Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный стресс менеджера и его преодолениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Менеджеры и руководители всех уровней особенно сильно подвержены воздействию стрессов. Продолжительность их пребывания на работе колеблется в пределах 11—15 часов на крупных предприятиях или в высшем звене управления и 9—19 часов — на средних предприятиях. По данным Научного совета по проблемам прикладной физиологии человека, 34% управленцев отягощены сердечно-сосудистыми-заболеваниями (20% — гипертоническая болезнь, 14% — ишемическая болезнь сердца). В возрасте 40—49 лет показатель гипертонической болезни у руководителей-мужчин превышает 50% обследованных. Причина многих недугов у руководителей, по общему мнению, заключается в чрезмерных стрессовых нагрузках. Управленческая деятельность — активная умственная работа, в результате которой мозг подчиняет себе все ресурсы человеческого организма. Управленцу зачастую приходится решать нештатные задачи, выполнять множественные функции, осуществлять напряженные контакты в системе «человек — человек», эмоционально насыщенные и когнитивно сложные. В силу своей специфики управленческая деятельность представляет собой источник постоянного «покушения» на здоровье руководителя. В первую очередь, от перегрузок страдает нервно-психическая сфера: управленцы зачастую испытывают внутреннюю подавленность, нервозность, напряженность и т.п. Такое состояние вызывает субъективные защитные реакции, например, психическое переутомление, нежелание заниматься некоторыми видами деятельности, замкнутость в общении. Эти изменения «запекают» механизм адаптации к экстремальным производственным нагрузкам. В не меньшей степени профессиональная специфика негативно сказывается на физическом состоянии руководителя. Ограниченное рабочее пространство — стол, кабинет — предопределяет преимущественно малоподвижный образ работы. Согласно исследованиям, в возрасте от 30 до 60 лет ослабление функций организма на 50% происходит в результате гиподинамии. У лиц, занятых сидячей работой, риск получить сердечные приступы со смертельным исходом на 80% выше, чем у тех, кто занимается физическим трудом. Высокие стрессовые нагрузки обусловливают возникновение Профессионального стресса — «выгорание» менеджера. Профессиональный стресс представляет собой совокупность физиологических, психологических и поведенческих реакций субъектов, вызывающих профессиональную и личностную деформацию. Профессиональный стресс менеджера — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-психических, энергетических и личностных ресурсов управленца. Термин «выгорание» (от англ. burnoиt — сгорание) ввел Г. Фрейденберг в 1974 г. Первоначально под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности, опустошения. Позже симптоматика данного явления существенно расширилась за счет не только психического, но и психосоматического компонента. Профессиональное выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, которые приводят к личностной деформации профессионала. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки». Симптомами выгорания являются: снижение мотивации к работе, постоянная усталость, эмоциональное истощение, апатия, раздражительность и др. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный переходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Чрезмерная профессиональная занятость с постоянной психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами, ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии, серьезным физическим и психическим расстройствам. Б. Перлман и Е. Хартман разработали модель, которая определяет личностные и организационные переменные, отражающие три симптоматические категории выгорания: 1)физиологическую — физическое истощение; 2)аффективно-когнитивную — эмоциональное истощение, деперсонализация; 3)поведенческую — дезадаптация, сниженная производственная продуктивность. Как показывает данная модель, для восприятия и воздействия стресса (выгорания) важны индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение, а также преодоление, влияющее на него. Согласно исследованиям К. Маслач и С. Джексона, синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя компоненты: а) эмоциональное истощение — сниженный эмоциональный тонус, утрата интереса к окружающему, появление агрессивных реакций, симптомов депрессии; б) деперсонализацию — деформация личности, обезличивание отношений с другими людьми; в) редуцирование личных достижений — снижение самооценки и мотивации, редукция значимости успехов, собственного достоинства, снижение уровня притязаний, отстранение от обязанностей по отношению к другим. Современные специалисты (С. Шекшня и др.) характеризуют профессиональный стресс менеджера рядом специфических синдромов: · синдромом «отложенной жизни» — приоритетность производственных задач и откладывание «на потом» остальных дел (семья, отдых, друзья, здоровье и др.); · синдромом организационной алексетимии (от греч. а1ехеtiтiа — отсутствие эмоций) — эмоциональная стерильность, беспристрастность, отсутствие эмпатии, «вкуса» к жизни; · синдромом агедонии (антигедонии) (от греч. Нёdопе — наслаждение) — сниженная