II. Распределение часов курса по темам и видам работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Распределение часов курса по темам и видам работ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Психология труда

 

для студентов специальности

030301 «Психология»,

очной и заочной форм обучения

 

  Разработчик Караваева Л. П., канд. психол. наук

 

 

Екатеринбург

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________И. К. Кощеева   СОГЛАСОВАНО: Декан факультета социальной психологии ________________Е. Б. Перелыгина .  

 

ПРИНЯТО: Ученым советом факультета социальной психологии     РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры Социальной психологии № 1 от 26.09.2010  

 

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Караваева Л. П., 2010

Содержание

I. Введение.......................................................................................

 

II. Распределение часов курса по темам и видам работ.................

 

III. Содержание курса....................................................................

 

IV. Программа семинарских занятий..............................................

 

V. Учебный словарь дисциплины...................................................

 

VI. Программа семинарских занятий..............................................

 

VII. Самостоятельная работа студентов [очной, заочной форм обучения]....

1. Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы...............

2. Примерные темы рефератов, докладов................................

3. Примерные вопросы для подготовки к зачету, экзамену........

 

VIII. Методические рекомендации по дисциплине...........................

 

IX. Контрольные мероприятия.....................................................

 

X. Отчетность...............................................................................

 

XI. Библиографический список........................................................

 

XII. Ресурсное обеспечение.............................................................

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология труда» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки

 

Дипломированного специалиста по специальности 030301 «Психология»
Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла ОПД учебного плана
Семестр V
Форма обучения очная
Общая трудоемкость дисциплины 120час., в том числе:
Аудиторная работа: Лекций Практических занятий 58 час. 28 час. 14 час.
Семинарских занятий 16 час.
Самостоятельная работа: Конспекты источников Реферат Доклады 62час.  
Контрольные мероприятия Диктанты на знание терминологии Тестирование (по всем темам курса)  
Отчетность  
Экзамен V семестр

 

Семестр V
Форма обучения заочная
Общая трудоемкость дисциплины 120час., в том числе:
Аудиторная работа: Лекций Практических занятий 58 час. 28 час. 14 час.
Семинарских занятий 16 час.
Самостоятельная работа: Конспекты источников Реферат Доклады 62час.  
Контрольные мероприятия Диктанты на знание терминологии Тестирование (по всем темам курса)  
Отчетность  
Экзамен V семестр

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Психология труда» формирует основы знаний, необходимых специалистам, работающим в сфере промышленной психологии и управления человеческими ресурсами.

Учебная дисциплина «Психология труда» многогранна. В последние годы она стала предметом изучения в вузах разного профиля, поскольку обеспечивает возможность общепрофессиональной подготовки студентов.

 

1. Цель дисциплины

Формирование у студентов понятий и представлений о психологии труда как области знания, отрасли науки, учебной дисциплины и профессии, занимающейся изучением, формированием и регуляцией деятельности человека в трудовом процессе с целью сохранения его высокой работоспособности, здоровья и профессионального долголетия.

2. Задачи дисциплины

Студент должен овладеть теоретическими знаниями по следующим направлениям:

• предмет и задачи психологии труда;

• история развития психологии труда в стране и за рубежом;

• понятие о трудовом процессе и роли человека в нем с точки зрения психологии;

• основные задачи психолога на производстве, методы исследования в области психологии труда;

• анализ труда и требования, предъявляемые характером труда к человеку;

• психологические принципы описания и классификации профессий;

•организационные и социальные аспекты работы;

•индивидуальные различия в поведении работающих; психологические основы этих различий и оценка профессионально-трудовой деятельности;

• психологические основы профессионального обучения;

• влияние фактов трудового процесса на исполнителя;

• психологические аспекты профилактики производственного травматизма.

Задачей курса является также формирование у студентов практических навыков промышленного психолога и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами

«Психология труда» как учебная дисциплина в системе подготовки специалистов связана с такими дисциплинами учебного плана, как «Психофизиология», «Социология», «Социальная психология», «Педагогика», «Педагогическая психология», «Управление персоналом», «Психология управления» и другими.

 

4. Требования к уровню подготовки студентов

В ходе изучения материала дисциплины студент должен усвоить базовые понятия психологии труда, приобрести фундаментальные представления:

• о структуре современной психологии труда, ее месте в системе других наук о человеке;

• об основных направлениях развития психологии труда в разные исторические периоды;

• о сущности трудового процесса и роли человека в нем с точки зрения психологии;

• о структуре личности, условиях ее формирования и развития как субъекта труда;

• об индивидуальных различиях в поведении работающих; психологических основах этих различий и оценке профессионально-трудовой деятельности;

• о психологических основах профессионального обучения;

• о влияние фактов трудового процесса на исполнителя;

• о психологических аспектах профилактики производственного травматизма и трудовой реабилитации больных и инвалидов.

