Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации

Поиск

Религиоведение

Вопросы к зачету

1) Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации.

2) Феномен сектантства. История сектантства в России. Секты в современной России. Правовая и законодательная характеристика сектантства.

3) Сектантство как угроза национальной безопасности страны. Религиозная секта как инструмент воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Сектанты как объект политических и финансовых манипуляций.

4) Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере.

5) Религиозная символика и ее использование в современном информационном пространстве. Правовые ограничения и нарушения. Правовая ответственность.

6) Религиозный фанатизм. Психологическая природа. Религиозный фанатик как объект политических манипуляций.

7) Религиозный фундаментализм. Природа явления. Фундаменталисты как объект политических манипуляций.

8) Имидж Русской православной церкви в современной России. Восприятие разными целевыми группами общественности (верующими гражданами России, современными атеистами, консервативно настроенными гражданами, представителями других вероисповеданий).

9) Имидж Русской православной церкви в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. Церковь как средство сплочения народа в годы войны. Негативные явления в церковной среде: коллаборационизм в среде священнослужителей. Использование последнего факта современными манипуляторами от истории и политики для создания негативного имиджа современной церкви.

10) Русская православная церковь за рубежом. История создания. Причины противоречий между РПЦ и РПЦЗ. Объединение двух церквей и влияние данного события на имидж православной церкви и российского государства.

11) РПЦЗ в годы Второй мировой войны. Отношение к воюющим сторонам. Влияние политической позиции РПЦЗ на ее имидж.

12) Реформы патриарха Никона. 1650-1660-е годы. История и последствия раскола Русской православной церкви.

13) Староверы в современной России и за рубежом. Староверы как целевая группа общественности. Возможности использования данной целевой группы для продвижения российских интересов и культуры за рубежом.

14) Религиозные войны в Средние века. Причины. Цели. Влияние на углубление культурных противоречий между Востоком и Западом.

15) Ватикан в системе феодальных отношений в Европе. Римская католическая церковь как арбитр в решении международных вопросов и конфликтов.

16) Имидж Ватикана сегодня. Влияние Римской католической церкви в международной политике сегодня. Негативные аспекты имиджа римско-католической церкви сегодня. Проблемы восприятия «политики» Ватикана в мире.

17) Протестантство. История противоречий между католиками и протестантами в Европе. Негативный имидж католических священнослужителей как повод и причина раскола.

18) США. Пуританство как основа создания государства. Пуританская догматика. Пуританство как оппозиция англиканской церкви.

19) США. Конфессиональное многообразие. Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы.

20) Религиозное законодательство в США. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере.

21) США как «религиозная нация». Религиозность как основа национального единства.

22) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт Франции и Великобритании. Значение миссионерской деятельности. Имидж миссионера и имидж распространяемой религии. Отношение к миссионерству в колониях.

23) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт России. Православные священники-миссионеры в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Значение миссионерской деятельности.

24) Миссионерская деятельность как средство формирования имиджа и репутации государства за рубежом.

25) Миссионерство в эпоху информационных войн. Деятельность сект в России в 1990-е годы. Миссионерская деятельность как средство воздействия на массовое и индивидуальное сознание граждан.

 

 


Материалы для подготовки к вопросам по дисциплине «Религиоведение»

 

Вопрос №1.

Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою «популярность».[8]

По данным социологического исследования, проведённого в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так[9][10][11]:

  • 58,8 млн или 41 % — православные верующие
  • 9,4 млн или 6,5 % — мусульмане (включая суннитов, шиитов, и в основном не принадлежащих к определённой мусульманской конфессии)
  • 5,9 млн или 4,1 % — христиане, не принадлежащие к определённой конфессии
  • 2,1 млн или 1,4 % — прочие православные (включая прихожан грузинской, сербской, армянской апостольской и других церквей)
  • 1,7 млн или 1,18 % — последователи тенгрианства (тюрко-монгольских ruen шаманистских религий и новых религиозных течений) и неоязычества (включая родноверие, уральское и кавказское неоязычество)
  • 700 000 или 0,4 % — буддизм (в основном — тибетский)
  • 400 000 или 0,2 % — старообрядцы
  • 300 000 или 0,2 % — протестанты
  • 140 000 или 0,1 %— индуисты и кришнаиты
  • 140 000 или 0,1 % — католики
  • 140 000 или 0,1 % — иудеи
  • 18 990 — бахаи (в 2005 году)[12]
  • 36 млн или 25,1 % — «духовные, но не религиозные»
  • 18 млн или 12,9 % — безрелигиозные (англ.) и атеисты