способность получать удовольствия, неспособность к позитивному восприятию жизни, ригидность и др. По данным исследований, «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. те, кто работает с особым интересом, высокой самоотдачей и ответственностью, кто нашел свое призвание в работе, трудится до самозабвения с установкой на постоянный рабочий процесс, что некоторые специалисты, например Е. Махер, называют парадоксом. В целом профессиональное выгорание руководителя приводит к устойчивым негативным состояниям разрушительной природы — от поведенческих деформаций до депрессивного ухода в себя, внутренне противоречивой модели жизни. В итоге это отрицательно сказывается не только на работе менеджера и результатах (деятельности организации в целом, но и представляет реальную угрозу существованию личности. Профессиональная деятельность менеджера тесно связана с проблемой сохранения его физического и психического здоровья» По мнению Г. С. Никифорова, умение заботиться о своем здоровье должно рассматриваться сегодня как профессионально важное качество руководителя, неотъемлемая часть менеджерской компетентности. В современных организациях необходимы разработка и внедрение научно обоснованных программ укрепления профессионального здоровья, основу которых может составлять концепция укрепления здоровья на рабочем месте, созданная Комитетом экспертов Всемирной организации здравоохранения в 1988 г. Цель подобных программ — поддержание профессионального здоровья и благополучия, уменьшение случаев возникновения профессиональных заболеваний и деформаций. Это предполагает решение двух главных задач: 1) повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового поведения; 2) профилактика дисфункций или редукция источников рабочего стресса. Действие программ укрепления здоровья должно быть направлено не только на отдельного индивида, но и на группы и организацию в целом для обеспечения социальной поддержки в процессе изменения отношений и стиля жизни. Методологической основой программ может быть широко используемая концепция самосохранительного поведения («превентивное поведение»), посвященная изучению разных аспектов поведения, связанного со здоровьем. Базой построения личного ортобиоза (образа жизни) руководителя должно стать обязательное соблюдение общеизвестных требований: рациональное планирование, отказ от вредных привычек, соблюдение режима питания, работы и отдыха, закаливание и обязательное получение положительных эмоций. Каждому менеджеру следует разработать свой «кодекс здоровья», в основу которого может быть положена «формула выживаемости». Исходной посылкой выведения «формулы выживаемости» является следующее положение: суточное время жизнедеятельности руководителя должно быть разумно распределено в целях обеспечения физического и нравственного здоровья. Соответственно для каждого «среза здоровья определяются три группы условий: рекреация, релаксация и катарсис. Рекреация (от лат. recreatio — восстановление) — отдых, восстановление сил, включающее в себя обеспечение физической активности, рациональной структуры питания, закаливание, пребывание на свежем воздухе. Релаксация (от лат. relaхаtio — ослабление) — расслабление, приводящее к установлению психического равновесия, снятию нервного напряжения, освобождению от назойливых мыслей, введению» положительных эмоций. Катарсис (от греч. katarsis — очищение) — эстетическое переживание, состоящее в моральном очищении и нравственном возвышении чувств и мыслей, сопоставлении своих поступков с деяниями идеалов в целях утверждения в верности морального выбора и соответствующих ему конкретных действий. «Формула выживаемости» (Фвыж) представляет собой дробь, в числителе которой — сумма времени, использованного на рекреацию (Врек), релаксацию (Врел) и катарсис (Вкат), в знаменателе — время суток (Всут) за вычетом времени сна (Всна) Таким образом, «коэффициент выживаемости» определяет, насколько эффективно руководитель в пределах рабочего и свободного времени поддерживает свое физическое, психическое и нравственное здоровье. Для работников умственного труда рекомендуется соблюдать «рекреационный минимум» двигательной активности: проходить за день 10 тыс. шагов или 7—7,5 км, в течение дня 2 часа пребывать на свежем воздухе, проводить от 4 до 6 гимнастических микропауз. Важной составной частью релаксации является управление настроением и выработка механизма психологической защиты от негативных морально-психологических воздействий. Эффективными способами достижения этого являются, в частности, музыкальные паузы, аутотренинг, применение простейших приемов психотерапии. Катарсисное воздействие оказывают посещение театров, выставок, чтение художественной литературы. Успех реализации «формулы выживания» зависит от множества факторов, среди которых важны гармоничное развитие личности менеджера, сбалансированное распределение его жизненной энергии между профессиональной, семейной и личной сферами жизнедеятельности. Конечные цели преодоления профессионального стресса — достижение профессионального долголетия менеджера и бесконфликтное завершение профессионального пути.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.007 с.) |