Исихастские споры в Византии 14-м веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исихастские споры в Византии 14-м веке.



Само название "исихазм" происходит от греч. слова "исихия", что значит "тишина, безмолвие". Правосл.е мистики испол-ли это слово для описания состояния внутренней тишины, которая воцарится в душе у победившего свои страсти человека и поведет его через творение "умной молитвы" к познанию Бога. Эта "умная", или "сердечная", молитва постепенно стала ассоциироваться с постоянным повторением Иисусовой молитвы и с опреде.ми психосоматическими упражнениями (такими, как принятие определенных поз, регулировка дыхания и т.д.), помогающими дух. сосредоточенности. Многие отшельники-исихасты посвящали "умной молитве" всю свою жизнь. К XIV в. традиция этой молитвы была знакома не только отшельникам, но и широко распространена в общежитийных монастырях и даже среди мирян. Эта-традиция не являлась новшеством: она восходила к первым египетским монахам (конец III в.), к Евагрию Понтийскому (IV в.), к преп. Иоанну Лествичнику (VII в.) и к преп. Симеону Новому Богослову (948-1022).

6 Практик:

1)очищение сердца

2)сочетание ума и сердца

3)непрестанная молитва

4)безмолвное трезвение и внимание

5)призывание имени Божиего

6)явление нетварного Фавор.света

Ключ. роль в визант.ком мистич.м богословии XIVв играют два Григория: св. Григорий Синаит (1255–1346) и св. Григорий Палама (1295-1346). Любопытно, что нигде в источниках нет сведений о том, что они встречались, несмотря на то, что одно время оба проживали на Афоне. В течение этого времени они держались одной и той же монаш.кой и духовной традиции, но впоследствии их пути разошлись. ГригорийПалама оказался вовлечённым в публичное противостояние с Варлаамом Калабрийцем и был вынужден – наверняка, против своего желания – защищать исих.кую практику молитвы от враждебных критиков. Напротив, ГригорийСинаит предпочитал не ввязываться в споры о Божеств.м свете, бушевавшие в течение последних 8 лет его жизни. Он стремился не столько защитить исихазм от внешних нападок, сколько раскрыть его глубокий смысл тем, кто уже находился внутри исихазма.

Св. ГригорийСинаит по преимуществу выступал в роли наставника и практического руководителя. Его интересы лежали не столько в богословских обоснованиях исихазма, сколько в практике дух.жизни, и главной его задачей было разъяснить ученикам, что именно они должны делать, дать точные и подробные указания, как совершать молитву. Писал он значительно проще, чем Палама, в силу чего его труды неизменно имели более широкое распространение.

Всю свою долгую жизнь св. Григорий Синаит был великим скитальцем. Он родился около 1255г. в местечке Кукуле возле Клазомены, на западном побережье Малой Азии. Во время правления Андроника II (т.е. после 1282 г.) он был пленён турками и увезён в Лаодикию Сирийскую. Из плена его выкупили лаодикийские христиане. Григорийотправился на Кипр, где был принят в послушники, а оттуда – в монастырь св. Екатерины на горе Синай, где был пострижен в схиму. Он совершил путешествие в Иерусалим, а потом на Крит. Там он познакомился со старым монахом Арсением, кот. говорил ему о «хранении ума, чистом трезвлении и чистой молитве» (περί τε φυλακ ῆς νοός, περὶ νήψεως εἰλικρινοῦς καὶ καθαρᾶς προσευχῆς). Общение со старцем стало поворотным моментом в духовном развитии Григория. Если до этого молитвенная и аскет.я практика молодого монаха лежала в плоскости «делания», «деятельной жизни» (πρᾶξις πρακτική), то теперь началось его восхождение к «созерцанию» (θεωρία). Поскольку Григория иногда считают выразителем некоей особой, «синайской» духовности, стоит отметить, что об умной молитве он узнал не на Синае, а на Крите.

Покинув Крит, Григорий приплыл на Афон. Там он обошёл всю гору в поисках подвижников, знакомых с духовным учением, о котором узнал от Арсения. На первых порах его ждало разочарование. Наконец после долгих поисков он пришёл в скит Магула близ монастыря Филофей. Там он нашёл трёх монахов, которым были отчасти знакомы созерцание и умная молитва; все же прочие, кого встречал Григорий, были погружены в деятельную жизнь. Неподалёку от этого скита Григорий и поселился. Это свидетельство, в случае его достоверности, даёт хор.представление о состоянии дух.жизни на Афоне в начале XIVв.

