Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

RRoller.load(487557) Советская историческая энциклопедия

Поиск

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-48186-1", renderTo: "yandex_ad_R-48186-1", async: false }); }); document.write(''); })(this, "yandexContextSyncCallbacks"); RRoller.load(487558)

googletag.pubads().definePassback('/20674832/academic_level1_2_160X600_Top_academic.ru', [160, 600]).display(); МИССИОНЕРСТВО

Перевод

МИССИОНЕРСТВО

(от лат. missio - посылка, поручение) - форма деятельности религ. орг-ций и церквей, официально направленная на обращение инаковерующих; в действительности ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политич. целей классов или социальных групп (чаще всего - правящей верхушки), на службе у к-рых миссионеры фактически находятся. Наиболее широко развернули миссионерскую деятельность первоначально последователи буддизма, а позднее - христ. церковь. В 3 в. до н. э. др.-инд. царь Ашока посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал. С тех пор буддийское М. (осуществлявшееся нередко странствующими монахами) получило значит. распространение. Христ. миссионеры, после распространения христианства по всей Рим. империи и признания его императором Константином (313), по существу, служили делу укрепления внешнеполитич. и стратегич. позиций империи, обращая в христианство окружающие империю варварские племена. После распада Рим. империи (395) христ. М. стало средством распространения политич. влияния и экспансии папства, а также Византии и ряда феод. монархий Европы; насаждение христианства в католич. форме было идеологич. прикрытием нем. феод.-колон. наступления на В. (см. "Дранг нах Остен"). Миссионеры участвовали в крестовых походах (1096-1279), в ходе к-рых они помогали осуществлению политич. и торг. целей зап.-европ. феодалов и католич. церкви. М. заняло важное место в деятельности религ. орденов (францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Их проникновение в Китай относится к концу 13 - нач. 14 вв., в Индию - к 15 в., в Японию - к 16 в. Широкую миссионерскую деятельность вела рус. православная церковь (см. ниже Миссионерство в России).

После великих географич. открытий и создания исп. и португ. колониальных империй (15-16 вв.) расширилось поле миссионерской деятельности католич. церкви, активно помогавшей колонизаторам "осваивать" новые земли, особенно в Лат. Америке. Исп. и португ. короли предоставляли миссионерам всевозможные привилегии, направляли и контролировали их деятельность, к-рая сопровождалась массовым истреблением местного населения и уничтожением памятников его культуры. В 1622 папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры при Ватикане для руководства католич. М. Позже в ряде стран для содействия миссионерской деятельности были созданы католич. миссионерские об-ва.

В 17-18 вв., в связи с вступлением на путь колон. политики Нидерландов и Англии, стали расширять сферу миссионерской деятельности протестантские церкви этих стран. К концу 18 в. были учреждены многочисл. протестантские миссионерские об-ва. В нач. 19 в. возникают миссионерские орг-ции в США.

В последней трети 19 в. началась новая активизация миссионерской деятельности, связанная с борьбой колон. держав за раздел мира. Широко развернулась в это время деятельность миссионеров в Африке (впервые появившихся здесь еще в эпоху крестовых походов). Обострявшаяся в Африке (напр., в Буганде) борьба миссионеров-протестантов и католиков стала частью борьбы за колон. раздел "Черного континента". Колонизаторы передали миссионерам школьное дело в колониях. Просветит. деятельность миссионеров сводилась к сообщению учащимся (составлявшим ничтожную часть населения колоний) элементов начальной грамотности и воспитанию их в духе преклонения перед "ниспосланными богом" колонизаторами. Поддерживаемые колон. администрацией, субсидируемые правительств. органами и капиталистич. монополиями, миссионерские учреждения стали владельцами крупных капиталов и зем. богатств. После 2-й мировой войны, когда перед народами Африки, завоевавшими политич. независимость, открылись перспективы перехода на некапиталистич. путь развития, большое место в деятельности миссионеров заняла антикоммунистич. пропаганда. М. стало активным проводником политики неоколониализма.

Крах колон. системы, образование после окончания 2-й мировой войны независимых гос-в в Азии и Африке привели к кризису христ. М. Многолетние связи с колонизаторами дискредитировали христ. М. и способствовали росту антимиссионерских движений. Христ. миссионеры нередко высылаются из освободившихся стран за проимпериалистическую пропаганду и подрывную деятельность.

В Африке враждебное отношение нас. к христ. миссионерам создает благоприятные условия для активизации организованных там после 2-й мировой войны центров мусульм. пропаганды ("Исламский конгресс" в Каире, осн. в 1957, и др.).

