Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правозащитный центр ВРНС призвал законодательно урегулировать использование религиозной символики

Поиск

Версия для печати

22.10.2008 - 14:11

Правозащитный центр Всемирного русского народного собора (ВРНС) призвал законодательно урегулировать использование религиозной символики. В ВРНС обеспокоены тем, что часто религиозные символы используются в мошеннических целях.

"Тысячи мошенников по всей стране в рясах и с наперстными крестами собирают "пожертвования" на восстановление несуществующих храмов и монастырей. Народные "целители", экстрасенсы и их многочисленные коллеги активно используют православную атрибутику - иконы, свечи и лампады, употребляют в рекламных проспектах такие кощунственные для православных людей выражения, как "безгрешный приворот"", - говорится в заявлении правозащитного центра ВРНС.

"Известно, что от аналогичных злоупотреблений страдают также мусульмане, иудеи, буддисты и католики, чья символика постоянно используется для прикрытия разного рода махинаций", - отмечается в документе.

ВРНС "приглашает все заинтересованные стороны к дискуссии по вопросу принятия законодательных актов, способных отрегулировать использование религиозной символики и атрибутов с тем, чтобы оно не вводило в заблуждение людей и не применялось в корыстных целях".

Напомним, что православные уже призывали законодательно ограничить использование религиозных символов в рекламе.

http://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/feelings/2008/10/d14449/

Объекты культуры в товарных знаках

Е.А. Данилина

Религиозная символика в составе товарных знаков и наименований мест происхождения товаров

© Е.А. Данилина, 2010.
- - - - - - - - - - -
В процессе исследования были рассмотрены правовые вопросы, возникающие при включении религиозной символики и объектов традиционных знаний в состав товарных знаков и наименований мест происхождения товаров. Проанализированы правовые аспекты включения религиозных символов в состав средств товарных знаков, предназначенных к введению в гражданский оборот, а также существующие методические подходы к определению возможности отнесения традиционных знаний и религиозных символов к охраноспособным средствам индивидуализации.
- - - - - - - - - - -

Содержание
Введение
1. Особенности правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, предметом которых являются объекты традиционных знаний и религиозная символика
1.1. Правовая норма о наличии культурных ценностей в обозначении товарного знака
1.2. Правовая норма об общепринятом символе в составе обозначения товарного знака
1.3. Правовая норма о символике международных и межправительственных организаций в составе обозначения товарного знака
1.4. Правовая норма о ложности, способности ввести в заблуждение или противоречии общественным интересам обозначения или элемента обозначения товарного знака

2. Товарные знаки и наименования мест происхождения товаров, включающие объекты традиционных знаний или религиозную символику
2.1. Применение в обозначении товарного знака древней традиционной символики и общепринятых символов
2.2. Религиозная символика в составе товарных знаков и наименований мест происхождения товаров
2.3. Красносельская скань, вода Сарова и воронежский хлеб как наименования мест происхождения товаров

