Субъект и объект. Историческая и социокультурная детерминация познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект и объект. Историческая и социокультурная детерминация познания



Введение принципа практики и творческой активности субъекта в решение гносеологических проблем позволяет на качественно новом уровне понять подлинную природу субъек­та и объекта познания, с одной стороны, и конкретный меха­низм их опосредования в целостной структуре познавательно­го акта — с другой.

В современной гносеологии субъект рассматривается не только как система, получающая, хранящая и перерабатываю­щая информацию (подобно любой живой системе). Субъ­ект —это прежде всего общественно-историческое существо, наделенное сознанием, способное к целеполагающей, предмет­ной, творчески преобразующей деятельности.

Информационно-теоретический способ освоения реально­сти формируется культурой той или иной исторической эпохи. Это значит, что субъект вырабатывает в своем сознании обра {212} зы, абстракции, гипотезы, теории не «один на один с приро­дой», а на базе уже сформировавшихся универсальных схем деятельности. Последние и задают те механизмы, в соответ­ствии с которыми человек абстрагирует, понимает и оценивает объекты познания. Независимо от того, творит ли отдельный индивид сам новые способы прочтения и объяснения реально­сти или бессознательно перенимает уже готовые умственные клише и стереотипы эпохи, в любом случае он действует на основе навязанных ему смыслообразующих данностей культу­ры своего времени. Даже любой элементарный с точки зрения познания случай, как например, визуальное восприятие таких небесных тел, как Луна или Солнце, показывает: несмотря на то, что перцептуальный образ этих тел в физиологическом плане у современного человека такой же, как и у первобытного, смыс­ловой акт восприятия принципиально различен.

Качественно по-новому подходит современная гносеоло­гия и к рассмотрению объекта, познаваемого в многообраз­ных формах человеческой социальной деятельности. Для субъекта не безразлично, является ли нечто актуально объек­том познания или нет. С гносеологической точки зрения это различие представляет специальный интерес.

В связи со сказанным можно сформулировать общий за­кон: степень предметного освоения реальности в практике людей вычленяет ту совокупность измерений объекта, кото­рая выступает в каждую данную эпоху основой его отобра­жения в сознании людей. В любом своем отношении человек не вступает в контакт с объектами (вещами, явлениями, про­цессами) природного и общественного бытия вообще, во всей их бесконечной сложности. Побуждаемый к деятельности сво­ими материальными и духовными потребностями, ставя те или иные цели, он всегда берет их как некоторый «частный объект», или «предмет». {213}

Природа, действительность должны рассматриваться, та­ким образом, в особой абстракции, т. е. в той мере, в какой они являются актуально выявленными предметами познания. Прак­тика, позволяющая человеку летать в космос и опускаться на дно океана, обеспечивающая исследование мира с помощью синхрофазотрона и лазера, рентгеновского телескопа и элект­ронного микроскопа, выявляет в объективной реальности все новые и новые предметы познания, новые сущности, уровни и грани материального мира.

Из приведенной схемы видно, что в качестве реальности, с которой сопоставляется мысленный образ, вырабатываемый в процессе познания, выделяется не объект с его бесконечны­ми свойствами, связями и отношениями, а некоторый вполне определенный набор свойств, сторон, структур и т. п., т. е. предмет. Поэтому один и тот же объект может быть отобра­жен во множестве различных по содержанию абстракций. {214}

Многокачественный, многомерный и многоуровневый характер любого объекта обусловливает то, что практическое выявление одних аспектов реальности влечет за собой переход к новым ее сферам, образуя направленный процесс «втягивания» природы в мир человеческой цивилизации. Расширяюще­еся многообразие форм этой природы для человека в познава­тельном отношении выступает как все большее раскрытие сущ­ности самой природы, процесс все большего согласования наших знаний о мире с самим этим миром. Познание, таким образом, обладает отчетливо выраженным историческим ха­рактером.

Субъектно-объектное отношение, как любое другое, раз­вивается лишь на основе возникновения и усложнения систе­мы опосредствующих звеньев. Чем разнообразнее и совершен­нее эта система, тем более развито и то целое, которое связано с этими звеньями.

Субъект не может воздействовать на объект иначе, как пред­метным образом. Это значит, что в своем распоряжении он должен иметь систему материальных посредников своих воз­действий на познаваемый объект — руки, орудия труда, изме­рительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т. д. Прогресс позна­ния был бы невозможен без постоянного расширения и услож­нения этого «мира посредников». Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников — сенсорная информация, различные знаковые системы, и прежде всего человеческий язык. Во второй поло­вине XX в. мир посредников гигантски расширился за счет ис­пользования компьютерной техники, системы Интернет и т. п. {215}



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.046 с.)