Субстанциональная структура РА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субстанциональная структура РА.



Коммуникационный процесс включает всебя несколько состав­ляющих. Аристотель, например, выделял три компонента коммуни­кации: ОРАТОР - РЕЧЬ - АУДИТОРИЯ. Эта триада является осно­вой и современной коммуникации, только звучит по-другому: КОММУНИКАТОР - СООБЩЕНИЕ - КОММУНИКАНТ.

Наиболее значимых компонентов РА 9:

(1) Кто говорит? (Коммуникатор, говорящий, пишущий, адресант, продуцент)

(2) Кому? (Коммуникант, читающий, слушающий, адресат, рецепиент)

(3) Что сообщает? (Информация) 4.По какому каналу? (Какими средствами? Код)

5С каким эффектом? (Результат обратной связи.) 6.Зачем? 7 Почему? 8 Где? 9 Когда?

Коды - это символы, или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербаль­ные (устная и письменная речь), а также невербальные (визуальные образы, звуки, цвета, запахи, жесты, интонации и пр.) средства.

коммуникативные формы:

а. Публичная речь. Спичрайтер помогает составить текст выступ­ления, обращая идеи политика в слова, словесные формулы, фразы, кот аудитория поймет и, предполагается, примет.

б. Пресс-релиз, или ньюз-релиз. Ответственный за отношения с прессой (пресс-секретарь, специалист по ПР - релайтер) составляет краткое сообщение о выступлении для средств массовой (или корпо­ративной) информации, используя главные моменты речи политика.

в. Редактор отдела новостей газеты получает пресс-релиз, коррек­тирует содержание в соответствии с профилем издания и печатает сообщение в газете для широкой аудитории.

Таким образом, процесс кодирования в значительной степени субъективен - во многом зависит от личностных особенностей коди­рующего, его семантической культуры, способности к вербализации, тезауруса и пр.

При кодировании информации важны каналы передачи информации.

КАНАЛ - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массо­вой коммуникации (пресса, издательства, телевидение, радиовещание, информационные агентства, службы связи с общественностью и прес­сой, рекламные агентства и др.) и межличностные каналы, то есть непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем информации.

К средствам (каналам) передачи сообщения можно отнести также публичное выступление, личную встречу, рекламный щит и пр.

Виды каналов:

· зрительный (до 70% информации им передается: письмо, внешность человека, кинестетика и т.п.) ;

· слуховой (аудиальный): устная речь, песня и т.п.;

· тактильный (кинестетический): тепло, шершавость, гладкость;

речевой (вербальный): занимает особое место в человеческой коммуникации. Это ведущий тип коммуникации в человеческом обществе, который может сопровождать все остальные виды общения.

Операциональная структура РА –совокупность шагов, операций по созданию речи.

А) Пропозициональный акт – это осмысление ситуации, о которой пойдет речь (Войдя в комнату, вижу оборванные обои, белила и т.п. – подготовка к ремонту)

Б) Иллокутивный акт – приписывание цели будущему высказыванию (Одобрить то, что происходит, огорчиться и т.п.).

В) Локутивный акт – собственно произнесение или написание высказывания.

Г) Прелокутивный эффект – результат высказывания (соотнесение цели высказывания с реакцией собеседника).

Свойства коммуникативного акта

a. семиотичен;

b. двусторонен:2 субъекта: отправитель и получатель;

c. интенционален:сознателен и целенаправлен: коммуникативная цель(стратегический результат, на который направлен КА: отказаться, поблагодарить и т.п-) + коммуникативная перспектива(возможность вызвать желаемое последствие в действительности: если есть условия для достижения цели, то есть и коммуникативная перспектива);

d. культуно-исторически и национально обусловлен;

E. конвенционален.

Типы РА:по цели высказывания (1) и формам ее выражения (2).

I. (См. виды общения по цели)

(1) Информативный РА – цель – передача информации.

(2)Вопросительный РА – получение информации.

(3) Побуждающий РА – побудить собеседника совершить действие.

(4) Убеждающий РА – с помощью логических аргументов убедить собеседника в правильности своей точки зрения.

(5) Суггестивный РА – воздействовать на подсознание и эмоции собеседника для убеждения, получения нужного эффекта.

(6) Эвристический РА – открыть истину в результате убеждения.

(7) Игровой РА – вести разговор ради удовольствия от самой речи (рассказывание анекдотов и т.п.).

