Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Религиоведение Вопросы к зачету 1) Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации. 2) Феномен сектантства. История сектантства в России. Секты в современной России. Правовая и законодательная характеристика сектантства. 3) Сектантство как угроза национальной безопасности страны. Религиозная секта как инструмент воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Сектанты как объект политических и финансовых манипуляций. 4) Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере. 5) Религиозная символика и ее использование в современном информационном пространстве. Правовые ограничения и нарушения. Правовая ответственность. 6) Религиозный фанатизм. Психологическая природа. Религиозный фанатик как объект политических манипуляций. 7) Религиозный фундаментализм. Природа явления. Фундаменталисты как объект политических манипуляций. 8) Имидж Русской православной церкви в современной России. Восприятие разными целевыми группами общественности (верующими гражданами России, современными атеистами, консервативно настроенными гражданами, представителями других вероисповеданий). 9) Имидж Русской православной церкви в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. Церковь как средство сплочения народа в годы войны. Негативные явления в церковной среде: коллаборационизм в среде священнослужителей. Использование последнего факта современными манипуляторами от истории и политики для создания негативного имиджа современной церкви. 10) Русская православная церковь за рубежом. История создания. Причины противоречий между РПЦ и РПЦЗ. Объединение двух церквей и влияние данного события на имидж православной церкви и российского государства. 11) РПЦЗ в годы Второй мировой войны. Отношение к воюющим сторонам. Влияние политической позиции РПЦЗ на ее имидж. 12) Реформы патриарха Никона. 1650-1660-е годы. История и последствия раскола Русской православной церкви. 13) Староверы в современной России и за рубежом. Староверы как целевая группа общественности. Возможности использования данной целевой группы для продвижения российских интересов и культуры за рубежом. 14) Религиозные войны в Средние века. Причины. Цели. Влияние на углубление культурных противоречий между Востоком и Западом. 15) Ватикан в системе феодальных отношений в Европе. Римская католическая церковь как арбитр в решении международных вопросов и конфликтов. 16) Имидж Ватикана сегодня. Влияние Римской католической церкви в международной политике сегодня. Негативные аспекты имиджа римско-католической церкви сегодня. Проблемы восприятия «политики» Ватикана в мире. 17) Протестантство. История противоречий между католиками и протестантами в Европе. Негативный имидж католических священнослужителей как повод и причина раскола. 18) США. Пуританство как основа создания государства. Пуританская догматика. Пуританство как оппозиция англиканской церкви. 19) США. Конфессиональное многообразие. Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. 20) Религиозное законодательство в США. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере. 21) США как «религиозная нация». Религиозность как основа национального единства. 22) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт Франции и Великобритании. Значение миссионерской деятельности. Имидж миссионера и имидж распространяемой религии. Отношение к миссионерству в колониях. 23) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт России. Православные священники-миссионеры в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Значение миссионерской деятельности. 24) Миссионерская деятельность как средство формирования имиджа и репутации государства за рубежом. 25) Миссионерство в эпоху информационных войн. Деятельность сект в России в 1990-е годы. Миссионерская деятельность как средство воздействия на массовое и индивидуальное сознание граждан.
Материалы для подготовки к вопросам по дисциплине «Религиоведение»
Вопрос №1. Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою «популярность».[8] По данным социологического исследования, проведённого в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так[9][10][11]:
Согласно опросу, проведённому в июле 2012 года службой «Глас Рунета», среди пользователей русскоязычного интернета верующими являются 67 %[13]. Согласно последнему на настоящий момент исследованию Левады-Центра (ноябрь 2012 года), процент верующих в России распределился следующим образом[14]:
Данные ФОМ на июнь 2013 года следующие[15]:
Вопрос №2. Вопрос №3. Вопрос №4. Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере 1. Свобода мысли как базовая цивилизационная и конституционная ценность. 2. Свобода совести: понятие и содержание. 3. Свобода религии как важнейший элемент международно-правовой системы защиты прав, свобод и достоинства человека. 4. Свобода вероисповедания: понятие, содержание, пределы. Формы и способы определения правовых рамок индивидуальной и коллективной реализации свободы вероисповедания. 5.Государственная регистрация религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций. Государственная религиоведческая экспертиза. 6. Государственный контроль за соблюдением религиозными организациями завяленных ими в своих уставах целей и порядка их деятельности. 7. Религиозный экстремизм. Иные правонарушения в области религиозной жизни. Предупреждение и пресечение указанных правонарушений. Юридическая ответственность за их совершение.
