Великие Каппадокийцы и их роль в истории Церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великие Каппадокийцы и их роль в истории Церкви



"Великие Каппадокийцы"(кратко)

Свт. Василий Великий (ок. 330-379) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со свт. Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (358) и составил для него "Правила монашеские", которые стали основой всего последующего монашества. С 364г, - пресвитер, а с 370 - арх. Кесарии Каппадокийской, объединивший против ариан 50 епархий. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ. Составитель чина Божественной Литургии и "правил монашеских". Из его творений наиболее известны "Беседы на Шестоднев" и книга "О Святом Духе".

Свт. Григорий Богослов (или Назианзин; ок. 330 - 390) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е, путем к обожению. В 372 г. против воли поставлен своим другом, Василием Великим, во еп. Сасимского. С 379 г. - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель II Всел. Собора, на котором оставил патриаршество "ради мира церковного". Наиболее известны его 45 "Бесед" и богословские поэмы.

Свт. Григорий Нисский (ок. 332 - 395) - отец Церкви, философ и богослов, мл. брат свт. Василия Великого. С 372 г. еп. Нисский (в 376-378 низлагался арианами), Участник II Всел. Собора. Автор т.н. "Большого Катехизиса, в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии (особенно в эсхатологии) испытывал влияние Оригена, но избежал его заблуждений.

 

Развернуто

Свв. Василий Вел., Григорий Богослов, Григорий Нисский (мл. брат св. Василия). Каппадокийцы были едины в своей тринитарной терминологии: "Три Ипостаси в одной Сущности".

Свт. Василий (329-379) был призван к служению в тяжелейшее для Церкви время: арианство, поддерживаемое гос-вом, занимало господствующую позицию; свары, раздоры и расколы раздирали тело Церкви, и, казалось, она лежала в развалинах. Св. Василию выпала доля орган-ра и администратора, собирающего рассеянное бурями стадо, и он выполнил эту задачу, как никто другой. Вел. пастырь, св. Василий был и великим церк.ным политиком. Ему приходилось о многом умалчивать, проявлять гибкость и мягкость в вопросах второстепенных, чтобы отстоять главное, и находить новые формы выражения веры Церкви, чтобы объединить и примирить всех. Он боролся не за букву, а за дух, и он, как никто другой, понимал, что Бог "дал нам способность быть служителями Н.Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6).

Свт. Василий много потерпел не только от врагов, но и от друзей, не понимавших того, что им казалось чрезмерной уступчивостью. В начале своего еп.пства он воздерживался от писаний на вероучительные темы, чтобы не дать своим врагам, особенно при дворе Валента, возможности использовать его писания против него. Но, конечно, такая сдержанность вызвала недовольство некот.х слишком горячих "староникейцев", считавших, что он должен был громко и отчетливо провозглашать Истину, какие бы последствия это ни повлекло за собой. К 375 г. позиции Василия были настолько прочны, что он мог позволить себе откровенное выражение своих взглядов. Самый известный и весьма спорный пример использования св. Василием принципа икономии - это его книга о Св. Духе, где неопровержимо доказывается Божество 3-ей Ипостаси, но Сам Дух ни разу Богом не называется. Эта позиция св. Василия отражена в нашем Сим.Веры, где Св. Дух также прямо не называется Богом, хотя и Божество Его не вызывает сомнений. Такая чрезмерная осторожность в формулировках вызвала резкую критику лучшего друга св. Василия - св. Григорий Богослова.

Богословское наследие св. Василия бесценно. Главное - это разработка учения о никейском единосущии при наличии в Боге трех Ипостасей. Свою задачу св. Василий выполнил в богословском синтезе, создав новую терминологию, благ.ря которой никейская вера наконец стала приемлемой для большинства "омиусиан".

В дополнение к своему богословскому подвигу св. Василий блестяще провел пастырскую борьбу, примирив все разрозненные группировки: он объединил "восточных" в едином и твердом исповедании и добился к ним снисходительности со стороны как "староникейцев", так и "западных", - и это несмотря на такие канонические трудности, как, напр., Антиохийский раскол.

В богословии перед св. Василием стояла сложнейшая задача: примирение эллинского ума с Христовым благовествованием, или, иными словами, выражение библ.ой веры в терминах, адекватных его времени и окружению. Даже самому Вел.у Оригену не удалось решить эту задачу, но начало он положил.

Св. Василий говорил, что, хотя мы познаем Бога в Его творении и в познании самих себя, тем не менее "естественное" богопознание само по себе недостаточно, ибо только в библ.ом откровении мы встречаемся с Богом как с Личностью - вначале через В.Завет, но наиболее полно и совершенно - в Личности Иисуса Христа. Провозглашая личного Бога, св. Василий не оставляет камня на камне от филос.фих концепций Евномия.

