Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналист Его Преосвященства

Поиск

Имидж Ватикана будет спасать американец

http://www.rg.ru/2012/06/28/berk.html

Впервые за историю Ватикана в его штат будет включен профессиональный журналист. Старшим советником по связям с общественностью станет 52-летний Грег Берк - корреспондент американской телекомпании Fox News в Риме и по совместительству член "Опус Деи". По мнению специалистов, имидж Ватикана уже давно нуждается в пересмотре. О том, как это сделать, Грег Берк побеседовал с корреспондентом "РГ".

- Господин Берк, вас удивило приглашение поработать на Святой престол?

Грег Берк: Да, честно сказать, немного удивило. Поверьте, меня более чем устраивала моя прежняя работа. Я не думал, что соглашусь на это предложение, которое, кстати, мне было сделано трижды в течение недели.

- Почему, на ваш взгляд, Ватикан так упорно настаивал на вашей кандидатуре?

Грег Берк: Несомненно, одной из причин является мое членство в "Опус Деи". Но все же я думаю, что были и другие причины. Во-первых, у меня более чем двадцатилетний опыт работы в крупнейших СМИ. Во-вторых, я родом из англоговорящей страны. В глобализирующемся мире и для моей нынешней должности это, согласитесь, немаловажно. Ну и тот факт, что я - практикующий католик, тоже мог сыграть свою весомую роль.

- В чем конкретно будет заключаться ваша помощь применительно к этой неприятной истории с утечкой информации о деятельности и личной жизни Папы?

Грег Берк: Я смогу сказать на этот счет больше, как только приступлю к своим обязанностям. Скорее всего, по долгу службы я буду заниматься и этим вопросом. Тем не менее я убежден, что для Святого престола эта утечка далеко не то же самое, чем стал, к примеру, скандал "ВикиЛикс" для ряда крупнейших и влиятельных стран мира. Ватиканская утечка - это в большей степени внутренняя, итальянская история, которая не будет иметь никаких международных последствий для имиджа Церкви.

- Если вы бы оказались на месте вашего известного коллеги Джанлуиджи Нуцци, прибегшего к услугам источников внутри Ватикана для публикации своей нашумевшей книги "Ваше Святейшество", поступили бы вы так же, как он?

Грег Берк: Я бы не согласился печатать любые секретные документы, оказавшиеся у меня в руках, какими бы сенсационными они ни были. Меня очень волнует, прежде всего, каким образом он их раздобыл. Знаете, журналисты очень любят призывать к большей прозрачности и честности. А что если речь идет об украденных документах? И где тогда вся наша хваленая журналистская этика? Это очень серьезная проблема. Не думаю, что кого-то, якобы движимого благими намерениями, может оправдать публикация документов, полученных заведомо нечестным путем.

- Вы не раз на своем журналистском веку пересекались с Ватиканом. Чего ему больше всего не хватает и что вы бы хотели изменить?

Грег Берк: Не уверен, что мои полномочия позволят мне в корне улучшить ситуацию. Ватикану, как мне кажется, не хватает прозрачности. Он должен стать более доступным и открытым. У меня нет пока никакой конкретной стратегии (смеется). Это абсолютно новая работа. Я пока даже не был в своем кабинете.

 

Вопрос №17

Протестантство. История противоречий между католиками и протестантами в Европе. Негативный имидж католических священнослужителей как повод и причина раскола

См. Ричард Данн. Эпоха религиозных войн

Вопрос №18

США. Пуританство как основа создания государства. Пуританская догматика. Пуританство как оппозиция англиканской церкви

Важной культурной традицией англичан во все века было критическое отношение к церкви как к институту и постоянные поиски наилучшего устройства духовной жизни. После Реформации этот процесс усилился, но был временно заторможен попытками реставрации католицизма при Марии Тюдор (1553—1558), которые, однако, привели к скрытому исповеданию протестантизма и формированию множества толкований протестантской религии, ставших впоследствии основой для возникновения сект. Общим для всех протестантов стала духовная исключительность, которая привела в области общественных отношений среди протестантов к идее добропорядочного партнерства. Гонимые противопоставляли силе государственной машины свою волю и этику. Идея добропорядочного партнерства проистекала из представлений лоллардов о всеобщем братстве, которое стало в условиях религиозных преследований субстанцией протестантизма. Религиозная нетерпимость католицизма породила и упрочила самоуправление конгрегационных общин.