Вопрос №5 Религиозная символика и ее использование в современном информационном пространстве. Правовые ограничения и нарушения. Правовая ответственность
Вопрос №6 Вопрос №7 Религиозный фундаментализм [Энциклопедическая статья] Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм. Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций — "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами. В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др. Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни). Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. Новая философская энциклопедия. Т.4. М.: Мысль. 2001. С. 280-281. Многоликий фундаментализм Версия для печати Добавить в избранное Обсудить на форуме Андрей Тувинов Тэги: фундаментализм, конфессии В связи с последними терактами в Америке об исламском фундаментализме написано и сказано очень много. Настолько много, что у людей может возникнуть впечатление - религиозный экстремизм существует лишь внутри ислама. А ведь фундаменталисты есть везде, и ни одна из конфессий несвободна от их влияния. В первую очередь здесь надо назвать протестантский фундаментализм, который чрезвычайно силен в той же самой Америке. Некогда она возникла именно на базе протестантизма и даже сегодня, несмотря на этническую и религиозную пестроту современных США, образцом настоящего американца является так называемый WASP (White Anglo-Saxon Protestant - белый протестант-англосакс). Всем известно, какое влияние имеют американские телепроповедники, большинство которых настроено весьма консервативно. По мнению многих наблюдателей, политик-республиканец Джон МакКейн на предварительных выборах во время последней избирательной кампании проиграл Джорджу Бушу именно потому, что выступал с резкой критикой в адрес консервативных протестантских деятелей, которых многие считают столь же радикальными, как и исламисты. Если Джордж Буш показывал свое благожелательное отношение к фундаменталистам и даже посетил протестантский университет Боба Джонса (его руководство считает католическую церковь всего лишь вредной сектой), то МакКейн сделал акцент на критике фундаментализма и нетерпимости. Он судил Буша за выступление в университете Боба Джонса и назвал "проповедниками нетерпимости" двух лидеров консервативных протестантов - пастора-проповедника Джерри Фоувелла и политика Пэта Робертсона. Считается, что именно эти критические выпады и стали основной причиной его поражения. Весьма любопытным представляется одно из течений внутри протестантского фундаментализма, возникшее на базе концепций Сайруса Скофилда, в XIX веке выпустившего особую Библию с собственными комментариями, которые очень часто путают и отождествляют с действительно библейскими текстами. Эту Библию прочитали десятки миллионов американцев, и она оказала гигантское влияние на их религиозное мировоззрение. Центральная идея Скофилда заключалась в том, что в конце времен спасутся лишь немногие избранные, остальные, да и вся планета погибнут в огне, который уничтожит землю в ходе семилетней всемирной войны. Создание ядерного оружия чрезвычайно усилило "скофилдизм". Евангелист Хал Линдси написал книгу "Покойная великая планета" (разошлась тиражом в 18 миллионов экземпляров). В ней он предсказывает войну между русско-арабским и американо-израильским блоком, завершающуюся смертью (от ядерного удара) одной трети всего населения планеты и полным уничтожением русских и арабов. В разное время подобных воззрений придерживались до трети американцев, в их числе и президент Рональд Рейган - горячий приверженец Линдси. Рейган даже приглашал его читать лекции стратегам Пентагона. Но в США есть христианские фундаменталисты, исповедующие (именно исповедующие, иного слова и не подберешь) радикальный антисемитизм. Особо выделяются на их фоне так называемые христиане идентичности. Согласно им, мир делится на "потомков Адама" - белых людей, или "истинных израэлитов" и на "детей сатаны" (евреев и прочих "нечистых"). Некогда "истинные израэлиты" выступили против "детей дьявола", но потерпели поражение и, скрываясь от преследования, расселились по всей Европе (главное колено нашло прибежище в Англии). Борьба продолжается и по сей день, причем закончится она должна (опять-таки!) широкомасштабной войной с применения ядерного оружия. В настоящее время наиболее сильной