Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ватикан в системе феодальных отношений в Европе. Римская католическая церковь как арбитр в решении международных вопросов и конфликтов

Поиск

В Средние века Ватикан превратился в одно из очень крупных феодальных государств. Собственно говоря, даже не столько Ватикан, сколько католическая церковь, она стала полноправным участником, полноправным игроком во всех геостратегических, геополитических играх, которые велись. А римские Папы были одними из крупнейших геополитических игроков в истории.

Образовавшееся Папское государство охватило большую часть Аппенинского полуострова. И вплоть до реформации фактически всей Европой руководили Папы из Рима. Они были главные арбитры во всех спорах. Они решали, в случае смены династии – кто будет. И они, очевидно, настолько к этому привыкли, что не опомнились, как пропустили реформацию, пропустили потом Французскую революцию, которая уничтожила главный оплот католической церкви – это Франция. Завершение объединения Италии в 1870 году привело к окончательной ликвидации Папского государства. Папа Пий IX упорно отказывался примириться с потерей светской власти.

Он объявил себя «моральным пленником», «ватиканским узником», не покидающим пределы Ватикана, осудил закон итальянского правительства «О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви», запретил католикам участвовать в парламентских выборах (формула «нон экспедит»), по существу призвав их бойкотировать объединённое итальянское государство.

Государство-город Ватикан
Status Civitatis Vaticanae (лат.), Stato della Citta del Vaticano (итал.)

Xристианство в I в. н. э. не знало церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов; вместо священников были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих и, как считалось, обладавшие харизмой, т. е. способностью пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса, исцелять и т. д. Любой христианин мог называть себя харизматиком и пророчествовать. Если он имел достаточное число приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины. С середины II в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к IV в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь в 330 г., затем разделение империи в 395 г. и низложение последнего императора Западной Римской империи в 476 г. способствовали росту политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С V в. римские епископы присвоили себе название "папа" (от греческого слова pappas - отец, наставник). Лев I в 440-461 гг. добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. После падения Западной империи папы оказались в формальной зависимости от Византийских императоров и их наместников в Италии, экзархов Равенны. Географическая удаленность Рима от Константинополя буквально обязывала пап искать независимости от Византии. При этом папы стремились сохранить духовный контроль над империей, хотя уже в те годы различия между западной и восточной церковью были существенны. В начале VIII в. папам удалось выйти из-под контроля Константинополя, но удержать при этом хотя бы формальное верховенство над восточной церковью им не удалось. Раскол, произошедший в 1054 г., навсегда разделил христиан на католиков и православных.

Тем временем, оказавшись без силовой поддержки Константинополя, папство попало в зависимость от варваров - остготов и лангобардов - и было вынуждено искать поддержки у крепнущего государства франков. В 756 г. благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы документы "Константинов дар" (VIII век) и "Лжеисидоровы декреталии" (IX век). Папы оказались в зависимости от остготских и франкских королей, а затем от императоров "Священной Римской империи". XI-XIII вв. стали периодом усиления папства, использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Вормсский конкордат 1122 г., завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть папы над епископами. Возвышению папства также способствовали папская булла 1059 г. о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, при этом за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью, а с X в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III и Бонифаций VIII даже претендовали на верховенство папы над светскими государями. Тогда же папство поставило себя выше церковных соборов.

Папство стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе на Руси, правда, безуспешно. В конце XI в. папы, добивавшееся расширения своей власти, явились инициаторами и организаторами крестовых походов. Папы вели борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти в XIII в. была учреждена инквизиция. Политическая роль папы в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время центром феодальной системы и окружила феодальный строй ореолом божественной благодати.

По мере складывания в Европе централизованных государств влияние папы ослабевало. Во Франции с XIII в. получило развитие так называемое галликанство, добивавшееся независимости французской католической церкви от Рима. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции папы попали в зависимость от французских королей и под их давлением перенесли в XIV в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (так называемое "Авиньонское пленение пап"). Возвращение пап в Рим в 1377 г. не укрепило их положения. Падению авторитета папы также способствовал "Великий Раскол" 1378-1449 гг., когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены антипапами). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение, или конциляризм, выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе 1431-49 гг. борьба между сторонниками соборного движения и папства закончилась победой последнего, но реально папство не смогло восстановить своего былого значения. Реформация XVI в. и образование протестантских церквей привели к потере позиций папы в ряде европейских стран. Впрочем, Контрреформация и, особенно, Тридентский собор 1545-63 гг. несколько укрепила положение папы.

С усилением национальных государств в Европе папство было вынуждено отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями и перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. Буржуазные революции были встречены им враждебно, и до середины XIX в. папство оставалось опорой феодально-монархических сил. Со второй половины XIX в. папство стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 г. "Syllabus", в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. Первый Ватиканский собор 1869-70 гг. провозгласил догмат о папской непогрешимости. Политика пап по отношению к Советскому Союзу была откровенно враждебной. В 1930 г. Пий XIобъявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией, в 1937 издал энциклику против коммунизма, в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов. Изменение соотношения сил после Второй Мировой войны вынудило пап взять курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики.

