Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные барьеры и их преодоление

Поиск

В практике организационных коммуникаций возможно появление коммуникативных барьеров — преград, которые искажают смысл и приводят к потере информации. Вследствие этого происходит уменьшение возможности успешной коммуникации. Коммуникативные барьеры могут возникать в межличностных и организационных коммуникациях.

По данным исследований, на разных этапах коммуникационного процесса из-за коммуникативных барьеров потери информации составляют до 80%, на каждом уровне управления отфильтровывается до 30—50% информации — все это значительно снижает эффективность коммуникаций. В связи с этим актуальной задачей менеджера становится сокращение потерь информации путем устранения (минимизации) коммуникативных барьеров.

Проценты потерь информации при вербальных коммуникациях приведены на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Потери информации при вербальных коммуникациях

 

Коммуникативные барьеры в межличностных коммуникациях — это:

1)преграды, обусловленные восприятием, — неодинаковое восприятие одинаковой информации разными людьми вследствие различий в ценностях, опыте, ожиданиях и представлениях;

2)семантические (смысловые) барьеры — несовпадение способов использования слов и их значений;

3) невербальные преграды — неоднозначное толкование символов (кроме слов), приводящее к искажению смысла сообщения;

4) плохая обратная связь или ее отсутствие — невозможность получитъ подтверждение правильной интерпретации сообщения;

5) неумение слушать — неудовлетворительные способности воспринимать информацию.

Для устранения барьеров в межличностных коммуникациях рекомендуется использовать такие приемы:

• обдумывание и пояснение сообщения перед началом его передачи адресату;

• исключение двусмысленных выражений во избежание искажений семантики и восприятия;

• выбор непротиворечивых невербальных средств общения;

• демонстрация эмпатии и открытости;

• установление эффективной обратной связи.

Коммуникативные барьеры в организационных коммуникациях м огут быть следующими:

1) непреднамеренное искажение сообщений — личностная фильтрация и интерпретация смысла, искажение в результате обобщения, обработки, упрощения информации, статусных различий и др.;

2) сознательное искажение информации — интерпретация сообщения в интересах пользователя;

3) информационные перегрузки — перегрузка каналов коммуникаций, отсеивание информации и потеря важной ее части;

4) структурные искажения — искажения информации на многочисленных уровнях управления;

5) мотивационные барьеры — неудовлетворенность трудом, низкий уровень мотивации, страх перед наказанием;

6)кадровые ограничения — некачественный состав рабочих групп и персонала в целом;

7)управленческие преграды — неэффективное использование власти, ошибки лидерства;

8) ограничения организационной среды — плохой социально-психологический климат, конфликты, стрессы в организационном поведении.

Устранению барьеров в организационных коммуникациях способствуют определенные приемы:

• регулирование информационных потоков с учетом их количественных и качественных характеристик и потребностей получателей информации;

• установление регулярных контактов между потребителями информации путем проведения встреч, бесед, обсуждений, совещаний;

• обеспечение эффективной системы обратной связи;

• внедрение систем сбора предложений посредством анонимной почты, телефонной связи, обсуждения решений в рабочих группах, информационных бюллетеней, публикаций, видеозаписей и др.;

• введение электронных средств связи и телекоммуникаций (электронная почта, видеоконференции, Интернет и др.);

• совершенствование системы стимулирования труда персонала;

• повышение качественного уровня менеджмента;

• формирование продуктивной деловой среды в организации.

Устранение коммуникативных барьеров позволяет создавать успешные организационные коммуникации, обеспечивающие эффективное организационное поведение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.009 с.)