Исих. Кие споры середины XIVв. Св. Григорийпалама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исих. Кие споры середины XIVв. Св. Григорийпалама.



В 1329 г. с юга Италии в Конст-ль прибыл ученый итал.й грек по имени Варлаам Калабриец.

Разносторонний эрудит Варлаам привлек к себе всеобщее внимание в Конст-ле и сделал молниеносную блестящую карьеру. Он завоевал доверие И.Кантакузина, который тогда занимал пост вел. доместика, т.е. премьер-министра, имп-ра Андроника III (1328-1341). Варлаам был назначен проф.м в Конст.й универ.т, где преподавал Псевдо-Дионисия Ареопагита.

В 1333 г. в Конст-ль прибыли два папских легата-доминиканца. Будучи проездом в Конст-ле, легаты провели совещание о воссоединении Церквей. Ключевым вопросом была проблема filioque. Варлаам был назначен возглавлять греч. сторону на этих переговорах. По случаю предстоящей дискуссии Варлаам опубликовал 21 короткий трактат, в которых весьма жестко критиковал Фому Аквинского. Фома в своих писаниях пользовался Аристотелевым методом силлогизма и, придерживаясь филос-го реализма, доказывал возможность познания Бога. Варлаам же в своих трактатах призывал зап.х коллег читать Дионисия, кот. доказывает, что человеку Бога знать не дано.

Тексты Варлаама разошлись очень широко. Многим они пришлись по вкусу. Их читали и цитировали. Попали они и на Афон.

Около 1335 г. Варлаам получил очень вежливое письмо от неизвестного ему до того времени афон. монаха Григ. Паламы. Да, писал этот монах, Бог действительно неведом. Но разве неведомый Бог не дает Себя знать в откровении и в конце концов в Воплощении? И Христос, воплотившись, не даровал ли людям духовное знание, конечно, отличное от интеллектуального, но куда более реальное, намного реальнее любого философского знания? Ссылаясь на афон.х исихастов, Палама говорил о непосредственном христианском опыте богообщения. Отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, по мнению Григория Паламы, было ересью. Калабриец решил узнать, кто такие эти исихасты, на которых ссылался Палама. Он отыскал исихастов в Салониках и Конст-ле и лично посетил их. То, что он увидел, глубоко возмутило его. Варлаам отождествил монахов-исихастов с разновидностью мессалиан или богомилов, наводнявших тогда Балканский полуостров.

Таково было начало исихастских, или "паламитских", споров.

Григо́рий Палама́ (греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς; 1296, Конст.поль — 14 ноября 1359, Фессалоники) — архиеп.п Фессалоникийский, христ-кий мистик, визант.кий богослов и философ, систем-р и создатель филос-го обоснования практики исихазма, Свт., часто именуется отцом (особенно в греч-х церквах) и учителем Церкви, православный святой.

Родился в Конст.поле, в аристокр.семье, получил хор.образование. После ранней смерти своего отца, сенатора Константина, в 1301г., Григорийоказался под покровительством имп-ра Андроника II. Т.о., 20 лет юноша жил при царском дворе, а в дальнейшем ему предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию. Однако около 1316 г., в возрасте 20 лет, Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Св.Гору Афон, где предался подвижн.ч жизни и занятиям тайнозрит.м богословием.

В 1325 г. вместе с другими монахами покинул Афон из-за турецких нападений. В Фессалонике принял свящ.сан, оттуда направился в окрестности города Верии, где, по преданию, проповедовал ап.Павел, основав там отшельн.кую общину. Там Григорий предавался «умной», то есть непрерывной безмолвной молитве всё время, кроме участий в общих богослужениях. В 1331г., после славянского нашествия, вернулся на Афон, где он продолжил отшельн.кое житие в пустыни св.Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Затем на краткий срок Григория избрали игуменом монастыря Эсфигмен, после чего ему пришлось отложить уединение и заняться полемикой с Варлаамом Калабрийским. Спор с Варлаамом продолжался 6 лет с 1335 по 1341 г. На II и третьем этапе споров противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора.

