Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская Церковь в 11 веке. Проблема разделения Церквей.

Поиск

Проблема раскола православной и катол.й церквей носит хар-р длительного процесса.

Считается, что именно с 1054г., с отлучения легатов, вместо единой церкви, стало две: католич.я и правосл.я (наименование «катол.к ая» только с 14в, а до этого времени-латинская).

Но это только повод, и считается слишком преувеличенным его значение.

С начала XI в. имя папы больше не поминалось в Конст.п.ских диптихах, а это означало, что общение с ним прервано. Это завершение длительного процесса, изучаемого нами. Точно не известно, что послужило непосредственной причиной этого разрыва.

Возможно, поводом стало:

1)включение Filioque в исповедание веры, отправленное папой Сергием IV в Конст.поль в 1009 г. вместе с извещением о его вступлении на Рим. престол. Кроме введения Filioque был еще целый ряд лат.х обычаев, возмущавших византийцев и увеличивавших поводы для разногласий.

2)Среди них особенно серьезным было использование пресного хлеба для совершения Евхаристии. Если в первые повсюду использовался квасной хлеб, то с VII-VIIIвв Евхаристия стала совершаться на Западе с использованием облаток из пресного хлеба, то есть без закваски, как это делали древние евреи на свою пасху.

Что предшествовало:

1) На Востоке – монархия; на Западе – разделение королевств – дезинтеграция;

2) Культ-е различия;

3) Возвышение Конст-ля – церковно-полит. Разногласия;

4)Ереси главным обр. возникали на Востоке, Запад хранил;

5) 5 В.С. конфликт;

6) монофел-во;

7) иконоборчество

8) Фотий и папа Николай 1.

9)Около 653г в Рим.церкви составлен свод правив, на основе кот., она живет и теперь (Здесь: и «Константинов дар - он представляет из себя подложную грамоту, написанную от лица императора Константина Великого на имя римского епископа Сильвестра I (314-335). Император сначала излагает исповедание веры, которому будто бы научил его Сильвестр, а затем повествует о чуде избавления его в Риме от проказы, по молитвам еп.па и предстательству первоверховных ап.лов, и о своем крещении в Риме от руки папы Сильвестра. В благодарность за это имп-р представляет кафедре наместников Петра "власть и почести императорские", а также первенство по отношению к 4м патриархам и всем вообще церквам.», др.подложные дикреты пап, а гл., объявление папы главой всей церкви).

10) При Фотии «Номоканон», где все в Духе Церк.Предания, Правила В.С., и никаких папских новшеств.

В IX церкви приняли разные основы своего существования с разрывом в 30лет. Этот момент уже считают историки временем разрыва Востока и Запада.

Дело в том, что в X в. власть папства была как никогда ранее ослаблена, будучи жертвой действий различ.х группировок римской аристократии или испытывая давление германских имп-ров. В Рим.Церкви распространились различ.е злоупотребления: продажа церк.ных должностей и пожалование их мирянами, браки или сожительства в среде священства... Но во время понтификата Льва XI (1047-1054) началась настоящая реформа Западной Церкви. Новый папа окружил себя достойными людьми, в основном уроженцами Лотарингии, среди которых выделялся кардинал Гумберт, еп.п Белой Сильвы. Реформаторы не видели иного средства для исправления бедственного состояния латин-го христ-ва, кроме усиления власти и авторитета папы.

В 1054 г. произошло событие, которое могло остаться незначительным, однако послужило поводом для драматического столкновения между церк.й традицией Конст.поля и западным реформаторским течением.

Стремясь получить помощь папы перед угрозой норманнов, покушавшихся на визант.кие владения юга Италии, имп-р Константин Мономах по наущению латинянина Аргира, назначенного им правителем этих владений, занял примирительную по отношению к Риму позицию и пожелал восстановить единство. Но действия лат.х реформаторов на юге Италии, ущемлявшие визант.кие религиозные обычаи, обеспокоили Конст.п.го патр.ха Михаила Кирулария. Папские легаты, среди которых был и непреклонный еп.п Белой Сильвы кардинал Гумберт, прибывшие в Конст.поль для переговоров об объединении, замыслили руками имп-ра сместить несговорчивого патр.ха. Дело кончилось тем, что легаты возложили на престол Св.Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и его сторонников. А через неск. дней в ответ на это патр.х и созванный им собор отлучили от Церкви самих легатов.