Литература
- - - - - - - - - - -

ВВЕДЕНИЕ

Нами рассматриваются, на первый взгляд, узко-специальные вопросы, причем в сфере относительно редко применяемых в качестве товарных знаков обозначений традиционного и религиозного характера. Представляется, что такие вопросы связаны, прежде всего, с возможностью введения в заблуждение потребителя или с возможностью перехода символа, использованного в качестве товарного знака или наименования места происхождения товара, в статус вошедшего во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Символы, регистрируемые в качестве товарных знаков, зачастую возникают путем стилизации или применения ассоциативных обозначений к общепринятой символике, при этом вновь созданные обозначения всегда выражают общественные тенденции и отражают культурную среду, в которой они возникли.
Ранее исследователи обращались к культурологическим и социологическим аспектам регистрации товарных знаков. В классическом труде К.Дж. Веркмана «Товарные знаки» проведено исследование частоты использования привлекательных для социума символов, сделан синхронный анализ такого использования и приведены табличные результаты использования определенных символов в качестве товарных знаков по отраслям промышленности. Автором рассмотрены такие распространенные символы человеческого социума, как изображение человека, солнца и подобные символы, возникшие еще в древние времена и активно используемые до настоящего времени. Недавно вышла книга А.Дайкселя, К.Брандмейера и Э.М. Глинтерник «Товарный знак в Европе и России. Вопросы теории и истории», в которой авторы показали некоторые тенденции использования традиционных символов в качестве товарных знаков.
Вопрос состоит не в том, можно или нельзя подавать на регистрацию символы определенного типа в качестве товарного знака, а в том, что получит общество в результате такой регистрации. В случае наименований мест происхождения товаров, которые специально созданы для маркировки традиционных продуктов человеческой деятельности, тем не менее существуют вопросы включения наименования традиционной и религиозной символики, которые не могут не влиять на функционирование таких обозначений и, как следствие, на их правовой режим. Наименования мест происхождения товара следует рассматривать в комплексе правовой охраны новшества, авторы книги постарались показать особенности комплексной правовой охраны, в составе которой также присутствует правовая охрана наименования места происхождения товара.
Основной упор при изучении товарных знаков традиционной тематики делался на обозначения как таковые, для анализа и для иллюстрации выбирались как действующие в настоящее время товарные знаки, так и прекратившие свое действие.
Автор выражают благодарность П.А. Поповой за прочтение рукописи, предоставление материалов и за обсуждение религиоведческой тематики.
- - - - - - - - - - -

