Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эмпирического и теоретического исследований

Поиск

К основным методам эмпирического исследования мож­но отнести наблюдение, измерение, эксперимент и индукцию.

Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реальной научной практике наблюдение представляет собой активный по­знавательный процесс, опирающийся не только на работу ор­ганов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувственных данных. К научному наблюдению предъявляются жесткие требования:

• четкая постановка цели наблюдения;

• выбор методики и разработка плана;

• систематичность;

• контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения;

• обработка, осмысление и истолкование полученного мас­сива данных.

Наблюдение — важнейший способ получения научных фактов.

Факты науки — эмпирическое звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средства­ми. Нечто существующее становится научным фактом лишь тог­да, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (протокольная запись в виде высказываний, формул; фотография, магнитофонная запись и т. п.).

Любой факт науки имеет многомерную (в гносеологиче­ском смысле) структуру. В этой структуре можно выделить че­тыре слоя: {233}

1) объективную составляющую (реальные процессы, события, структуры, которые служат исходной основой для фиксации познавательного результата, называемого фактом); 2) информационную составляющую (информационные по­средники, обеспечивающие передачу информации от источни­ка к приемнику — средству фиксации факта); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующи­ми в данную эпоху качественными и количественными возмож­ностями наблюдения, измерения и эксперимента); 4) когнитив­ную детерминацию факта (зависимость способов фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций тео­рии, теоретических схем, психологических установок и т. п.).

Измерение — наблюдение, фиксирующее не только качест­венные характеристики объектов и явлений, но и количествен­ные аспекты. Оно предполагает наличие в средствах деятель­ности некоторого масштаба (единицы измерения), алгоритма (правил) процесса измерения, измерительного устройства. Из­мерение есть процедура установления одной величины с по­мощью другой, принятой за эталон. Первая из указанных вели­чин называется измеряемой величиной, вторая — единицей из­мерения. Отсюда под измерением можно понимать процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу.

Следует подчеркнуть, что современное опытное естество­знание, начало которому было положено трудами Леонардо да Винчи, Галилея и Ньютона, своим расцветом обязано приме {234} нению измерений. Провозглашенный Галилеем принцип коли­чественного подхода, согласно которому описание физических явлений должно опираться только на величины, имеющие ко­личественную меру, является методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-техническо­го прогресса.

Эксперимент как средство получения нового знания о дей­ствительности используется в науке в связи с особого рода по­знавательными задачами, для решения которых ученый вынуж­ден обращаться к созданию особой ситуации или искусствен­ной среды и использованию наблюдаемого взаимодействия с целью получения полезной информации. Исследователь при­бегает к постановке эксперимента в тех случаях, когда необхо­димо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, ко­торое в естественных условиях далеко не всегда присуще объек­ту или доступное субъекту. Воздействуя на предмет в специаль­но подобранных условиях, исследователь целенаправленно вы­зывает к жизни нужное ему состояние, а затем изучает его. В сравнении с наблюдением структура эксперимента как бы уд­ваивается: один из его этапов представляет собой деятельность, цель которой — достижение нужного состояния предмета, дру­гой связан с собственно наблюдением.

Эксперимент— это такое вопрошание природы, когда уче­ный нечто знает о предполагаемом ответе. Благодаря чему экс­перимент становится средством получения нового знания? Для ответа на этот вопрос необходимо понять логику и условия перехода от прежнего знания к открытию, к новому научному утверждению. Чтобы превратить эксперимент в познаватель­ное средство, необходимы операции, позволяющие перевести логику вещей в логику понятий, материальную зависимость в логическую. Для этого нужно располагать следующим рядом: 1) принципами теории и логически выводимыми из них след­ {235} ствиями; 2) идеализированной картиной поведения объектов; 3) практически отождествленной (в заданном интервале абст­ракции) идеализированной моделью материальной конструк­ции. При наличии этих факторов возникает совпадение логики понятий и логики вещей. Существуют два типа эксперимен­тальных задач: исследовательский эксперимент связан с поис­ком неизвестных зависимостей между несколькими парамет­рами объекта; проверочный эксперимент применяется в случа­ях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.

Научная теория

Переходя к методам построения научной теории, определим прежде само понятие теории. Исходным в анализе гносеологической природы научной те­ории служит понимание ее как высшей формы отражения дей­ствительности и организации научного знания. Специфика те­ории в том, что она в систематическом виде отражает законо­мерности, сущностные характеристики определенной области действительности. По своему строению научная теория пред­ставляет собой целостную и внутренне дифференцированную систему взаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах, систему, характеризующую выводимость содержания теории из некоторой основной совокупности ут­верждений и понятий — исходного базиса теории, — по опре­деленным логико-методологическим правилам.