группировкой "идентичных христиан" являются "Arian nations" ("Арийские нации"), возглавляемые пастором Ричардом Батлером, который некогда был активным членом террористической организации "The order" ("Порядок"). "Арийские нации" имеют свои вооруженные отряды по всей Америке и самым тесным образом сотрудничают с неонацистами и "христианскими рыцарями" Ку-клукс-клана. Впрочем, деятельность христиан идентичности не ограничивается одними США, они имеют сторонников и Европе, и в Австралии. Католические фундаменталисты менее радикальны, чем протестантские, хотя также весьма влиятельны. Достаточно вспомнить хотя бы об "Обществе св. Пия X" (этот папа в начале XX века наиболее четко сформулировал основы католического консерватизма, направленные против модернизма, либерализма и социализма). Общество это было основано архиепископом Марселем Лефевром в 1970 году. Архиепископ-традиционалист решительно выступил против церковного модернизма и экуменизма. Он отказался от реформированного богослужения и призвал проводить его по старым книгам. Противостояние Лефевра и Ватикана привело к отлучению архиепископа от церкви. В 1991 году Лефевр умер, но его сторонники по-прежнему активно борются против модернизма. При этом одни лефевристы действуют внутри католической церкви, а другие существуют совершенно независимо от папы. Конечно же, нельзя пройти мимо влиятельнейшей организации "Opys Dei" ("Божье дело"), основанной испанцем Эскривой де Балагером и являющейся своеобразным закрытым католическим орденом. В свое время "Божье дело" оказало огромнейшее влияние на политику Франко, Салазара, Перона, Стресснера и Пиночета. Сейчас в прессе время от времени появляются сообщения о том, что больной папа Иоанн Павел II целиком находится под контролем этой организации, которая и управляет Ватиканом. Существуют и другие общества католических фундаменталистов, международные и национальные, такие как "Militas Dei" ("Воины Божьи") или "Лига католической контр-реформации" (Франция). В той или иной степени под влиянием католического фундаментализма находятся и праворадикальные партии Западной Европы. Для примера укажем на французский "Национальный фронт" Жана Мари Ле Пена и "Независимую испанскую фалангу". Религиозный фундаментализм крайне силен в Израиле. Здесь существует несколько политических партий, отстаивающих иудейский фундаментализм. Так или иначе, на религиозный фундаментализм ориентирован 41 депутат кнессета (из 120). Некоторые организации напрямую руководятся иудейским духовенством. Например, в движении ШАС ("Сефардские стражи Торы") предвыборный список составляется Советом мудрецов Торы, в который входят наиболее уважаемые раввины восточных еврейских общин. Любопытно, что далеко не все иудейские ортодоксы являются сторонниками создания государства Израиль. Так, религиозная иудейская организация "Натурей карта" ("Стражники города"), основанная рабби Амраном Блау, считает сионизм нарушением талмудической клятвы не создавать еврейского государства до прихода мессии. Надо сказать несколько слов и об индуистском фундаментализме. В Индии весьма успешно действует "Раштрия сваямсевак сангх" ("Союз добровольных служителей нации" - РСС), около 4 млн. членов (в основном - студенты). РСС имеет свои военизированные подразделения и профсоюзы, обгоняющие по численности профсозы коммунистов и ИНК. Далее следует назвать ультрарадикальную организацию "Шивсена" ("Армия Шивы"), прославившуюся своими силовыми акциями против "осквернения индуизма". Радикальные индуисты в 1992 году снесли знаменитую мечеть в Бабри-масджид в городе Айодхъе (штат Утар Прадеш), построенную исламскими завоевателями на месте храма бога Рамы. Сейчас индуистские фундаменталисты враждуют с мусульманами, но и не только с ними. В последнее время участились случаи нападений на католиков. Как видим, нынешний религиозный фундаментализм представляет собой необычайно пеструю картину. Сводить его к исламизму и тем самым лишать общество полезной и своевременной информации по меньшей мере наивно. http://www.ng.ru/religion/2001-09-26/10_fanatics.html Вопрос №8 Имидж Русской православной церкви в современной России. Восприятие разными целевыми группами общественности (верующими гражданами России, современными атеистами, консервативно настроенными гражданами, представителями других вероисповеданий)
|