Постановления собора: 1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета. Принято 20 правил. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановления собора: 1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета. Принято 20 правил.



I Вселенский собор

Кратко

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

I Вселенский (I Никейский) Собор (325) был созван императором Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению; 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества еппископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

Постановления собора: 1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета. Принято 20 правил.

Последствия:Гонения имп. Констанция (336-61) на свт. Афанасия Алексдр. и папу Ливерия. Юлиан Отступник (361-63). 358г. - собор в Анкире - утверждение Василием Анкирским и др. подобо-сущия. Возникновение аполинарианства (с 352г.)

Развернуто

В ряду вновь появившихся ересей в Церкви первое место занимает арианство, которое свое название получило от Ария, пресвитера Алекс.др.кого. Образование Арий получил в Антиох.й школе. Усвоив направление Антиох.го училища, которое исключало всякого рода таинственность в понимании догматов веры, он стремился представить учение о Св. Троице в яснейшем и простейшем виде, так, чтобы оно было вполне понятным для разума.

Общецерк.ное учение о равном достоинстве всех Лиц Св. Троицы, по мнению Ария, кроме того, что было полно таинственности, заключало в себе противоречия, необъяснимые для разума. Если признать, что Лица Св. Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство, думал он, то выйдет три Бога, что противно верованию Церкви в единого Бога, а если признать, что Лица Св. Троицы имеют одно Божеское существо, — то это поведет к слиянию и отрицанию троичности, т.е. ереси Савеллия, осужденной Церковью (Савеллий (III в.) был представителем монархиан-модалистов).

Арий поэтому стал утверждать, что один только Бог Отец есть истинный Бог, а Сын Божий и Св. Дух имеют природу отличную от природы Отца и находятся в подчиненном отношении к Богу Отцу как источнику своего бытия. К такому выводу Арий пришел, неправильно основываясь на учении Оригена, который Бога Отца называл Самобогом, а Бога Сына — вторым Богом. Но о неравенстве Лиц Ориген ничего не высказывал, а наоборот, учил о единосущии Св. Троицы.

Вначале Александреп.п Александрии не обращал внимания на проповеди пресвитера. Но когда Арий открыто заявил, что Троица есть, в сущности, Единица, Александр запретил ему публично высказывать свое учение. Гордый пресвитер к такой цензуре не привык и начал открытую агитацию.

В 321 г. еп. Александр созвал собор из еп.пов своего округа и осудил Ария. Арий удалился в Палестину, где нашел приверженцев из своих товарищей по образованию; Евсевия Никомидийского, Мария Халкидонского и др. еп.пов.

Начала вестись сильная пропаганда арианских идей среди населения. Арий писал письма к высокопоставленным лицам, для простого же народа составлял песенники, где излагал свое ерет.кое учение в общедоступной форме.

I В.С..

Ересь Ария охватила собою весь Восток. Возникшие споры дошли до сведения имп-ра Константина Вел., кот. постановил созвать собор из всех еп.пов, чтобы решить вопрос об учении Ария.

В 325 г. в Никее был созван из 318 отцов I В.С.. В нем принимали участие: Александр Алекс.др.кий, Николай Мирликийский-исповедник и чудотворец, Иаков Низибийский и Спиридон Тримифунтский — чудотворцы, Пафнутий-исповедник. Из зап.х отцов были: Осия Кордубский, Цецилиян Карфагенский и представители папы Римского. Во главе двадцати арианских еп.пов стоял Евсевий Никомидийский. Были еп.пы, кот. составляли середину между православными и еретиками, как Евсевий Кесарийский (Кесарии Палестинской), называвший Сына Божия подобосущным (омиусиос — подобосущный, в отличие омоусиос — единосущный).

Имп-р предложил Арию оставить свое учение, но Арий проявил жестокое упорство. Началось совещание. В спорах с арианами особенно отличался присутствовавший на соборе архидиакон еп. Александра Алекс.др.кого — св. АФАНАСИЙ, кот. доказывал, что ариане в своем учении сами себе противоречат, называя Сына тварью и в то же время приписывая Ему в творении мира творческую силу, которая принадлежит, по их учению, только одному Богу.