Согласно опросу, проведённому в июле 2012 года службой «Глас Рунета», среди пользователей русскоязычного интернета верующими являются 67 %[13].

Согласно последнему на настоящий момент исследованию Левады-Центра (ноябрь 2012 года), процент верующих в России распределился следующим образом[14]:

  • православие — 74 %
  • католицизм — 1 %
  • протестанты — 1 %
  • иудаизм — 1 %
  • ислам — 7 %
  • буддизм — <1 %
  • индуизм — <1 %
  • другое — <1 %
  • ни к какому вероисповеданию — 10 %
  • атеист — 5 %
  • отказ от ответа — 0 %
  • затрудняюсь ответить — 2 %

Данные ФОМ на июнь 2013 года следующие[15]:

  • Не считаю себя верующим человеком — 25 %
  • Православие — 64 %
  • Другие христианские конфессии (католики, протестанты, униаты, баптисты и др.) — 1 %
  • Ислам — 6 %
  • Другие религии — 1 %
  • Затрудняюсь ответить, не могу назвать определенную конфессию — 4 %

Вопрос №2.

Вопрос №3.

Вопрос №4. Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере

1. Свобода мысли как базовая цивилизационная и конституционная ценность.

2. Свобода совести: понятие и содержание.

3. Свобода религии как важнейший элемент международно-правовой системы защиты прав, свобод и достоинства человека.

4. Свобода вероисповедания: понятие, содержание, пределы. Формы и способы определения правовых рамок индивидуальной и коллективной реализации свободы вероисповедания.

5.Государственная регистрация религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций. Государственная религиоведческая экспертиза.

6. Государственный контроль за соблюдением религиозными организациями завяленных ими в своих уставах целей и порядка их деятельности.

7. Религиозный экстремизм. Иные правонарушения в области религиозной жизни. Предупреждение и пресечение указанных правонарушений. Юридическая ответственность за их совершение.

 

Вопрос №5

Религиозная символика и ее использование в современном информационном пространстве. Правовые ограничения и нарушения. Правовая ответственность

 

Вопрос №6

Вопрос №7

Религиозный фундаментализм

[Энциклопедическая статья]

Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм.

Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций — "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами.

В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.

Новая философская энциклопедия. Т.4. М.: Мысль. 2001. С. 280-281.

Многоликий фундаментализм

Версия для печати

Добавить в избранное

Обсудить на форуме

Андрей Тувинов

Тэги: фундаментализм, конфессии

В связи с последними терактами в Америке об исламском фундаментализме написано и сказано очень много. Настолько много, что у людей может возникнуть впечатление - религиозный экстремизм существует лишь внутри ислама. А ведь фундаменталисты есть везде, и ни одна из конфессий несвободна от их влияния.

В первую очередь здесь надо назвать протестантский фундаментализм, который чрезвычайно силен в той же самой Америке. Некогда она возникла именно на базе протестантизма и даже сегодня, несмотря на этническую и религиозную пестроту современных США, образцом настоящего американца является так называемый WASP (White Anglo-Saxon Protestant - белый протестант-англосакс). Всем известно, какое влияние имеют американские телепроповедники, большинство которых настроено весьма консервативно.

По мнению многих наблюдателей, политик-республиканец Джон МакКейн на предварительных выборах во время последней избирательной кампании проиграл Джорджу Бушу именно потому, что выступал с резкой критикой в адрес консервативных протестантских деятелей, которых многие считают столь же радикальными, как и исламисты.