_*Традиционно в исторических исследованиях религиозные разногласия XVI—XVIIвв. связываются с влиянием лоллардов на английскую Реформацию. Однако в лоллардизме не было требования замены одной церкви другой, поэтому, признавая вклад лоллардизма в расшатывание устоев католической церкви, нельзя согласиться с представлениями о трансформации лоллардизма в сепаратистские конгрегации XVI—XVIIвв. [30, 1—19].

_*Лоллардизм был ранним стихийным, плохо осознанным протестом—реакцией североморской культуры на католическую церковь, насаждавшую феодализм. Протестантизм во всех своих проявлениях корнями уходит в почву североморской культуры, является ее порождением, но в нем меньше, чем в лоллардизме, эмоций и гораздо больше прагматических установок на труд, полную самостоятельность личности, честное, партнерское отношение друг к другу в ежедневной практической деятельности. Протестантизм сконцентрировал все установки североморской культуры, которые веками вели народы североморского бассейна к успеху, осмыслил их и предложил в качестве правил поведения людей в обществе.

_*Считается, что популярность протестантизма связана с поисками деловыми людьми дешевой церкви. В этом есть доля истины. Действительно, помпезные храмы, пышные одеяния и длительные богослужения отнимали у прихожан много денег и времени. Однако более существенным было то обстоятельство, что протестантизм ставил иные цели перед человеком: трудиться не покладая рук для себя, а не для короля и даже не во славу Божию. Менялась мотивация деятельности. С Богом можно было общаться и без храма, в душе.

_*Англиканская церковь, сохранив почти все от католицизма и сменив только Папу Римского на английского короля и латинский язык богослужений на английский, вызывала массовую ненависть пуритан—английских кальвинистов, считавших, что успех человека на поприще избранной им деятельности будет свидетельствовать об его избранности Богом. Пуритане считали вредным существование духовенства, противопоставлявшего себя остальным верующим [26, 41—42]. Пуритан с самого начала выделяло бескомпромиссное неприятие злоупотреблений духовенства, которые церковники-англикане считали достойными сожаления, но неизбежными [30, 151].

_*В елизаветинский период религиозные противоречия и сепаратизм уже существовали открыто. В разных приходах были священники разных конгрегаций, и прихожане выбирали, какую проповедь и какое толкование Священного Писания им слушать. Это поощряло сепаратизм. Воцарение Стюартов в 1603г. и их ориентация исключительно на пресвитерианство только усилили сепаратистские тенденции. 1604г. стал критическим в религиозном английском сепаратизме: король развеял все надежды пуритан на истинную в их понимании реформацию церкви [30, 17—18].

_*Пуритане придерживались высоких идей единства, служения общине. Их приходские священники учили доктрине духовного равенства: один хороший простой человек был так же хорош, как и другой, и лучше, чем плохой пэр, епископ или король. Если люди честно изучали Писание, честно следовали своей совести, то они поступали строго согласно воле Господа Бога. Никакие усилия, никакие жертвы не должны быть преградой на пути к исполнению воли Бога. Все остальное несущественно, буквально все в мире. Это была доктрина, которая давала людям мужество упорно сражаться даже в одиночку, если было нужно. Пуританизм предоставлял людям превосходную бойцовскую мораль. Он обращался к людям с социальной совестью, к тем, кто чувствовал себя причастным к североморской культуре и ответственным за развитие общественной жизни согласно этой культуре. До пуритан служение Богу превозносилось как высший смысл жизни. Пуритане объявили главным из всех жизненных устоев труд, заявив, что будут спасены только души деятелей, творцов материальной жизни и не за их труд, а их трудом. Труд спасает душу [25, 68—69].

