Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Профессиональный стресс

Поиск

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление о специфике профессионального стресса;

- приобретут знания о причинах и источниках стресса, связанного с трудом;

- освоят методы измерения и управления стрессом;

- сформируют навыки профилактики профессионального стресса.

Основные понятия и персоналии: стресс, теория Г.Селье, профессиональный стресс, методы управления стрессом.

Вопросы:

1. Дайте определение стресса по Г.Селье и изложите основные положения его теории.

2. Перечислите причины стресса, связанные с процессом труда.

3. Перечислите источники профессионального стресса.

4. Перечислите типичные симптомы стресса.

5. Перечислите известные Вам методы управления стрессом.

6. Какие способы профилактики профессионального стресса Вы знаете?

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- понимают сущность и специфику профессионального стресса;

- знают основные закономерности протекания стресса и его типичные симптомы;

- владеют методами управления стрессом;

- владеют технологией профилактика профессионального стресса.

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., С. 229-243

Дополнительная:

2. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. М.: 2001

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2000

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Тема 10. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление об основных закономерностях профессиональных заболеваний;

- приобретут знания об особенностях реабилитации и социальной адаптации инвалидов детства и специфике социально-психологической помощи больным профессиональными заболеваниями и инвалидам труда;

- детально изучат структуру деятельности социально-психологических служб на предприятиях;

- сформируют навыки и приобретут практическую подготовку в сфере реабилитации и социальной адаптации инвалидов детства, социально-психологической помощи больным профессиональными заболеваниями и инвалидам труда.

Основные понятия и персоналии: профессиональные заболевания, инвалиды детства, инвалиды труда, социально-психологическая помощь больным и инвалидам.

Вопросы:

1. Дайте определение профессиональным заболеваниям и перечислите их основные виды.

2. В чем состоят особенности реабилитации и социальной адаптации инвалидов детства?

3. В чем заключается специфика социально-психологической помощи больным профессиональными заболеваниями и инвалидам труда?

4. Какова структура деятельности социально-психологических служб на предприятиях?

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- знают основные особенности реабилитации и социальной адаптации инвалидов детства и специфику социально-психологической помощи больным профессиональными заболеваниями и инвалидам труда;

- понимают специфику деятельности социально-психологических служб на предприятиях;

- владеют технологией оказания социально-психологической помощи больным профессиональными заболеваниями и инвалидам труда.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 10.

Дополнительная:

2. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §8.

3. Холостова Е.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2002. – 340 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

V. учебный словарь ДИСЦИПЛИНЫ

Термины

Аттестация - система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности.

Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов.

Дееспособность – это общая способность формировать целесообразную деятельность, понимать значение своих действий, управлять ими, совершенствовать их. Иначе говоря – это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деформация личности профессиональная – изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности.

Дистресс – отрицательная неспецифическая реакция организма человека на любое неблагоприятное внешнее воздействие, выражающаяся в сверхмобилизации физиологических и психологических ресурсов организма для достижения результата защиты организма любой ценой, что приводит к истощению энергетических и пластических запасов и к перенапряжению

нервно-гуморальных механизмов регуляции.

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Инцидент – когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Конфликт (с лат. - столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, группами).

Конфликтная ситуация – ситуация, включающая:

- либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

- либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

- либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и пр.

Кривая работоспособности – это график изменения технико-экономических или психофизиологических показателей, по которым можно судить о качественном и качественном уровне профессиональной деятельности и функциональном состоянии исполнителя работы.

Личностный смысл

1) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы;

2) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Монотония – функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.

Монотонность работы – объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непродолжительным временным циклом, структурным однообразием и простотой действий. Работа, где преобладает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсорной информации.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в шикором смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъектов.

Методы управления конфликтом – это приемы, способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия.

Найм – есть процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации и акт согласования интересов работодателя и работника.

Напряженность труда – функциональное состоянии организма при работе с преобладанием нервной нагрузки, характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Несчастный случай – внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности) в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного поведения.

Обучение персонала – процесс изменения или приобретения работниками новых знаний, умений, навыков.

Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.

Охрана труда – совокупность экономических, организационных и правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность трудящихся в производственных процессах.