(8) Экспрессивный РА – выразить свои эмоции или возбудить их в собеседнике.

(9) Фатический РА – установление или поддержание контакта.

II. Прямой речевой акт – цель речи выражена прямо, в словах (Передайте, пожалуйста, соль). Косвенный РА – цель выражена в подтексте, намеком (Не могли бы вы передать мне соль? Прямой ответ: Могу/ не могу. Ожидаемая реакция – передача соли).

4.ТЕХНИКА РЕЧИ.

Речевая техника – это совокупность элементарных технологических приемов и средств звучащей речи, которые, будучи доведенными до степени автоматизированных навыков, сделают нашу речь доступной, ясной, выразительной и легко воспринимаемой массовой аудиторией.

Речевой аппарат человека состоит из четырех важнейших частей: органов дыхания, гортани с голосовыми связками, резонаторных полостей и органов артикуляции. Звучащая речь образуется в результате работы всех этих органов. Ими же обеспечивается высота голоса, сила звука, ритм и темп речи.

Техника речи, как и речь в целом, подчинена мысли и чувству, «включают» речевой аппарат.

Нередко от тех людей, кому по долгу службы приходится много говорить, можно услышать жалобы на то, что голос устает, дыхание перехватывает. Это связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания.

Мы привыкли к тому, что процесс дыхания совершается у человека автоматически, и даже не задумываемся, как он происходит. Дыхание – врожденный акт; беспрестанная цепь сменяющих друг друга вдохов и выдохов, продолжающихся в течение всей жизни человека. Непрерывный газообмен, совершаемый при помощи дыхания, имеет для человека жизненно важное значение. Основные элементы дыхания – вдох, выдох, пауза.

Выделяют три типа дыхания:

1) верхнегрудное, или ключичное, при котором происходит движение верхних семи пар ребер;

2) нижнегрудное, или реберное, которое осуществляется движением пяти нижних пар ребер;

3) брюшное, или диафрагмальное, при котором увеличение объема грудной полости происходит из-за сокращения диафрагмы.

Каждый из этих типов дыхания применительно к речи имеет существенные недостатки. Наилучшим для речи- смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. Почему? При нем происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких.

Дыхание, помимо физиологической функции, выполняет еще одну – голосообразование и формирование речи.

Дыхание, обслуживающее речь, называетсяфонационным. Его характеристики:

1) Активность, т.к. дыхание служит энергетической базой речи.

2) Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся, как совершается выдох, куда он направлен. При фонационном дыхании выдох должен быть организован. Надо позаботиться о том, чтобы воздух во время выдоха не растекался во все стороны, а ровной струей шел в нужном направлении.

3) Распределение выдоха – умение сознательно делить его на равномерные отрезки – порции.

4) Добор дыхания в процессе речи. Надо научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушающих подхватить новую порцию воздуха, пополнить его запас. Главное условие добора дыхания – привычка пополнить запас воздуха в каждой удобной паузе, про запас!

Голосообразование– сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически. В обыденной жизни наш голосовой аппарат легко справляется с нагрузкой.

Громкость. Обеспечивается за счет силы звука, то есть увеличения амплитуды колебания голосовых связок; за счет использования резонаторов.

Тембр, или звуковая окраска голоса, зависит от величины и формы резонаторов, от умелого и правильного дыхания в процессе речи, от дополнительных тонов, сопровождающих основной звук.

Высота голоса - это способность голоса изменяться по музыкальным тонам. Каждый голос характеризуется определенным диапазоном, то есть совокупностью музыкальных тонов. В обычной речи говорящий редко выходит за пределы 3 – 4 нот, хотя почти каждый человек может говорить в диапазоне 1,5 октав.

Гибкость, подвижность голоса – это изменение силы и тембра голоса, высоты его звучания. Гибкий голос легко воспринимается, не утомляет, вызывает ощущение приятности, удовольствия.

Полетность – способность голоса преодолевать препятствия и доходить до самых дальних рядов слушателей. Полетность зависит от высоты и громкости звука.

Благозвучность – отсутствие в голосе звуковых помех (хрипов, шума, гнусавости). Это четкость, ясность, слаженность работы всех частей речевого аппарата.

Выносливость – способность голоса не терять основные свойства звучания при длительном выступлении.

Адаптивность – приспособление динамики, тембра, мелодики голоса к акустическим условиям.

