Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итог: “божеское и человеческое естества во христе соединены нераздельно и неслиянно”. Низложение нестория. Запрет составления нового символа веры. Принято 8 правил.

Поиск

Последствия: “Отступнический собор” под началом Иоанна Антиохий-ского; низложение свт. Ки-рилла и Мемнона Ефесского.

Несторианство - христологическая ересь, названная по имени К-Пльского патриарха Нестория (428-431), который учил, что Деву Марию следует называть Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нем как в храме. Т.е. две природы во Христе так и остались разделенными! Эта концепция раздельного и параллельного функционирования в Богочеловеке двух Его природ осуждена на III Всел. Соборе (431) по инициативе свт. Кирилла Александрийского. Однако выступление его против Нестория было поспешным и не очень внятным. Оно породило недоумения и раскол. Спасаясь от преследований, противники свт. Кирилла эмигрировали во враждебную Византии Персию (т.н. халдейские христиане) и на Соборе 499 г.- отделились от К-Пльской Церкви. образовав собственный патриархат с резиденцией в городе Селевкия-Ктесифон (совр. Багдад).

Свт. Кирилл еп. Александрийский (ум. 444) - богослов-эрудит (знаток Платона и греческой философии), углубленный иррационалист, резкий и темпераментный полемист, он по праву венчает на Востоке "Золотой век патристики", и его творения являются вершиной Александрийского богословия. Однако пренебрежение к "рацио" делало его понятия не вполне четкими. Он, например, не различал термины "природа" и "ипостась" и допускал выражения типа "единая природа Бога-Слова воплотившегося". Эту буквально понятую "единую природу" Христа и начал обосновывать его горячий сторонник архимандрит Евтихий в своей борьбе против несториан. Таким образом Евтихий впал в противоположную крайность: монофизитство. Это - христологическая ересь, утверждающая, что хотя Богочеловек рождается из двух природ, но в акте их соединения Божественная природа поглощает человеческую. И потому Христос уже не единосущен нам по человечеству.

Развернуто

III В.С..

5 век. Очень сложны процессы. Богословские споры. Христол.ч.к ие. Вопросы соединения во Христе Божест.ного и чел.ч.кого. Что произошло с человечеством? Равен ли нам Христос? Как нужно представлять собой соединение? И т.д.

В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария. Аполлинарий Мл., ученый еп.п Лаодикийский желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божест.ной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.

Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело чел.ч.кое, а вместо ума чел.ч.кого у Него было Божество. Т.е., приписав Иисусу Христу неполную чел.ч.кую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к чел.ч.кой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.

Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Вел., ГригорийБогослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на II Вселенском соборе.

К этому времени существовали 2 школы: 1 )Антиох.я и 2)Алекс.др.кая

Антиохиец Феодор Мопсуетский стал родоночальником несторианства. Он учил о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божест.ное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное. О Деве Марии учил, что она только «Христородица»

С 412 по 444 г. папой Алекс.др.ким был свт. Кирилл (племянник Феофила). Кирилл - блестящий богослов - был убежденным противником Феодора Мопсуэстийского. В своем комментарии к Евангелию от Иоанна, не называя имен, резко критикует тех, кто считает Христа лишь главным примером пророческого вдохновения и благодати, и тех, кто говорит о "двух различ.х природах" после их соединения.

В апреле 428 г. в Конст.поле на пост архиеп.па был вновь приглашен блестящий проповедник, ученый и аскет из Антиохии - игумен одного из тамошних монастырей, Несторий.

Несторий сразу же дал понять, что стремится оказаться на уровне своего знаменитого предшественника. Главной своей задачей он объявил борьбу с ересями, и прежде всего с аполлинаризмом. Новый архиеп.п весьма быстро восстановил против себя жителей столицы, запретив с церк.й кафедры театры, пение, концерты, танцы и атлетические состязания.

Но наибольшее противостояние Несторию началось, когда он ополчился против термина "Богородица", ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуэстийского.

В конце 428 г. в своем очередном окружном послании, где объявлялась дата Пасхи, свт. Кирилл открыто подверг резкой критике учение Нестория. Критика продолжилась в "Послании к монахам" и в письме к самому Несторию с просьбой пресечь вызванный им "вселенский соблазн".

Главным в богословии свт. Кирилла является наше спасение. Вся сущность спасения, весь смысл христ-ва, по св. Кириллу, - в единстве Бога и человека во Христе, в той единственной Личности, в Которой все люди "соприкасаются" с Отцом. В несториевском отвержении слова "Богородица" он увидел умаление и отрицание этого факта. Св. Кирилл ввел понятие "ипостасного единства" двух природ Христа. Став Эммануилом, Бог-Слово сделал чел.ч.кую природу с ее телом Своей собственной, поэтому можно сказать, что Сам Бог родился, возрастал, голодал и жаждал, страдал и умер. Для св. Кирилла плоть Иисуса была воистину телом Бога, Его рука - рукой Бога и т.д. Следовательно, Дева Мария была воистину Матерью Божией - Богородицей.

Слабость позиции св. Кирилла - нечеткая терминология, в частности - взаимозаменяемое употребление слов "ипостась" и "природа". Он использовал выражение Аполлинария: "единая природа Бога Слова воплощенная" (μία φύσις του Θεου Λόγου σεσαρκωμένη) - правда, и не подозревая об источнике формулы: св. Кирилл думал, что она принадлежит св. Афанасию.

