Философская антропология: история формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская антропология: история формирования



Хотя слово «антропология» (имеющее два греческих кор­ня: «антропос» — человек и «логос» — учение) известно еще со стародавних времен, философская антропология как особая дисциплина появляется лишь в XX в. При этом следует разли­чать философскую антропологию как самостоятельное целост­ное направление и как лишь одну из частей философии.

В первом случае речь идет о специфическом «антрополо­гическом» подходе ко всей философской проблематике, о по­пытке представить все ключевые философские вопросы через призму учения о человеке. Антропологический поворот в со­временных духовных исканиях выражается в стремлении об­ратиться к проблеме человека во всей его многомерности и многоликости. Как течение современной мысли философская антропология возникла в 20-х гг. в русле общекультурного ин­тереса к «феномену человека», опираясь на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль). В 1928 г, од­новременно выходят две основополагающие работы — М. Шелера и X. Плеснера. В этих работах выдвигается задача создания основополагающей науки о человеке во всей полноте его бытия. Позднее к этому направлению примыкают А. Гелен, Э. Ротхаккер и др.

Проблемы сущности человека, смысла его жизни, внут­ренних и внешних детерминант его поведения широко обсуж­дались также в философии экзистенциализма, в трудах представителей глубинной психологии, последователей фило­софской герменевтики и др. {240}

По мнению Шелера и Плеснера, философский анализ дол­жен обнаружить «базисную структуру» человеческого бытия. Конечная цель такого исследования — выявление специфиче­ских черт и сущностных характеристик человека. Экзистенци­алисты особое внимание уделили проблеме сущности и суще­ствования. Согласно их взглядам, в мире есть по крайней мере одно нечто, у которого существование предшествует сущнос­ти, и этим нечто является именно человек. Он сам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя. Человек — свой собственный замысел, свой собственный проект. Но проекти­руя и созидая себя в свое будущее, человек несет и всю полноту ответственности за него.

Маркс, размышляя о «человеческой сущности», приходит к выводу, что человек создает себя в процессе истории и что сущность человека можно усмотреть в той совокупности об­щественных отношений, в которой он реально живет. Э. Фромм пытается решить проблему сущности человека не на пути по­иска родового свойства или основы, а в результате выявления противоречия, заключенного в человеческом существовании. Человек стоит выше всякой другой жизни, потому что он есть прежде всего жизнь, осознающая себя. Человек обитает в при­роде, подчинен ее законам и случайностям, однако он возвы­шается над ней, потому что у человека нет того неосознанного единства с природой, которое делает животных ее частью. Че­ловек стоит перед страшной опасностью превращения в узни­ка природы, оставаясь одновременно свободным внутри свое­го сознания; ему грозит быть частью природы и все же быть одновременно выделенным из нее, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало людей странниками в ми­ре — они отделены, объяты страхом. Однако конфликт в чело­веке требует разрешения. Что может он сделать, чтобы установить гармонию и освободить себя от одиночества? {241}

Фундамен­тальные измерения человеческо­го бытия

От Аристотеля к нам пришло определение че­ловека как «разумного животного». Все фило­софские школы рассматривали это определение как классическое. Однако в этом определении совершенно отсутствует указание на экзистенциональное измерение человека. Названное из­мерение охватывает все то, что относится к «метафизической стороне» бытия человека, что в качестве внутреннего и посто­янного условия, возможности и предела предшествует свобод­ной реализации личности. Поэтому следует более вниматель­но рассмотреть основные экзистенциальные характеристики личности.

1. Присматриваясь к особенностям нашего человеческого бытия и имея в виду именно персональное бытие каждого от­дельного индивида, пожалуй, первое, что можно заметить, — это уникальность, неповторимость каждого из нас как лич­ности, как индивидуального человеческого существа. Безуслов­но, между людьми существует сходство, похожесть отдельных черт внешности или характера, и все же, — у каждого есть не­что особенное, только ему присущее, что делает его интерес­ным для окружающих, какие-то особенные таланты, умения, манеры, чувства, мысли. Индивидуальность нашего «Я», бес­конечное разнообразие личностей — культурное богатство че­ловеческого рода. Это особенно наглядно проявляется в мире искусства, науки, политической деятельности. Уникальность ин­дивида не есть нечто абстрактное, она проявляется, практиче­ски, ежедневно — в быту, на работе, в общественных местах. Иногда окружающим от этого приходится испытывать неудоб­ства, иногда — радость, но во всех случаях с этим приходится считаться.