Свт. утверждает, что Бог есть не безличная сущность, но Троица. Утверждение единой сущности Божией без различения Ипостасей было на руку Евномию в его спекулятивно-филос.фих построениях, близких и понятных греч-му уму. И поэтому учение св. Василия о трех Ипостасях Божества при единой сущности можно назвать революцией не только в греч-м языке, но и в философии. Он превращает число из количественной категории в качественную: истина и тайна Триединства не есть арифметика - три и один. Задача св. Василия ему полностью удалась: в выдвинутой им формуле "единая сущность при трех Ипостасях" Церковь признала точное определение содержимой ею тройческой веры. Т.е., несмотря на опасности, связанные с ломкой устаревших понятий и представлений, св. Василий примирил Церковь.

Св. Василий был великим орган-ром монаш.кой жизни - он одним из первых теоретически обосновал монаш-во, определил его место в Церкви, сформулировал многие правила монаш.кой жизни и нормализовал монаш.кое движение, разработав для него общий устав. Св. Василий рекомендовал общежительное монаш-во, как самое полезное для души, хотя не отрицал и отшельнической жизни. В монаш-ве св. Василий видел стремление к еванг.му идеалу. Но т.к.все возможные дух.е дары без любви - ничто, а Евангелие не отделяет любви к Богу от любви к ближнему, то отшельническая жизнь гораздо менее совершенна, чем жизнь члена общины. Монастырская община должна быть "малой Церковью", телом Христовым, по образцу первохрист-кой Иерус.кой общины-братства. Основной заповедью для подвижников должна быть любовь, и от напряженной, закаленной в подвиге любви ожидал Василий Вел. мира для мира.

Свт. Григорий Назианзин (Богослов) (330-390) был сыном еп.па Назианского, также Григория. Его мать Нонна была очень благочестивой христианкой и впоследствии, так же как и ее муж, канонизирована. Григорий получил блестящее воспитание. Учился он сначала в Кесарии Каппадокийской, а затем в Кесарии Палестинской, где еще существовала школа, основанная Оригеном. Потом он учился в Алекс.рии и наконец в Афинах, где познакомился и подружился со св. Василием. Оба эти юноши остались друзьями на всю свою жизнь. Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью высказался: "какое зло воспитывает Римская империя!" По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, он принял крещение. По приглашению своего друга Василия он поселился с ним в его понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец нуждался в своем сыне и потребовал его к себе. Отец посвятил его в сан пресвитера, а Василий Вел. чрез десять лет (в 372 г.) возвел его в сан еп.па г. Сасима. Но св. Григорий, оставшись в Назианзе, помогал отцу в управлении Назианской Церковью. Скоро, однако, его богатые дарования нашли себе применение в более подходящей обстановке.

По настоянию Василия Вел. и других влиятельных лиц св.Григорий отправился в Конст.поль для поднятия там православия. В столице православие находилось в печальном положении. Конст.п.ская кафедра в течение 40 лет занималась арианами. Все церкви захвачены были еретиками. Григорий мог проповедовать только в частной доме. Слушатели Григория, сначала немногочисленные, были поражены силой мысли и необыкновенным красноречием проповедника. Слушать вдохновенного оратора спешили еретики, иудеи и даже языч.ки. Этот частный дом вскоре преобразовался в храм Воскресения в память того, что в нем воскресло православие. А его "Пять слов о Богословии", т.е. главным образом, о Боге Слове, произнесенные здесь, навсегда упрочили за ним название Богослова. Еретики всевозможными способами хотели повредить успехам православия - они осыпали Григория насмешками, клеветами, бросали в него камнями, нападали на его богослужебные собрания и производили беспорядки. Но вел. свт-ль не обращал на это внимания и мужественно отстаивал православие.

Св. ГригорийНисский, мл. брат св. Василия Вел., подобно своему брату, получил прекрасное образование. Первоначально Григорий был учителем красноречия, в 371 г. св. Василием был рукоположен в еп.па Ниссы.

Из сочинений его известны: "12 слов против Евномия", "Великое огласительное слово" и ряд толкований на книги Св. Писания. В "Вел. огласительном слове" Григорий дает руководство как действовать при обращении неверующих - иудеев и языч.ков, и представляет доказательства от разума относительно истинности христ-ва, главным образом, догмата воплощения Бога Слова.

Из богословов-александрийцев Григорий Нисский ближе всех стоит к Оригену. Он часто стремится, подобно Оригену, объяснить догматы на началах разума, допускает аллегоризм в толковании св. Писания и вообще наследует Оригена. Скончался в 394 г.