Ошибка свт. Кирилла состояла в том, что он в пылу полемики не сумел последовательно применить христологию отцов-каппадокийцев, т.е. установленное ими различие между "ипостасью" и "природой", к своим христол.ч.к им высказываниям. Помимо этого, он слишком большой упор делал на божест.ности Христа в ущерб Его чел.ч.кой природе. Этот перегиб Кирилловского богословия будет выправлен лишь на Халкид.соборе.

Несторий написал весьма заносчивое послание папе Целестину, именуя его запросто - "брат". Одновременно и свт. Кирилл послал письмо папе с жалобами на Нестория и его неправильную христологию. Сам Кирилл обратился к Целестину как к "святейшему отцу". Папа мало понимал в богословской стороне дела. Но в это время у него был спор с Конст.полем из-за юрисдикционной принадлежности Вост.ого Иллирика, и ему весьма мало понравился Несторий, вмешивающийся в его дела и пишущий грубые письма. Он послал запрос в Массилию (Марсель) преп. Иоанну Кассиану, считавшемуся знатоком вост.ых проблем, и тот подготовил доклад о несторианстве как новой версии пелагианства. Папа созвал собор в Риме (430 г.), на котором Несторий был осужден, правда, в самых общих выражениях.

В августе 430 г. папа Целестин послал св. Кириллу письмо для Нестория с требованием в 10-дневный срок по его получении отречься публично или письменно от своих взглядов. Папа также заявил, что предоставляет Кириллу все полномочия для "разборки" со строптивым Конст.п.ским архиеп.пом.

Свт. Кирилл передал Несторию этот ультиматум лишь 30 ноября вместе с собственным письмом, содержащим так называемые "12 анафематизмов", под которыми Несторий должен был подписаться. Копии папского письма и "анафематизмов" были разосланы всем ведущим еп.пам христ-кого мира.

Несторий в ответ издал свои 12 анафематизмов против Кирилла, заявив, что против него - Нестория - возведены ложные обвинения.

Но вся эта переписка была уже post factum, ибо за 11 дней до того как весь кирилловский пакет документов был передан Несторию, имп-р Феодосий разослал приглашения на Собор, кот. должен был состояться в Эфесе (на полпути между Александрией и Конст.полем) в Пятидесятницу (7 июля) 431 г.

После того как Несторий ознакомился с анафематизмами св. Кирилла, он убедился для себя в его аполлинаризме, и следовательно в своей правоте, и ожидал Собора с уверенностью и спокойствием.

Однако он недооценил полит.кие способности Кирилла, количество недругов, которых нажил в столице, и силу полит.кого противостояния ряда древних апост.х метрополий Конст.п.ской кафедре.

Ждали папских легатов и Антиох.й делегации. И те и другие запаздывали. Кирилл решил начать Собор, не дожидаясь их. Несторий и Кандидиан возражали, но их не послушали.

22 июня 431 г. Собор начался в храме Пресв. Богородицы в Эфесе, что, конечно, должно было иметь символ.значение. 150 еп.пов (в том числе 16 Митр-тов) высказались за открытие Собора, а 68 (в том числе 21 Митр-т) - против. Но у свт. Кирилла было формальное больш-во, и он начал действовать. Несторию было послано три приглашения, он, конечно, не явился, после чего был смещен in absentia. "Устами св. собора Сам Господь Иисус Христос, Которого хулил Несторий, лишает его еп.пского и священнического достоинства", - говорится в постановлении Собора. После принятия этого решения Кирилл зачитал Собору свои 12 анафематизмов, и они были приняты единогласно.

Через 4 дня прибыли сирийцы во главе с Иоанном Антиох.м и нашли, что все решено уже без них. Они открыли собственный собор (на нем присутствовали около 53 еп.пов) и, в свою очередь, низложили Кирилла и Мемнона.

Тем временем прибыли и римские легаты. Они присоединились к кирилловскому собору и согласились со всеми его деяниями.

Кирилл и Мемнон по-прежнему оставались под стражей в Эфесе. Тогда имп-р высочайшим указом распустил Собор. Дальнейшая участь двух виновников беспорядков в указе не была оговорена, и оба они воспользовались этим обстоятельством. Кирилл бежал из-под стражи, наградив своего нерадивого тюремщика пресвитерским постом в Алекс.рии. Понятно, что изъять архиеп.па из Александрии без народного бунта было бы невозможно. Через какое-то время и Мемнон вышел из-под стражи. Намеренно или ненамеренно забыли только о Нестории.

Последствия III В.С. были простерты далеко. Дело в том, что довольно много христиан думало как Несторий. Не только в Антиохии. Они стали объединяться, в несторианские митрополии. Персы поддерживали несториан. Несторианские проповедники дошли до Индии, до Китая, до Японии, вплоть до монголов. (И в Зол.Орде были несториане). Но несторианам довольно большой урон нанесли арабы. Сейчас Ассирийская церковь Востока – несториане.

 

IV Вселенский собор.

Кратко

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство). 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Каноны Собора окончательно зафиксировали "Пентархию" - соотношение пяти патриархатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.008 с.)