1. Особенности правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, предметом которых являются объекты традиционных знаний, геральдическая и религиозная символика
1.1. Норма о наличии культурных ценностей в обозначении товарного знака
Попытка разрешения проблемы включения культурных ценностей в состав товарных знаков была предпринята в 2002 году, когда в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» были внесены изменения и дополнения, обновленный текст Закона был введен в действие 27 декабря 2002 г.
Одной из интерполяций Закона стала норма п.4 ст.6: «Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков».
Как это было отмечено А.Н. Ашихиным и С.А. Горленко, положения данной нормы коррелируют с нормами Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и, как пишут упомянутые авторы, «ориентиром для использования упомянутых положений может быть указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», а также следует применять Положение «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации».
Добавим, что необходимо также учитывать Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 года, а также Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 года.
Если говорить о традиционных знаниях и религиозной символике, то следует отметить, что объекты традиционных знаний, к которым примыкают и религиозные символы, являются частным случаем объектов культурного наследия, традиционные знания относятся к культурному наследию как часть к целому. Поэтому сначала следует проанализировать норму о культурных ценностях, регистрируемых в качестве товарных знаках, потом конкретно рассмотреть отдельные случаи регистрации в этом качестве объектов традиционных знаний.
Рассмотрим действующее законодательство о товарных знаках, знаках обслуживания и о наименованиях мест происхождения товаров в применении к анализируемой теме.
В настоящее время действует часть IV Гражданского кодекса, в которую инкорпорированы все ранее действующие правовые акты в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. П.4 ст.1483 ГК РФ следующим образом вводит запрет на регистрацию товарных знаков с включением в них особо ценных объектов культуры: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков».
На первый взгляд, формулировка данной нормы почти не изменена, однако поскольку формулировка IV части ГК РФ и Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» текстуально не идентичны, попробуем разобраться в том, какие именно изменения ввел Законодатель в данную норму. Для этого еще раз процитируем норму п.4 ст. 1483 ГК РФ, введя в нее с помощью курсива или квадратных скобок слова и словосочетания, измененные в новой формулировке. Для анализа предлагается следующий вариант написания нормы п.4 ст.1483:
«Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами), без [и не имеющих] согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков».
Проведем лексический анализ тех изменений, которые внесены в данную норму с введением в действие IV части ГК РФ.
1. В тексте Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» было: «Не допускается государственная регистрация …, если такая регистрация…». В тексте ГК РФ стало: «Не допускается государственная регистрация …, если регистрация…». С одной стороны, построение фразы ясно указывает на то, что «регистрация» или «такая регистрация» во второй части фразы относится именно к словосочетанию первой части фразы «Не допускается государственная регистрация». Следует отметить, что в формулировке Закона не допускается именно такая, то есть именно государственная регистрация. В то время как в измененной формулировке возможно разночтение: с одной стороны «Не допускается государственная регистрация», с другой стороны «если регистрация». Получается, что действующая формулировка может допускать какую-то иную, кроме государственной, регистрацию, которая, уже в свою очередь, является основанием для недопущения государственной регистрации.
Как это ни парадоксально, подобная ситуация вполне представима. Например, до последнего времени Российское авторское общество принимало на регистрацию рукописи, в том числе и включающие обозначения товарных знаков. В практике одного из авторов был случай правовой коллизии, когда художник, создав рисунок товарного знака для организации по договору подряда, зарегистрировал этот рисунок в РАО и затем, после государственной регистрации товарного знака заказчика, предъявил иск о нарушении авторского права. Регистрация (негосударственная) товарных знаков и рекламных обозначений ведется также на многих выставках. Кроме того, если рассмотреть формулировку п.1 ст.1477 ГК РФ: «На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481)», то, строго говоря, можно сделать вывод о том, что формулировка п.1 ст.1477 ГК РФ позволяет считать товарным знаком не только зарегистрированное обозначение. Товарным знаком также может считаться любое «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей», исключительное право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак, а следовательно, называние товарными знаками незарегистрированных в официальном порядке обозначений возможно.
Поэтому исследуемую фразу в ее действующей редакции можно прочитать и так, что сначала была произведена негосударственная регистрация товарного знака, а затем, при подаче заявки на государственную регистрацию того же обозначения в качестве товарного знака, такая государственная регистрация не может быть осуществлена в случаях, предусмотренных п.4 ст. 1483.
Из вышеизложенного анализа можно сделать вывод о том, что формулировка Закона более четко определяла государственную регистрацию товарного знака, чем действующая формулировка п.4 ст.1477 ГК РФ.
2. В тексте Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» было: «…регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами)…». В тексте ГК РФ стало: «…регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками …». Таким образом, приравненные понятия «собственник (владелец)» в ранее действовавшей редакции заменено на более общее понятие «собственник». Правомочие владения является составной частью права собственности, поэтому исправленная конструкция более правильна. Но именно в отношении культурных ценностей, возможно, введение фигуры владельца наряду с фигурой собственника целесообразно.
Право собственности, как известно, состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения. Право владения – это предоставленная законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования – это основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и получения от него плодов и доходов. Право распоряжения – это возможность собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.
Владение в гражданском праве – это фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Владельцем может выступать не обязательно собственник, а также: наниматель; арендатор; лицо, которому имущество передано в безвозмездное пользование; хранитель имущества; залогодержатель; перевозчик.
Рассматриваемая норма п.4 ст.1483 вводит следующие понятия объектов культурного наследия:
- официальные наименованиями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия;
- изображения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия;
- изображения культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.
Рассмотрим номы законодательства о культуре. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"в ст.3 «Основные понятия» вводит следующие определения терминов:
1) Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
2) Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
3) Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
4) Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
К традиционным знаниям и религиозной символике среди перечисленных Основами объектов относятся следующие: национальные традиции и обычаи; фольклор; художественные промыслы и ремесла, произведения культуры; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы.
Культурные ценности упомянуты также в Законе РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», согласно ст. 3 которого термин «культурные ценности» определен как предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры. Как видим, религиозный характер ценности поставлен в данном случае над светским характером. Гражданский оборот объектов музейного фонда России допускается только с соблюдением законосообразных ограничений, то есть для ценностей из состава музейного фонда страны правомочие распоряжения ими ограничено законом. В соответствии со ст. 12 Закона о музейном фонде, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры. Согласно ст. 16 Закона о музейном фонде, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, передаются в оперативное управление государственным музеям и иным государственным учреждениям.
Согласно ст.3 Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в частности, относятся: объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства … и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К традиционным знаниям среди перечисленных Законом об объектах культурного наследия могут относиться: а) произведения декоративно-прикладного искусства; б) иные предметы материальной культуры, например, традиционные фигуры шахмат.
К религиозной символике среди перечисленных Законом об объектах культурного наследия могут относиться объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры (храмы, церкви, элементы убранства церквей).
Для особо ценных объектов культурного наследия предусмотрена только государственная собственность на них. Ст.50 Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает порядок и основания отчуждения объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности, причем, согласно п.1 ст.50, объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат, а согласно п.2 ст.50, объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1(2) Закона об объектах культурного наследия, предметом регулирования данного правового акта являются, в частности, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества. А в соответствии со ст.14, устанавливающей льготы для физических или юридических лиц, вложивших свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, … имеет право на льготную арендную плату. Следовательно, основным порядком владения объектом культурного наследия, является арендный порядок, при этом собственником такого объекта всегда является государство. В отношении музейной ценности, включенной в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, такая ценность находится в собственности государства и передается в оперативное управление государственным музеям и иным государственным учреждениям.
Поэтому следует признать, что формулировка «собственник (владелец)» была выведена из рассматриваемой нормы правильно и для регистрации объекта культурного наследия необходимо, как это определено п.4 ст.1483 ГК РФ, согласие собственника или лица, уполномоченного собственником, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
3. Формулировка «… без [и не имеющих] согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков» содержит две новеллы:
- смена словосочетания «… и не имеющих согласия» на словосочетание «без согласия»;
- вместо «лиц, уполномоченных на это собственниками» - «лиц, уполномоченных собственниками».
Каждое из этих двух изменений имеет право на существование, при этом представляется, что формулировка «лиц, уполномоченных на это собственниками» является более точной, так как четко указывает, на что именно уполномочил собственник такое лицо.
- - - - - - - - - - -