_*Обращение в пуританство стало крутой ломкой представлений человека о мире, о человеческих ценностях. Это была резкая трансформация культуры индивида, поэтому некоторые пуритане подходили близко к состоянию самоубийства перед конверсией, как свидетельствуют их многочисленные дневники [31, 119].

_*Из многих аспектов пуританизма здесь будут затронуты только три: проповеди, дисциплина и саббатарианизм (соблюдение воскресного дня христианином). Акцент на проповеди, на интеллектуальном элементе в религии, а не на сакральной литургии, идет от эпохи реформации церкви XVIв. Протестантская церковь—не место для обрядов, а аудитория для проповедника. В ней обращались к разуму, хотя и не умаляли значения чувств.

_*Благодаря протестантизму и особенно пуританизму идея благодеяния сыграла важную роль в борьбе с застарелой проблемой Англии XVIIв.—бедностью. В основе этого процесса лежала дисциплина пуритан. Она была проверенным средством выживания в условиях борьбы с водной стихией на маршах Североморья, а затем и процветания сообщества. К XVIв. в сознании людей североморской культуры существовала зависимость успеха от дисциплины. Пуританизм призывал к дисциплине прежде всего массу мелких предпринимателей, поэтому он был всегда силен в экономически передовых районах Англии—в Лондоне, Восточной Англии, городах. Люди служили Богу на земле производительным трудом для блага общины.

_*Пуританский саббатарианизм часто рассматривается как иррациональная архаичность. Но он сочетался с отказом считать церковные праздники нерабочими днями. В средневековой Англии и католических странах в XVIIв. было более 100 нерабочих дней. В Англии во времена Якова и Карла церковные суды продолжали преследовать людей, работавших во время церковных праздников [25, 69—71].

_*Пуританизм, который никогда не был организационно оформлен и не имел единой платформы, был крупнейшим религиозным движением в английской истории. Повседневные добрые деяния были пуританским ответом на ниспосланное благоволение Божие, а не самоочищение, которым можно было заслужить место в раю. Пуританская непреклонная моральная убежденность была их протестом против всего того в мире, что сопротивлялось власти и закону Божьему или пренебрегало ими. Пуританин, живший в поляризованном мире добра и зла, осознавал себя стоявшим в стороне от других людей. Он был пилигримом в мире, безразличном к его идеалам, но его причастность к богоугодной жизни не делала его сторонним созерцателем, этот мир должен был быть преобразован волею Бога и силами пуритан.

_*Пуритане видели в тех изменениях, которые происходили с их сознанием, результат работы Бога (обратите внимание «работы», а не воли, т.е. в сознании пуритан Бог работает, в отличие от сознания россиян, согласно которому Бог создал мир и с тех пор судит, следит за поступками людей, наказывает, но не работает; в этом заключается одно из различий пуританской и русской этики) и ожидали, что каждый христианин будет обращен Богом в пуританизм.

_*Сам Кальвин учил людей верить в способность Бога работать с человеком и посредством человека, если человек был среди Избранных. Те, кто следовали Евангелию, полагали, что их желание сделать что-то конкретное было Божьим призванием, при условии, что они были Избранными. Таким образом, они могли не беспокоиться об их собственном спасении и служить во славу Божью. Но в сумеречном мире полупуританизованной Англии люди нуждались в том, чтобы вновь убедиться, что сила Божья морально изменила их. В многочисленных духовных дневниках они старались отразить не символы кредит-дебитного баланса, предназначенного для открытия врат рая, а знаки, которые были, по их мнению, проявлениями деятельности Бога в их повседневной жизни. Таким образом, для пуритан собственный опыт обращения в пуританизм и посвящение стали главнейшими, как ни в одной другой группе христиан. Противопоставление преобразования сознания выставленной напоказ «святости» стало лозунгом пуритан, который до сих пор отличает большинство английских и американских церквей, сохранивших влияние пуританизма, от изначального кальвинизма шотландцев или швейцарцев, в котором нет ожидания ни духовного обращения, ни безгреховности церковников.