Теория должна дать целостное представление о законо­мерностях и сущностных связях определенной области бытия. Теоретическое знание предполагает сложную систему абстрак­ций, идеализированных объектов, в том числе наличие опосредствующих звеньев (в виде соответствующих схем и моде­лей). Таких звеньев может быть несколько, что свидетельству­ет о многоуровневом иерархическом строении фундаменталь­ных научных теорий. {236}

Для создания теории гипотетико-дедуктивного типа необ­ходимо, во-первых, определить аксиомы; во-вторых, обозна­чить совокупность законов логики, которые будут использова­ны в дальнейшем; в-третьих, вывести из аксиом с помощью правил вывода все остальные истинные утверждения данной теории.

Важнейшим способом построения любой научной теории служит абстракция. Она представляет собой способ формиро­вания образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путем использова­ния (или фиксации в образе) лишь части из множества соот­ветствующих данных и прибавления к этой части новой ин­формации, не вытекающей из этих данных. Так, первые гео­метрические понятия исторически формировались индуктив­ным путем, посредством отвлечения от всех свойств наблюда­емых тел, кроме их формы и размеров. Геометрический смысл этим понятиям (точка, прямая плоскость и т. п.) был придан за счет их логической реконструкции, пополнения выделенных эмпирических свойств теоретическими свойствами (непрерыв­ность, неограниченная протяженность, конгруэнтность, парал­лельность и др.) необходимыми для выражения чисто геомет­рических истин.

В отличие от обыденного познания научная абстракция при своем формировании подчиняется определенным требовани­ям. Во-первых, должно быть показано, что то, от чего отвлека­ются в процессе постижения объекта, является объективно посторонним для результата абстракции; во-вторых должно быть определено, до какого предела (в каком интервале абст­ракции) данный процесс отвлечения имеет законную силу; в-третьих, должно быть принято во внимание, что всякой вводи­мой в теорию (и имеющей объективный смысл) абстракции со­ответствует свой, от сознания субъекта не зависящий интер­вал. Обозначенный интервал есть понятие, определяющее пре {237} делы рациональной обоснованности той или иной абстракции, условия ее предметной истинности и границы однозначной применимости, устанавливаемые на основе информации, по­лученной эмпирическими или логическими средствами.

Методология и связанное с ней методологическое созна­ние представляют собой специальную форму рефлексии над научным познанием, особый тип осознания науки. Современ­ная методология не ограничивается изучением методов науч­ного познания, исследовательских приемов и процедур. Она подвергает исследованию также основания, структуру и свой­ства научного знания, его генезис и функционирование, зако­номерности развития и трансформации. Проведя концептуаль­ную обработку опыта науки, методолог строит теорию, спо­собную описать и объяснить особенности познавательной дея­тельности, предлагает принципы рациональной реконструкции познавательного процесса, систем научного знания. Именно на уровне методологической теории создаются необходимые ус­ловия определения адекватной аксиологии науки — системы критериев и оценок научной деятельности и ее результатов, таких, как истинность, объективность, рациональность, эффек­тивность, практичность и др. Научная методология может стать основой для эффективного прогнозирования развития науки.

?

1. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» (Демокрит). Как можно оценить высказывание философа? 2. «Нам даны вещи в качестве находящихся вне нас предметов наших чувств, но о том, ка­ковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем толь­ко их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, дей­ствуя на наши чувства» (Кант И. Пролегомены.). Со всем ли можно согласиться в данном утверждении? Если нет, то что представляется вам неправильным? 3. «Обыкновенно мы называем истиной согла {238} сие с нашим представлением... В философском смысле, напротив, ис­тина... означает согласие некоторого содержания с самим собой... Впрочем, более глубокое (философское) значение истины встречает­ся и в обычном словоупотреблении: мы говорим, например, об истин­ном друге и понимаем под этим такого друга, способ действия кото­рого соответствует понятию дружбы; точно так же мы говорим об ис­тинном произведении искусства» (Гегель.). Дайте критический ана­лиз такого понимания истины. 4. Назовите основные ступени позна­ния. Как они связаны между собой? 5. Дайте характеристику трем аспектам относительной истины. 6. Как Вы понимаете термин «по­знавательная позиция»? 7. Охарактеризуйте основные формы и ме­тоды научного познания.

{239}



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.008 с.)