Иконоборчество и VII Вселенский собор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иконоборчество и VII Вселенский собор.



Кратко

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

VII Вселенский (II Никейский) Собор (787) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси - последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.

Постановления собора: “Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней”.

Последствия: 813-43 - второй период иконоборчества. 802 - низложение Ирины. Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Фео-фил (+842), патр. Иоанн Грамматик.

Развернуто

 

По свидетельству папы Григория II, имп-р Лев так обосновывал свою иконоборч.кую позицию: иконы - это остатки идолопоклонства, запрещенные II заповедью Моисеевой и не предписанные шестью Всел-ми Соборами; народ суеверно чтит материю и святых мучеников считает за богов. Израильский царь Езекия, после 800-летнего почитания Моисеева медного змея, из-за суеверия народного убрал его из храма; так и теперь, по истечении 700 лет по Христе, Лев, "как царь и иерей", вынужден сокрушить накопившееся суеверие христ-кого народа. Имп-р угрожает папе поступить с ним как с папой Мартином.

Папа Григорий II, ответивший Льву двумя обличительными посланиями (в 727 и 729 гг.), осуждает этот царский произвол и разъясняет истинный смысл иконопочитания, указывая на то, что не все и необходимое предписано Всел-ми Соборами, что чествование икон глубоко коренится в сознании народа, убеждал имп-ра не вмешиваться в дела церк.ные, а на угрозы ответил напоминаниями, что для папы нетрудно будет удалиться под власть зап.х государей, где он будет в совершенной безопасности от визант.ких прещений. Папа возражает Льву грубоватыми аргументами: "Если ты не научился от разумных, то научись от глупых. Пойди в школу, и дети тебя научат. Если ты там отзовешься непочтительно о Христе и Божией Матери, то дети закидают тебя учебными досками".

Лишь св. И.Дамаскин мог ответить имп-ру богословски грамотно и обоснованно. В своих "Словах" в защиту икон Дамаскин исходил из понимания иконоборчества как христол.ч.к ой ереси. Иконоборцы основывали свои возражения на ветхозаветном запрете кумиротворчества, по существу игнорируя Боговоплощение. В ответ св. Иоанн пишет следующее:

"В древности (т.е. в В.Завете) Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога... Я видел чел.ч.кий образ Бога, и спасена душа моя. Созерцаю образ Божий, как видел Иаков, и иначе: ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о Виденном во плоти" ("Три слова против порицающих иконы"). Дамаскин говорит о материи, как о творении Бога, а не как о чем-то презренном и низком: "...А с тех пор, как в нем вселилось Слово Божие, вещество стало достохвальным, а потому вещественные образы необходимы и имеют положительный смысл".

В полемике против обвинений в идолопоклонстве преп. Иоанн проводит различие между служением (латриа), подобающим лишь Богу, и поклонением (проскинесис), оказываемым тварным вещам, к каковым относятся и иконы. Это терминологическое различие было утверждено VII В.С..

Но иконы можно было уничтожить только в Греч.империи. Вост.ые патр.хи, жившие под властью мусульман, осуждали постановления иконоборцев.

Зап.Церковь во главе с папой Стефаном III тоже выступила против иконоборцев и при помощи франкского короля Пипина прекратила свою зависимость от визант.кого имп-ра (755 г.). Тогда же скончался и Константин Копроним. Престол занял Лев ХОЗАР, человек слабовольный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайная иконопочитательница.

В 780 г., когда умер Лев Хозар, вместо малолетнего сына Константина престол заняла ИРИНА, которая и восстановила иконопочитание. На Конст.п.ский патриарший престол возведен был образованный ТАРАСИЙ. В 786 г. созван собор в Конст.поле для окончательного решения вопроса об иконопочитании. Но ввиду того, что много еп.пов было против иконопочитания, а также имп-рская гвардия противилась восстановлению иконопочитания, собор был отложен, а гвардия распущена.

В 787 г., наконец, состоялся VII В.С. в Никее, председателем которого был патр.х Конст.п.ский Тарасий. Иконоборч.кая ересь была осуждена, еп.пы-иконоборцы отреклись от ереси и принесли покаяние. На восьмом заседании, которое было в Конст.поле, присутствовала имп. Ирина, которая и утвердила постановления собора. На соборе было 350 отцов.

Иконоборч.кая ересь и после осуждения ее на VII В.С.продолжала еще существовать и волновать Церковь. В 813 г. на престол вступил имп. ЛЕВ АРМЯНИН. Можно сказать, что в лице его восстал Константин Копроним. Опять началось гонение на иконы. Имп-р приказал ученому Иоанну Грамматику написать труд против иконопочитания с свидетельствами др. Отцов Церкви. Но это нисколько не убедило православных. Православные решили твердо держаться постановлений VII Всел.Собора. Во главе православных стали Конст.п.ский патр.х Никифор и настоятель студ.го монастыря Феодор Студит. Вскоре Никифор был низложен, а на его место поставлен иконоборец, кот. созвал собор и отменил VII В.С..

В ответ на это Феодор Студит устроил в Вербное воскресение процессию по улицам города с иконами и пением псалмов. Лев Армянин начал тогда жестоко преследовать православных, главным образом, монахов, разрушать монастыри и самого Феодора Студита отправил в ссылку. Преследования продолжались до 820 г., когда Лев Армянин был низвержен с престола.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

После смерти Льва Армянина на престол вступил МИХАИЛ КОСНОЯЗЫЧНЫЙ. Он хотя и не преследовал православных, но и не хотел восстановить иконопочитания.

Его преемник ФЕОФИЛ возобновил гонение на иконопочитание. И лишь при супруге его ФЕОДОРЕ (после смерти Феофила), которая управляла вместе малолетнего сына своего Михаила III, иконопочитание было восстановлено. Иконоборч.кий патр.х Иоанн Грамматик был низложен, а на его место поставлен св. Мефодий, созвавший собор, на котором подтверждена была святость VII Всел.Собора. Затем в 842 г. в первую неделю Вел. поста устроена была торжественная процессия по улицам города, в храме св. Софии была совершена литургия и торжественный чин Православия. Тогда и постановлено было ежегодно праздновать в первое воскресение Вел. поста торжество Православия — день торжества Церкви над всеми ересями.

Так закончилось иконоборч.кое движение, продолжавшееся свыше 100 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.006 с.)