В целях приспособления миссионерской деятельности к новым условиям католич. церковь приступила к пересмотру своих методов. Энцикликами пап Пия XII "Fidei Donum" (1957) и Иоанна XXIII "Princeps Pastorum" (1959), а также решениями 2-го ватиканского Вселенского церковного собора (1962-65) предусматривается создание в более широких масштабах церк. иерархии из местных жителей, включение в христ. культ местных религ. обрядов, культовых танцев, музыки, широкое использование радио и телевидения для миссионерской пропаганды и осуществление ряда др. мероприятий. В 1960 Иоанн XXIII возвел в кардиналы негритянского епископа из Танганьики; в 1965 Павел VI возвел в кардиналы епископа - уроженца Верхней Вольты; еще раньше, в 1953, Пий XII возвел в кардинальское достоинство инд. епископа.

В связи с ростом в совр. бурж. странах атеизма и индифферентного отношения к религии, церкви (католич. и протестантская) стали создавать различные учреждения для "внутренней миссии" с целью возвращения в лоно церкви отошедших от нее христиан. Одна из форм "внутренней миссии" - созданный во Франции во время 2-й мировой войны ин-т священников-рабочих, а также создаваемые во все большем числе учреждения т. н. светского апостолата, ставящие своей целью вовлечение мирян в активную церк. деятельность.

М. М. Шейнман. Москва.

Кризис М., вызванный распадом колон. системы, нашел отражение в огромном потоке лит-ры, центр. место в к-рой занимает проблема связи М. с колониализмом. В апологетич. лит-ре (напр., В. de Vaulx, Les missions, P., 1960; R. Delavignette, Christianisme et colonialisme, P., 1960; Histoire universelle des missions catholiques, t. 1, P., 1956; O. Niederberger, Kirche - Mission - Rasse, Beckeneid-Schönek, 1961; R. Sundkler, The Christian ministry in Africa, Uppsala, 1960; его же, Bantu-prophets in South Africa, L., 1961) делается попытка отрицать связь М. с колониализмом в настоящем, а иногда и в прошлом; вместе с тем в этих работах иногда подвергаются критике устаревшие методы миссионерской деятельности.

Подъем нац.-освободит. борьбы после 2-й мировой войны породил большое количество критич. лит-ры, раскрывающей колониалистскую сущность миссионерства. К ней относятся такие книги как М. К. Gandhi, Christian missions, 2 ed., Ahmedabad, (1957); Мустафа аль Халиди, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер. с араб., М., 1961, и др.

В марксистских (советских и зарубежных) исследованиях выявляется роль миссионерства как идеологич. оружия колониализма и неоколониализма. В работах Х. Лота "Колониализм под сутаной" (пер. с нем., М., 1962), И. Лаврецкого "Тень Ватикана над Латинской Америкой" (М., 1961), "Колонизаторы уходят - миссионеры остаются" (М., 1963), М. М. Шейнмана "Современный клерикализм" (М., 1964), Б. И. Шаревской "Старые и новые религии Тропической и Южной Африки" (М., 1964) и др. разоблачаются идеологич. ухищрения миссионеров, направленные на сохранение колон. порядков.

И. С. Борисова. Москва.

Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерус. народностей, борьбой с расколом (старообрядчеством) и сектантством, монастырской колонизацией. Уже в 14 в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (16 в.) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в 18 - 1-й пол. 19 вв. - среди народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и др. миссии, а на Сев. Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 реорганизована в Об-во восстановления православного христианства на Кавказе). В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское об-во, к-рое объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие тат. населения занималось с 1867 церк. братство св. Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в зап. губерниях России в кон. 19 в. вели 159 церк. братств. М. вне России осуществляли миссии: китайская (с 1714), японская (с 1862), корейская (с 1897), сев.-амер. и алеутская, превращенная в 1912 в амер. епархию; на Бл. Востоке - миссии в Палестине (с 1847) и в Иране - Урмийская (с 1897). Руководство М. осуществлялось Синодом, к-рый разрабатывал уставы миссионерских об-в, проводил всеросс. (с 1897 по 1917 было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды и т. п. Являясь одной из форм колониальной русификаторской политики царизма, М. поддерживалось полицейско-адм. мерами, вплоть до высылки в Сибирь лиц, упорствовавших в своих нац. верованиях, а также отклонившихся от офиц. православия - сектантов и старообрядцев.

В. И. Корецкий. Москва.

 

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

Вопрос №23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.007 с.)