Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исихастские споры в Византии 14-м веке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Само название "исихазм" происходит от греч. слова "исихия", что значит "тишина, безмолвие". Правосл.е мистики испол-ли это слово для описания состояния внутренней тишины, которая воцарится в душе у победившего свои страсти человека и поведет его через творение "умной молитвы" к познанию Бога. Эта "умная", или "сердечная", молитва постепенно стала ассоциироваться с постоянным повторением Иисусовой молитвы и с опреде.ми психосоматическими упражнениями (такими, как принятие определенных поз, регулировка дыхания и т.д.), помогающими дух. сосредоточенности. Многие отшельники-исихасты посвящали "умной молитве" всю свою жизнь. К XIV в. традиция этой молитвы была знакома не только отшельникам, но и широко распространена в общежитийных монастырях и даже среди мирян. Эта-традиция не являлась новшеством: она восходила к первым египетским монахам (конец III в.), к Евагрию Понтийскому (IV в.), к преп. Иоанну Лествичнику (VII в.) и к преп. Симеону Новому Богослову (948-1022). 6 Практик: 1)очищение сердца 2)сочетание ума и сердца 3)непрестанная молитва 4)безмолвное трезвение и внимание 5)призывание имени Божиего 6)явление нетварного Фавор.света Ключ. роль в визант.ком мистич.м богословии XIVв играют два Григория: св. Григорий Синаит (1255–1346) и св. Григорий Палама (1295-1346). Любопытно, что нигде в источниках нет сведений о том, что они встречались, несмотря на то, что одно время оба проживали на Афоне. В течение этого времени они держались одной и той же монаш.кой и духовной традиции, но впоследствии их пути разошлись. ГригорийПалама оказался вовлечённым в публичное противостояние с Варлаамом Калабрийцем и был вынужден – наверняка, против своего желания – защищать исих.кую практику молитвы от враждебных критиков. Напротив, ГригорийСинаит предпочитал не ввязываться в споры о Божеств.м свете, бушевавшие в течение последних 8 лет его жизни. Он стремился не столько защитить исихазм от внешних нападок, сколько раскрыть его глубокий смысл тем, кто уже находился внутри исихазма. Св. ГригорийСинаит по преимуществу выступал в роли наставника и практического руководителя. Его интересы лежали не столько в богословских обоснованиях исихазма, сколько в практике дух.жизни, и главной его задачей было разъяснить ученикам, что именно они должны делать, дать точные и подробные указания, как совершать молитву. Писал он значительно проще, чем Палама, в силу чего его труды неизменно имели более широкое распространение. Всю свою долгую жизнь св. Григорий Синаит был великим скитальцем. Он родился около 1255г. в местечке Кукуле возле Клазомены, на западном побережье Малой Азии. Во время правления Андроника II (т.е. после 1282 г.) он был пленён турками и увезён в Лаодикию Сирийскую. Из плена его выкупили лаодикийские христиане. Григорийотправился на Кипр, где был принят в послушники, а оттуда – в монастырь св. Екатерины на горе Синай, где был пострижен в схиму. Он совершил путешествие в Иерусалим, а потом на Крит. Там он познакомился со старым монахом Арсением, кот. говорил ему о «хранении ума, чистом трезвлении и чистой молитве» (περί τε φυλακ ῆς νοός, περὶ νήψεως εἰλικρινοῦς καὶ καθαρᾶς προσευχῆς). Общение со старцем стало поворотным моментом в духовном развитии Григория. Если до этого молитвенная и аскет.я практика молодого монаха лежала в плоскости «делания», «деятельной жизни» (πρᾶξις πρακτική), то теперь началось его восхождение к «созерцанию» (θεωρία). Поскольку Григория иногда считают выразителем некоей особой, «синайской» духовности, стоит отметить, что об умной молитве он узнал не на Синае, а на Крите. Покинув Крит, Григорий приплыл на Афон. Там он обошёл всю гору в поисках подвижников, знакомых с духовным учением, о котором узнал от Арсения. На первых порах его ждало разочарование. Наконец после долгих поисков он пришёл в скит Магула близ монастыря Филофей. Там он нашёл трёх монахов, которым были отчасти знакомы созерцание и умная молитва; все же прочие, кого встречал Григорий, были погружены в деятельную жизнь. Неподалёку от этого скита Григорий и поселился. Это свидетельство, в случае его достоверности, даёт хор.представление о состоянии дух.жизни на Афоне в начале XIVв. И в XIV, и в XVIIIв, и в наши дни исих.кая традиция процветает на Афоне не столько в главенствующих монастырях, сколько в скитах. Григорий, «любивший уединение как никто другой», стремился проводить всё своё время в молчании, отрешившись от мира. Когда однажды ему пришлось жить внутри Вел.