Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность управленческих решений

Поиск

 

Принятие решений представляет собой «сквозной» процесс, который, как и коммуникации, пронизывает всю организационную среду. Решения представляют собой основной результат деятельности менеджера. Они вырабатываются в каждом цикле управления, на всех стадиях выполнения тех или иных функций в процессе организационной деятельности. Важность разработки и принятия решений раскрывается в высказывании М. Мескона: «Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей». Знание особенностей, технологии, методов принятия и оптимизации решений — обязательный элемент профессиональной квалификации современного менеджера.

Согласно трехкомпонентной структуре организационного поведения решения в организации проявляются на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Эффективное воплощение в жизнь решений требует их взаимного согласования и тесной увязки. В силу этого сущность принятия решений в контексте организационного поведения сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, групп, структур организации и координации их взаимодействия. При этом решением следует считать результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов наилучшего.

Различают два подхода к определению сущности процесса принятия управленческих решений: широкий и узкий.

В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления, поскольку представляет собой концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, включая постановку цели, анализ ситуации, формулировку проблемы и ее разрешение.

В узком смысле принятие решений означает выбор наилучшего варианта действий из множества альтернативных.

Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменения его состояния. Принятие решений необходимо прежде всего в ситуациях, связанных с неопределенностью. В этом смысле принятие решений представляет собой многостадийный процесс пошагового снятия исходной неопределенности. Таким образом, управленческое решение — многомерный конструкт:

· решение — это выбор альтернативы;

· решение — это продукт управленческого труда, результат длительной, организационно-практической деятельности менеджера;

· решение — это ответ на проблемы управления. Соответственно в каждом аспекте выделяются сущностные особенности, которые определяют деятельность менеджера и его взаимодействие с персоналом в процессе подготовки и реализации пений.

Принятие решений в организации следует рассматривать в трех плоскостях:

1)конкретное действие (команда), подлежащее исполнению — приказ, распоряжение, указание, инструкция;

2)вид деятельности— определенная работа руководителя;

4) процесс — комплекс этапов по изучению ситуации, анализу и обработке информации, выработке и оценке альтернатив и т.д.

В практической сфере сущность управленческих решений реализуется в совокупности выделенных аспектов.

Управленческие решения включают в себя следующие компоты:

1) субъект решения — управляющая подсистема (лицо или орган принимающий решение). Для выполнения своих функций объекты, как правило, имеют властные (служебные) полномочия, пения являются своего рода индикатором их профессиональной компетентности;

2) объект решения — управляемая подсистема, на которую направлено решение. Различают две группы объектов:

а) внутренние по отношению к организации (ассортимент товаров и услуг, персонал, финансы, технологии, транспорт и др.)

б) внешние (потребители, конкуренты, поставщики, партнеры и др.);

3) предмет решения — содержание (функциональная область) решения.

Разработка и принятие решений в организации базируются на нескольких подходах, отражающих динамику организационного развития:

• технократический — формализация и технократизм решений;

• гуманистический — опора на использование человеческого потенциала;

• стратегический — выработка и реализация стратегии организации;

• программно-целевой — создание программ достижения поставленных целей и их последовательное осуществление;

• проблемно-ориентированный — ориентация на эффективное решение проблем управления;

• маркетинговый — направленность решений на удовлетворение рыночных потребностей;

• инновационный — внедрение прогрессивных достижений и технологий.

Кроме того, в процессе разработки и принятия решений в организации в полной мере применяются рассмотренные ранее системный, процессный и ситуационный подходы.

Необходимость формирования и претворения в жизнь решений связана с осуществлением ключевых функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. При выполнении каждой функции реализуется соответствующая совокупность управленческих решений, представляющих собой ответ на многочисленные «вопросы внутренней среды» и «вызовы внешнего окружения».

В организационных отношениях управленческие решения могут выражаться в разных формах:

а) формах разработки — указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение и др.;

б) формах реализации — предписание, разъяснение, убеждение, беседа, личный пример, обучение, совет, совещание, заседание и др.

Сущность управленческих решений раскрывается в совокупности следующих свойств:

а) социально-экономической природе — решения связаны с социальным взаимодействием работников, направленным на решение экономических задач;

б) альтернативности — принятие решения предполагает наличие нескольких альтернативных вариантов и выбор оптимального варианта;

в) ситуативное — принятие решения требует анализа сложившейся ситуации;

г) осознанности — решения являются результатом сознательной мыслительной деятельности менеджера;

д) целевой направленности — решения определяются целями управления и ориентированы на их достижение;

е) активизирующей, организующей и стимулирующей силе решений;

ж) реализации «чужими руками» — решения воплощаются в дела посредством организованной деятельности исполнителей;

з) ответственности — принятие и реализация решений предполагает ответственность за их последствия.

Все свойства взаимодополняются и проявляются системно.

 

Виды управленческих решений

Процесс управления связан с большим объемом решений, всю совокупность которых можно классифицировать:

1)по уровню управления — высшие, средние, низшие;

2)по уровню новизны — рутинные, селективные, адаптивные, инновационные;

3)по содержанию — экономические, социальные, кадровые, инновационные, финансовые, технические, технологические;

4)по масштабу воздействия — общие и частные;

5)по источнику воздействия — централизованные и децентрализованные;

6)по глубине воздействия — одноуровневые и многоуровневые;

7)по целям управления — оперативные, тактические, стратегические;

8)по форме подготовки — единоличные, коллегиальные, коллективные;

9)по сложности — стандартные, бинарные, многовариантные креативные;

10)по вероятности реализации — детерминированные и стохастические;

11)по способу принятия — уравновешенные, импульсивные инертные, рисковые;

12)по степени определенности ситуации — принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности;

13)по процессу принятия — запрограммированные, запрограммированные, компромиссные.

Принятие решения каждого вида требует соответствующих навыков и способностей руководителя и исполнителей, которые, согласно М. Вудкоку и Д. Френсису, усложняются при увеличении уровня управления (табл. 5.1).

 

 

Таблица 5.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.198.150 (0.009 с.)