выбор видов и форм трудовой деятельности в соответствии со способностями и потребностями работников;

• предоставление работнику возможности отказываться от чрезмерных рабочих нагрузок при соответствующей аргументации'

• четкое определение полномочий, ответственности и оценочных показателей труда подчиненных;

• использование ситуационных моделей руководства;

• значимое вознаграждение за работу в условиях стресса;

• совместное обсуждение и принятие решений;

• оказание социальной поддержки;

• внедрение программ борьбы со стрессом и др.

Приемы элиминирования факторов стресса можно использовать как в отдельности, так и в совокупности.

Основная цель управления персоналом в условиях стресса состоит в повышении его стрессоустойчивости — способности выдерживать значительное физиологическое и психологическое напряжение с сохранением высокой работоспособности. В значительной степени это связано с укреплением здоровья человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья на 50% зависит от образа жизни человека, лишь на 8—10% — от здравоохранения, на 20% — от экологии, на 20% — от генетической предрасположенности.

Управление персоналом в стрессогенной деятельности предусматривает два направления повышения готовности персонала к действиям в условиях стресса — развитие мотивов к действиям в условиях стресса и формирование положительных установок к подобного рода деятельности. Они используются в следующих формах:

1) постановка перед персоналом далеко стоящих целей высокого порядка (карьера, крупное вознаграждение, социальное благополучие);

2) формирование мотива достижения успеха (слава, известность);

3) постоянное и частое поощрение деятельности в условиях стресса;

4)развитие традиций организации, корпоративной культуры;

5)взаимодействие и коллективная форма принятия решений и др.

Для управления деятельностью в условиях стресса следует привлекать менеджеров, которые обладают такими качествами, как высокая стрессо- и помехоустойчивость, целеустремленность, напористость, гибкость, оптимизм. Для выполнения работ в условиях стресса необходимо отбирать персонал, обладающий выдержкой, спокойствием, настойчивостью, упорством, уверенностью в себе, умением контролировать свои действия и др.

В стрессогенных ситуациях менеджер должен способствовать осуществлению психогигиены стрессов — мероприятий, обеспечивающих быстрое восстановление работоспособности персонала еле деятельности под влиянием стрессовых факторов. В психогигиене стресса большое значение имеют профилактическая антистрессовая регуляция и модификация поведения, что предполагает высокую степень самоорганизации и самоконтроля персонала. Это совокупность приемов:

· активный отдых, общение с близкими, друзьями, природой, занятие любимым делом (хобби);

· поддержание позитивных установок, мажорного настроения (профилактика радостью»);

· выполнение физических упражнений, дыхательной, лицевой, пальцевой гимнастик;

· отказ от вредных привычек, регулярное питание, соблюдение антистрессовой диеты, занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха;

· планирование рабочего дня, рационализация использования рабочего времени, чередование работ разной интенсивности;

· психологическая разгрузка (медитация, релаксация, аутогенная тренировка, адаптивное биоуправление) и психокоррекция психотерапия, психоанализ);

· обучение «здоровому копингу» (конструктивным моделям преодолевающего поведения);

· профессиональная поддержка и консультирование и др.

Центральным аспектом данной системы мероприятий, по мнению ведущих специалистов, является формирование стратегии и моделей преодолевающего поведения — копинг (от англ. c oping behavior). Копинг — непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и или) внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека. Преодоление рассматривается как стабилизирующий фактор, который реально помогает индивиду поддерживать психосоциальную адаптацию в периоды стресса. При этом происходит редуцирование стрессовых воздействий путем овладения требованиями стрессовой ситуации их ослабления или смягчения.

Согласно Р. Лазарусу и М. Фолкману различают два типа стратегий преодолевающего поведения:

1)проблемно ориентированный копинг — усилия направляются на решение возникшей проблемы;

2)эмоционально ориентированный копинг — изменение собственных установок в отношении ситуации.

Для эмпирической оценки стратегий преодолевающего поведения рекомендуется использовать предложенную С. Хобфоллом многоосевую модель «поведения преодоления» и разработанный на ее основе опросник SAСS. Эта методика позволяет выявить стратегии (тенденции) поведения и дифференцировать копинг на основе девяти поведенческих моделей:

а) ассертивные действия;

б) вступление в социальный контакт;

в) поиск социальной поддержки;

г) осторожные действия;

д) импульсивные действия;

е) избегание;

ж) манипулятивные действия;

з) асоциальные действия;

и) агрессивные действия.

Данная методика позволяет корректировать поведение, следовательно, перспективна с точки зрения возможности управленческого вмешательства в процесс преодоления негативных последствий профессиональных стрессов.

Таким образом, преодолевающее поведение представляет собой динамический процесс, специфика которого определяется как особенностями ситуации, так и степенью активности личности, направленной на решение возникших проблем при столкновении со стрессовым событием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.006 с.)