_*Пуританское движение шире кальвинистской теологии. Традиционный моральный протест и аскетизм восходят к Уиклифу и лоллардам 70-хгг. XIVв. Во времена Марии Тюдор около 300 протестантов, включая епископов, были сожжены, и страдания за веру получили новый импульс. Для пуритан, а позже квакеров, короли, папы римские стали антихристами. Традицией для пуритан стало ожидание как страдания, так и триумфа.

_*Пуритане всегда настойчиво требовали изменения церкви Англии, приведения ее к кальвинистским стандартам. Парламент отвергал эти требования, но пуритане оставались свободны в выборе деятельности в качестве приходского священника, старосты или лектора в Кембридже. Три поколения пуританских пасторов в течение 80 лет изменяли жизнь в своих приходах, ожидая свободы для изменения английской церкви. Приходской священник был ключевой фигурой в борьбе того времени. Поэтому важно знать, что его назначали землевладельцы, городские корпорации, лондонские компании. Это явление получило название патронажа.

_*Пуританские взгляды были распространены во всех слоях общества: среди знати, джентльменов, бизнесменов, ремесленников, йоменов, наемных рабочих.

_*Религиозные общины определяли, какие проповеди они хотели бы слушать. Была установлена плата за определенное количество проповедей, прочитанных в год. Лектор не подвергался тому контролю со стороны епископа, который был нормой в англиканской и католической церквях. Но лекторов контролировали те, кто давал деньги, шедшие на оплату лекторов. Лекторская стипендия не могла быть ликвидирована или изменена до конца срока контракта, однако те, кто давал деньги, протежировали своих ставленников на место лекторов. Так как наиболее влиятельными горожанами были, как правило, пуритане, то лекторы принадлежали пуританским религиозным общинам и многое сделали для того, чтобы состав парламента был преимущественно пуританским [25, 75]. Когда настоящий религиозный радикализм вошел в силу в 40-хгг., то его носителями были люди, отвергшие сам патронаж как политическое средство. Они считали, что все должны избираться религиозными общинами. Социальная революция провозглашали идею совести.

_*Пуритане отвергали всякую церковную роскошь, все церковные обряды. Пуританская жизнь включала в себя по одному часу молитвы дважды каждое воскресенье и одно собрание в середине недели. Аскетизм пуритан проявлялся также в простой одежде, отказе от развлечений и т.п.

_*Пуритане жили не ради обряда, а во славу Господу Богу и во имя очищения мира. Они считали себя божественным инструментом, предназначенным для переустройства жизни. Вера в Провидение приводила пуритан к исследованию тайных смыслов тех событий внутренней жизни человека и его окружения, которые другим казались случайностью. В истории и философии пуритане учили последующие поколения ничего не игнорировать и все регистрировать.

_*Пуритане в каждой своей работе не столько выражали любовь к Богу и служили ему, сколько использовали ее как средство изменения мира во славу Божью. Если это было невозможно, пуританин менял работу, т.е. по призыву Господа начинал действовать в новом направлении. Поэтому пуританизм вел к росту мобильности населения.

_*До 1650г. большинство пуритан ожидали Божественной поддержки только в том случае, если они смиренно повиновались Божественному плану для всей нации. Но позже их личные успехи больше не были частью общей работы всех Избранных. Обращение Бога к каждому лично было достаточным; повиновение этому принципу соответствовало индивидуализму. Квакеризм усилил движение в этом направлении (см. ниже). Экономическая жизнь пуритан была энергичной, но не беззаконной. Торговцы хотели свободы от королевского контроля, но они не порвали со средневековой традицией, согласно которой деловая этика бизнеса управлялась церковью. Пуританские пасторы находились в их библиотеках как в осаде: встревоженные торговцы желали получать наставления. Все это вылилось в огромные фолианты Уильяма Эймса и Уильяма Перкинса, а двумя поколениями позже—в «Христианские наставления» Ричарда Бакстера, которые старались разрешить любую моральную проблему, способную возникнуть. (Когда торговец может получить прибыль, играя на повышение рынка? Ответ: когда у купца нет монополии, и в это время люди не терпят нужды. Нужно ли придерживаться устной договоренности? Ответ: да, даже когда она достигнута по незнанию, если только другая сторона не освободит от нее. Нужно ли указывать на изъяны в чьих-либо товарах? Ответ: только если они не очевидны и т.п.). В целом христианин должен был вести свой бизнес так, чтобы избежать греха, а не потерь. Фактически пуритане утверждали, что правдивая жизнь позволяет человеку добиться большего, чем жизнь лживая. Но это утверждение относилось к отношениям внутри пуританского сообщества. В международных отношениях кромвелевская Англия твердо стояла на позициях макиавеллизма, дозволявшего любое вероломство в отношениях с другими государствами ради собственной выгоды.

