Понятие, состав и структура основных фондов. Отраслевые особенности структуры основных фондов в СКС и Т 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, состав и структура основных фондов. Отраслевые особенности структуры основных фондов в СКС и Т



Экономика в СКС и Т.

Понятие, состав и структура основных фондов. Отраслевые особенности структуры основных фондов в СКС и Т

Основной капитал включает в себя основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Основные производственные фонды – это часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первоначальную форму

По назначению основные фонды делятся на производственные, которые принимают непосредственное участие в процессе производства, и непроизводственные, которые непосредственного участия не принимают.

Средства труда относятся к основным фондам.

Основные производственный фонды пополняются за счет капитальных вложений, финаносвыми источниками которых могут быть амортизационный фонд предприятия,отчисления от чистой прибыли и другие источники.

Основные фонды отличаются от оборотных:

- по времени использования (осн. Фонды имеют длительный – более года период обращения и многократно участвуют в производственном процессе, а оборотные фонды полностью используются в течение одного производственного цикла)

- по хар-ку и способу переноса стоимости на готовую продукцию (осн. Фонды переносят стоиомтсь опстепенно, по частям по мере их испозьзования, а оборотные переносят за один рпоизводственный цикл)

- по хар-ру воспроизводства (осн. Фонды восттанавливаются или пополняются за счет капиталовложений по мере их износа, а оборотные фонды возобновляются после каждого производственного цикла)

- по стоимости: основные и оборотные фонды учитываются согласно принятой учетной политике на предприятиях туриндустрии.

По назначению и использовавнию основные фонды классифицируются:

1. здания – все виды, включая стоимость системы жизнеобеспечений зданий: водоснабжений, отопление и т.д.)

2. сооружения – инженерно-техн. Объекты, выполняющие тех. функции по обслуживанию производственного процесса (тоннели, мосты, эстакады и т.д.)

3. передаточные устройства - устройства, с пом. Которых передается электрическая, тепловая, механическая энергия, а также жидкие и газообразные вещества, находящиеся вне здания и не являющиеся его составной частью

4. машины и оборудование

- силовые - рабочие - измерительные приборы - иычислительная техника

- транспортные средства

Инструмент

- производственный инвекнтарь - хоз. Инвентарь

Чем больше доля активной части в общей структуре основных фондов, тем больше продукции может произвести предприятие.

Большинство предприятий гостиничного комплекса России имеют устаревшие уставные фонды, не отвечающиме международным мировым стандраттам, что отрицательно влияет на развитие туризма, особенно въездного, представляющего высокие требования к средствам размещения.

Оценка основных фондов.

Необходимость оценки основных фондов обусловлена не только системой отчетности предприятия, но и системой определения степени износа, расчета амортизационных отчислений, условиями приватизации и тому подобное. На производственных предприятиях применяются три вида оценки основных фондов:

-по первоначальной стоимости, которая включает стоимость приобретенного элемента основных фондов, а также затраты на доставку, монтаж наладку, ввод в действие. Из суммы затрат исключается налог на добавленную стоимость и иные возмещающие налоги. По первоначальной стоимости основные фонды применяются на учет и определяются их амортизация.

-восстановительная стоимость основных фондов— это стоимость их изготовления в условиях данного года. Выделение показателя восстановительной стоимости обусловлено тем, что из-за ряда факторов возникает различие в первоначальной стоимости разных лет. Для устранения этого различия проводится переоценка основных фондов. В условиях инфляции в ходе переоценки увеличивается стоимость основных фондов с помощью установленных коэффициентов

-для коммерческих организациях применяется показатель остаточной стоимости, который рассчитывается путем вычета из первоначальной стоимости суммы начисленной амортизации, то есть той части стоимости основных фондов, которая перенесена на производимую продукцию.

ТОВАРИЩЕСТВА

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товари­щества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полным товариществом признается объединение двух и более пред­принимателей (участников). Создаваемое ими предприятие (путем объединения капитала и заключения договора) предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) имущественную ответственность участ­ников

Представительство и действия от имени полного товарищества любого из его участников признается деятельностью самого това­рищества, если иное не предусмотрено учредительными докумен­тами товарищества. Изменение состава участников товарищества влечет за собой прекращение его деятельности.