На стороне православных было больш-во, и их же стороны держался имп-р Константин. Вынесено было определение, что Сын непостижимым образом произошел из сущности Бога Отца прежде всех век. Это вероопределение есть известный Сим.Веры. Отказались подписать это вероопределение Арий и два еп.па, за что были отлучены от Церкви. Евсевий Никомидийский, бывший во главе арианских еп.пов, подписал символ в числе других, но подписать осуждение Ария отказался.

Никейский собор составил еще 20 канонов, касающихся церк.й дисциплины.

Арианство после собора

Ариане 5 раз смещали св. Афанасия с кафедры, обвиняя его в полит.ких преступлениях., настраивали против него имп-ров (сначала Константина, потом др.)

У ариан была сильная полит.кая поддержка. Все имп-ры до имп.Валента поддерживали ариан. Но дух торжества ариан так и не пришел по полит.кой причине. В 375г. имп.Валент разрешил поселиться на вост.ых землях готам (они были арианами, спасаясь от славян двинулись на Запад). Они стали военными союзниками., но римские чиновники не исполняли своих обязанностей, не давали им денег.. Готы создали армию и стали разорять города. Валент создал плохоподготовленное войско и выступил против них. В 377г. готы разбили войско Валента. А сам Валент исчез, окончилось и дело арианства, т.е. следующий имп. Грациан и его вост.ый соправитель Феодосий I доставили окончательное торжество православию.

 

Развернуто

Свв. Василий Вел., Григорий Богослов, Григорий Нисский (мл. брат св. Василия). Каппадокийцы были едины в своей тринитарной терминологии: "Три Ипостаси в одной Сущности".

Свт. Василий (329-379) был призван к служению в тяжелейшее для Церкви время: арианство, поддерживаемое гос-вом, занимало господствующую позицию; свары, раздоры и расколы раздирали тело Церкви, и, казалось, она лежала в развалинах. Св. Василию выпала доля орган-ра и администратора, собирающего рассеянное бурями стадо, и он выполнил эту задачу, как никто другой. Вел. пастырь, св. Василий был и великим церк.ным политиком. Ему приходилось о многом умалчивать, проявлять гибкость и мягкость в вопросах второстепенных, чтобы отстоять главное, и находить новые формы выражения веры Церкви, чтобы объединить и примирить всех. Он боролся не за букву, а за дух, и он, как никто другой, понимал, что Бог "дал нам способность быть служителями Н.Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6).

Свт. Василий много потерпел не только от врагов, но и от друзей, не понимавших того, что им казалось чрезмерной уступчивостью. В начале своего еп.пства он воздерживался от писаний на вероучительные темы, чтобы не дать своим врагам, особенно при дворе Валента, возможности использовать его писания против него. Но, конечно, такая сдержанность вызвала недовольство некот.х слишком горячих "староникейцев", считавших, что он должен был громко и отчетливо провозглашать Истину, какие бы последствия это ни повлекло за собой. К 375 г. позиции Василия были настолько прочны, что он мог позволить себе откровенное выражение своих взглядов. Самый известный и весьма спорный пример использования св. Василием принципа икономии - это его книга о Св. Духе, где неопровержимо доказывается Божество 3-ей Ипостаси, но Сам Дух ни разу Богом не называется. Эта позиция св. Василия отражена в нашем Сим.Веры, где Св. Дух также прямо не называется Богом, хотя и Божество Его не вызывает сомнений. Такая чрезмерная осторожность в формулировках вызвала резкую критику лучшего друга св. Василия - св. Григорий Богослова.

Богословское наследие св. Василия бесценно. Главное - это разработка учения о никейском единосущии при наличии в Боге трех Ипостасей. Свою задачу св. Василий выполнил в богословском синтезе, создав новую терминологию, благ.ря которой никейская вера наконец стала приемлемой для большинства "омиусиан".

В дополнение к своему богословскому подвигу св. Василий блестяще провел пастырскую борьбу, примирив все разрозненные группировки: он объединил "восточных" в едином и твердом исповедании и добился к ним снисходительности со стороны как "староникейцев", так и "западных", - и это несмотря на такие канонические трудности, как, напр., Антиохийский раскол.

В богословии перед св. Василием стояла сложнейшая задача: примирение эллинского ума с Христовым благовествованием, или, иными словами, выражение библ.ой веры в терминах, адекватных его времени и окружению. Даже самому Вел.у Оригену не удалось решить эту задачу, но начало он положил.