Лавры, он чувствовал, что «сообщество монахов препятствовало его любви к безмолвию». В этом отношении он гораздо ближе к Евагрию Понтийскому и св. Исааку Сирину, чем к монастырскому образу жизни таких святых как Василий Вел., св. Феодор Студит и Симеон Новый Богослов. В то же время св. Григорий Синаит не считал, что путь безмолвия открыт только для отшельников, он верил, что им могут следовать и монахи в обителях. Так, он возражал против того, чтобы его ученик Исидор (впоследствии ставший патр.хом) принял монаш.кий постриг; вместо этого он велел ему возвратиться в Фессалонику и жить там «городским исихастом», служа определённому кругу людей примером и образцом для подражания, что умная молитва возможна в городе так же, как и в пустыне; мистический опыт и общество не всегда несовместимы, не всегда исключают друг друга. В этом был твёрдо уверен и ГригорийПалама (заповедь ап.Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17) относится ко всем христианам без исключения). Турецкие набеги (от которых особенно страдали монахи, жившие в разбросанных скитах и лишённые защиты стен больших монастырей) вынудили Григория Синаита и его учеников покинуть Св. Гору (это случилось около 1325-28г.). Он достиг Фессалоники, а через какое-то время отплыл на Хиос с намерением в дальнейшем вернуться на Синай. На Хиосе он, однако, изменил своё решение и отправился через Митилену в Конст.поль, а затем и на Афон, но в конце концов всё-таки решил обосноваться в Парории, на горе Катакриомени (Обледенелая). Было это предположительно в 1335г. или немного позднее. Здесь 27 ноября 1346г. он и скончался. 1-е, что бросается в глаза, когда читаешь труды св. Григория Синаита – это центральное место, которое занимает в них Иисусова молитва. Что такое молитва? Григорий Синаит даёт весьма пространное определение молитвы, завершая его такими простыми, но замечательными словами: «И что говорить много, – молитва есть Бог, производящий всё во всех». Молитва есть Бог: в самом глубоком и полном смысле, молитва творится не нами, но Тем, кто в нас. Цель нашей молитвенной жизни заключается в обнаружении этого божест.ного присутствия, в устранении препятствий, чинимых грехом – чтобы благодать крещения могла свободно действовать у нас в сердце. Т.о., наша молитва состоит в том, чтобы стать теми, кто мы уже есть, обрести то, чем мы уже обладаем, встать лицом к лицу с Тем, Кто уже живёт в сокровенных глубинах нашего сердца. Действие Духа Св., уже тáинственно («мистически»: μυστιχ ῶς) дарованного нам в крещении, может быть обнаружено двояко. Во-первых, через соблюдение заповедей – общепринятый путь, требующий долгого, упорного труда; как говорит Марк Подвижник: «Поскольку мы соблюдаем заповеди, постольку явно озаряет нас своим сиянием Св.Дух». Во-вторых, мы можем открыть в себе дар Св.Духа, систематически, непрестанно призывая имя Господа Иисуса, то есть через память о Боге. I способ медленнее, II – более быстрый. I способ – это путь делания, им шёл сам Григорийдо того, как повстречал на Крите монаха Арсения. II – это путь умной молитвы, и для него прежде всего хар-рна «память Божия», то есть постоянное призывание имени Иисуса. Св. ГригорийСинаит далёк от того, чтобы отвергать I путь: он считает его полноценным духовным путём, следуя которым, человек может обнаружить в себе благодать крещения. В то же время он считает II путь, путь Иисусовой молитвы, более коротким и быстрым. Строго говоря, одно не исключает другого. Те, кто прибегают к Иисусовой молитве, вовсе не освобождаются от обязанности следовать I путём, путём заповедей. Делание – это не некий этап, кот. молитвенник проходит, оставляя его позади: в чём-то очень важном мистик-созерцатель должен продолжать усердствовать в делании до конца жизни. Мысль Григория в том, что мало усердствовать исключительно на уровне делания, ибо за ним лежит иное измерение дух.жизни, в которое мы также можем войти. Он утверждает, что дар благодати крещения открывается нам «в послушании», под этим он имеет в виду послушание духовнику. Если путь умной молитвы и можно назвать более коротким, то лишь в относительном смысле. Сам св. ГригорийСинаит совершенно определённо не считал его «линией наименьшего сопротивления». Это со всей очевидностью следует из составленного им распорядка дня монаха-исихаста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.95.37 (0.007 с.) |