Товариществом на вере (коммандитным, или смешанным) при­знается объединение, в котором один или несколько его действитель­ных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обя­зательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с Деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Акционерное общество (АО) представляет собой форму объедине­ния, средства которого образуются за счет сложения капитала участников, выпуска и размещения акций. Различие между артелью, товариществом, обществом с ограниченной ответственностью, с одной стороны, и акционерным обществом — с другой, состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) со своим имуществом для совместной работы, а во втором — объединяется прежде всего капитал для его совмест­ного использования. В том и другом случае участники объедине­ния несут ответственность за результаты его деятельности, прежде всего своими вкладами.

Акционерное общество создается на основе добровольного со­глашения юридических и физических лиц (в том числе иностран­ных), которые объединяют свой капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции. Акционерное общество:

является юридическим лицом;

несет имущественную ответственность перед кредиторами;

располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров;

владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции). Объединения акционерного типа получают следующие преиму­щества:

способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;

ограничение имущественной ответственности партнеров-акционеров только стоимостью принадлежащих им акций;

снижение предпринимательского риска;

облегчение перелива капитальных средств из отрасли в отрасль.

НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Предприятие создается на добровольной основе, с численностью работников от 15 чел. Оно может формироваться путем преобразования любой коммерческой организации, основанной на частном капитале.

Работникам народного предприятия должно принадлежать не менее 75% уставного капитала. Неакционерами может быть лишь ограниченное число работников, как правило,
до 1трудового вклада.

Один работник может владеть ограниченным числом ак­ций. При увольнении он обязан продать принадлежащие ему акции народному предприятию, последнее обязано их
купить. При этом возможна частичная продажа акций внутри предприятия.

В управлении предприятием при принятии решений допускается голосование по принципу «один акционер — один голос» независимо от числа принадлежащих акционеру акций.

• Оплата труда руководителей строго ограничена. Вместе с тем избранный директор предприятия наделяется широкими полномочиями. Он может быть одновременно и председателем наблюдательного совета предприятия0% от их общей численности на предприятии.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Виды экотуризма.

1. Пеший туризм, треккинг – один из самых распространенных видов туризма.

«+» 1). Не требуют специального оборудования и специальной подготовки.

2). Дают возможность получить необходимые физические нагрузки.

3). Получить эмоциональную разрядку. 4). Удовольствие от общения с природой.

«-«1). Свалки мусора. 2). Неорганизованные стоянки. 3). Вырубка деревьев на дрова.

4). Разжигание костров. 5). Несанкционированное установление палаток.

6). Сбор лекарственных растений.

Маршруты: Популярные: плато Мань-Пупы-Нер, места Гулаговский поселений, перевал Дятлова и гора Отортен, хребет Кваркуш, походы по тайге.

2. Велотуризм. В некоторых странах велосипед до сих пор остается одним из основных видов транспорта, в ос­новном, - это азиатские государства.

«+» 1). Экологичность вида транспорта. 2). Ежедневные физ. нагрузки.

«-» 1). Необходимы специальные дорожки и тропы, дороги с покрытием.

2). В России – дорогие хорошие велосипеды. 3). Могут быть сбиты на автомагистралях.

Маршруты: Уральские горы, наверное, идеальный вариант для велотуризма. Здесь и хорошая физическая нагрузка, и экстрим, и большие расстояния (есть, где раскатиться). Самый популярный маршрут для велотуристов на Северном Урале – это тур по хребту Кваркуш. Озера и скалы парка Истоки Исети.

3. Конный туризм или путешествие верхом.

Верховые и вьючные животные широко используются в экологическом туризме как для передвижения самих туристов, так и для перевозки грузов. Конный туризм - один из самых распространенных видов туризма, использующих верховых животных.

«+» 1). Экологичность вида передвижения. 2). Физ. нагрузки.

«-» 1). Нежелательно движение всадников вдоль автомобильных дорог.

2). Сильно заболоченные участки. 3). Сильно заснеженные участки.

4). Участки льда с ровной поверхностью. 5). Труднопроходимый лес.

6). Зыбучие пески. 7). Водные переправы с быстрым течением. 8). Участки скал крутизной 45°.

Маршрут: Конно-верховые маршруты проходят по живописной горно-таёжной местности Южного Урала.

«По Уральским хребтам», «Уральские перевалы», "Башкирское междуречье"

4. Научно-познавательный или путешествие с натуралистом.

Туры явл. тематическими и проходят в сопровождении ученого-натуралиста, который знакомит экскурсантов с миром природы.