Если Джордж Буш показывал свое благожелательное отношение к фундаменталистам и даже посетил протестантский университет Боба Джонса (его руководство считает католическую церковь всего лишь вредной сектой), то МакКейн сделал акцент на критике фундаментализма и нетерпимости. Он судил Буша за выступление в университете Боба Джонса и назвал "проповедниками нетерпимости" двух лидеров консервативных протестантов - пастора-проповедника Джерри Фоувелла и политика Пэта Робертсона. Считается, что именно эти критические выпады и стали основной причиной его поражения.

Весьма любопытным представляется одно из течений внутри протестантского фундаментализма, возникшее на базе концепций Сайруса Скофилда, в XIX веке выпустившего особую Библию с собственными комментариями, которые очень часто путают и отождествляют с действительно библейскими текстами. Эту Библию прочитали десятки миллионов американцев, и она оказала гигантское влияние на их религиозное мировоззрение. Центральная идея Скофилда заключалась в том, что в конце времен спасутся лишь немногие избранные, остальные, да и вся планета погибнут в огне, который уничтожит землю в ходе семилетней всемирной войны. Создание ядерного оружия чрезвычайно усилило "скофилдизм". Евангелист Хал Линдси написал книгу "Покойная великая планета" (разошлась тиражом в 18 миллионов экземпляров). В ней он предсказывает войну между русско-арабским и американо-израильским блоком, завершающуюся смертью (от ядерного удара) одной трети всего населения планеты и полным уничтожением русских и арабов.

В разное время подобных воззрений придерживались до трети американцев, в их числе и президент Рональд Рейган - горячий приверженец Линдси. Рейган даже приглашал его читать лекции стратегам Пентагона.

Но в США есть христианские фундаменталисты, исповедующие (именно исповедующие, иного слова и не подберешь) радикальный антисемитизм. Особо выделяются на их фоне так называемые христиане идентичности. Согласно им, мир делится на "потомков Адама" - белых людей, или "истинных израэлитов" и на "детей сатаны" (евреев и прочих "нечистых"). Некогда "истинные израэлиты" выступили против "детей дьявола", но потерпели поражение и, скрываясь от преследования, расселились по всей Европе (главное колено нашло прибежище в Англии). Борьба продолжается и по сей день, причем закончится она должна (опять-таки!) широкомасштабной войной с применения ядерного оружия. В настоящее время наиболее сильной группировкой "идентичных христиан" являются "Arian nations" ("Арийские нации"), возглавляемые пастором Ричардом Батлером, который некогда был активным членом террористической организации "The order" ("Порядок"). "Арийские нации" имеют свои вооруженные отряды по всей Америке и самым тесным образом сотрудничают с неонацистами и "христианскими рыцарями" Ку-клукс-клана. Впрочем, деятельность христиан идентичности не ограничивается одними США, они имеют сторонников и Европе, и в Австралии.

Католические фундаменталисты менее радикальны, чем протестантские, хотя также весьма влиятельны. Достаточно вспомнить хотя бы об "Обществе св. Пия X" (этот папа в начале XX века наиболее четко сформулировал основы католического консерватизма, направленные против модернизма, либерализма и социализма). Общество это было основано архиепископом Марселем Лефевром в 1970 году. Архиепископ-традиционалист решительно выступил против церковного модернизма и экуменизма. Он отказался от реформированного богослужения и призвал проводить его по старым книгам. Противостояние Лефевра и Ватикана привело к отлучению архиепископа от церкви. В 1991 году Лефевр умер, но его сторонники по-прежнему активно борются против модернизма. При этом одни лефевристы действуют внутри католической церкви, а другие существуют совершенно независимо от папы.

Конечно же, нельзя пройти мимо влиятельнейшей организации "Opys Dei" ("Божье дело"), основанной испанцем Эскривой де Балагером и являющейся своеобразным закрытым католическим орденом. В свое время "Божье дело" оказало огромнейшее влияние на политику Франко, Салазара, Перона, Стресснера и Пиночета. Сейчас в прессе время от времени появляются сообщения о том, что больной папа Иоанн Павел II целиком находится под контролем этой организации, которая и управляет Ватиканом.