 

Устройство Церкви в 4 веке

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства "Диоклетиановым гонением" (302-311), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства. Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н. "Миланский эдикт").

Обращение Константина - поворотный момент в истории Церкви и Европы. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Имп.- суверенный самодержец - немедленно и неизбежно оказался вовлеченным в развитие Церкви, и, соответственно, Церковь оказалась все более и более втянутой в принятие важных полит.ч.их решений.

Эдиктом Константина Вел. и Ликиния от 313 г. объявлена веротерпимость в Греко-Рим.й империи, и дозволено было всем принимать христ-кую веру.

В 323г. произошла война между Константином и Ликинием, окончательно решавшей вопрос о христ-ве и единодержавии. Ликиний, предполагавший было после победы над Константином “устремиться войной на безбожных”, т.е. христиан, сам был разбит в нескольких битвах и лишился жизни.

Сделавшись единодержавным государем во всей Греко-Рим.й империи, Константин мог теперь беспрепятственно посвятить себя на служение Церкви. Хотя он не тотчас принял крещение, но уже с 313 г. сделался настоящим христ-ким государем, почему и делал все, что было в его власти, для блага Церкви. Так, вступая в управление вост.ою половиною империи, в изданном по сему случаю манифесте он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами, и вообще, при всяком удобном случае старался обратить на путь истинный своих языч.ких подданных. Его воззвания и убеждения не оставались без последствий: многие из языч.ков обращались к христ-ву.

Далее, он дал христ-кой Церкви многие важные привилегии — допустил христиан к занятию важных госуд-ных должностей, сам лично делал большие пожертвования на христ-кие храмы, построил несколько новых храмов, особенно в Палестине, в чем его усердию помощницею была его мать Елена. Со времени Константина Иер.лим опять стал называться этим именем, вместо названия Елии Капитолины, данного ему Адрианом. Наконец, — что важнее всего, — Константин поставил христ-кую Церковь в такое положение в империи, что ее дела как общества, тесно связанного со всей гос.ной жизнью, признавались делами гос.ной важности.

Что касается отношения Константина к языч.ву, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что языч.во должно само собою по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не предпринимал никаких строгих мер против него, тем более, что языч.ков в империи было гораздо больше, чем христиан. Константин не закрывал языч.ких храмов, не отнимал жалования у языч.ких жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца (pontifex maximus), который носили римские имп-ры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести, и оказывал замечательную терпимость ко всем своим языч.ким подданным, не исключая и солдат-язычников, которых он не принуждал исполнять христ-ких обрядов. Только те языч.кие храмы, которые оставались без употребления после обращения в христ-во жителей известной местности, были им закрываемы, и здания их отдавались христианам, или храмы, в которых совершалось служение разврату и чрез которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушаемы до основания.

Языч.во особенно сильно было в Риме, где ему преданы были многие знаменитые фамилии, и было много последователей неоплатонизма. Не желая встречать противодействия со стороны закоренелых рим.х языч.ков своим заботам об упрочении христ-ва во всей империи, Константин решился оставить языч.кий Рим и в 330 г. перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Конст.полем. Здесь он основал столицу вполне христ-кую, уничтожив идолов и украсив город христ-кими храмами.

В 337г. Константин принял крещение от Евсевия, еп.па Никомидийского, а затем вскоре умер на 65г. своей жизни, причисленный Церковью к лику святых, а рим.м языч.ким сенатом, по давнему языч.му обычаю, — к сонму богов.

Возможно, не стоит называть Константина I христ-ким имп-ром, т.к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви. Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его Св. "равноап.льным". Воистину, ни один другой человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христ-во.

 

Так же в 4 веке созываются первые Вселенские Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

I Вселенский (I Никейский) Собор (325) был созван императором Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению; 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван императором Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св.Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).

 

В 4 веке начинает процветать монашескаякая жизнь, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Конечно, это не случайно, что монаш-во появилось в то время, когда завершились гонения и христ-во стало модным. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. Они послужили некоторым противовесом "официальному христ-ву". Жители христ-кой империи подвергались опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью; опасность была в отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческое и эсхатологическое призвание Церкви, они напоминали христианам, что Царство Божие - не от мира сего.

Основная черта монаш-ва - его фундаментально библ.ий хар-р. Пустыня - это место, где нет воды, нет жизни. Там царит смерть и дьявол. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. И чем благополучнее общество, тем более суровые испытания накладывали на себя монахи.

Немного позже монаш-во вернулось в города, осознав, что присутствие диавола сильно и там.

Довольно быстро в монаш.ком движении выкристаллизовались три основные формы.