Тематика туров:

- ботанические - зна­комство с растительностью тропиков, лесов, степей, тундр.

- зоологические

- орнитологические (знакомство с птицами). Создаются клубы «бедвочеров» за рубежом.

- энто­мологические (знакомство с насекомыми)

- ихтиологические (зна­комство с рыбами)

- палеонтологические

- геологические

- фотосафари

Места наблюдения. Аркаим, Кургур, Оленьи Ручьи.

5. Туры по внутренним водам.

Различаются как по способам передвижения, так по сложности маршрутов.

- байдарочные туры

- рафтинг- сплав по горным рекам.

- маршруты с использование катамаранов и плотов.

Недостатки.

1). Загрязнение воды бытовыми отходами.

2). Бивачная рекреация (установление палаток, разжигание костров на берегах рек).

Маршруты: Сплавы по Вишере, Сплавы по Березовой и Колве, "Белая река" (сплав на катамаранах, рафтах - 11 дней),

6. Морские путешествия.

Дайвинг – плавание с маской или погружением с аквалангом. Излюбленным местам для занятия дайвингом являются коралло­вые рифы, которые относятся к красивейшим и, в то же время, к чрезвычайно хрупким творениям природы.

Виды подводного плавания включают следующие направления:

Подводная «археология» и обследование затонувших кораблей. Одно из самых крупных кладбищ затонувших кораблей находится в районе Оркнейских островов у северного побережье Шотландии.

Подводное плавание в пещерах.

Участие в научных исследованиях.

Подводная видео- и фотосъемка.

Подводное плавание в холодной воде.

Недостатки. 1). Торговля кораллами, раковинами, тропическими рыбами.

2). Якорь, сброшенный на коралл, ломает его.

3). Ныряльщики наталкиваются на кораллы, повреждая нежные полипы.

Маршруты: - Красное море (Египет Израиль) - Большой Барьерный риф (Австралия)

- Галапагосские острова (Эквадор)

7. Спелеотуризм.

Ресурсом для спелеотуризма явл. пещеры и пещерные комплексы.

Пещеры бывают разного происхождения: антропогенные, вулканические, выветривания, обвальные, термальные и самые распространенные на Урале – это карстовые. Карстовые явления связаны с процессом растворения и выщелачивания горных пород водой, обогащеной углекислым газом, который растворяет известковую породу почвы.

Недостатки: 1). Огромный поток туристов, что приводит к изменению температуры в пещерах.

2). Попадание почвы и др. загрязнений с обуви туристов.

3). Распространение в пещере грибковых инфекций. 4). Урбанизация территории.

На Урале очень развит этот вид туризма, т.к. в Уральском регионе много пещер именного карстового происхождения, где археологи часто находят наскальные рисунки, предметы быта древних культур. Много пещер в Башкортостане, Челябинской области, а также на Среднем Урале. Самая большая пещера на Среднем Урале – это пещера Дружба (500 м), кот. находится в природном парке Оленьи ручьи. Она также карстового происхождения, здесь археологами обнаружена стоянка древнего человека, а также наскальные рисунок – олень, кот. стал эмблемой парка.

Дивья пещера,

8. Спортивная охота.

Это спортивная рыбалка, трофейная охота, фото сафари.

«+» 1). В некоторых парках мира разрешается охота как способ сокращения численности чуждых видов. «Отстреливая единицы, мы сохраняем тысячи».

«-» 1). Снижается численность популяции до критического уровня.

2). Подвергает животный к беспокойству.

Район рыболовных туров Одними из самых привлекательных мест для организации рыбалки являются верховья рек Вишера, Колва, Березовая, Лозьва.

9. Авто и мототуризм

Путешествие на автомобиле и мотоцикле.

«+» 1). Возможность увидеть больше за короткое время.

«-» 1). Не экологичный вид транспорта. 2). Самый дорогой вид туризма.

Аркаим. История и реальность.

ТиТ Вопрос № 1

Деление туризма на категории,типы и виды.
Тип туризма – разновидность определяемая национальной особенностью и принадлежностью туристов.

1. внутренний (инсайдинг)

2. въездной (инкаминг)

3. выездной (аутгоиговый)

Категории туризма:

1. туризм в пределах страны(внутренний и въездной)

2. национальный (ВНУТРЕННИЙ И ВЫЕЗДНОЙ).