Св. Василий говорил, что, хотя мы познаем Бога в Его творении и в познании самих себя, тем не менее "естественное" богопознание само по себе недостаточно, ибо только в библ.ом откровении мы встречаемся с Богом как с Личностью - вначале через В.Завет, но наиболее полно и совершенно - в Личности Иисуса Христа. Провозглашая личного Бога, св. Василий не оставляет камня на камне от филос.фих концепций Евномия.

Свт. утверждает, что Бог есть не безличная сущность, но Троица. Утверждение единой сущности Божией без различения Ипостасей было на руку Евномию в его спекулятивно-филос.фих построениях, близких и понятных греч-му уму. И поэтому учение св. Василия о трех Ипостасях Божества при единой сущности можно назвать революцией не только в греч-м языке, но и в философии. Он превращает число из количественной категории в качественную: истина и тайна Триединства не есть арифметика - три и один. Задача св. Василия ему полностью удалась: в выдвинутой им формуле "единая сущность при трех Ипостасях" Церковь признала точное определение содержимой ею тройческой веры. Т.е., несмотря на опасности, связанные с ломкой устаревших понятий и представлений, св. Василий примирил Церковь.

Св. Василий был великим орган-ром монаш.кой жизни - он одним из первых теоретически обосновал монаш-во, определил его место в Церкви, сформулировал многие правила монаш.кой жизни и нормализовал монаш.кое движение, разработав для него общий устав. Св. Василий рекомендовал общежительное монаш-во, как самое полезное для души, хотя не отрицал и отшельнической жизни. В монаш-ве св. Василий видел стремление к еванг.му идеалу. Но т.к.все возможные дух.е дары без любви - ничто, а Евангелие не отделяет любви к Богу от любви к ближнему, то отшельническая жизнь гораздо менее совершенна, чем жизнь члена общины. Монастырская община должна быть "малой Церковью", телом Христовым, по образцу первохрист-кой Иерус.кой общины-братства. Основной заповедью для подвижников должна быть любовь, и от напряженной, закаленной в подвиге любви ожидал Василий Вел. мира для мира.

Свт. Григорий Назианзин (Богослов) (330-390) был сыном еп.па Назианского, также Григория. Его мать Нонна была очень благочестивой христианкой и впоследствии, так же как и ее муж, канонизирована. Григорий получил блестящее воспитание. Учился он сначала в Кесарии Каппадокийской, а затем в Кесарии Палестинской, где еще существовала школа, основанная Оригеном. Потом он учился в Алекс.рии и наконец в Афинах, где познакомился и подружился со св. Василием. Оба эти юноши остались друзьями на всю свою жизнь. Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью высказался: "какое зло воспитывает Римская империя!" По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, он принял крещение. По приглашению своего друга Василия он поселился с ним в его понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец нуждался в своем сыне и потребовал его к себе. Отец посвятил его в сан пресвитера, а Василий Вел. чрез десять лет (в 372 г.) возвел его в сан еп.па г. Сасима. Но св. Григорий, оставшись в Назианзе, помогал отцу в управлении Назианской Церковью. Скоро, однако, его богатые дарования нашли себе применение в более подходящей обстановке.

По настоянию Василия Вел. и других влиятельных лиц св.Григорий отправился в Конст.поль для поднятия там православия. В столице православие находилось в печальном положении. Конст.п.ская кафедра в течение 40 лет занималась арианами. Все церкви захвачены были еретиками. Григорий мог проповедовать только в частной доме. Слушатели Григория, сначала немногочисленные, были поражены силой мысли и необыкновенным красноречием проповедника. Слушать вдохновенного оратора спешили еретики, иудеи и даже языч.ки. Этот частный дом вскоре преобразовался в храм Воскресения в память того, что в нем воскресло православие. А его "Пять слов о Богословии", т.е. главным образом, о Боге Слове, произнесенные здесь, навсегда упрочили за ним название Богослова. Еретики всевозможными способами хотели повредить успехам православия - они осыпали Григория насмешками, клеветами, бросали в него камнями, нападали на его богослужебные собрания и производили беспорядки. Но вел. свт-ль не обращал на это внимания и мужественно отстаивал православие.