До 1871 года Святой Престол владел огромной вспомогательной суверенной территорией, которая занимала практически всю центральную часть Аппенинского полуострова. Эта территория известна как Церковное государство, Папская область, Папское государство. Папа, как светский суверен, иногда передавал принадлежащие Святому Престолу территории под полное светское управление, производя таким образом светских феодальных вассалов в лице назначаемых им правителей. В 1870 году, во время понтификата Пия IX, войска Сардинского короля Виктора Эммануила под командой Гарибальди, вторглись на территорию Церковного государства, многократно превосходящими силами подавили сопротивление военных формирований Святого Престола и захватили Рим. В 1871 году было провозглашено королевство Италия, и Виктор Эммануил стал его королем. Святой Престол был лишён вспомогательных территорий. Однако, на самого Папу, членов Римской Курии и папских придворных никто посягнуть не осмелился. Резиденция Святого Престола - Ватикан, осталась неприкосновенной. Королевство Италия безоговорочно и полностью признавало все звания и дворянские титулы, которые даровались Святым Престолом с 1871 по 1929, в период формального отсутствия суверенной вспомогательной территории. Хотя Святой Престол никогда не лишался своего уникального суверенитета, однако, в 1871 году он лишился возможности даровать феоды, чеканить монету и собирать пошлины и налоги.

В 1929 году Италия и Святой Престол узаконили свои отношения в Латеранских соглашениях и формально подтвердили признание друг друга суверенными субъектами, при этом, Италия формально вернуло Ватикан и летнюю резиденцию понтифика Кастель-Гандольфо под полную юрисдикцию Святого Престола.

В настоящий момент Ватикан является самым маленьким государством в мире площадью 44 гектара. Он полностью находится на территории Рима. Реальный же юридический статус Ватикана в международном праве - вспомогательная суверенная территория Святого Престола. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным, а проистекает от суверенитета Святого Престола. Ватикан используется лишь как местонахождение Святого Престола, папского двора и его обслуживающего персонала. Дипломатические отношения с другими государствами устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, который и является базовым суверенным субъектом. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме, так что, например, в итальянской столице может находиться её собственное посольство.

Святой Престол - теократическая электоральная монархия, возглавляемая Римским Понтификом (Папой Римским), избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Апостольской конституцией "Universi Dominici Gregis", утвержденной Иоанном Павлом II 22 февраля 1996 г., определен следующий порядок выбора папы. Выборы начинаются не раньше 15 и не позже 20 дней после смерти предыдущего главы церкви. В соответствии с конституцией и многовековой традицией они проходят в Сикстинской капелле, которая на это время становится совершенно недоступной для посторонних. Находиться там могут только выборщики, а также секретарь конклава и его помощники. Члены конклава не имеют права получать какую бы то ни было информацию со стороны, пользоваться телефонами, читать газеты и смотреть телевизор. Даже их общение между собой ограничено. Списка кандидатов формально не существует. Как и во времена раннего христианства, когда епископом формально мог стать любой член общины, не обязательно священник, папой формально может быть избран любой католик мужского пола. На практике выбор осуществляется среди кардиналов. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI. Кроме того, в XX в. появился неофициальный термин "папабиль", которым называют наиболее вероятных претендентов на должность папы, хотя на практике не всегда папой становится кардинал из числа папабилей. Во время выборов кардиналы пишут на обычном листе бумаги имя кандидата, причем, делают это так, чтобы выборщика нельзя было идентифицировать по почерку. Если ни один из кандидатов не набирает двух третей голосов, листы с именами сжигаются, и в огонь добавляют мокрую траву, которая придает дыму черный цвет. Так люди, собравшиеся перед капеллой на площади, узнают, что папа не выбран. В каждый день проходят три тура выборов (один - днем и два - вечером). После трех дней безрезультатных выборов объявляется перерыв. Затем выборы длятся еще семь дней. Если и за это время папу не удалось выбрать, то список кандидатов может быть ограничен двумя именами тех, кто набрал большинство голосов в предыдущем туре. Когда голосование закончено и папа избран, глава коллегии кардиналов официально спрашивает избранного о желании стать папой и просит его выбрать новое имя. Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза "Habemus Papam" ("У нас есть папа"), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный даёт апостольское благословение городу и миру - "Urbi et orbi".

Римский Понтифик имеет три нераздельные функции:
- Как светский суверен в статусе монарха (с квалификацией суверенного князя);
- Как Римский епископ, он является Главой Католической Церкви и ее высшим правящим иерархом;
- Как суверен города-государства Ватикан (вспомогательной территории в статусе суверенного княжества).
Официальный титул Папы звучит как "Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов божьих".
Власть папы - это высшая и юридически полная власть над всей католической (западно-христианской) церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью. Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в третьей инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой. Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые. Папа - гарант всеобщности и единства католической церкви. Поскольку папа - залог единства церкви, то и папская власть - суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. И, следовательно, единовластию папы как форме правления, воплощающей в себе все, сопутствует непогрешимость.

http://www.allmonarchs.net/vatican.html

Вопрос №16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.01 с.)