История византийской церкови в 9-10 вв. Патриарх фотий и николай мистик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История византийской церкови в 9-10 вв. Патриарх фотий и николай мистик.



Истоки выходят из VIIIв. Когда VII В.С. осудил иконоборчество. Сами иконоборцы покаялись, но монахи против. Требовали справедливости, кроме того, сын Ирины, Константин разорвал брак с армянкой Марией, а Тарасий благословил «незаконный брак». Студиты считали, что икономия не должна простираться на церк.дела. И возникла в среде монашества оппозиция. (Студийский монастырь на тот момент – до 1000 монахов – 2,3% от населения).

Во время Торжества Православия новым патриархом был Мефодий (843-847 гг.) - бывший исповедник при Феофиле. Он, так же как и Феодора, понимал, что всеобщее примирение возможно лишь при мягкости к бывшим иконоборцам и широком применении принципа икономии. Монахам это совсем не нравилось. Студийский монастырь вновь ушел в раскол. В надежде на уврачевание ситуации после смерти Мефодия новым патр.м был избран Игнатий (847-858; 867-878), оскопленный при перевороте сын имп-ра Михаила Рангаве, - строгий монах, аскет, человек несомненно Св.личной жизни. Он был очень популярен среди монахов, но, увы, политиком оказался никудышным. Стал проводить мероприятия по аскетизации населения Конст-ля, тем самым нажил себе огромное кол-во врагом. В итоге его сместили.

Патр-хи Игнатий и Фотий – оба святые, но находились в острейшей борьбе и примирились только к концу жизни.

В вост.ой (православной) церкви в IXв видной фигурой был Конст.п.ский патр.х Фотий. Он был знатного происхождения. В IXв в Византии вновь вспыхнуло иконоборчество. Фотий выступил как ревностный защитник иконопоклонения. В поклонении иконам он видел выражение уважения к тем, кто на них изображен. Он считал, что иконопоклонение является верной формой поклонения Богу. Он не мог допустить мысли, что Бог может благословить того человека, кот. не молится перед иконами. В этом вопросе Фотий стоял на крайних позициях иконопоклонников. Но по сравнению с прочим православным духов-вом он был несравненно выше во многих отношениях. Он имел разностороннее образование и талант писателя. Карьера его началась в гвардии визант.кого имп-ра и продолжалась в гос.ной канцелярии. По своему хар-ру Фотий был очень властен. Фотий очень гордился своим Греч. происхождением, он склонен был даже на римлян смотреть как на варваров.

В 858г. в Конст.поле имп-р Михаил II сместил патр.ха Игнатия и решил на его место назначить Фотия, с которым уже был знаком и ученостью которого он восторгался. Это был редкий случай, когда в патр.хи возводился человек из мирян; Фотий ведь не занимал никакой церк.й должности и не имел никакого дух. сана. Однако подобный "пробел" имп-р решил молниеносно наверстать: в течение нескольких дней Фотий прошел все степени церк.й иерархии от диакона до еп.па, и 25 декабря 858г. занял патриарший престол в Конст.поле.

В глазах сторонников смещенного патр.ха Игнатия Фотий был выскочкой и деспотом. Началась борьба в среде православного духов-ва между сторонниками Фотия и Игнатия. Интриги следовали за интригами, подвохи за подвохами. Все духов-во разделилось на две партии - на фотиан и на игнатиан. Так фотиане считали нерукоположенными тех, кого рукоположил Игнатий, поставленные Игнатием еп-пы смещаются, поставляются Фотием, т.о. образом на некот.х кафедрах получается по два еп.ка – очень сложная ситуация.

Фотиане стали брать верх, и тогда руководители игнатиан в пику фотианам решились на такой шаг, кот. подорвал их авторитет среди основной массы православного духов-ва Византии. Они обратились за помощью к римскому папе Николаю I, отправили к нему посольство с богатыми дарами и просили его прислать своих представителей в вост.ую церковь для наведения там порядка. Вост.ый еп.пат и свящ-ки в этом шаге усматривали унижение Правосл.Церкви перед церковью западной (катол.к ой). Папа себя долго ждать не заставил. Он тут же отправил двух еп.пов с посланиями к визант.кому имп-ру Михаилу II и к патр.ху Фотию. Он назвал деят-ть Фотия незаконной и сказал, что римский папский престол не признает его патр.хом. Несмотря на то, что вмешательство папы произвело самое неприятное впечатление в Византии и оскорбило национальное чувство византийцев, имп-р Византии и духов-во не решались обострять отношения с папским престолом и пытались задобрить папских посланцев богатыми подарками, обещав все мирно уладить. Духов-во, возмущенное обращением Игнатия за помощью к папе, заставило его подписать отречение от патриаршего престола. Посланцы папы вернулись в Рим и показали папе письменное отречение Игнатия, уверяя, что он добровольно отрекся от патриаршего престола.