I. Отшельничество. Обычно его появление связывается с именем преп. Антония Вел., чье житие написал сам св. Афанасий Вел.. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христ-кой семье. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греч. языком он не владел. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви еванг.кие слова: "Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной". Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее и далее от чел.ч.кого жилья. Однако очевидно, что он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретенному пустынножительству. Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. I период его жизни, столь любимый живописцами и писателями, - это открытая борьба с диаволом. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

II. Но настоящую свою форму монаш-во приобрело с преп. Пахомием Великим (286-346). Это - общинная жизнь. Пахомий тоже был коптом. В отличие от св. Антония он происходил из языч.й семьи. Около 314 г., вернувшись с военной службы, крестился и поселился в пустыне. Вскоре он собрал возле себя других аскетов и учредил общее житие - κοινόβιος. Вокруг Пахомия образовались 9 таких общежитийных монастырей, получивших название Лавра. Это было целое монаш.кое гос-во, объединяющее тысячи людей железной дисциплиной. Все они были подчинены одному настоятелю - преп. Пахомию - и одному уставу, созданному им. Каждый монастырь был обнесен стеной. В больших корпусах жило по 40 монахов. Размещались они по видам труда. Сестра Пахомия, подражая брату, организовала подобные уставные монастыри для женщин.

III. Эту форму монаш-ва, сложившуюся в то же время, можно хар-ризовать как полуотшельничество, или скитскую жизнь. Она зародилась в пустыне Σκήτος (отсюда и современное название - скит) в местности Нитрия, к западу от Нильской дельты.

Во II половине IV в. там было более 5000 монахов. Они имели общую церковь, куда сходились по субботам и воскресеньям. Их обслуживали пресвитеры из ближайшего кафедрального центра, города Гелиополиса. Хар-рно, что монаш-во долгое время рассматривалось как движение мирян. Питались они единолично. Обычный их труд и заработок состояли в плетении корзин и рогожек.

Нитрийское монаш-во дало выдающихся аскетов: Нафанаил, Вениамин, Макарий Египетский и др. Они прославились такими подвигами, как сыроядение, бдение, стояние на ногах всю ночь, почти неядение, отдание своей плоти диким зверям.

Монахи заполонили и весь остальной Египет, особенно покинутые при разных войнах крепости и города. К этим новым героям христ-ва начались паломничества со всех концов Империи.

Из Египта монаш-во распространилось в другие страны. В Палестине отшельник Иларион, языч.к по происхождению, ввел египетскую организацию монаш-ва. Около него, близ Газы, собралось несколько тысяч любителей пустынножительства. Южнее Иер.лим а в Иуд.ой пустыне начинал свой путь уже известный нам Епифаний, впоследствии еп.п Кипрский. Излюбленным местом монахов стала также гора Синай, где позже был основан монастырь св. Екатерины. Следует отметить и международный хар-р палестинского монаш-ва, где было много общин - как греч-х и сирийских, так и армянских и латинских, а чуть позже и грузинских.

Внешнюю форму монашеству дал свт. Василий Вел.. Его правила основаны на организованности, дисциплине и социальном служении.

Свт. Василий видел монаш.кое призвание не только в личном стремлении к спасению, но и в неотрывном от него еванг.ком требовании любви к ближнему и служении ему. Особое ударение он сделал на послушании. Говорят, что до св. Василия монахи понимали больше бедность и чистоту, чем послушание. Василий предписал строгие епитимьи для тех, кто будет предпринимать аскетические подвиги без благословения духовника.

Это время трех великих святителей, «Великих Каппадокийцев»:

Свт. Василий Великий (ок. 330-379) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со свт. Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (358) и составил для него "Правила монашеские", которые стали основой всего последующего монашества. С 364г, - пресвитер, а с 370 - арх. Кесарии Каппадокийской, объединивший против ариан 50 епархий. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ. Составитель чина Божественной Литургии и "правил монашеских". Из его творений наиболее известны "Беседы на Шестоднев" и книга "0 Святом Духе".

Свт. Григорий Богослов (или Назианзин; ок. 330 - 390) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е, путем к обожению. В 372 г. против воли поставлен своим другом, Василием Великим, во еп. Сасимского. С 379 г. - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель II Всел. Собора, на котором оставил патриаршество "ради мира церковного". Наиболее известны его 45 "Бесед" и богословские поэмы.

Свт. Григорий Нисский (ок. 332 - 395) - отец Церкви, философ и богослов, мл. брат свт. Василия Великого. С 372 г. еп. Нисский (в 376-378 низлагался арианами), Участник II Всел. Собора. Автор т.н. "Большого Катехизиса, в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии (особенно в эсхатологии) испытывал влияние Оригена, но избежал его заблуждений.

 

II Вселенский собор

Кратко

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван императором Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св.Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.83.176.101 (0.031 с.)