И в XIV, и в XVIIIв, и в наши дни исих.кая традиция процветает на Афоне не столько в главенствующих монастырях, сколько в скитах. Григорий, «любивший уединение как никто другой», стремился проводить всё своё время в молчании, отрешившись от мира. Когда однажды ему пришлось жить внутри Вел.Лавры, он чувствовал, что «сообщество монахов препятствовало его любви к безмолвию». В этом отношении он гораздо ближе к Евагрию Понтийскому и св. Исааку Сирину, чем к монастырскому образу жизни таких святых как Василий Вел., св. Феодор Студит и Симеон Новый Богослов.

В то же время св. Григорий Синаит не считал, что путь безмолвия открыт только для отшельников, он верил, что им могут следовать и монахи в обителях. Так, он возражал против того, чтобы его ученик Исидор (впоследствии ставший патр.хом) принял монаш.кий постриг; вместо этого он велел ему возвратиться в Фессалонику и жить там «городским исихастом», служа определённому кругу людей примером и образцом для подражания, что умная молитва возможна в городе так же, как и в пустыне; мистический опыт и общество не всегда несовместимы, не всегда исключают друг друга. В этом был твёрдо уверен и ГригорийПалама (заповедь ап.Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17) относится ко всем христианам без исключения).

Турецкие набеги (от которых особенно страдали монахи, жившие в разбросанных скитах и лишённые защиты стен больших монастырей) вынудили Григория Синаита и его учеников покинуть Св. Гору (это случилось около 1325-28г.). Он достиг Фессалоники, а через какое-то время отплыл на Хиос с намерением в дальнейшем вернуться на Синай. На Хиосе он, однако, изменил своё решение и отправился через Митилену в Конст.поль, а затем и на Афон, но в конце концов всё-таки решил обосноваться в Парории, на горе Катакриомени (Обледенелая). Было это предположительно в 1335г. или немного позднее. Здесь 27 ноября 1346г. он и скончался.

1-е, что бросается в глаза, когда читаешь труды св. Григория Синаита – это центральное место, которое занимает в них Иисусова молитва.

Что такое молитва? Григорий Синаит даёт весьма пространное определение молитвы, завершая его такими простыми, но замечательными словами: «И что говорить много, – молитва есть Бог, производящий всё во всех». Молитва есть Бог: в самом глубоком и полном смысле, молитва творится не нами, но Тем, кто в нас. Цель нашей молитвенной жизни заключается в обнаружении этого божест.ного присутствия, в устранении препятствий, чинимых грехом – чтобы благодать крещения могла свободно действовать у нас в сердце. Т.о., наша молитва состоит в том, чтобы стать теми, кто мы уже есть, обрести то, чем мы уже обладаем, встать лицом к лицу с Тем, Кто уже живёт в сокровенных глубинах нашего сердца.

Действие Духа Св., уже тáинственно («мистически»: μυστιχ ῶς) дарованного нам в крещении, может быть обнаружено двояко. Во-первых, через соблюдение заповедей – общепринятый путь, требующий долгого, упорного труда; как говорит Марк Подвижник: «Поскольку мы соблюдаем заповеди, постольку явно озаряет нас своим сиянием Св.Дух». Во-вторых, мы можем открыть в себе дар Св.Духа, систематически, непрестанно призывая имя Господа Иисуса, то есть через память о Боге. I способ медленнее, II – более быстрый.

I способ – это путь делания, им шёл сам Григорийдо того, как повстречал на Крите монаха Арсения. II – это путь умной молитвы, и для него прежде всего хар-рна «память Божия», то есть постоянное призывание имени Иисуса. Св. ГригорийСинаит далёк от того, чтобы отвергать I путь: он считает его полноценным духовным путём, следуя которым, человек может обнаружить в себе благодать крещения. В то же время он считает II путь, путь Иисусовой молитвы, более коротким и быстрым. Строго говоря, одно не исключает другого. Те, кто прибегают к Иисусовой молитве, вовсе не освобождаются от обязанности следовать I путём, путём заповедей. Делание – это не некий этап, кот. молитвенник проходит, оставляя его позади: в чём-то очень важном мистик-созерцатель должен продолжать усердствовать в делании до конца жизни. Мысль Григория в том, что мало усердствовать исключительно на уровне делания, ибо за ним лежит иное измерение дух.жизни, в которое мы также можем войти. Он утверждает, что дар благодати крещения открывается нам «в послушании», под этим он имеет в виду послушание духовнику. Если путь умной молитвы и можно назвать более коротким, то лишь в относительном смысле. Сам св. ГригорийСинаит совершенно определённо не считал его «линией наименьшего сопротивления». Это со всей очевидностью следует из составленного им распорядка дня монаха-исихаста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.009 с.)