Св. ГригорийНисский, мл. брат св. Василия Вел., подобно своему брату, получил прекрасное образование. Первоначально Григорий был учителем красноречия, в 371 г. св. Василием был рукоположен в еп.па Ниссы.

Из сочинений его известны: "12 слов против Евномия", "Великое огласительное слово" и ряд толкований на книги Св. Писания. В "Вел. огласительном слове" Григорий дает руководство как действовать при обращении неверующих - иудеев и языч.ков, и представляет доказательства от разума относительно истинности христ-ва, главным образом, догмата воплощения Бога Слова.

Из богословов-александрийцев Григорий Нисский ближе всех стоит к Оригену. Он часто стремится, подобно Оригену, объяснить догматы на началах разума, допускает аллегоризм в толковании св. Писания и вообще наследует Оригена. Скончался в 394 г.

 

Устройство Церкви в 4 веке

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства "Диоклетиановым гонением" (302-311), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства. Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н. "Миланский эдикт").

Обращение Константина - поворотный момент в истории Церкви и Европы. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Имп.- суверенный самодержец - немедленно и неизбежно оказался вовлеченным в развитие Церкви, и, соответственно, Церковь оказалась все более и более втянутой в принятие важных полит.ч.их решений.

Эдиктом Константина Вел. и Ликиния от 313 г. объявлена веротерпимость в Греко-Рим.й империи, и дозволено было всем принимать христ-кую веру.

В 323г. произошла война между Константином и Ликинием, окончательно решавшей вопрос о христ-ве и единодержавии. Ликиний, предполагавший было после победы над Константином “устремиться войной на безбожных”, т.е. христиан, сам был разбит в нескольких битвах и лишился жизни.

Сделавшись единодержавным государем во всей Греко-Рим.й империи, Константин мог теперь беспрепятственно посвятить себя на служение Церкви. Хотя он не тотчас принял крещение, но уже с 313 г. сделался настоящим христ-ким государем, почему и делал все, что было в его власти, для блага Церкви. Так, вступая в управление вост.ою половиною империи, в изданном по сему случаю манифесте он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами, и вообще, при всяком удобном случае старался обратить на путь истинный своих языч.ких подданных. Его воззвания и убеждения не оставались без последствий: многие из языч.ков обращались к христ-ву.

Далее, он дал христ-кой Церкви многие важные привилегии — допустил христиан к занятию важных госуд-ных должностей, сам лично делал большие пожертвования на христ-кие храмы, построил несколько новых храмов, особенно в Палестине, в чем его усердию помощницею была его мать Елена. Со времени Константина Иер.лим опять стал называться этим именем, вместо названия Елии Капитолины, данного ему Адрианом. Наконец, — что важнее всего, — Константин поставил христ-кую Церковь в такое положение в империи, что ее дела как общества, тесно связанного со всей гос.ной жизнью, признавались делами гос.ной важности.

Что касается отношения Константина к языч.ву, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что языч.во должно само собою по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не предпринимал никаких строгих мер против него, тем более, что языч.ков в империи было гораздо больше, чем христиан. Константин не закрывал языч.ких храмов, не отнимал жалования у языч.ких жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца (pontifex maximus), который носили римские имп-ры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести, и оказывал замечательную терпимость ко всем своим языч.ким подданным, не исключая и солдат-язычников, которых он не принуждал исполнять христ-ких обрядов. Только те языч.кие храмы, которые оставались без употребления после обращения в христ-во жителей известной местности, были им закрываемы, и здания их отдавались христианам, или храмы, в которых совершалось служение разврату и чрез которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушаемы до основания.

Языч.во особенно сильно было в Риме, где ему преданы были многие знаменитые фамилии, и было много последователей неоплатонизма. Не желая встречать противодействия со стороны закоренелых рим.х языч.ков своим заботам об упрочении христ-ва во всей империи, Константин решился оставить языч.кий Рим и в 330 г. перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Конст.полем. Здесь он основал столицу вполне христ-кую, уничтожив идолов и украсив город христ-кими храмами.

В 337г. Константин принял крещение от Евсевия, еп.па Никомидийского, а затем вскоре умер на 65г. своей жизни, причисленный Церковью к лику святых, а рим.м языч.ким сенатом, по давнему языч.му обычаю, — к сонму богов.