Существуют и другие общества католических фундаменталистов, международные и национальные, такие как "Militas Dei" ("Воины Божьи") или "Лига католической контр-реформации" (Франция). В той или иной степени под влиянием католического фундаментализма находятся и праворадикальные партии Западной Европы. Для примера укажем на французский "Национальный фронт" Жана Мари Ле Пена и "Независимую испанскую фалангу".

Религиозный фундаментализм крайне силен в Израиле. Здесь существует несколько политических партий, отстаивающих иудейский фундаментализм. Так или иначе, на религиозный фундаментализм ориентирован 41 депутат кнессета (из 120). Некоторые организации напрямую руководятся иудейским духовенством. Например, в движении ШАС ("Сефардские стражи Торы") предвыборный список составляется Советом мудрецов Торы, в который входят наиболее уважаемые раввины восточных еврейских общин.

Любопытно, что далеко не все иудейские ортодоксы являются сторонниками создания государства Израиль. Так, религиозная иудейская организация "Натурей карта" ("Стражники города"), основанная рабби Амраном Блау, считает сионизм нарушением талмудической клятвы не создавать еврейского государства до прихода мессии.

Надо сказать несколько слов и об индуистском фундаментализме. В Индии весьма успешно действует "Раштрия сваямсевак сангх" ("Союз добровольных служителей нации" - РСС), около 4 млн. членов (в основном - студенты). РСС имеет свои военизированные подразделения и профсоюзы, обгоняющие по численности профсозы коммунистов и ИНК. Далее следует назвать ультрарадикальную организацию "Шивсена" ("Армия Шивы"), прославившуюся своими силовыми акциями против "осквернения индуизма". Радикальные индуисты в 1992 году снесли знаменитую мечеть в Бабри-масджид в городе Айодхъе (штат Утар Прадеш), построенную исламскими завоевателями на месте храма бога Рамы. Сейчас индуистские фундаменталисты враждуют с мусульманами, но и не только с ними. В последнее время участились случаи нападений на католиков.

Как видим, нынешний религиозный фундаментализм представляет собой необычайно пеструю картину. Сводить его к исламизму и тем самым лишать общество полезной и своевременной информации по меньшей мере наивно.

http://www.ng.ru/religion/2001-09-26/10_fanatics.html

Вопрос №8

Имидж Русской православной церкви в современной России. Восприятие разными целевыми группами общественности (верующими гражданами России, современными атеистами, консервативно настроенными гражданами, представителями других вероисповеданий)

