Классификация методов психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов психодиагностики



Метод – это путь научного исследования.

И.П.Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных.»

Методика – конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования).

Метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической базы.

Пример: «Прогрессивные матрицы Равена», «Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла», «Краткий ориентировочный тест Вандерлика» - методики психодиагностики общих интеллектуальных способностей. Метод – тестирование. Общая теоретическая база – понимание интеллекта как специализированной подструктуры в целостной структуре личности. Общие технологические приемы: это бланковые методики, это методики с предписываемыми ответами, это объективные методики, где влияние психодиагноста минимизировано (в отличие от диалогических - беседы, интервью, патопсихологического эксперимента -, где психодиагност влияет на обследуемого своими реакциями и ответными репликами).

Основные методы

ОСНОВНОЙ Его разновидности
1.НАБЛЮДЕНИЕ -внешнее/-внутреннее (самонаблюдение)
  -свободное/-стандартизованное
  -включенное/ -стороннее
2.ОПРОС -устный/ -письменный
  -свободный/ -стандартизованный
3.ТЕСТИРОВАНИЕ -опросники
  -тесты-задания
  -проективные
4.ЭКСПЕРИМЕНТ -естественный
  лабораторный

Наблюдение - метод психологического исследования, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.

Внешнее наблюдение – сбор данных о человеке путем наблюдения за ним со стороны.

Внутренне наблюдение – наблюдение за самим собой.

Свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желания исследователя

Стандартизованное наблюдение имеет заранее разработанную программу, которой наблюдатель строго следует; непременное условие – строгое следование единице (объекту) наблюдения.

Опрос – это метод, при котором исследователь непосредственно обращается к респонденту с целью получения ответов на вопросы.

Свободный опрос: перечень задаваемых вопросов и ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Стандартизованный опрос: перечень задаваемых вопросов и ответов на них заранее ограничен определенными рамками.

Устный свободный опрос = беседа

Устный стандартизованный опрос = интервью

Письменный стандартизованный опрос = анкета

(В анкете помимо ответов на вопросы должны содержаться социально-демографические сведения о респонденте: пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение)

Тестирование (тест) - метод психологического исследования с использованием специализированных стандартных методик и процедур для выявления определенных психологических свойств испытуемых и их количественных характеристик

Тест-опросник: серия вопросов, по ответам на которые делается вывод о наличии (отсутствии) и степени выраженности тех или иных психологических характеристик.

Виды тестов-опросников: личностные опросники / опросники интересов, установок

Тест-задание: предполагает оценку человека не на основании суждений о себе, а на основании выполнения заданий

Виды тестов-заданий: тесты интеллекта/ тесты внимания / тесты памяти / тесты достижений

Проективные тесты. В основе лежит механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других

Валидность теста – пригодность, понимаемая как соответствие целей и результатов (понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает)

Надежность теста – устойчивость результатов во времени (характеристика теста, показывающая независимость результатов от действия разных случайных факторов); это воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях

Достоверность теста – способность теста защищать информацию от сознательных и бессознательных искажений

Репрезентативность теста – представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую рапространяются выводы по результатам исследования (Если мы изучаем личностные качества парикмахеров, то для исследования должны отбираться именно парикмахеры, а не ученики или стажеры)

Эксперимент – метод психологического исследования, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

ВНИМАНИЕ!!!

Каждая психологическая методика появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого она предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно судить о личности данного человека. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ З.Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт.

Психодиагностические термины

Выборка – группа людей, на которых проводится исследование.

Генеральная совокупность – это множество людей, на которых распространяются результаты исследования.

Группа контрольная – это группа испытуемых, с которой сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе, с целью вывода о том, подтвердилась ли проверяемая в данном исследовании гипотеза.

Группа экспериментальная – та группа испытуемых, на которой проводится исследование с целью проверки некоторой гипотезы.

Валидность теста – пригодность, понимаемая как соответствие целей и результатов (понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает)

Надежность теста – устойчивость результатов во времени (характеристика теста, показывающая независимость результатов от действия разных случайных факторов); это воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях

Достоверность теста – способность теста защищать информацию от сознательных и бессознательных искажений

Репрезентативность теста – представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую рапространяются выводы по результатам исследования (Если мы изучаем личностные качества парикмахеров, то для исследования должны отбираться именно парикмахеры, а не ученики или стажеры)

Вопрос № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.008 с.)