![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность управленческих решений
Принятие решений представляет собой «сквозной» процесс, который, как и коммуникации, пронизывает всю организационную среду. Решения представляют собой основной результат деятельности менеджера. Они вырабатываются в каждом цикле управления, на всех стадиях выполнения тех или иных функций в процессе организационной деятельности. Важность разработки и принятия решений раскрывается в высказывании М. Мескона: «Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей». Знание особенностей, технологии, методов принятия и оптимизации решений — обязательный элемент профессиональной квалификации современного менеджера. Согласно трехкомпонентной структуре организационного поведения решения в организации проявляются на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Эффективное воплощение в жизнь решений требует их взаимного согласования и тесной увязки. В силу этого сущность принятия решений в контексте организационного поведения сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, групп, структур организации и координации их взаимодействия. При этом решением следует считать результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов наилучшего. Различают два подхода к определению сущности процесса принятия управленческих решений: широкий и узкий. В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления, поскольку представляет собой концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, включая постановку цели, анализ ситуации, формулировку проблемы и ее разрешение. В узком смысле принятие решений означает выбор наилучшего варианта действий из множества альтернативных. Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменения его состояния. Принятие решений необходимо прежде всего в ситуациях, связанных с неопределенностью. В этом смысле принятие решений представляет собой многостадийный процесс пошагового снятия исходной неопределенности. Таким образом, управленческое решение — многомерный конструкт: · решение — это выбор альтернативы; · решение — это продукт управленческого труда, результат длительной, организационно-практической деятельности менеджера; · решение — это ответ на проблемы управления. Соответственно в каждом аспекте выделяются сущностные особенности, которые определяют деятельность менеджера и его взаимодействие с персоналом в процессе подготовки и реализации пений. Принятие решений в организации следует рассматривать в трех плоскостях: 1)конкретное действие (команда), подлежащее исполнению — приказ, распоряжение, указание, инструкция; 2)вид деятельности— определенная работа руководителя; 4) процесс — комплекс этапов по изучению ситуации, анализу и обработке информации, выработке и оценке альтернатив и т.д. В практической сфере сущность управленческих решений реализуется в совокупности выделенных аспектов. Управленческие решения включают в себя следующие компоты: 1) субъект решения — управляющая подсистема (лицо или орган принимающий решение). Для выполнения своих функций объекты, как правило, имеют властные (служебные) полномочия, пения являются своего рода индикатором их профессиональной компетентности; 2) объект решения — управляемая подсистема, на которую направлено решение. Различают две группы объектов: а) внутренние по отношению к организации (ассортимент товаров и услуг, персонал, финансы, технологии, транспорт и др.) б) внешние (потребители, конкуренты, поставщики, партнеры и др.); 3) предмет решения — содержание (функциональная область) решения. Разработка и принятие решений в организации базируются на нескольких подходах, отражающих динамику организационного развития: • технократический — формализация и технократизм решений; • гуманистический — опора на использование человеческого потенциала; • стратегический — выработка и реализация стратегии организации; • программно-целевой — создание программ достижения поставленных целей и их последовательное осуществление; • проблемно-ориентированный — ориентация на эффективное решение проблем управления; • маркетинговый — направленность решений на удовлетворение рыночных потребностей; • инновационный — внедрение прогрессивных достижений и технологий. Кроме того, в процессе разработки и принятия решений в организации в полной мере применяются рассмотренные ранее системный, процессный и ситуационный подходы. Необходимость формирования и претворения в жизнь решений связана с осуществлением ключевых функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. При выполнении каждой функции реализуется соответствующая совокупность управленческих решений, представляющих собой ответ на многочисленные «вопросы внутренней среды» и «вызовы внешнего окружения». В организационных отношениях управленческие решения могут выражаться в разных формах: а) формах разработки — указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение и др.; б) формах реализации — предписание, разъяснение, убеждение, беседа, личный пример, обучение, совет, совещание, заседание и др. Сущность управленческих решений раскрывается в совокупности следующих свойств: а) социально-экономической природе — решения связаны с социальным взаимодействием работников, направленным на решение экономических задач; б) альтернативности — принятие решения предполагает наличие нескольких альтернативных вариантов и выбор оптимального варианта; в) ситуативное — принятие решения требует анализа сложившейся ситуации; г) осознанности — решения являются результатом сознательной мыслительной деятельности менеджера; д) целевой направленности — решения определяются целями управления и ориентированы на их достижение; е) активизирующей, организующей и стимулирующей силе решений; ж) реализации «чужими руками» — решения воплощаются в дела посредством организованной деятельности исполнителей; з) ответственности — принятие и реализация решений предполагает ответственность за их последствия. Все свойства взаимодополняются и проявляются системно.
Виды управленческих решений Процесс управления связан с большим объемом решений, всю совокупность которых можно классифицировать: 1)по уровню управления — высшие, средние, низшие; 2)по уровню новизны — рутинные, селективные, адаптивные, инновационные; 3)по содержанию — экономические, социальные, кадровые, инновационные, финансовые, технические, технологические; 4)по масштабу воздействия — общие и частные; 5)по источнику воздействия — централизованные и децентрализованные; 6)по глубине воздействия — одноуровневые и многоуровневые; 7)по целям управления — оперативные, тактические, стратегические; 8)по форме подготовки — единоличные, коллегиальные, коллективные; 9)по сложности — стандартные, бинарные, многовариантные креативные; 10)по вероятности реализации — детерминированные и стохастические; 11)по способу принятия — уравновешенные, импульсивные инертные, рисковые; 12)по степени определенности ситуации — принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности; 13)по процессу принятия — запрограммированные, запрограммированные, компромиссные. Принятие решения каждого вида требует соответствующих навыков и способностей руководителя и исполнителей, которые, согласно М. Вудкоку и Д. Френсису, усложняются при увеличении уровня управления (табл. 5.1).
Таблица 5.1. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.006 с.) |