Возможно, не стоит называть Константина I христ-ким имп-ром, т.к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви. Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его Св. "равноап.льным". Воистину, ни один другой человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христ-во.

 

Так же в 4 веке созываются первые Вселенские Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

I Вселенский (I Никейский) Собор (325) был созван императором Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению; 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван императором Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св.Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).

 

В 4 веке начинает процветать монашескаякая жизнь, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Конечно, это не случайно, что монаш-во появилось в то время, когда завершились гонения и христ-во стало модным. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. Они послужили некоторым противовесом "официальному христ-ву". Жители христ-кой империи подвергались опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью; опасность была в отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческое и эсхатологическое призвание Церкви, они напоминали христианам, что Царство Божие - не от мира сего.

Основная черта монаш-ва - его фундаментально библ.ий хар-р. Пустыня - это место, где нет воды, нет жизни. Там царит смерть и дьявол. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. И чем благополучнее общество, тем более суровые испытания накладывали на себя монахи.

Немного позже монаш-во вернулось в города, осознав, что присутствие диавола сильно и там.

Довольно быстро в монаш.ком движении выкристаллизовались три основные формы.

I. Отшельничество. Обычно его появление связывается с именем преп. Антония Вел., чье житие написал сам св. Афанасий Вел.. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христ-кой семье. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греч. языком он не владел. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви еванг.кие слова: "Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной". Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее и далее от чел.ч.кого жилья. Однако очевидно, что он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретенному пустынножительству. Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. I период его жизни, столь любимый живописцами и писателями, - это открытая борьба с диаволом. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

II. Но настоящую свою форму монаш-во приобрело с преп. Пахомием Великим (286-346). Это - общинная жизнь. Пахомий тоже был коптом. В отличие от св. Антония он происходил из языч.й семьи. Около 314 г., вернувшись с военной службы, крестился и поселился в пустыне. Вскоре он собрал возле себя других аскетов и учредил общее житие - κοινόβιος. Вокруг Пахомия образовались 9 таких общежитийных монастырей, получивших название Лавра. Это было целое монаш.кое гос-во, объединяющее тысячи людей железной дисциплиной. Все они были подчинены одному настоятелю - преп. Пахомию - и одному уставу, созданному им. Каждый монастырь был обнесен стеной. В больших корпусах жило по 40 монахов. Размещались они по видам труда. Сестра Пахомия, подражая брату, организовала подобные уставные монастыри для женщин.

III. Эту форму монаш-ва, сложившуюся в то же время, можно хар-ризовать как полуотшельничество, или скитскую жизнь. Она зародилась в пустыне Σκήτος (отсюда и современное название - скит) в местности Нитрия, к западу от Нильской дельты.

Во II половине IV в. там было более 5000 монахов. Они имели общую церковь, куда сходились по субботам и воскресеньям. Их обслуживали пресвитеры из ближайшего кафедрального центра, города Гелиополиса. Хар-рно, что монаш-во долгое время рассматривалось как движение мирян. Питались они единолично. Обычный их труд и заработок состояли в плетении корзин и рогожек.

Нитрийское монаш-во дало выдающихся аскетов: Нафанаил, Вениамин, Макарий Египетский и др. Они прославились такими подвигами, как сыроядение, бдение, стояние на ногах всю ночь, почти неядение, отдание своей плоти диким зверям.

Монахи заполонили и весь остальной Египет, особенно покинутые при разных войнах крепости и города. К этим новым героям христ-ва начались паломничества со всех концов Империи.

Из Египта монаш-во распространилось в другие страны. В Палестине отшельник Иларион, языч.к по происхождению, ввел египетскую организацию монаш-ва. Около него, близ Газы, собралось несколько тысяч любителей пустынножительства. Южнее Иер.лим а в Иуд.ой пустыне начинал свой путь уже известный нам Епифаний, впоследствии еп.п Кипрский. Излюбленным местом монахов стала также гора Синай, где позже был основан монастырь св. Екатерины. Следует отметить и международный хар-р палестинского монаш-ва, где было много общин - как греч-х и сирийских, так и армянских и латинских, а чуть позже и грузинских.