_*В 1625г., когда пуритане столкнулись с кризисом, они были самым мощным религиозным движением в Европе, так как лютеране, гугеноты и католики истощили друг друга десятилетиями религиозных войн. Пуритане к тому времени написали и перевели тысячи книг для священнослужителей, основали школы и колледжи, создали катехизисы и молитвенники для семьи, обучили обыкновенных людей думать, писать и читать. Большинство активных священников Англии были пуританами. В 1625г. Карл I и Вильям Лод (епископ Лондона и позднее архиепископ Кентерберийский) ввели в англиканскую церковь такие изменения (перечислять их нет нужды), которые превращали ее, по существу, в католическую, готовую служить королю, как абсолютному монарху. Книги подвергались строгой цензуре, которую осуществляли епископы. Образование стало монополией духовенства. Только Оксфорд и Кембридж были в некоторой степени исключениями из этого правила. Демократический строй пуританской церкви был несовместим с королевским абсолютизмом, поэтому пуритане подвергались гонениям. В 1625г. архиепископ Лод запретил всякое уклонение от англиканизма. В 1629г. была ограничена, а в 1633г. запрещена деятельность пуританских проповедников, которые, напомним, были избранными из среды наиболее преуспевавшей буржуазии. Некоторых подвергали уголовным наказаниям, вплоть до отрезания уха. Все это в конце 30-хгг. вызвало массовую эмиграцию в Америку и отчасти в Голландию. Пуритане рассматривали распространение их религиозных взглядов как основу для религиозного братства во всем мире; Англию они считали, выражаясь метафорически, землей обетованной, Израилем, а пуритан, а вслед за ними и англичан, богоизбранным народом [32, 140—142]. За 30-егг. за океан эмигрировало более 20тыс. пуритан [26, 43].

_*Лод и Карл I нарушили одну из культурных традиций англичан— их принципы духовной жизни, и пожали печальные результаты своей деятельности: старые течения, подобные пуританизму, окрепли, и возникли многочисленные новые секты, объединяя свои усилия в борьбе против государственной церкви.

_*Английские колонии на американском континенте, как показано выше, имели пуританский характер. Это имело в дальнейшем очень важные последствия для отношений колоний с Англией, которые отстаивали свои права и действовали против исторической родины. Позже эти отношения были перенесены на внешнюю политику США. Большинство первых колонистов-пуритан не считали себя вечными изгнанниками. Они надеялись вернуться домой, показав на новом месте, как надо правильно жить и чего можно тем самым добиться, а вернувшись в Англию, развернуть свою деятельность в более крупных масштабах [24, 90—91]. В 1640г. многие из жителей Новой Англии возвращались в Англию для того, чтобы примкнуть к пуританской революции.

_*Во время гражданской войны 40-хгг. в Англии возникли сепаратистские тенденции и среди пуритан. Стали возникать отдельные церкви индепендентов, сепаратистов (конгрегационалистов), баптистов, пресвитериан. Пресвитериане считали нужным избирать в каждой религиозной общине пресвитера (старосту) и проповедников из своей среды. Собрание пресвитеров должно было руководить всеми церковными делами в государстве. Церковь, по их мнению, должна быть влиятельной и независимой от государства. Индепенденты были радикальнее. Они были непримиримы к обрядам англиканской церкви, главное значение придавали проповеди, а не таинствам (причастия, крещения и т.п.), выступали против единства церкви, за сосуществование независимых (independent) общин, где старейшина избирался только на год. Они отвергали избираемых проповедников, так как считали всех равными перед Богом. Церковная деятельность и строй церкви соответствовали воззрениям индепендентов на жизнь, сформированным под влиянием их деятельности—свободной конкуренции [26, 42]. Индепенденты считали, что власть народа выше государевой, так как государь является слугой народа; король не должен стремиться к личной выгоде и могуществу, он должен лишь олицетворять величие его народа и не более. Они первые отказались от средневековой практики служить сюзеренам и церкви и стали утверждать подчинение закону.