Он должен также овладеть умениями анализа и интерпретации психологических фактов; установления причинно-следственных связей; работы с диагностическим инструментарием.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен знать:

• основные понятия (терминологию) дисциплины «Психология труда» (основные психологические и педагогические категории);

• современную структуру психологии труда;

• основные направления развития и методы психологии труда как науки;

• условия формирования личности как субъекта труда;

• психологические основы профессионального отбора и побора кадров;

• основы психологии профессиональной работоспособности;

• основы мотивации трудовой деятельности и удовлетворенности трудом;

• основы профессиональных конфликтов и профессионального стресса;

• основы психологических аспектов социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

Студент должен уметь:

• пользоваться категориальным аппаратом дисциплины;

• применять методы психологии труда для исследования конкретных проблем;

• практически применять методики, предназначенные для диагностики психологических явлений, связанных с трудом (психологические особенности и мотивационно-потребностная сфера личности; профессиональная ориентация; работоспособность и явления, влияющие на ее изменения; стресс; конфликты и др.);

• интерпретировать результаты обследования, формулировать психологическое заключение;

• ориентироваться в литературе при самостоятельной подготовке рефератов, докладов, контрольных работ по психологии труда;

• выполнять письменный обзор источников (доклад) на определенную тему;

• кратко и четко излагать содержание научной работы, выражать свое мнение о ней;

• выделять существенное при конспектировании источников;

• психологически обеспечивать процесс взаимодействия с разными людьми и воздействия на них;

• анализировать ситуации, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности;

• высказывать свою точку зрения в дискуссиях по спорным вопросам;

• осуществлять самостоятельный сбор, анализ, обобщение, презентацию эмпирического материала по определенной тематике, защищать выполненный проект.

Методическая новизна курса

Частную дидактику учебной дисциплины сложно обогатить какими-либо принципиально новыми подходами к организации учебного процесса, поэтому целесообразно говорить не о новизне применяемых методов, приемов или организационных форм обучения, а об их оптимальном сочетании, позволяющем как можно лучше, полнее и доступнее отразить содержание изучаемого предмета, его суть и своеобразие. С учетом обозначенной позиции методическая новизна курса в определенной мере обеспечивается сочетанием следующих методов активного обучения:

• объяснительно-иллюстративных (четкая структура лекций, содержащих педагогически переработанный учебный материал, иллюстрированный примерами и фактами; обобщающие опорно-логические схемы по основным разделам курса; беседы, закрепляющие, обобщающие и систематизирующие приобретенные знания; обсуждение самостоятельных наработок студентов по определенной тематике, формулировка выводов);

• наглядно-практических (выполнение разнообразных практических заданий на закрепление материала, применение психодиагностических методик и тестов, решение психолого-педагогических задач, анализ эмпирических наблюдений, психолого-педагогического опыта студентов; сложных психолого-педагогических ситуаций, отраженных в художественной литературе, кинофильмах, СМИ);

• имитационных (участие студентов в сюжетно-ролевых и деловых играх);

• самостоятельной работы (подготовка рефератов, докладов, конспектирование первоисточников, письменный и устный анализ запомнившихся педагогических ситуаций, фактов из личного опыта);

• проблемно-поисковых (постановка проблемных вопросов, дискуссии, поиск решения проблемных ситуаций);

• исследовательских (выполнение и защита тематических проектов, предусматривающих самостоятельный сбор, анализ, обобщение материала);

• контрольных (диктанты на знание терминологии дисциплины, выполнение практических заданий, тестирование по пройденному материалу).

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Психология труда как наука. Обзорная характеристика психологии труда. История психологии труда в стране и за рубежом

 

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Предмет и задачи психологии труда.

История психологии труда, ее современное состояние и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

Трудовой пост. Понятие «эргатической системы» и «эргатической функции».

 

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III

Дополнительная:

3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1.

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Литература

Основная

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 336 с. – (Gaudeamus), Главы 2,7,8.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 4, 6

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.. Глава V

Дополнительная:

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

5. Зеер.Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – (Gaudeamus).

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

7. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 3; Гл. 4, §1.

8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Литература

Основная:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 2, 7.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Глава IV

 

Дополнительная:

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

5. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4,§§1-5.

6. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2003.

7. Соломин И.Л. Современныеметоды психологической экспресс-диагностики и профессионального самоопределения. СПб.: Речь, 2006.

8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 5

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы IX

Дополнительная:

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. – 480 с.

4. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), С274 - 280.

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

 

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 9.

2. Эргономика: Учебн. пособие для вузов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с., Глава 6.

Дополнительная:

3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §7.

 

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 12

2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с.

Дополнительная:

3. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §6.

 

Литература

Основная:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 2.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 3.

Дополнительная:

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., C. 244-268

2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с., Часть 3, глава 3

Дополнительная:

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 10, §4.

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., С. 229-243

Дополнительная:

2. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. М.: 2001

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2000

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

 

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 10.

Дополнительная:

2. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §8.

3. Холостова Е.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2002. – 340 с.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III

Дополнительная:

3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1.

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Литература

Основная:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 336 с. – (Gaudeamus), Главы 2,7,8.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 4

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.. Глава V

Дополнительная:

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

5. Зеер.Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – (Gaudeamus).

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

7. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 3; Гл. 4, §1.

8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

 

Литература

Основная:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 2, 7.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Глава IV

Дополнительная:

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

5. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4,§§1-5.

6. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2003.

7. Соломин И.Л. Современныеметоды психологической экспресс-диагностики и профессионального самоопределения. СПб.: Речь, 2006.

8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 9.

2. Эргономика: Учебн. пособие для вузов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с., Глава 6.

Дополнительная:

3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §7.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 12

2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с.

Дополнительная:

3. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §6.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Литература

Основная:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 2.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 3.

Дополнительная:

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., C. 244-268

2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с., Часть 3, глава 3

Дополнительная:

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 10, §4.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

 

Литература

Основная:

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., С. 229-243

Дополнительная:

2. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. М.: 2001

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2000

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 10.

Дополнительная:

2. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §8.

3. Холостова Е.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2002. – 340 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

V. учебный словарь ДИСЦИПЛИНЫ

Термины

Аттестация - система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности.

Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов.

Дееспособность – это общая способность формировать целесообразную деятельность, понимать значение своих действий, управлять ими, совершенствовать их. Иначе говоря – это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деформация личности профессиональная – изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности.

Дистресс – отрицательная неспецифическая реакция организма человека на любое неблагоприятное внешнее воздействие, выражающаяся в сверхмобилизации физиологических и психологических ресурсов организма для достижения результата защиты организма любой ценой, что приводит к истощению энергетических и пластических запасов и к перенапряжению

нервно-гуморальных механизмов регуляции.

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Инцидент – когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Конфликт (с лат. - столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, группами).

Конфликтная ситуация – ситуация, включающая:

- либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

- либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

- либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и пр.

Кривая работоспособности – это график изменения технико-экономических или психофизиологических показателей, по которым можно судить о качественном и качественном уровне профессиональной деятельности и функциональном состоянии исполнителя работы.

Личностный смысл

1) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы;

2) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Монотония – функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.

Монотонность работы – объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непродолжительным временным циклом, структурным однообразием и простотой действий. Работа, где преобладает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсорной информации.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в шикором смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъектов.

Методы управления конфликтом – это приемы, способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия.

Найм – есть процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации и акт согласования интересов работодателя и работника.

Напряженность труда – функциональное состоянии организма при работе с преобладанием нервной нагрузки, характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Несчастный случай – внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности) в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного поведения.

Обучение персонала – процесс изменения или приобретения работниками новых знаний, умений, навыков.

Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.

Охрана труда – совокупность экономических, организационных и правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность трудящихся в производственных процессах.

Подбор кадров – это процессы и действия по созданию резерва кадров (или кандидатов) в организации, по созданию базы данных о работниках необходимой квалификации для решения задач организации.

Последствия конфликта деструктивные (дисфункциональные) - последствия деструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые мешают достижению целей.

Последствия конфликта конструктивные (функциональные) - последствия конструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые приводящие к достижению целей.

Потребность (в психологии) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Продуктивность – количество продукта в единицу времени.

Производительность – результат в единицу времени.

Производственная травма – травма, полученная на производстве.

Производственный травматизм – совокупность производственных травм.

Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Профессиограмма – 1) описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии;

2) характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека.

Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Профессионально-важные качества (ПВК) – свойства субъекта деятельности, необходимые для его нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Профессиональная деструкция – 1) это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда;

2) это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.169 с.)