Кроме голоса для характеристики речи важны такжедикция, интонация, темп и ритм речи.

Дикция - это четкое произношение отдельных звуков и звуковых сочетаний. Прежде чем понять речь, ее нужно услышать. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять.

Залог ясной дикции – правильная артикуляция звуков. называют совокупность произносительных движений речевых органов, необходимых для образования данного звука. К речевым органам относятся: язык, губы, мягкое небо с язычком, зубы и твердое небо. Очень часто недочеты дикции объясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, нечеткая дикция может быть исправлена постоянной тренировкой органов артикуляции.

Темп речи – скорость, быстрота, с которой лектор, преподаватель произносит слова, фразы, и весь текст. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его темперамента.

Как подбирать темп своей речи? Восприятие лекции, урока не должно отставать от сообщения, скорости поступления информации. Нельзя говорить быстрее, чем люди думают и перерабатывают информацию.

Ритм речи заключается в чередовании отрезков речи, различающихся длительностью, а также в чередовании звучащей речи и пауз.

Различают несколько типов пауз в зависимости от того, по какой причине прерывается звучащая речь.

Физиологические паузы вызваны необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы они совпадали с другими, значимыми, паузами: грамматическими, логическими и психологическими. В противном случае может создаться впечатление одышки у говорящего.

Грамматические паузы являются средством грамматического упорядочения текста. Они отделяют одно предложение от другого. В большинстве случаев грамматические паузы отличаются на письме знаками препинания.

Логические паузы связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С ее помощью говорящий осуществляет членение потока слов на смысловые куски. Происходит это путем соединения слов в группы. Не разобрав, какое слово, к какому относится, нельзя понять текст.

Пример: Встречать гостей // из столицы // приехал специальный представитель.

О, я хочу // безумно // жить.

И над отечеством // свободы просвещенной взойдет ли, наконец, прекрасная заря.

Психологические паузы. Их назначение – эмоциональная интерпретация текста, раскрытие психологического движения мысли. Такие паузы связаны с подтекстом речи.

Пример: Геологи искали воду, а нашли…. золото.

Охарактеризованные качества человеческого голоса и речи, а также способность говорящего в процессе выступления менять темп, ритм, тембр, звучность и тональность голоса в совокупности порождают все многообразие живых интонаций.

Интонация выполняет несколько функций.

Грамматическая функция заключается в том, что превращает цепочку слов в предложение, высказывание.

Разделительная функция состоит в расчленении высказывания на осмысленные куски, что позволяет говорящему вложить во фразу тот или иной логический смысл. Дифференцирующая функция позволяет различать различные типы высказываний: убеждение, вопрос, побуждение. Экспрессивная функция – передача чувств, эмоций, переживаний. Чтобы научиться правильной интонации, следует прислушиваться к обыденной речи, к публичным выступлениям, анализировать свойственные им интонации, всегда четко представлять себе, что ты хочешь сказать людям, к каким поступкам побудить их. Скороговорки

В первый раз прочтите скороговорки по слогам, обращая внимание на конечные слоги слов. Повторите скороговорки несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп в следующем порядке: 1 раз - медленно, 2 раза – в 2 раза быстрее, 4 раза – в 4 раза быстрее, 8 раз – в 8 раз быстрее.

5.ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. КОММУНИКАТИВНЫЕ НЕУДАЧИ: сущность, типы, причины

1. ПО РЕЗУЛЬТАТУ: УСПЕШНАЯ / НЕУСПЕШНАЯ (достигнут / не достигнут результат), ЭФФЕКТИВНАЯ / НЕЭФФЕКТИВНАЯ К. (результативность + сохранились ли гармоничные отношения между общающимися).

Оптимальный способ речевого общения принято называть эффективным, успешным.

Невозможно описать гармоничное общение без выявления его качеств и свойств, кот вносят дисгармонию в речевые действия коммуникантов, разрушают понимание, вызывают негативные эмоциональные и психологические состояния партнеров коммуникации.

Для обозначения различного рода сбоев и недоразумений в ходе речевого общения чаще всего используется термин коммуникативная неудача, под кот понимается полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, то есть неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего. Неудачи, сбои, недора-зумения могут быть нейтрализованы в процессе коммуникации с помощью доп речевых шагов: переспросов, уточнений, пояснений, наводящих вопросов, переформ-ия, в результате чего может быть осуществлено коммуникативное намерение говорящего.