Внешнюю форму монашеству дал свт. Василий Вел.. Его правила основаны на организованности, дисциплине и социальном служении.

Свт. Василий видел монаш.кое призвание не только в личном стремлении к спасению, но и в неотрывном от него еванг.ком требовании любви к ближнему и служении ему. Особое ударение он сделал на послушании. Говорят, что до св. Василия монахи понимали больше бедность и чистоту, чем послушание. Василий предписал строгие епитимьи для тех, кто будет предпринимать аскетические подвиги без благословения духовника.

Это время трех великих святителей, «Великих Каппадокийцев»:

Свт. Василий Великий (ок. 330-379) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со свт. Григорием Богословом), удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь (358) и составил для него "Правила монашеские", которые стали основой всего последующего монашества. С 364г, - пресвитер, а с 370 - арх. Кесарии Каппадокийской, объединивший против ариан 50 епархий. Основатель т.н. Каппадокийской богословской школы, избежавшей крайностей Антиохийской и Александрийской школ. Составитель чина Божественной Литургии и "правил монашеских". Из его творений наиболее известны "Беседы на Шестоднев" и книга "0 Святом Духе".

Свт. Григорий Богослов (или Назианзин; ок. 330 - 390) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и великий богослов, для которого богословие было богопознанием, т.е, путем к обожению. В 372 г. против воли поставлен своим другом, Василием Великим, во еп. Сасимского. С 379 г. - патриарх захваченного арианами Константинополя, восстановитель в нем Православия и председатель II Всел. Собора, на котором оставил патриаршество "ради мира церковного". Наиболее известны его 45 "Бесед" и богословские поэмы.

Свт. Григорий Нисский (ок. 332 - 395) - отец Церкви, философ и богослов, мл. брат свт. Василия Великого. С 372 г. еп. Нисский (в 376-378 низлагался арианами), Участник II Всел. Собора. Автор т.н. "Большого Катехизиса, в котором завершил учение Каппадокийцев о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии (особенно в эсхатологии) испытывал влияние Оригена, но избежал его заблуждений.

 

II Вселенский собор

Кратко

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван императором Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св.Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Святого Духа со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).

Развернуто

В 380 г. в Конст.поль прибыл новый имп-р Феодосий Вел., защитник православия. Феодосий потребовал, чтобы все исповедовали никейскую веру. Феодосий отнял у еретиков все храмы.

Для окончательного же поражения еретиков и укрепления православия Феодосий решил созвать II В.С..

Круг вопросов: 1) Импер-кий эдикт – роль имп-ра в церкви; 2) Замещение Конст-кой кафедры. 3) ересь духоборцев.

Вообще Всел.Собор это не только церк.ное дело, но и церк.но-государственное.

Кратко

Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Ее догматического Предания и канонического права.

III Вселенский (I Эфесский) Собор (431) открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Он был созван для осуждения ереси Константинопольского епископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым Бог впоследствии соединился нравственно и благодатно обитал в Нем, как в храме. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. 200 епископов Собора утвердили истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).

Развернуто

III В.С..

5 век. Очень сложны процессы. Богословские споры. Христол.ч.к ие. Вопросы соединения во Христе Божест.ного и чел.ч.кого. Что произошло с человечеством? Равен ли нам Христос? Как нужно представлять собой соединение? И т.д.

В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария. Аполлинарий Мл., ученый еп.п Лаодикийский желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божест.ной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.

Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело чел.ч.кое, а вместо ума чел.ч.кого у Него было Божество. Т.е., приписав Иисусу Христу неполную чел.ч.кую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к чел.ч.кой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.

Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Вел., ГригорийБогослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на II Вселенском соборе.

К этому времени существовали 2 школы: 1 )Антиох.я и 2)Алекс.др.кая

Антиохиец Феодор Мопсуетский стал родоночальником несторианства. Он учил о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божест.ное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное. О Деве Марии учил, что она только «Христородица»

С 412 по 444 г. папой Алекс.др.ким был свт. Кирилл (племянник Феофила). Кирилл - блестящий богослов - был убежденным противником Феодора Мопсуэстийского. В своем комментарии к Евангелию от Иоанна, не называя имен, резко критикует тех, кто считает Христа лишь главным примером пророческого вдохновения и благодати, и тех, кто говорит о "двух различ.х природах" после их соединения.