1.2. Норма об общепринятом символе в составе обозначения товарного знака
В соответствии с п.1 (1) ст. 1483, устанавливающей основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, являющихся общепринятыми символами и терминами. Причем указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, а также положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Данная норма не претерпела изменения по сравнению с формулировкой Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
В Парижской конвенции эта норма изложена в ст. 6-quinquies следующим образом:
«Товарные знаки, подпадающие под действие настоящей статьи, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными лишь в следующих случаях: … если знаки лишены каких-либо отличительных признаков или составлены исключительно из знаков и указаний, … ставших общепринятыми в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана». Г.Боденхаузен в своем комментарии к тексту Парижской конвенции определяет подобное обозначение как могущее ввести в заблуждение общественность, так как «второй мотив отклонения … регистрации знака... касается любого знака, который в стране, где испрашивается его охрана … лишен каких-либо отличительных черт… с точки зрения его индивидуальных характеристик».
В комментарии Гаврилова Э.П., Городова О.А., Гришаева С.П. и др. в отношении данной нормы сказано: «К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники. Так, общепринятым термином для гражданского права является термин «юридическое лицо» Регистрация подобных символов и терминов не допускается лишь в том случае, если они предназначены для товаров, непосредственно связанных с областью использования данных терминов».
Представляется, что подобным термином может, например, для религиозной деятельности, является христианский термин «благовест», даосский термин «инь-янь» или мусульманский термин «шариат». Религиозная символика обширна, следует упомянуть христианский крест, мусульманский полумесяц, эмблему «инь-янь» даосизма.
По телевидению была показана дискуссия между мусульманином и фирмой- правообладателем товарного знака, обозначение которого представляло собой изображение мечети с полумесяцем на шпиле, товарный знак был зарегистрирован для такого продукта как пельмени и представлял собой этикетку упаковки пельменей. Претензии верующего человека заключались в том, что увидев мусульманскую символику на упаковке, он был уверен в соответствующем (специальном, религиозно обусловленном) качестве продукта, а такового качества производитель не обеспечил, упаковка предназначалась для обычных пельменей. Данный случай отражает всю тонкость и все особенности ситуации, в которой потребителем продукции выступает верующий человек определенной конфессии, а продукт при этом не отвечает своей маркировке.
Для традиционных знаний общепринятыми символами можно считать все древнейшие символы человеческой культуры, давно вошедшие в обиход и лишь опосредовано воспринимаемые как относящиеся к каким-либо знаниям. Это солярный символ круга, это символы дождя, земли, звезд, цветов, птиц – всего того, что широко используется при изготовлении традиционной продукции. До сих пор известна «роза Гжели» и «птица Гжели», цветочная символика жостовских подносов и семеновской хохломы.
Представляется, что общепринятые символы и термины, имеющие отношение к традиционным знаниям и религиозной символике, могут быть зарегистрированы в составе товарных знаков с определенной оговоркой в отношении корреляции с п.3 ст.1483, чтобы таковая регистрация не противоречила нормам гуманности и морали, принятым в обществе.
- - - - - - - - - - -