_*В 50-егг. XVIIв. в пуританизме возникли две важные темы: социальная справедливость и духовный подъем. Они породили радикальное пуританское движение, которое отделилось от пресвитерианской ортодоксии как в этике, так и в теологии. Забота о социальной справедливости в Англии не угасала со Средних веков, когда францисканские братья собирались на рыночных перекрестках. Политическим выражением пуританского радикализма было движение левеллеров (см. ниже). Лондонский торговец шелком Уильям Уолвин разработал систему взглядов, согласно которым все Избранные были равны перед Богом и любовь Бога направлена всем людям одинаково.

_*Главной работой Духа (опять работой!), по мнению ортодоксальных и радикальных пуритан, было совершение этических изменений в душах Избранных. Исторические события, даже описанные в Библии, могли рассматриваться как аллегорические символы внутреннего прогресса пилигримов или битвы за души людей. Духовное начало битвы между Духом и злом было использовано пуританами (и квакерами) в споре против физического принуждения в религии. Но Дух не был частью духа каждого человека; обычно человек в силу своей порочности сопротивлялся Духу. Поэтому духовный человек должен страдать. Пуритане (и квакеры) думали о мире не как о безнадежном скопище зла, а как об активном враге, который должен быть побежден Духом [31, 2—27].

_*Ранние представления пуритан о предпринимательской и гражданской деятельности, выраженные фразой: «Избегать греха, а не потерь», со временем был развит индепендентами. Согласно их учению, понятие о договоре является краеугольным в правовых отношениях. Кроме двух земных участвующих сторон, Господь мыслился участником договора; он был ориентиром, направлявшим деятельность двух других сторон. Господь Бог, как носитель нравственности и ее выражение, становился, используя выражение, заимствованное из римского права, важнейшим элементом договора—его причиной. Таким образом, нравственные принципы христианского учения становились важнейшим системообразующим фактором в представлениях индепендентов об общественных отношениях, причем всех, вплоть до государства, как института, охраняющего свободу личности [33, 31—33].

_*Раннее христианство было первым массовым протестом против бандитских способов обогащения («скорее верблюд пролезет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай»). Протестантизм был вторым массовым движением умных, энергичных и деловитых людей, часто уже богатых, против мздоимства чиновничества и поборов церковной бюрократии. Эти люди, сформировавшиеся позже в буржуазию, тем самым выполняли свою функцию, выразившуюся в том, что самые активные люди общества сами организовывали экономическую и все остальные стороны своей жизни, не дожидаясь, когда их поведет к светлому будущему король с его чиновниками и церковью. Тем самым буржуазия в странах североморской культуры выполнила историческую миссию избавления себя от коррупции, как светской, так и церковной, дав пример обществу. Именно поэтому частную собственность считают важнейшим средством борьбы с коррупцией. Пуритане были теми людьми, которые стали бороться против светской и церковной бюрократии, а значит, против коррупции. Их демонстративный отказ от пышных одеяний, скромный быт, пренебрежение аристократическими способами проведения досуга (театр, спорт), неистовый труд были кастовыми признаками честных людей, поставивших своей целью добиться независимости, влияния, богатства, свободы, не прибегая к коррупции и вопреки коррупции чиновничества. Справиться с такой задачей могли только очень умные, энергичные, трудолюбивые люди. Недаром, по некоторым сведениям, активных пуритан в Англии в начале XVIIв. было лишь 6% населения, но они были очень влиятельными, несмотря на преследование светской и духовной бюрократией

http://www.kara-murza.ru/vlast/KulturaVlast039.html Культура и власть. Л.А.Асланов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.012 с.)