В апреле 428 г. в Конст.поле на пост архиеп.па был вновь приглашен блестящий проповедник, ученый и аскет из Антиохии - игумен одного из тамошних монастырей, Несторий.

Несторий сразу же дал понять, что стремится оказаться на уровне своего знаменитого предшественника. Главной своей задачей он объявил борьбу с ересями, и прежде всего с аполлинаризмом. Новый архиеп.п весьма быстро восстановил против себя жителей столицы, запретив с церк.й кафедры театры, пение, концерты, танцы и атлетические состязания.

Но наибольшее противостояние Несторию началось, когда он ополчился против термина "Богородица", ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуэстийского.

В конце 428 г. в своем очередном окружном послании, где объявлялась дата Пасхи, свт. Кирилл открыто подверг резкой критике учение Нестория. Критика продолжилась в "Послании к монахам" и в письме к самому Несторию с просьбой пресечь вызванный им "вселенский соблазн".

Главным в богословии свт. Кирилла является наше спасение. Вся сущность спасения, весь смысл христ-ва, по св. Кириллу, - в единстве Бога и человека во Христе, в той единственной Личности, в Которой все люди "соприкасаются" с Отцом. В несториевском отвержении слова "Богородица" он увидел умаление и отрицание этого факта. Св. Кирилл ввел понятие "ипостасного единства" двух природ Христа. Став Эммануилом, Бог-Слово сделал чел.ч.кую природу с ее телом Своей собственной, поэтому можно сказать, что Сам Бог родился, возрастал, голодал и жаждал, страдал и умер. Для св. Кирилла плоть Иисуса была воистину телом Бога, Его рука - рукой Бога и т.д. Следовательно, Дева Мария была воистину Матерью Божией - Богородицей.

Слабость позиции св. Кирилла - нечеткая терминология, в частности - взаимозаменяемое употребление слов "ипостась" и "природа". Он использовал выражение Аполлинария: "единая природа Бога Слова воплощенная" (μία φύσις του Θεου Λόγου σεσαρκωμένη) - правда, и не подозревая об источнике формулы: св. Кирилл думал, что она принадлежит св. Афанасию.

Ошибка свт. Кирилла состояла в том, что он в пылу полемики не сумел последовательно применить христологию отцов-каппадокийцев, т.е. установленное ими различие между "ипостасью" и "природой", к своим христол.ч.к им высказываниям. Помимо этого, он слишком большой упор делал на божест.ности Христа в ущерб Его чел.ч.кой природе. Этот перегиб Кирилловского богословия будет выправлен лишь на Халкид.соборе.

Несторий написал весьма заносчивое послание папе Целестину, именуя его запросто - "брат". Одновременно и свт. Кирилл послал письмо папе с жалобами на Нестория и его неправильную христологию. Сам Кирилл обратился к Целестину как к "святейшему отцу". Папа мало понимал в богословской стороне дела. Но в это время у него был спор с Конст.полем из-за юрисдикционной принадлежности Вост.ого Иллирика, и ему весьма мало понравился Несторий, вмешивающийся в его дела и пишущий грубые письма. Он послал запрос в Массилию (Марсель) преп. Иоанну Кассиану, считавшемуся знатоком вост.ых проблем, и тот подготовил доклад о несторианстве как новой версии пелагианства. Папа созвал собор в Риме (430 г.), на котором Несторий был осужден, правда, в самых общих выражениях.

В августе 430 г. папа Целестин послал св. Кириллу письмо для Нестория с требованием в 10-дневный срок по его получении отречься публично или письменно от своих взглядов. Папа также заявил, что предоставляет Кириллу все полномочия для "разборки" со строптивым Конст.п.ским архиеп.пом.

Свт. Кирилл передал Несторию этот ультиматум лишь 30 ноября вместе с собственным письмом, содержащим так называемые "12 анафематизмов", под которыми Несторий должен был подписаться. Копии папского письма и "анафематизмов" были разосланы всем ведущим еп.пам христ-кого мира.

Несторий в ответ издал свои 12 анафематизмов против Кирилла, заявив, что против него - Нестория - возведены ложные обвинения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.072 с.)