3. международный (въездной и выездной)

Виды туризма: (в зависимости от целей): рекреац, леч, познават, дел, религ, этнич, транзитный

1.по виду используемых природных ресурсов -купально –пляжный, -лечебный,- экологический,-горный, - водный,
2. по источникам финансироваия -коммерческий,- социальный,
3. по возрасту -молодёжный,- детский и т.д.
4. по числу участников -индивидуальный, - групповой
5. по способу организации путешествия -организованный,-неорганизованный,
6.по способу размещения -гостиничного типа,-негостиничного типа
7.по вида транспортных средств -автобусный,-авиацтонный,-водный,-автомобильный,-ж\д,проч виды транспорта
8. по дальности поездки -Ближний,-дальний,
9.продолжительность Краткосрочный (деловой, на выходные)(2-4) среднесрочный.долгосрочный,
10.по ритмичности тур потоков Сезонный, круглогодичный.

Основы туроперейтинга.

1. Понятие и виды деятельности туроператора.

Туроперейтинг-деятельность т.о. по комплектации туров и услуг не производимых самим т.о (гостиницы,транспорт,развлечения)

Туроператор -деятельность по формированию,продвижению и реализации тур продукта,осуществляемая юрид. или физич. лицом в соответствии с законом Р.Ф.

туроператорская деятельность - предпринимательская деятельность по организации и возмездному оказанию комплексных туристских услуг, осуществляемая туристской организацией от своего имени, за свой счет и под свою ответственность ("туроператор");

Классификация Т,О,:

Вид деятельности Массового рынка(продажа тур пакетов с использованием чартерных рейсов в места массового туризма) Спец.операторы(опред сегмент или продукт): -место назначения (Англия,Франция,) · определённой клиентуры. · Спец мест размещения (тур базы,гостиницы) · Опред.вид транспорта.
Место деятельности · Местные (внутренние) · Выездные · Т.О. на приёме
Функция Инициативный (отправляет) Рецептивный(принимает)

Схема работы Инициативного Т.О. (Россия)

(пакет услуг,+страховка +виза +перелёт)

Рецептивный Т.О. (Европа)

(гоститница+,транспорт +трансфер,+питание,+доп услуги+экскурсионное обслуживание)

Рецептивные - это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Инициативные - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристических агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее чем трех услуг

Функции работы Т.О.

1.изучение потребностей потенциальных туристов.

2.составление перспективных программа обслуживания.

3.взаимодействие с поставщиками услуг.

4. расчёт стоимости тура,установление тарифов на цены и услуги,

5.обеспечение туристов рекламой,подготовка каталогов,участие в выставках,

6.подбор и подготовка кадров гидов и экскурсоводов,инструкторов,аниматоров.

7.рекламно -информационная деятельность по продвижению тур продукта.

8.работа по созданию турагенсткой сети

9. контроль качества обслуживания

10. постоянная связь с туристами во время обслуживания.

КЛАССЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Класс обслуживания – в международном туризме показатель качества услуг.Включает уровень комфорта гостиницы и номера,категорию питания и т.д. Единой маршрутной классификации обслуживания не существует и класс обслуживания обычно определяют разрядом гостиницы и категорией номера.Стандарта нет. Есть международный стандарт на размещение.

класс размещение питание транспорт Экскурсия
люкс Апартамент(многокомн 2 и более больш по S с кухней + быт тех-ка+посуда полный санузел(2) (5 * и 4 В ресторане при гостинице, FB, обслуживание «а ля карт» (инд обсл по сист заказного меню) Трансферт индивидуальный авто, авиа бизнес класс Индивидуальный гид
первый ,1- или 2- местные номера с отд ванной с душем основной фонд гостиниц (4 и 3 *) HB,вариант швед стола сист обсл «табльдот» (обсл по единому фиксированному меню) Индивидуальный транспорт или микроавтобус, Гид на группу
Туристский 1 комната на 2-4 чел, с умывальником неполный санузел,(душ на этаже) (1 и 2 *) Швед стол или BB (гарни) Обществ пит, самообслуживание Групповой трансфер Минимум

Инклюзив –тур – основной вид индивидуального или группового тура.Жестко спланированную по маршруту,времени,сроку и качеству услуг поездку,которая продается потребителю как неразделимый на элементы товар по общей цене,обычно включающий в себя стоимость как обслуживания так и проезда по маршруту.