1.3. Норма о символике международных и межправительственных организаций в составе обозначения товарного знака
В соответствии с п.1 (2) ст. 1483, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой, в частности, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки, а также печати, награды и другие знаки отличия или обозначения, сходные с ними до степени смешения. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
В Парижской конвенции эта норма изложена в ст. 6-ter следующим образом:
«(а)Страны Союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию … в качестве товарных знаков … гербов, флагов и других государственных эмблем,.. официальных знаков, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики. (в): Положения, изложенные выше в подпункте (а), применяются равным образом к … сокращенным или полным наименованиям международных межправительственных организаций». Г.Боденхаузен в своем комментарии рассуждает о подражании «с точки зрения геральдики» в том смысле, что обычные геральдические символы, такие как лев, медведь. Солнце. Могут использоваться сами по себе свободно, «лишь бы имитация не использовала геральдические характеристики [построения герба или эмблемы], отличающие одну эмблему от другой». Следует отметить, что геральдическая символика также относится к символике традиционных знаний человечества и часто пересекается с религиозной символикой, например, в обозначениях ягненка (символ Иисуса Христа), льва (символ апостола Марка), рыбы (общий символ христианства и одновременно символ апостола Андрея).
В отношении тематики данной книги норма п.1 (2) ст. 1483 интересна с той точки зрения, что межправительственными организациями являются, в том числе, и религиозные объединения, сокращенные или полные наименования каковых не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков без соответствующего разрешения.
Упомянутая Г.Боденхаузеном, в комментарии к Парижской конвенции, Женевская конвенция от 12.08.1949 г. «Об улучшении участи больных и раненых в ходе войны» защищает эмблему в виде красного креста на белом фоне, а также слова «Красный крест» и «Женевский крест», при этом, как известно, изображение креста является общепринятым символом христианства. Указанная эмблема защищается в рамках вышеупомянутой конвенции и не защищается в рамках Парижской конвенции, по мнению Г.Боденхаузена, во избежание двойной охраны. Добавим, что правовая охрана эмблем межправительственных организаций зависит от уведомления ими стран Союза при посредстве Международного бюро (п. 3(в) ст. 6-ter).
В комментарии Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под редакцией А.Л.Маковского в отношении данной нормы сказано: «Целью введения подобных ограничений, как следует из п. 1(с) ст. 6-ter, является предотвращение введения потребителя в заблуждение относительно их происхождения в связи с государством или организацией».
- - - - - - - - - - -