Недавнее прошлое и близкое будущее: РПЦ МП в свете теории катастроф
Скелет живого существа состоит из неорганических веществ, обеспечивающих прочность, и органических, обеспечивающих гибкость. Скелет РПЦ МП как тоже живой организации состоит из иерархии хозяйственных ячеек (приходов, епархий и т.д.), обеспечивающих ей прочность, и носителей интеллектуального потенциала, обеспечивающих ей гибкость. Носители интеллектуального потенциала занимаются разными вещами. Можно сказать, что среди них довольно обособленно держится сословие, занятое разработкой только экономических схем, а вот, скажем, разработка административных идей и идеологии, как внутренней, так и внешней, — это дело, примерно, одной небольшой группы людей. Поэтому административно-идеологический потенциал (АИП) РПЦ МП — это нечто, существующее в реальности и, в принципе, могущее быть измеренным методами социологии. Если смотреть на соответствующие формулы, то можно сказать, что АИП — это аналог энергии для физической системы (поэтому я тут и использую понятие потенциала), или, если угодно, интеллектуальная энергия в социальной структуре (точнее, составляющая этой энергии, не связанная прямо с обслуживанием экономических нужд). В 2012 году именно с этим административно-идеологическим интеллектуальным потенциалом РПЦ МП произошли такие изменения, что теперь очень многое можно о нем сказать лишь на основе качественных наблюдений, без точных социологических замеров. Так всегда бывает, когда какая-либо величина меняется очень резко: сам факт резкого изменения важнее, чем абсолютные цифры, в которых он выражается. Ситуации, когда в ответ на изменение каких-либо управляющих параметров зависимая от них переменная начинает вдруг меняться не так, как она менялась раньше, а очень резко, в математике называются катастрофами. Для них разработана так называемая теория катастроф, в которой, в частности, доказывается, что если зависимых переменных не более двух, а управляющих параметров не более трех, то возможны катастрофы только семи элементарных видов. Огромное количество природных и социальных явлений описывается одним из этих видов или сочетанием нескольких из них. Происходящее сейчас с АИП Московской патриархии имеет ряд признаков катастрофы в этом - математическом - смысле, и ниже мы их обсудим, пытаясь выяснить также и конкретный вид катастрофы, и его вероятные последствия. Катастрофа внешнего имиджа РПЦ МП К предмету наших рассуждений будет перейти проще, если сначала мы рассмотрим более очевидное явление, повлиявшее и на интересующую нас катастрофу. А именно - рассмотрим катастрофу имиджа РПЦ МП в светских СМИ и общественном мнении. На жаргоне самой РПЦ МП это получило название «информационная атака на Церковь» или даже «информационный террор против Церкви». Разумеется, у этого явления есть и конспирологическая версия, которой, видимо, искренне держится верхушка РПЦ МП. На критике этой версии мы задерживаться не будем, но просто отметим, что она потребовала бы совершенно неслыханной мобилизации ресурсов, которую никакому отдельному центру или группе центров осуществить не под силу, и которая вообще не бывает нужна в таких случаях. Пример информационной катастрофы имиджа РПЦ МП удобен тем, что он относится к хорошо изученному в рамках теории катастроф явлению — перемене отношения (attitude). При некатастрофическом развитии массовое отношение к чему-либо изменяется монотонно (плавно) в зависимости от степени положительности (или отрицательности) получаемой информации. Чем более позитивные вещи мы о чем-то узнаём (уже с учетом наших способностей оценивать информацию критически), тем лучше мы к этому относимся; и наоборот. Тут не может быть никакого катастрофического развития, хотя может быть существенное повышение или понижение оценки. Оценка явления — это и есть независимая переменная. Она тут одна. Управляющий параметр пока тоже был только один: содержание информационного сообщения (степень его положительности в наших глазах, с учетом критической фильтрации содержания). Пока не появляется другого управляющего параметра, тут катастрофического развития быть не может. Но второй управляющий параметр появляется. На привычном языке анализа массового восприятия он называется involvement («вовлеченность»). Тут имеется в виду степень нашей заинтересованности в том, чтобы явление было положительным (или отрицательным), поэтому можно иначе назвать этот параметр предвзятостью. Тогда плавная и некатастрофическая реакция будет по-прежнему наблюдаться в отношении тех явлений, которые не столь интересны, и в отношении к которым предвзятости нет, а в отношении того, к чему есть предвзятость, будет совершенно иное восприятие информации. Предвзятость станет фактором расщепления, или, иначе, источником бифуркации, то есть она-то и приведет к катастрофе. На рисунке 1 изображен в виде плоской поверхности в трехмерном пространстве потенциал системы, в которой одна независимая переменная (отношение к явлению; ее значения откладываются по вертикальной оси от отрицательных значений внизу до положительных вверху) зависит от двух управляющих параметров — предвзятости, т.