Пэкидж – тур (заказной) - любой тур (индивидуальной или групповой),включающий в себя некторый набор услуг (перевозка,размещение,питание,экскурсии и т.д.) общая продажная стоимость которого равна семе стоимости его элементов.

Программа обслуживания - набор услуг,предоставляемый туристам в соответствии с их

потребностями тематикой тура,заранее оплаченный и распределённый по времени.

Программа обслуживания составляется в соответствии со стандартом «Проектирование туруслуг»

А. При заключении договора между туроператором и тур-агентом (либо при реализации индивидуального тура) - про­грамма обслуживания составляется, согласовывается и утвер­ждается сторонами в виде набора услуг (списком), без распреде­ления по конкретным дням обслуживания. Это обусловливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсий, интересующего туристов спектакля, концерта и т. д.

Эта программа прикладывается к договору между фирма­ми-партнерами или оформляется в виде заказа (листа брониро­вания) в случае индивидуальной продажи тура.

Б. Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по до­говоренности), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещать­ся. Индивидуальный турист получает такую программу в агент­стве одновременно с получением путевки или ваучера.

Сервисная деятельность

ЗАДАЧИ

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1. СУЩНОСТЬ, СРЕДСТВА И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Понятие о коммуникации. Информация и ее свойства

Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение) - специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Значимость коммуникации для общества:

А) История: А. Зверинцев в книге "Коммуникационный менеджмент" рассказывает о предании одного из африканских племен, свидетельствую­щем о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. Возникает вопрос: почему? Кстати, на Руси роль "коллективного организатора" выполнял, как мы помним, вечевой колокол.

Б) Современность: Коммуникация в современных условиях является основой жизне­обеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что коммуникация- глав­ное условие на пути достижения эффективности их организаций, Ядерное слово в определении коммуникации – информация.

2. Информация и ее свойства.

Современная пословица: «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией».

Информация – это знания и представления об объектах реального мира и отношениях между ними.

Знания – это иерархизованная, упорядоченная информация об объектах.

Представления – отдельные элементы, не организованные определенным образом. Ср. представления женщины об утюге и знания о нем мастера-ремонтника; о часах у потребителя и поставщика и т.п.

Свойства информации:

А) различная степень конкретности и определенности (сплетни – бытовое знание – научное знание);

Б) разный объем, который измеряется в байтах: байт – элементарная единица измерения информации в информатике (от лат. Bit из binary digit «двоичная единица»).

Почему двоичная? Любая информация может быть закодирована с помощью совокупности вопросов, предполагающих ответ «ДА» или «НЕТ». Пример Супруна: Ответ на вопрос «Кто у него родился?»

В) относительная новизна: зависит от опыта человека, профессии, сферы его деятельности, пола, культуры и т.п.: ср. байт для математика, информатика и филолога;

Г) относительная ценность – значимость для общающихся, которая зависит от новизны; актуальности для конкретной ситуации, личности, социума; проанализированности, структурированности. Пр- знание о том, что вода может быть заразна, для человека, страда-ющего от жажды в пустыне и сидящего на кухне / заботящегося о здоровом образе жизни;

3. Функции общения.

Трансляционная функция - служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

Функция социализации - развитие навыков культуры общения, этикета.

Интегративная функция – используется как средство объединения общающихся

Функция социального контроля - для регламентации поведения и деятельности,

Инструментальная функция -характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятия решения, коммуникативного намерения.

Функция самовыражения - позволяет самовыразиться и самоут­вердиться, продем-ть личност Интел-ый и психологический потенциал.

Экспрессивная функция - с помощью этой функ дел партнеры стремятся выразить и понять эмоц переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

4. Средства коммуникации.

Для передачи информации используются вербальные (выраженные словами), паравербальные (интонирование) и невербальные средства (мимика, пантомима, жестикуляция, дистанцирование, пространственный рисунок и др.). Речевая коммуникация осуществляется с помощью всх этих средств при ведущей роли вербальных.

5. Виды речевой коммуникации.

a. Интеллектуальное и фатическое общение.

b. Монолог, диалог, полилог.

c. Устная и письменная речевая коммуникация.

А. Интеллектуальное и фатическое общение

Интеллектуальное общение – общение по передаче информации. Ему противопоставлено фатическое общение.

Фатическое общение - это общение-времяпрепровождение, цель которого - установить или поддержать контакт с собеседником.

Светское общение - разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в куль­турном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение.