1.4. Норма о ложности, способности ввести в заблуждение
или противоречии общественным интересам обозначения
или элемента обозначения товарного знака
В соответствии с п. 3 ст. 1483, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: 1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; 2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В Парижской конвенции эта норма изложена в ст. 6-quinquies В (3) следующим образом:
«Товарные знаки, подпадающие под действие настоящей статьи, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными лишь в следующих случаях: … если знаки противоречат морали или публичному порядку и, в особенности, если они могут ввести в заблуждение общественность». Г.Боденхаузен в своем комментарии к тексту Парижской конвенции отмечает данное положение как одно из самых первых, внесенных в первичный текст парижской конвенции в 1883 году и подобное обозначение в первичном тексте именовалось «противоречащим моральным устоям или публичному порядку». Г.Боденхаузен определяет обозначение, противоречащее принципам гуманности и морали, следующим образом: «Знаком, противоречащим публичному порядку, может быть знак, не соответствующий фундаментальным правовым и социальным концепциям данной страны. В эту категорию могут попасть знаки, содержащие религиозный символ».
Следует отметить также норму ст. 6-quinquies С (1), согласно которой необходимо при применении ст. 6-quinquies учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака. Г.Боденхаузен разъясняет термин «фактические обстоятельства» в отношении введения в заблуждение следующим образом: «фактические обстоятельства иногда показывают, что использование знака, который, казалось бы, содержит ложные указания, не повлекло за собой никакого заблуждения и может считаться, что по своей природе он не способен ввести в заблуждение общественность». Думается, что такие фактические обстоятельства зачастую помогают зарегистрировать обозначения, сходные с религиозной символикой, но отличающиеся от нее некоторыми элементами или графикой.
В комментарии Гаврилова Э.П., Городова О.А., Гришаева С.П. и др. в отношении данной нормы приведены следующие доводы: «Обозначения, противоречащие принципам морали и нравственности, включают слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства… Для правильной оценки таких обозначений учитываются особенности восприятия их потребителями. При этом необходимо учитывать чувства верующих. Например, чувства христиан могут быть оскорблены регистрацией обозначения «Вознесение» для товара «контрацептивные средства. Оценка заявляемых обозначений с этой точки зрения во многом связана как с общепринятыми мировыми стандартами морали, так и с национальными традициями и культурой».
В.М.Мельников приводит некоторые примеры регистрации товарных знаков, включающих религиозные символы, в зарубежных странах. Так, в США были отклонены обозначения «Madonna» для вина, «Jesus» для одежды и «Senuss» для табака на основании того, что эти обозначения оскорбляют чувства верующих. В Великобритании был зарегистрирован товарный знак «Halleujah» в отношении патефонных пластинок и аудиокассет с записями духовной музыки, однако обозначению «Hallelujah» для одежды было отказано как обозначению, противоречащему морали.
В следующих двух разделах будут рассмотрены конкретные примеры из отечественной практики регистрации товарных знаков, обозначения которых включают традиционные знания или религиозную символику.
- - - - - - - - - - -

2. Объекты традиционных знаний в составе товарных знаков и наименований мест происхождения товаров
2.1. Применение в обозначении товарного знака древней
традиционной символики и общепринятых символов
Общепринятыми символами обычно являются устоявшиеся, часто древние обозначения предметов. Рассмотрим древнюю славянскую символику: горизонтальная плавная изгибистая линия представляет собой древний символ воды и встречается на многих культовых предметах и предметах традиционных промыслов. Штриховка решеткой ромбиками представляет собой древний символ земли. Обозначение треугольников с вписанными в них точками представляет собой древний символ засеянной пашни. Четырех-лучевая «снежинка» представляет собой древний солярный символ, оно широко использовалось в народной вышивке, в национальном костюме.
Изображение солнца в товарном знаке. Символ солнца в виде круга – это наиболее известная из древних идеограмм. Изображение солнца является распространенным геральдическим символом. «Восходящее солнце» применено на флаге Японии, который символизирует как название страны Нихон Коку - "Страны восходящего солнца"- так и религиозную веру в то, что император ведет свой род от солнца. Флаг в виде белого п<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.77.134 (0.012 с.)