Подбор кадров – это процессы и действия по созданию резерва кадров (или кандидатов) в организации, по созданию базы данных о работниках необходимой квалификации для решения задач организации.

Последствия конфликта деструктивные (дисфункциональные) - последствия деструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые мешают достижению целей.

Последствия конфликта конструктивные (функциональные) - последствия конструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые приводящие к достижению целей.

Потребность (в психологии) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Продуктивность – количество продукта в единицу времени.

Производительность – результат в единицу времени.

Производственная травма – травма, полученная на производстве.

Производственный травматизм – совокупность производственных травм.

Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Профессиограмма – 1) описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии;

2) характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека.

Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Профессионально-важные качества (ПВК) – свойства субъекта деятельности, необходимые для его нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Профессиональная деструкция – 1) это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда;

2) это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) –

1) комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом

2) система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.

Профессиональная пригодность – 1) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии;

2) соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

Профессиональное обучение – искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии.

Профессиональный отбор – разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

Профессиональное самоопределение – активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка.

Профессиональный профиль – совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения.

Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы. Название профессии определяется исходя из применяемых орудий труда (машинист, крановщик, токарь), предметов труда (машиностроитель, горняк), способа воздействия на предмет труда (сверловщик, штамповщик) или характера и содержания труда.

Психология труда – наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

Работоспособность – способность человеческого организма изменять течение физиологических и психических функций и в соответствии с этим выполнять определенную деятельность с требуемым качеством в течение некоторого периода времени.

Режим труда и отдыха – чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень работоспособности производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих.

«Советская психотехника» - Журнал, издаваемый с 1927 по 1936 гг., наиболее известное отечественное периодическое издание по вопросам психологии труда.

Способность – 1) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;

2) свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Способности специальные (от лат. specialis - особый) –

1) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.). Развитие С. с. опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память;

2) индивидуально-психологические свойства личности, проявляющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности;

3) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов.

Стимул (от лат. stimulus – остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало) – воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. С. в психологии – это побуждение, эффект к-рого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т.д. С. не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

Стресс или общий адаптационный синдром (от англ. stress – давление, напряжение) – 1) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры);

2) комплекс физилогических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Стресс – неспецифический ответ организма на любое воздействие-стрессор.

Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса.

Субъект (от лат. subjectum - подлежащее)– индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Трудовой пост – 1) ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированную область приложения сил человека, рассчитанную на создание чего-либо ценного для общества – материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов;

2) исторически сложившаяся и объективно существующая система технического оборудования, прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности.

Трудовой потенциал – заложенные потенции, возможности к выполнению тех или иных функций при благоприятных условиях развития, способностей, задатков, доведения их до умений, навыков.

Трудоспособность – это состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определенного объема и качества.

Утомление – функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.

Факторы напряженности труда – показатели, характеризующие деятельность: степень напряжения внимания, темп и плотность работы, загруженность анализаторных функций, эмоциональное напряжение, монотонность работы, нагрузка на память.

Центральный институт труда (ЦИТ) – первая отечественная организационная структура, в которой концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. Организован в 1921 г. в Москве.

Эргатическая система (от греч. еrgon - работа) – сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средства деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.

Персоналии

МЮНСТЕРБЕРГ Гуго (1863-1916) – немецко-американский психолог, представитель практической психологии (психотехники). Изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психологическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей.

СЕЛЬЕ Ганс (1907-1982) – канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего (генерального) адаптационного синдрома – совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. При экспериментальных и клинических исследованиях поведения человека в экстремальных ситуациях учение С. дало основание для выработки и развития понятия «психологический стресс».

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905) – русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга», 1863). Опираясь на открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие «центрального торможения» - тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. В работах С. Предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. С. Обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из к-рых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) («Элементы мысли», 1878). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, к-рые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой. Идеи С. стали основополагающими для многих направлений русской психологии.

ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896-1965) – советский психолог. в ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия. В дальнейшем занимался проблемами индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности («Способности и одаренность», 1941; «Психология музыкальных способностей», 1940; «Ум полководца», 1943 и др.). используя концепцию И.П. Павлова о типах ВНД, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового междисциплинарного направления – дифференциальной психофизиологии («Проблемы индивидуальных различий», 1961).

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.011 с.)