е. важности вопроса для аудитории (это так называемый расщепляющий параметр), и степени позитивности информации (так называемый нормальный параметр). Для грубого анализа общественного мнения такая модель, где всего одна переменная и два управляющих параметра, дает хорошие результаты, хотя для более тонких исследований ее нужно было бы усложнить (и рассматривать более сложные элементарные катастрофы). Потенциал отношения к явлению при некатастрофическом развитии меняется соответственно той части поверхности, которая близка к линии 1. При больших значениях предвзятости, однако, переменная меняется по линии 4, т.е. проходит через катастрофическое изменение. Начиная с некоего значения предвзятости, поверхность потенциала начинает образовывать как бы сборку на ткани, и поэтому катастрофа такого типа называется катастрофой сборки. На плоскости справа дана проекция этой сборки в виде криволинейного треугольника: его вершина (точка сборки) появляется при некотором критическом значении предвзятости, а с дальнейшим усилением предвзятости сборка на поверхности потенциала расширяется. Это и соответствует катастрофическому изменению зависимой переменной — то есть изменению отношения к явлению. Расхождение ребер этого криволинейного треугольника — это и есть бифуркация (разделение на два потока) - то, что делает катастрофу. Линия 2 показывает, что с увеличением предвзятости позитивная оценка явления становится более позитивной, чем если бы та же информация воспринималась без предвзятости, а линия 3 показывает, что с увеличением предвзятости негативная оценка явления становится более негативной, чем при столь же негативной информации, но без предвзятости. Иными словами, предвзятость делает хорошее более хорошим, а плохое более плохим. Что же касается нейтральной информации, то она перестает восприниматься как нейтральная, а воспринимается поляризовано — как либо положительная, либо отрицательная. Изменение тональности СМИ и блогосферы по отношению к РПЦ МП в 2012 году описывается как раз такой катастрофой сборки. Огромный потенциал доверия, который когда-то имела эта организация в глазах общества, сыграл тут с ней злую шутку, обернувшись фактором бифуркации. Шутки бы не произошло, если бы не такой контраст реальности РПЦ МП и ее имиджа, т.е. если бы в РПЦ МП меньше лицемерили, причем, не обязательно были бы более праведными, а хотя бы и неправедными. Тогда простое открытие истины о буднях этой организации и ее менеджмента не становилось бы такой информацией, в которую люди не хотят верить (это их нежелание верить в плохое относительно РПЦ МП было той самой предвзятостью, из-за которой процесс стал катастрофическим). Но люди, даже весьма оппозиционные к правительству, не хотели верить в то, что РПЦ МП не лучше прочих государственных институтов. Без всякой внешней цензуры даже либеральные СМИ не хотели давать никакого «негатива» по РПЦ МП. Это отражало общественный консенсус в отношении к РПЦ МП, который описывался линией 4: значение всех негативных сообщений принижалось, а позитивных – преувеличивалось. В самой РПЦ МП этому радовались и думали, что так будет всегда. Но на самом деле, когда тебя оценивают так неадекватно, это может быть выгодно только сиюминутно. Жить с этим нельзя, т.к. постепенно какие-то сообщения будут просачиваться через фильтры предвзятости, и когда-нибудь, поскольку в реальности источник негатива не иссякает, наступит момент, когда все перевернется, и это будет катастрофически — именно так, как в течение 2012 года отношение к РПЦ МП в информационной сфере сменилось с резко положительного на резко отрицательное. Это тоже катастрофа сборки, которая может быть проиллюстрирована с помощью рис. 1, только теперь мы будем использовать этот рисунок не для демонстрации специфики предвзятого взгляда, а для демонстрации динамики отношения к РПЦ МП. Понимание предвзятости остается прежним, а в качестве независимой переменной у нас теперь не оценка отдельного сообщения об РПЦ МП, а отношение к РПЦ МП в целом, а в качестве так называемого нормального управляющего параметра (не создающего бифуркации) — нарастание отрицательного информационного фона, а, точнее, снижение положительного. Теперь на рис. 1 описывается не статическая ситуация, а процесс. Время идет справа налево — в сторону уменьшения положительного информационного фона. 2012 году соответствует участок между двумя стрелками, идущими от цифры 4, — т.