Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Распределение часов курса по темам и видам работ↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Психология труда
для студентов специальности 030301 «Психология», очной и заочной форм обучения
Екатеринбург
© НОУВПО Гуманитарный университет © Караваева Л. П., 2010 Содержание I. Введение.......................................................................................
II. Распределение часов курса по темам и видам работ.................
III. Содержание курса....................................................................
IV. Программа семинарских занятий..............................................
V. Учебный словарь дисциплины...................................................
VI. Программа семинарских занятий..............................................
VII. Самостоятельная работа студентов [очной, заочной форм обучения].... 1. Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы............... 2. Примерные темы рефератов, докладов................................ 3. Примерные вопросы для подготовки к зачету, экзамену........
VIII. Методические рекомендации по дисциплине...........................
IX. Контрольные мероприятия.....................................................
X. Отчетность...............................................................................
XI. Библиографический список........................................................
XII. Ресурсное обеспечение.............................................................
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология труда» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки
I. ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Психология труда» формирует основы знаний, необходимых специалистам, работающим в сфере промышленной психологии и управления человеческими ресурсами. Учебная дисциплина «Психология труда» многогранна. В последние годы она стала предметом изучения в вузах разного профиля, поскольку обеспечивает возможность общепрофессиональной подготовки студентов.
1. Цель дисциплины Формирование у студентов понятий и представлений о психологии труда как области знания, отрасли науки, учебной дисциплины и профессии, занимающейся изучением, формированием и регуляцией деятельности человека в трудовом процессе с целью сохранения его высокой работоспособности, здоровья и профессионального долголетия. 2. Задачи дисциплины Студент должен овладеть теоретическими знаниями по следующим направлениям: • предмет и задачи психологии труда; • история развития психологии труда в стране и за рубежом; • понятие о трудовом процессе и роли человека в нем с точки зрения психологии; • основные задачи психолога на производстве, методы исследования в области психологии труда; • анализ труда и требования, предъявляемые характером труда к человеку; • психологические принципы описания и классификации профессий; •организационные и социальные аспекты работы; •индивидуальные различия в поведении работающих; психологические основы этих различий и оценка профессионально-трудовой деятельности; • психологические основы профессионального обучения; • влияние фактов трудового процесса на исполнителя; • психологические аспекты профилактики производственного травматизма. Задачей курса является также формирование у студентов практических навыков промышленного психолога и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. 3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами «Психология труда» как учебная дисциплина в системе подготовки специалистов связана с такими дисциплинами учебного плана, как «Психофизиология», «Социология», «Социальная психология», «Педагогика», «Педагогическая психология», «Управление персоналом», «Психология управления» и другими.
4. Требования к уровню подготовки студентов В ходе изучения материала дисциплины студент должен усвоить базовые понятия психологии труда, приобрести фундаментальные представления: • о структуре современной психологии труда, ее месте в системе других наук о человеке; • об основных направлениях развития психологии труда в разные исторические периоды; • о сущности трудового процесса и роли человека в нем с точки зрения психологии; • о структуре личности, условиях ее формирования и развития как субъекта труда; • об индивидуальных различиях в поведении работающих; психологических основах этих различий и оценке профессионально-трудовой деятельности; • о психологических основах профессионального обучения; • о влияние фактов трудового процесса на исполнителя; • о психологических аспектах профилактики производственного травматизма и трудовой реабилитации больных и инвалидов. Он должен также овладеть умениями анализа и интерпретации психологических фактов; установления причинно-следственных связей; работы с диагностическим инструментарием.