Папа собрал рим.духов-во и объявил смещение Игнатия и избрание Фотия незаконными. Кроме того, он лишил дух. сана римских еп.пов, ездивших в Конст.поль с папским посланием, за то, что они не проявили твердости, и, вернувшись из Рима, стали настраивать папу в пользу Фотия. Фотий же развернул широкую кампанию против римского папского престола, обвиняя зап.церковь в различ.х уклонениях, в частности, 1)в ведении целибата для духов-ва, то есть обязательного безбрачия, которое повсеместно было установлено в западной церкви; 2) пост в субботу; 3) претензии на внешний облик катол.свящ-ков, однако ничего не говорилось о «Филиокве», потому что это учение еще не было офиц.признанно в зап.церкви, а только стихийно распростр-сь на юге Испании. А тем временем, подписавший письменное отречение, патр.х Игнатий по приказанию имп-ра был заключен в тюрьму. Его заковали в цепи, били и требовали, чтобы он обратился ко всем сторонникам с призывом прекратить борьбу против Фотия. Многие сторонники Игнатия были арестованы и подвергались в тюрьме пыткам. Однако Фотий не одобрял эти крайне жестокие меры имп-ра Михаила II. Собор, состоявшийся в 867г. под руководством Фотия в Конст.поле, предал анафеме римского папу Николая I за грубые вмешательства в дела вост.ой церкви. Это был совсем доселе неслыханный случай. Само собой разумеется, что Зап.Церковь не собиралась выполнять решение этого собора. Но все же папа римский Николай I так разгневался на Фотия, что даже скоропостижно умер.

В том же 867г. в Конст.поле произошел дворцовый переворот. Захватив имп-рский престол, новый имп-р Василий I поспешил ликвидировать конфликт с рим.м папским престолом. Он сместил Фотия с патриаршего престола, освободил из тюрьмы Игнатия и восстановил его патр.хом, а в Италию к новому папе римскому Адриану II отправил посольство. По прибытии послов из Конст.поля, папа римский созвал в соборе св.Петра совещание духов-ва, на котором были преданы анафеме и Конст.п.ский собор, и патр.х Фотий. Со своей стороны, папа направил в Конст.поль посольство, чтобы уничтожить постановление Конст.п.го собора.

В 869-870гг под руководством папских представителей, в Конст.поле, в храме Св.Софии, состоялся собор визант.кого духов-ва, на кот. были допущены только сторонники патр.ха Игнатия. Представители папы римского объявили этот собор Восьмым Всел-м собором. Что, конечно, не признала Правосл.Церквь, она признает только 7 соборов.

Собор провозгласил зависимость вост.ой церкви от римского папского престола. Патр.х Игнатий всячески заискивал перед папой рим.м, называя его руководителем всего христ-ва. Римский папский престол праздновал победу. На собор был вызван низложенный патр.х Фотий. Собор лишил его сана.

Для Фотия начался период тяжелых испытаний. Он был арестован, лишен общения с родственниками и духов-вом, вся его собственность была конфискована, он страдал от голода, ему запрещено было давать лекарства. По своему хар-ру он был очень властным, не терпел никаких возражений, и вот теперь он попал в такую школу, в которой научился и терпению, и смирению. Несмотря на его хар-р, несмотря на его многие неверные представления о Боге, в его сердце была искорка любви к Богу, и в тяжелых испытаниях он своим сердцем ближе потянулся к Нему. Через некоторое время он был освобожден из тюрьмы и удалился в монастырь, проявив исключительную кротость и примирившись со своим соперником Игнатием, кот. взаимно простил его.

Через некоторое время имп-р Василий I вдруг почувствовал непреодолимую симпатию к Фотию и взял его в свой дворец воспитателем наследника престола, а после смерти патр.ха Игнатия в 876г. возвел его снова на патриарший престол. Фотий подчеркнул свое намерение быть со всеми в добрых отношениях, в том числе и с рим.м папой, но твердо заявил, что не признает руководящей роли папы во всем христ-ве. По этому поводу был созван в 879г. собор в Конст.поле, на кот. прибыли и представители римского папы. На этот раз они понесли поражение, участники собора их не поддержали. С воцарением нового визант.кого имп-ра Льва VI (ученик Фотия) Фотий удалился в монастырь, где в 891г. скончался. Последние годы своей земной жизни он усиленно занимался богословскими трудами, толкуя библ.ие тексты из Бытия, Псалмов и др. книг Библии. Плодом патриаршей деят-ти Фотия было то, что вост.ая (православная) церковь решительно отвергла властолюбивые притязание римского папского престола.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.004 с.)