Два обстоятельства придали поспешному и необдуманному поступку легатов значение, кот. не могли оценить в то время. Во-первых, они снова затронули вопрос о Filioque, неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Сим.веры, хотя не-латинское христ-во всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Кроме того, византийцам стали ясны замыслы реформаторов распространить абсолютную и прямую власть папы на всех еп.пов и верующих даже и в самом Конст.поле. Представленная в таком виде экклезиология казалась им совершенно новой и также не могла в их глазах не противоречить апостольской традиции. Ознакомившись с ситуацией, остальные вост.ые патр.хи присоединились к позиции Конст.поля.

Стали возникать идеи унии.

Кроме того, в XIв в Риме стала возикать идея подчинения вост-х земель христиан путем оружия. Во всей тысячелетней византийской истории не было ни одной агрессивной, экспансионистской войны: войны были либо оборонительные, либо направленные на отвоевание своей преп., утраченной ранее. Западный человек, привык восторгаться своей ратной доблестью, т.о. священная война (т.е. война в интересах Церкви) объявлялась позволительной, даже полезной и нужной. Еще в середине IX в. папа Лев IV заявил, что все, погибшие в битве, защищая Церковь, получат награду на небесах, а еще через несколько лет папа Иоанн VIII провозгласил, что убитый в св.войне является мучеником, которому прощаются все грехи.

Крестовые походы. Очень существенная веха в разделении церквей. Особенно 4 Крест.поход.

Папа Иннокентий III сначала направ-ся в Египет, гл. очаг ислама, потом в Иерус-м.

Конец XIв папа Урбан – взятие Иерус-ма. 1096-1099 крестоносцы проходят по визант.ким землям и видят, что здесь христ-во разительно отличается от их, западного.

С венецианцами подписали дог-р, что те построят флот, а крест-цы заплатят, но у крест-цев не было денег. Поход на Египет затягивался, и предложили Венеции завоевать г.Задар, христианский. Папа осудил это намерение. Но крест-цам ничего не оставалось, он взяли г.Задар. Тем временем к крестоносцам прибыл Алексий - бежавший сын низвергнутого и ослепленного императора Исаака Ангела - и стал просить о помощи. Условия, предложенные им, были такими: если крестоносцы восстанавливают на престоле отца и его самого, он выплатит их долг венецианцам, пошлет с крестовым походом в Египет 10 тысяч воинов и будет постоянно содержать 500 рыцарей в Палестине. Он также обещал подчинить Православную Церковь Риму. Договор был подписан в мае 1203 г., и армия направилась к Константинополю. Лишь небольшая часть крестоносцев во главе с графом Симоном де Монфором возмутилась таким позорным изменением цели похода и отплыла на найденных ими судах в Палестину.

В конце июня 1203 г. флот был в Босфоре. Император Алексий III бежал с мешком драгоценных камней, а слепой Исаак вышел из темницы и воцарился вместе с молодым Алексием IV. Но теперь Алексий понял, что давать обещания куда легче, чем их выполнять. Его робкая попытка заставить духовенство признать римское верховенство и ввести латинские богослужебные обычаи с треском провалилась. Казна была пуста, народ, задавленный непосильными налогами, волновался, а крестоносцы стояли под стенами города и вели себя как победители. Династия Ангелов была обречена. В феврале 1204 г. отец и сын были низвергнуты, а на престол возведен Алексий V Дука Мурчуфл.

Надежды крестоносцев на подчинение себе Империи пошатнулись, и они, по настоянию Венеции, решили взять дело в свои руки. Дважды брали. Когда пришли, увидели, что казна пуста, решили разделить Визант.ю империю. И империя была разрушена, на руинах построена Латинская Романия. Крест-цы страшно грабили Конст-ль. Все было вывезено в Италию, прежде всего в Венецию, где и пребывают до сего дня сотни реликвий.

Латинская Романия 1204-1261.

Иннокентий III осудил эти действия внешне, но сам был не против. Нужно было строить свое владычество. Греч.свящ-ков изгнали, а брать новых негде. Конст-ль стал тяжелым бременем для папства. В этот период и произошел тот неотвратимый раскол. Ненависть вост. И зап. Христиан была лютой.

Но процесс разделения не завершен. Он углубляется и в XIX и XXвв. У католиков появляются: 1)культ Богоматери; 2)папская непогрешимость; 3)учение о чистилище; 4) учение об индульгенции.

В конце XX в католики считают правосл-х еретиками.

Сейчас встречи происходят с католиками, но постановлений никаких нет.

Греч.Патр-хат – на сближение с католиками. В 1965г анафемы 1054г. снимаются, что вызвало сильнейший раскол в Греции. Большая часть не признала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.012 с.)