Варлаам опубликовал свой последний полемический трактат "Против мессалиан", а св. Григорий Палама - новые три триады в защиту исихастов. На Афоне он написал так называемый "Святогорский томос", подписанный в 1340-1341 гг. собором афонских игуменов и монахов на неск.х языках. В этом документе сформулированы основные положения православного учения о богопознании.

В 1341 г. в Св. Софии состоялся собор, который 10 июня осудил Варлаама и провозгласил "Святогорский томос" офиц.м учением Церкви. Варлаам немедленно принес покаяние, правда, скорее всего, неискреннее, так как в тот же вечер отплыл в Италию, где вновь присоединился к Катол.церкви. Не найдя применения богосл.м талантам, он начал преподавать греч.язык великому Петрарке, но не очень в этом преуспел. Тем не менее в конце концов Варлаам был хиротонисан Папой Римским в еп.пы Керасийские - местность, где был широко распр-нен греч.обряд. В 1346 г. он вновь посетил Конст.ль, на сей раз в качестве папского легата. Такой выбор легата был не слишком тактичным, и миссия Варлаама окончилась провалом. Он вернулся в Калабрию, где и скончался в 1348 г.

Итак, сущность полемики между Варлаамом и Паламой сводилась к проблеме богопознания. Варлаам утверждал, что человеку доступно лишь символ.е представление о Боге, а не реальное общение с Ним. Для Варлаама Фавор.свет - лишь символ, лишь "фокус", показанный Христом, для того чтобы лучше иллюстрировать Свои мысли, которые Он хотел донести до ап.лов. Для Паламы такой подход неприемлем: Христос не символически, а действительно вошел в историю, и Фавор.свет - реальный божеств.й свет, которым действительно сияло тело Спасителя. Согласно учению св. Григория, реальное общение и соединение человека с Богом, при котором Бог и человек причастны общей жизни, возможно и объективно, и основой для этого соединения служит ипостасное единство человеческой и Божест.ной природ во Христе. Фактически Палама защищал христологию на уровне веры. Видение Бога возможно, когда Божест.ная энергия сообщается человеку, по-настоящему им усваивается. В этом состоит смысл спасения. Сообщение Божест.ной энергии и есть восприятие Христа, которое происходит в таинствах крещения и евхаристии.

Паламизм никому не "навязывал мистицизма", в чем обвинял его Варлаам. На самом деле восточному христианству всегда было свойственно личное измерение дух. опыта: Христос пришел спасти каждого из нас, а не учредить организацию. Однако сведение паламизма к одному лишь харизматическому опыту есть искажение и обеднение этого богатого оттенками и утонченного учения. Скорее, паламизм стал реакцией на возникновение номинализма в христианстве, торжественным утверждением Божест.ной имманентности в истории и в человеческой личности.

Вот основные пункты расхождения Варлаама и св. Григория Паламы:

1) Варлаам утверждал, что природа человека является автономным созданием, абсолютно отличным от Бога. Св. Григорий Палама отвечал ему, что сама природа человеческая была сотворена для участия в Божестве и причастия Ему и невозможна без этого.

2) Варлаам утверждал, что грех - это преступление, которое влечет за собой неотвратимое наказание - смерть. Таким образом, наказание выходит чем-то, налагаемым извне, по существу, насилием над человеком. Св. Григорий видел в грехе прежде всего отделение от Бога и впадение в тление и смертность, которые присущи самой падшей действительности и не являются чем-то внешним и наносным.

3) И наконец, Варлаам учил, что спасение - это прощение человека Богом при помощи Его благодати. "Мистический опыт", возможно, и хорош для некоторых людей, но он не является необходимым элементом для спасения. Св. Григорий утверждал, что спасение - это мистический союз с Богом, ведущий к обожению (θεόσις).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.24.249 (0.006 с.)