Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская антропология: история формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя слово «антропология» (имеющее два греческих корня: «антропос» — человек и «логос» — учение) известно еще со стародавних времен, философская антропология как особая дисциплина появляется лишь в XX в. При этом следует различать философскую антропологию как самостоятельное целостное направление и как лишь одну из частей философии. В первом случае речь идет о специфическом «антропологическом» подходе ко всей философской проблематике, о попытке представить все ключевые философские вопросы через призму учения о человеке. Антропологический поворот в современных духовных исканиях выражается в стремлении обратиться к проблеме человека во всей его многомерности и многоликости. Как течение современной мысли философская антропология возникла в 20-х гг. в русле общекультурного интереса к «феномену человека», опираясь на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль). В 1928 г, одновременно выходят две основополагающие работы — М. Шелера и X. Плеснера. В этих работах выдвигается задача создания основополагающей науки о человеке во всей полноте его бытия. Позднее к этому направлению примыкают А. Гелен, Э. Ротхаккер и др. Проблемы сущности человека, смысла его жизни, внутренних и внешних детерминант его поведения широко обсуждались также в философии экзистенциализма, в трудах представителей глубинной психологии, последователей философской герменевтики и др. {240} По мнению Шелера и Плеснера, философский анализ должен обнаружить «базисную структуру» человеческого бытия. Конечная цель такого исследования — выявление специфических черт и сущностных характеристик человека. Экзистенциалисты особое внимание уделили проблеме сущности и существования. Согласно их взглядам, в мире есть по крайней мере одно нечто, у которого существование предшествует сущности, и этим нечто является именно человек. Он сам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя. Человек — свой собственный замысел, свой собственный проект. Но проектируя и созидая себя в свое будущее, человек несет и всю полноту ответственности за него. Маркс, размышляя о «человеческой сущности», приходит к выводу, что человек создает себя в процессе истории и что сущность человека можно усмотреть в той совокупности общественных отношений, в которой он реально живет. Э. Фромм пытается решить проблему сущности человека не на пути поиска родового свойства или основы, а в результате выявления противоречия, заключенного в человеческом существовании. Человек стоит выше всякой другой жизни, потому что он есть прежде всего жизнь, осознающая себя. Человек обитает в природе, подчинен ее законам и случайностям, однако он возвышается над ней, потому что у человека нет того неосознанного единства с природой, которое делает животных ее частью. Человек стоит перед страшной опасностью превращения в узника природы, оставаясь одновременно свободным внутри своего сознания; ему грозит быть частью природы и все же быть одновременно выделенным из нее, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало людей странниками в мире — они отделены, объяты страхом. Однако конфликт в человеке требует разрешения. Что может он сделать, чтобы установить гармонию и освободить себя от одиночества? {241} Фундаментальные измерения человеческого бытия От Аристотеля к нам пришло определение человека как «разумного животного». Все философские школы рассматривали это определение как классическое. Однако в этом определении совершенно отсутствует указание на экзистенциональное измерение человека. Названное измерение охватывает все то, что относится к «метафизической стороне» бытия человека, что в качестве внутреннего и постоянного условия, возможности и предела предшествует свободной реализации личности. Поэтому следует более внимательно рассмотреть основные экзистенциальные характеристики личности. 1. Присматриваясь к особенностям нашего человеческого бытия и имея в виду именно персональное бытие каждого отдельного индивида, пожалуй, первое, что можно заметить, — это уникальность, неповторимость каждого из нас как личности, как индивидуального человеческого существа. Безусловно, между людьми существует сходство, похожесть отдельных черт внешности или характера, и все же, — у каждого есть нечто особенное, только ему присущее, что делает его интересным для окружающих, какие-то особенные таланты, умения, манеры, чувства, мысли. Индивидуальность нашего «Я», бесконечное разнообразие личностей — культурное богатство человеческого рода. Это особенно наглядно проявляется в мире искусства, науки, политической деятельности. Уникальность индивида не есть нечто абстрактное, она проявляется, практически, ежедневно — в быту, на работе, в общественных местах. Иногда окружающим от этого приходится испытывать неудобства, иногда — радость, но во всех случаях с этим приходится считаться. 2. Следующая фундаментальная особенность нашего бытия как людей — это смертность, временная конечность каждого. К этому обстоятельству можно относиться по-разному, но оно мощно определяет всю нашу реальную жизнь. Экзис {242} тенциалисты придают данному факту принципиальное значение с точки зрения становления подлинной человеческой личности. Человек начинает по-настоящему понимать смысл и ценность жизни лишь в ситуации «лицом к смерти». Человеческая жизнь не только конечна, она по меркам жизнепереживания — мала и быстротечна. Все это налагает свой отпечаток на проблемы нравственности. Зачем создавать великое, бессмертное, если сам человек смертен? 3. Следующая черта — незавершенность, незапрограммированность, открытость человеческой сущности. Всякое животное рождается со строгим набором возможностей, функций, способностей. Человек не предопределен, и он не знает во что и когда самоосуществится. Он творит не только окружающий мир, но и самого себя. 4. Человек обладает великим и во многом необъяснимым даром — даром быть свободным; как утверждают экзистенциалисты, его свобода абсолютна. Но свобода — это одновременно и абсолютная ответственность. 5. Человеческое бытие бессмысленно. Никто не может однозначно и строго объективно указать хоть какой-нибудь один момент, функцию, цель индивидуального бытия человека именно как личности (а не живого организма или носителя социальной роли). Однако следует обратить внимание на то, что бытие человека антиномично: все перечисленные свойства справедливы лишь в интервале экзистенции, индивидуального существования. Вместе с тем можно найти такие социальные интервалы, когда бытие человека стандартизировано и анонимно, в котором люди взаимозаменяемы. Можно найти интервалы, в которых люди как бы обретают бессмертие, а также являются запрограммированными, отчужденными, лишенными свободы, приобретшими навязанный социумом смысл своего бытия. {243} Экзистенциальные потребности человека заключаются в том, что он стремится: • к самоутверждению, • к осмысленному бытию, • продлить себя (во времени, в потомках, в предметах), • к оригинальности, • к свободе. Как уже говорилось, духовно-практическое освоение мира человеком предполагает особую форму деятельности, жизненной активности — деятельность по самоопределению. Эта деятельность связана с тем, что человек незавершен, он не столько сущность, сколько существование. Сущность людей — в отсутствии изначально заданной сущности. Поэтому индивид «пробует себя», ищет себя, прокладывает свой путь в жизни, воюет с судьбой или покоряется ей. Однако так или иначе человек стремится утвердить себя. Формы самоутверждения могут быть самыми разными — как позитивными, так и негативными, Самоутверждение связано с самоутратой. Человек нередко пытается утверждать себя через пристрастие к алкоголю, наркотикам, бездуховному сексу, но тем самым он одновременно разрушает себя, теряет, он становится маргинальной личностью, неукорененной в жизни, в обществе, культуре. Негативное самоутверждение ведет к самоутрате, позитивное — к самоосуществлению. Последнее включает в себя следующие уровни: 1. Размышление, самоанализ, рефлексия над самим собой, поиск себя; 2. Самопроектирование; 3. Самостроительство; 4. Самореализация, достижение счастья, гармонии, идеала. {244} Почему необходимо и почему возможно самоосуществление? Это вытекает из основных фундаментальных характеристик человека — его уникальности, открытости и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.007 с.) |