2. Следующая фундаментальная особенность нашего бы­тия как людей — это смертность, временная конечность каж­дого. К этому обстоятельству можно относиться по-разному, но оно мощно определяет всю нашу реальную жизнь. Экзис {242} тенциалисты придают данному факту принципиальное значе­ние с точки зрения становления подлинной человеческой лич­ности. Человек начинает по-настоящему понимать смысл и ценность жизни лишь в ситуации «лицом к смерти». Челове­ческая жизнь не только конечна, она по меркам жизнепереживания — мала и быстротечна. Все это налагает свой отпечаток на проблемы нравственности. Зачем создавать великое, бессмер­тное, если сам человек смертен?

3. Следующая черта — незавершенность, незапрограм­мированность, открытость человеческой сущности. Всякое жи­вотное рождается со строгим набором возможностей, функ­ций, способностей. Человек не предопределен, и он не знает во что и когда самоосуществится. Он творит не только окружа­ющий мир, но и самого себя.

4. Человек обладает великим и во многом необъяснимым даром — даром быть свободным; как утверждают экзистенциа­листы, его свобода абсолютна. Но свобода — это одновремен­но и абсолютная ответственность.

5. Человеческое бытие бессмысленно. Никто не может од­нозначно и строго объективно указать хоть какой-нибудь один момент, функцию, цель индивидуального бытия человека имен­но как личности (а не живого организма или носителя соци­альной роли).

Однако следует обратить внимание на то, что бытие чело­века антиномично: все перечисленные свойства справедливы лишь в интервале экзистенции, индивидуального существова­ния. Вместе с тем можно найти такие социальные интервалы, когда бытие человека стандартизировано и анонимно, в кото­ром люди взаимозаменяемы. Можно найти интервалы, в кото­рых люди как бы обретают бессмертие, а также являются за­программированными, отчужденными, лишенными свободы, приобретшими навязанный социумом смысл своего бытия. {243}

Экзистенциальные потребности человека заключаются в том, что он стремится:

• к самоутверждению,

• к осмысленному бытию,

• продлить себя (во времени, в потомках, в предметах),

• к оригинальности,

• к свободе.

Как уже говорилось, духовно-практическое освоение мира человеком предполагает особую форму деятельности, жизнен­ной активности — деятельность по самоопределению. Эта дея­тельность связана с тем, что человек незавершен, он не столько сущность, сколько существование. Сущность людей — в от­сутствии изначально заданной сущности. Поэтому индивид «пробует себя», ищет себя, прокладывает свой путь в жизни, воюет с судьбой или покоряется ей. Однако так или иначе че­ловек стремится утвердить себя. Формы самоутверждения мо­гут быть самыми разными — как позитивными, так и негатив­ными, Самоутверждение связано с самоутратой. Человек не­редко пытается утверждать себя через пристрастие к алкоголю, наркотикам, бездуховному сексу, но тем самым он одновремен­но разрушает себя, теряет, он становится маргинальной лично­стью, неукорененной в жизни, в обществе, культуре.

Негативное самоутверждение ведет к самоутрате, позитив­ное — к самоосуществлению. Последнее включает в себя сле­дующие уровни:

1. Размышление, самоанализ, рефлексия над самим собой, поиск себя;

2. Самопроектирование;

3. Самостроительство;

4. Самореализация, достижение счастья, гармонии, идеала. {244}

Почему необходимо и почему возможно самоосуществле­ние? Это вытекает из основных фундаментальных характерис­тик человека — его уникальности, открытости и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.006 с.)