Истоки и ранняя история иконоборчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и ранняя история иконоборчества.



Вопрос об изображениях был спорным в Церкви с самого начала христ-ва, поэтому нельзя сказать, что основными виновниками иконоборч.кой ереси были имп-ры.

Само иконопочитание - плод дух. усвоения людьми церк.й веры. Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном, догм-ском значении. Начало христ-го искусства - катакомбная живопись - носит символический хар-р, или, по определению Вейдле, "сигнитивный". Это не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определенных мыслей о Христе и Церкви, причем выражение прежде всего сакраментального опыта крещения и Евхаристии, т.е. той двуединой "мистерии", через которую даруется спасение. Бога никто никогда не видел, но Его полностью являет Человек Христос. В Нем Бог становится видимым. Но это означает, что Он становится и описуемым. Образ Человека Иисуса есть образ Бога, потому что Христос - Богочеловек. Но если благ.тью Св.Духа сам мир и его материя могут быть освящены и, питая наше тело, питать наш дух, или, вернее, "всего" человека, в целостном замысле Бога о нем как о воплощенном духе; если вода крещения дарует нам прощение грехов, если хлеб и вино Евхаристии причащают нас Телу и Крови Христа, то и изображение Христа - плод чел.ч.кого искусства - может быть наполнено благ.тью Его присутствия и Его силы, может стать не только "образом", но и духовной реальностью.

В IV в. христ-кие храмы уже почти повсеместно украшаются целыми библ.ими картинами и изображениями новых христ-ких героев, мучеников, подвижников. Об изображениях мучеников и святых говорят как о чем-нибудь обычном св. Василий Вел., св. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Киррский, св. ГригорийНисский и др. Но были и противники икон. Напр., Евсевий Кесарийский. В VII в. иконопочитание, засвидетельствованное уже многими памятниками, стало прочно утвердившимся фактом церк.й жизни.

Истоки: 1) языч. традиция почитания портретов (иконоборцы говорили, что ваш Христос похож на Зевса); 2) почитание рим.х имп-ров; 3) погребальный портрет.

Но в то же время стали распространяться грубые, языч.кие формы иконопочитания, когда оно стало приобретать идолопоклоннический хар-р и заменяться грубым суеверием.

Следует еще учитывать фактор появления и распространения ислама с его запретом на изображение чел.ч.ких и сверхчел.ч.ких лиц. На границе христ-ва и ислама существовали и имели значительное влияние такие антикульт-ные и антииконные по духу секты, как монтанизм, маркионитство, павликианство. В этом смысле ислам был понятнее, как бы "духовнее" христ-ва. И многие могли этой "духовностью" соблазниться.

К тому же имп-ры-иконоборцы были великолепными правителями и полководцами, пользующимися безоговорочным авторитетом в армии, а за иконопочитание выступали прежде всего монахи, они стали в непримиримую оппозицию. Монахов в Империи было великое множество, и это порождало ряд проблем, особенно с т.зр. имп-ров: шел постоянный отток людских ресурсов, денег, земель, столь нужных государству во время, крайне для него напряженное.

В.В. Болотов вообще считает, что главные причины иконоборчества были полит.ч.ими, вызванными антиклерикальной политикой воинов-имп-ров. Не отрекаясь от христ-ва и Церкви, они хотели довести обрядность, внешние формы благочестия до минимума: они чествовали св. Крест и отметали св. иконы.

В 717 г. положение Империи вновь было критическим. Лев совершил Вел. историч.й подвиг спасения Империи и христ-кой цивилизации вместе с ней. С Севера и Запада Империю теснили болгары. С Востока подошли арабы. Осада длилась год (с августа 717 г. по август 718 г.), после чего арабы отступили, потеряв до 150 тыс., и вернулись в Сирию лишь с жалкими пятью судами. Лев проводил много времени в Малой Азии, а среди тамошних еп.пов создался целый иконоборч.кий кружок. Они добились доступа к имп-ру, и тот нашел их идеи вполне созвучными своим. Но главной целью было подчинить себе церковь, ведь она обладала богатствами. В 730 г. был издан I указ против икон и смещен патр.х св. Герман, отказавшийся осудить иконопочитание. Но Лев не был ярым противником икон.

Более реальным иноноб.рч-во началось при Конст-не V. Иконы были запрещены. Фрески уничтожались. В цервях появились пейзажи. Допускался только крест. Икона только Евхаристии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.004 с.)