е. участок катастрофы. Как видно из рисунка (формы линии 4), нужно прогнозировать дальнейшее устойчивое снижение имиджа РПЦ МП в СМИ до тех пор, пока или РПЦ МП в ее нынешнем виде, или общество в своем нынешнем виде, или то и другое не прекратят свое существование. В геологии катастрофы сборки часто приводят к провалам. Вот в такой провал в общественном мнении свалилась РПЦ МП в 2012 году. Рис. 1 (Рисунок из презентации B. Latané «The Catastroph of Attitudes»). Разочаровавшиеся интеллектуалы Теперь можно перейти к обсуждению нашей основной темы: что изменилось в административно-идеологическом потенциале РПЦ МП. Нам нужно будет оценить не одну зависимую переменную, а две: не только отношение к администрации РПЦ МП, но и готовность к активным действиям («бунту»). Эти переменные зависят друг от друга, и потому их надо будет рассмотреть в рамках общей модели, но они разные. В ставшей стандартной для теории катастроф социологической проблеме «тюремного бунта» рассматривается готовность к бунту, но при этом очевидно, что она в тюрьме распространена далеко не так, как отрицательное отношение к условиям тюрьмы. Поэтому и нельзя путать две наши переменные. Внешнее давление негативного отношения общества повлияло на внутреннее состояние носителей АИП. Некоторые механические (назовем их так) разрушения особенно очевидны — как, например, уничтожение той пресс-службы Патриарха, которая могла говорить на языке, понятном и интеллигенции, и администрации президента. На этом фоне (потери общего языка с администрацией президента) даже не столь уж важны исчезновения из информационного пространства или переход в бесконтрольное плавание других «говорящих голов» патриархии. За всеми этими крайними и бросающимися в глаза даже при взгляде со стороны явлениями стоит одно явление массовое: интеллектуальные люди стараются отмежеваться если и не от самой РПЦ МП, то от ее высшего «священноначалия». Это новый тренд. Очень многие прошли уже ту фазу, когда патриарх Кирилл (Гундяев) — «our son of bitch», и перешли в ту фазу, в которой, как минимум, не хотели бы никак ассоциироваться с ним и его командой. В общем и в целом это тоже катастрофа сборки, которая описывается аналогично рис. 1. Интуитивно может казаться, что сам размер катастрофы должен быть меньше, чем для перемены информационного фона в нецерковном обществе. Но на самом деле он больше, т.к. предвзятость среды, в которой произошла катастрофа (вовлеченность в общие дела с руководством патриархии), — больше. Именно по этой причине разочаровавшиеся бывшие адепты каких-либо религий потом бывают более последовательными и непримиримыми их критиками. То интеллектуальное ядро, которое сложилось в 90-е и даже отчасти в «нулевые» годы, создавая идеологию «православного возрождения» в рамках РПЦ МП, теперь разрушено, а новому взяться неоткуда. Причем, те, кто его когда-то составляли, получили серьезный антипатриархийный импульс. Конечно, в большинстве своем, это люди истрепанные и выгоревшие, стреляные гильзы: в оболочке РПЦ МП они еще чему-то служили, но, перестав служить, повторному использованию не подлежат. Но не все. А «настоящих буйных» и не обязательно должно быть много… Прежде чем перейти к обсуждению «буйных», скажем еще несколько слов о последствиях ликвидации интеллектуального слоя внутри РПЦ МП как целого. Думаю, это явление вполне можно назвать именно так: патриархийные мыслители-«экономисты» жили и живут своей жизнью, но та среда, которая придумывала принципы жизни общецерковной, теперь разрушилась. Оставшийся интеллектуальный потенциал достаточен для экономики и для грубого административного принуждения, но это не тот способ, которым завоевываются лидеры общественного мнения и просто те люди, которым важна вера. Мы знаем, что из 41 % населения России, которые относили себя к РПЦ МП в конце 2012 года, только 4 % (т.е. менее 2 % от всего населения России) могут быть названы воцерковленными верующими РПЦ МП. Вот именно по этим почти двум процентам и нанесен сейчас удар. Значительную их часть составляют люди, которые либо сами являются носителями ныне отверженного интеллектуального потенциала, ли


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.017 с.)