Типы КН выделяются по их причинам:

– Физиологические причины: дефекты органов речи и слуха общающихся (заикание);

– Различия в используемом коде (говорят на разных языках и подъязыках: литературный язык и жаргон / профессиональный подъязык / иностранный язык и т.д.);

– Различия общающихся: биологические (мужской и женский язык), возрастные (ребенок / взрослые), культурно-исторические, социальные и т.п.;

– особенности устройства языка и речи (многозначность, омонимия знаков и т.п. Напр., объявление: Продаются трубы уральских заводов: произведенные на уральских заводах или украшающие их?).

2. Коммуникативная личность: ее коммуникативное поведение, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура

Личность, ведущая себя определенным образом при общении, получила название коммуникативной личности.

Коммуникативное поведение человека - это его поведение в про­цессе общения, регулируемое коммуникативными нормами и тради­циями, которых он придерживается.

Существует коммуникативное поведение личности, социальной, профессиональной, гендерной, возрастной группы, а также националь­ное коммуникативное поведение.

Есть групповые, то есть профессиональные, возрастные и т. д. коммуникативные нормы: учителя говорят громче других, у них в ходе общения часто бывает возбужденный вид, врачи циничны в общении, военные грубы и прямолинейны (солдатская прямота), маленькие дети много говорят о себе, пытаясь привлечь внимание, они закрывают взрослым рот ладошкой, если не хотят слышать возражение; очень много особенностей выявляется в коммуникативном поведении муж­чин и женщин.

Под стилем общения он понимает способ выражения сообщения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подан, интерпретирован и понят.

Р.Нортоном выделяются следующие стили общения:

1доминатный; 2драматический; 3спорный (агрессивный); 4успокаивающий; 5впечатляющий; 6точный; 7внимательный; 8воодушевленный; 9дружеский; 10открытый.

Коммуникативное поведение опирается на коммуникативную культуру и коммуникативную компетентность личности.

Коммуникативная культура – это правила эффективного и в то же время корректного, гармонизирующего поведения, выработанные обществом (и интериоризированные личностью).

Коммуникативная компетентность – это достаточно высокая степень интериоризации личностью выработанных обществом коммуникативных норм.

Коммуникативная грамотность (термин Стернина: = компетенность) включает два уровня:

1. знание и применение норм общения, принятого вобществе для стандартных коммуникативных ситуаций, этот уровень коммуникативной грамотности предполагает ответ на вопрос "как надо, как принято общаться ";

2. Знание и применение правил и приемов эффективной коммуни­кации в стандартных коммуникативных ситуациях; этот уровень ком­муникативной грамотности предполагает ответ на вопрос "как лучше, как эффективней общаться ".

Формирование коммуникативной грамотности личности начинает­ся с первого уровня, а затем переходит на второй.

Коммуникативная компетентность складывается из следующих компонентов

А) информационного (знание предмета речи, языка, этических и культурных норм, т.е. профессиональная и языковая компетентность = ЧТО? И КАК?);

Б) личностного (предполагает наличие навыков успешного коммуникатора, т.е. это рече-поведенческая составляющая);

В) перцептивного – психофизиологические и интеллектуальные навыки восприятия знаков общения, в том числе речи, т.е. приема, интерпретации, оценки информации (ср. общение со слепым, глухим, иностранцем);

Г) психолого-познавательного – включает в себя анализ психологических особенностей оценки информации, выявление разного рода уловок, сигналов обмана, манипулирования; знание способов противодействия им;

Д) управленческий – воздействующий: умение управлять с помощью речи.

Коммуникативная неграмотность населения - конфликты и проблемы в коллективах, семьях, политических и общественных организациях, творческих коллективах, в сфере сервиса, бизнеса, ведения переговоров и т.д.

мужчина, занятый физической работой, не может при этом одновременно вести диалог с женщиной: так устроен его речемыслительный механизм.

в воспитательном общении с ребенком бесполезно приводить аргументы к пользе или вреду для здоровья - здоровье его еще не беспокоит.

пьяному или возбужденному че­ловеку не надо приводить логические аргументы.

Знание и применение этих знаний и есть коммуникативная грамотность человека, которой так не хватает в нашем обществе.

не звучали в нашем обществе слова «А я не знаю, как с моим сыном разговаривать», «Я не нашлась, что сказать моему ученику»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.186.91 (0.017 с.)