Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность управленческих решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принятие решений представляет собой «сквозной» процесс, который, как и коммуникации, пронизывает всю организационную среду. Решения представляют собой основной результат деятельности менеджера. Они вырабатываются в каждом цикле управления, на всех стадиях выполнения тех или иных функций в процессе организационной деятельности. Важность разработки и принятия решений раскрывается в высказывании М. Мескона: «Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей». Знание особенностей, технологии, методов принятия и оптимизации решений — обязательный элемент профессиональной квалификации современного менеджера. Согласно трехкомпонентной структуре организационного поведения решения в организации проявляются на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Эффективное воплощение в жизнь решений требует их взаимного согласования и тесной увязки. В силу этого сущность принятия решений в контексте организационного поведения сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, групп, структур организации и координации их взаимодействия. При этом решением следует считать результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов наилучшего. Различают два подхода к определению сущности процесса принятия управленческих решений: широкий и узкий. В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления, поскольку представляет собой концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, включая постановку цели, анализ ситуации, формулировку проблемы и ее разрешение. В узком смысле принятие решений означает выбор наилучшего варианта действий из множества альтернативных. Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменения его состояния. Принятие решений необходимо прежде всего в ситуациях, связанных с неопределенностью. В этом смысле принятие решений представляет собой многостадийный процесс пошагового снятия исходной неопределенности. Таким образом, управленческое решение — многомерный конструкт: · решение — это выбор альтернативы; · решение — это продукт управленческого труда, результат длительной, организационно-практической деятельности менеджера; · решение — это ответ на проблемы управления. Соответственно в каждом аспекте выделяются сущностные особенности, которые определяют деятельность менеджера и его взаимодействие с персоналом в процессе подготовки и реализации пений. Принятие решений в организации следует рассматривать в трех плоскостях: 1)конкретное действие (команда), подлежащее исполнению — приказ, распоряжение, указание, инструкция; 2)вид деятельности— определенная работа руководителя; 4) процесс — комплекс этапов по изучению ситуации, анализу и обработке информации, выработке и оценке альтернатив и т.д. В практической сфере сущность управленческих решений реализуется в совокупности выделенных аспектов. Управленческие решения включают в себя следующие компоты: 1) субъект решения — управляющая подсистема (лицо или орган принимающий решение). Для выполнения своих функций объекты, как правило, имеют властные (служебные) полномочия, пения являются своего рода индикатором их профессиональной компетентности; 2) объект решения — управляемая подсистема, на которую направлено решение. Различают две группы объектов: а) внутренние по отношению к организации (ассортимент товаров и услуг, персонал, финансы, технологии, транспорт и др.) б) внешние (потребители, конкуренты, поставщики, партнеры и др.); 3) предмет решения — содержание (функциональная область) решения. Разработка и принятие решений в организации базируются на нескольких подходах, отражающих динамику организационного развития: • технократический — формализация и технократизм решений; • гуманистический — опора на использование человеческого потенциала; • стратегический — выработка и реализация стратегии организации; • программно-целевой — создание программ достижения поставленных целей и их последовательное осуществление; • проблемно-ориентированный — ориентация на эффективное решение проблем управления; • маркетинговый — направленность решений на удовлетворение рыночных потребностей; • инновационный — внедрение прогрессивных достижений и технологий. Кроме того, в процессе разработки и принятия решений в организации в полной мере применяются рассмотренные ранее системный, процессный и ситуационный подходы. Необходимость формирования и претворения в жизнь решений связана с осуществлением ключевых функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. При выполнении каждой функции реализуется соответствующая совокупность управленческих решений, представляющих собой ответ на многочисленные «вопросы внутренней среды» и «вызовы внешнего окружения». В организационных отношениях управленческие решения могут выражаться в разных формах: а) формах разработки — указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение и др.; б) формах реализации — предписание, разъяснение, убеждение, беседа, личный пример, обучение, совет, совещание, заседание и др. Сущность управленческих решений раскрывается в совокупности следующих свойств: а) социально-экономической природе — решения связаны с социальным взаимодействием работников, направленным на решение экономических задач; б) альтернативности — принятие решения предполагает наличие нескольких альтернативных вариантов и выбор оптимального варианта; в) ситуативное — принятие решения требует анализа сложившейся ситуации; г) осознанности — решения являются результатом сознательной мыслительной деятельности менеджера; д) целевой направленности — решения определяются целями управления и ориентированы на их достижение; е) активизирующей, организующей и стимулирующей силе решений; ж) реализации «чужими руками» — решения воплощаются в дела посредством организованной деятельности исполнителей; з) ответственности — принятие и реализация решений предполагает ответственность за их последствия. Все свойства взаимодополняются и проявляются системно.
Виды управленческих решений Процесс управления связан с большим объемом решений, всю совокупность которых можно классифицировать: 1)по уровню управления — высшие, средние, низшие; 2)по уровню новизны — рутинные, селективные, адаптивные, инновационные; 3)по содержанию — экономические, социальные, кадровые, инновационные, финансовые, технические, технологические; 4)по масштабу воздействия — общие и частные; 5)по источнику воздействия — централизованные и децентрализованные; 6)по глубине воздействия — одноуровневые и многоуровневые; 7)по целям управления — оперативные, тактические, стратегические; 8)по форме подготовки — единоличные, коллегиальные, коллективные; 9)по сложности — стандартные, бинарные, многовариантные креативные; 10)по вероятности реализации — детерминированные и стохастические; 11)по способу принятия — уравновешенные, импульсивные инертные, рисковые; 12)по степени определенности ситуации — принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности; 13)по процессу принятия — запрограммированные, запрограммированные, компромиссные. Принятие решения каждого вида требует соответствующих навыков и способностей руководителя и исполнителей, которые, согласно М. Вудкоку и Д. Френсису, усложняются при увеличении уровня управления (табл. 5.1).
Таблица 5.1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.008 с.) |