Требования к уровню освоения содержания курса Студент должен знать: • основные понятия (терминологию) дисциплины «Психология труда» (основные психологические и педагогические категории); • современную структуру психологии труда; • основные направления развития и методы психологии труда как науки; • условия формирования личности как субъекта труда; • психологические основы профессионального отбора и побора кадров; • основы психологии профессиональной работоспособности; • основы мотивации трудовой деятельности и удовлетворенности трудом; • основы профессиональных конфликтов и профессионального стресса; • основы психологических аспектов социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Студент должен уметь: • пользоваться категориальным аппаратом дисциплины; • применять методы психологии труда для исследования конкретных проблем; • практически применять методики, предназначенные для диагностики психологических явлений, связанных с трудом (психологические особенности и мотивационно-потребностная сфера личности; профессиональная ориентация; работоспособность и явления, влияющие на ее изменения; стресс; конфликты и др.); • интерпретировать результаты обследования, формулировать психологическое заключение; • ориентироваться в литературе при самостоятельной подготовке рефератов, докладов, контрольных работ по психологии труда; • выполнять письменный обзор источников (доклад) на определенную тему; • кратко и четко излагать содержание научной работы, выражать свое мнение о ней; • выделять существенное при конспектировании источников; • психологически обеспечивать процесс взаимодействия с разными людьми и воздействия на них; • анализировать ситуации, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности; • высказывать свою точку зрения в дискуссиях по спорным вопросам; • осуществлять самостоятельный сбор, анализ, обобщение, презентацию эмпирического материала по определенной тематике, защищать выполненный проект. Методическая новизна курса Частную дидактику учебной дисциплины сложно обогатить какими-либо принципиально новыми подходами к организации учебного процесса, поэтому целесообразно говорить не о новизне применяемых методов, приемов или организационных форм обучения, а об их оптимальном сочетании, позволяющем как можно лучше, полнее и доступнее отразить содержание изучаемого предмета, его суть и своеобразие. С учетом обозначенной позиции методическая новизна курса в определенной мере обеспечивается сочетанием следующих методов активного обучения: • объяснительно-иллюстративных (четкая структура лекций, содержащих педагогически переработанный учебный материал, иллюстрированный примерами и фактами; обобщающие опорно-логические схемы по основным разделам курса; беседы, закрепляющие, обобщающие и систематизирующие приобретенные знания; обсуждение самостоятельных наработок студентов по определенной тематике, формулировка выводов); • наглядно-практических (выполнение разнообразных практических заданий на закрепление материала, применение психодиагностических методик и тестов, решение психолого-педагогических задач, анализ эмпирических наблюдений, психолого-педагогического опыта студентов; сложных психолого-педагогических ситуаций, отраженных в художественной литературе, кинофильмах, СМИ); • имитационных (участие студентов в сюжетно-ролевых и деловых играх); • самостоятельной работы (подготовка рефератов, докладов, конспектирование первоисточников, письменный и устный анализ запомнившихся педагогических ситуаций, фактов из личного опыта); • проблемно-поисковых (постановка проблемных вопросов, дискуссии, поиск решения проблемных ситуаций); • исследовательских (выполнение и защита тематических проектов, предусматривающих самостоятельный сбор, анализ, обобщение материала); • контрольных (диктанты на знание терминологии дисциплины, выполнение практических заданий, тестирование по пройденному материалу). III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Психология труда как наука. Обзорная характеристика психологии труда. История психологии труда в стране и за рубежом
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Предмет и задачи психологии труда. История психологии труда, ее современное состояние и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Трудовой пост. Понятие «эргатической системы» и «эргатической функции».
Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III Дополнительная: 3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1. 4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Литература Основная 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 336 с. – (Gaudeamus), Главы 2,7,8. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 4, 6 3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.. Глава V Дополнительная: 4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 5. Зеер.Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – (Gaudeamus). 6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. 7. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 3; Гл. 4, §1. 8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Литература Основная: 1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 2, 7. 3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Глава IV
Дополнительная: 4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с. 5. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4,§§1-5. 6. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2003. 7. Соломин И.Л. Современныеметоды психологической экспресс-диагностики и профессионального самоопределения. СПб.: Речь, 2006. 8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 5 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы IX Дополнительная: 3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. – 480 с. 4. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), С274 - 280. 5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 9. 2. Эргономика: Учебн. пособие для вузов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с., Глава 6. Дополнительная: 3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §7.
Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 12 2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с. Дополнительная: 3. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §6.
Литература Основная: 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 2. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 3. Дополнительная: 3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 Литература Основная: 1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., C. 244-268 2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с., Часть 3, глава 3 Дополнительная: 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 10, §4. Литература Основная: 1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., С. 229-243 Дополнительная: 2. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. М.: 2001 3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2000 4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 10. Дополнительная: 2. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §8. 3. Холостова Е.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2002. – 340 с. Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III Дополнительная: 3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1. 4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. Литература Основная: 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 336 с. – (Gaudeamus), Главы 2,7,8. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 4 3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.. Глава V Дополнительная: 4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 5. Зеер.Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – (Gaudeamus). 6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. 7. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 3; Гл. 4, §1. 8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.
Литература Основная: 1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 2, 7. 3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Глава IV Дополнительная: 4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с. 5. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4,§§1-5. 6. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2003. 7. Соломин И.Л. Современныеметоды психологической экспресс-диагностики и профессионального самоопределения. СПб.: Речь, 2006. 8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 9. 2. Эргономика: Учебн. пособие для вузов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с., Глава 6. Дополнительная: 3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §7. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 12 2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с. Дополнительная: 3. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §6. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. Литература Основная: 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 2. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 3. Дополнительная: 3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. Литература Основная: 1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., C. 244-268 2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с., Часть 3, глава 3 Дополнительная: 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 10, §4. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.
Литература Основная: 1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., С. 229-243 Дополнительная: 2. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. М.: 2001 3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2000 4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. Литература Основная: 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 10. Дополнительная: 2. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4, §8. 3. Холостова Е.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2002. – 340 с. Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета. V. учебный словарь ДИСЦИПЛИНЫ Термины Аттестация - система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности. Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов. Дееспособность – это общая способность формировать целесообразную деятельность, понимать значение своих действий, управлять ими, совершенствовать их. Иначе говоря – это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деформация личности профессиональная – изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Дистресс – отрицательная неспецифическая реакция организма человека на любое неблагоприятное внешнее воздействие, выражающаяся в сверхмобилизации физиологических и психологических ресурсов организма для достижения результата защиты организма любой ценой, что приводит к истощению энергетических и пластических запасов и к перенапряжению нервно-гуморальных механизмов регуляции. Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Инцидент – когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Конфликт (с лат. - столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, группами). Конфликтная ситуация – ситуация, включающая: - либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; - либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; - либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и пр. Кривая работоспособности – это график изменения технико-экономических или психофизиологических показателей, по которым можно судить о качественном и качественном уровне профессиональной деятельности и функциональном состоянии исполнителя работы. Личностный смысл – 1) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы; 2) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности. Монотония – функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции. Монотонность работы – объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непродолжительным временным циклом, структурным однообразием и простотой действий. Работа, где преобладает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсорной информации. Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в шикором смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъектов. Методы управления конфликтом – это приемы, способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Найм – есть процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации и акт согласования интересов работодателя и работника. Напряженность труда – функциональное состоянии организма при работе с преобладанием нервной нагрузки, характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. Несчастный случай – внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности) в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного поведения. Обучение персонала – процесс изменения или приобретения работниками новых знаний, умений, навыков. Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации. Охрана труда – совокупность экономических, организационных и правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность трудящихся в производственных процессах. Подбор кадров – это процессы и действия по созданию резерва кадров (или кандидатов) в организации, по созданию базы данных о работниках необходимой квалификации для решения задач организации. Последствия конфликта деструктивные (дисфункциональные) - последствия деструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые мешают достижению целей. Последствия конфликта конструктивные (функциональные) - последствия конструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые приводящие к достижению целей. Потребность (в психологии) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Продуктивность – количество продукта в единицу времени. Производительность – результат в единицу времени. Производственная травма – травма, полученная на производстве. Производственный травматизм – совокупность производственных травм. Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Профессиограмма – 1) описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии; 2) характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека. Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека. Профессионально-важные качества (ПВК) – свойства субъекта деятельности, необходимые для его нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром. Профессиональная деструкция – 1) это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда; 2) это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности. Профессиональная консультация – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Про |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.018 с.)