Отличия фатического общения от светского:

· Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальным, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опо­средованное выпивкой).

· Основная цель ФА - провести время с собеседником, остава­ясь с ним в вербальном контакте.

· Круг людей, охваченных ФА: В светском общении не испытывают необходимости родственни­ки, друзья, близкие люди. Ср. отрывок из «Героя нашего времени» М.Лермонтова: «Вернер вошел в мою комнату. Он сел в кресло, поста­вил трость в угол, зевнул и объявил, что на улице становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали».

Разумеется, между этими двумя видами светского общения не всегда можно провести четкую грань.

Б. Виды коммуникации

1. ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: монолог диалог – полилог; личностное – массовое, публичное (я-я, я-они, мы-они).

2. ПО СВОБОДЕ ВЫБОРА ПАРТНЕРА разграничивают инициативное и при­нудительное общение.

Инициативное предполагает, что собеседник имеет воз­можность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен.

Принудительное предполагает, что человек вынужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испы­тываемых к нему чувств, желания с ним общаться и т.д.

общение в семье является формой принудитель­ного общения: хотя мужа или жену мы изначально выбираем сами

3. ПО ФОРМЕ ОБЩЕНИЯ: закрытое, открытое, смешанное.

Закрытое общение - это общение, когда предметные позиции ком­муникантов не имеют принципиального значения, не они определяют характер общения. При закрытом общении содержание разговора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается менее существенным, чем сам факт коммуникативного контакта.

-у собеседников очень различа­ется уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребен­ком не будет говорить о серьезных вещах

-когда собес-ки только что познакоми­лись.

-при общении с неприятным со­беседником или врагом

При открытом общении предметная ситуация открыта, можно из­бирать любые темы, выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом общении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника.

Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с товарищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный тип открытого общения - традиционный русский разговор по душам. Русский человек традиционно стремится к откры­тому общению и не любит закрытое.

Смешанное общение содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Например, учитель - ученик, начальник - подчиненный, преподаватель - студент, врач -пациент, служащий - клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное общение.

Смешанное общение может возникнуть и чисто ситуативно. На­пример, ситуация "одностороннего выспрашивания" следователь-подозреваемый (ср. знаменитую фразу: "Вопросы здесь задаю я"). Еще один пример смешанного общения - одностороннее предъявление проблемы: один раскрывает проблему в расчете на сочувствие, а дру­гой вынужден слушать и молчать. Крайний вариант такого типа обще­ния - истерическое предъявление одной из сторон своих претензий.

Асимметричное общение - один из наиболее трудных видов обще­ния.

4. ПО ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ. Специалисты в сфере общения разли­чают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Цель: расширить информационный фонд партнера, передать не­обходимую для профессиональной деятельности информацию, про­комментировать инновационные сведения.

Усл-я орг-ии ком-ии: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных воз­можностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Комм формы: лекции и семинары, доклады и инфор­мационно-аналитические

Ком ср-ва и технологии: комментарий, аргу­ментация и доказательство;

Ожид рез-т: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие.

УБЕЖДАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ. Цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в право­мерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Усл-я орг-ии ком-ии: опора на восприимчи­вость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоц культуру.

Ком формы: убеждающая, призывающая к дейст­вию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, перегово­ры, напутствие, комплимент, беседа, презентации, "круглые столы''.

Ком ср-ва и технологии: аргументация, де­монстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры,

Ожид р-т: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориента­ция целей.

ЭКСПРЕССИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания,.

Условия орг-ии ком-ии: опора на эмоц сферу партнера, исп-ие худ-эстети ср-в возд-я на все сенсорные каналы дел- партнера: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Ком ср-ва и технологии: аудио-, видео- и ху­д ср-ва; краткость речевых констр-ий; эмоц окрашенный, образный лексикон; актерское мастерство:

Ожид рез-т: изменение настроя партнера; провоциро­вание необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия.

СУГГЕСТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, поведе­ния и отношения.

Усл-я орг-ии ком-ии: внушаемость партнера (суггерента), его недостаточная информир-ть, недостат критичн-ть ума,

Ком формы: беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консульта­ция, тренинг.

Ком ср-ва и техн-ии: разъяснение вну­шаемых установок; управление эмоциональным напряжением; вну­шение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персо­нификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический тер­рор,

Ожид р-т: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентации.

РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Цель: закрепить и поддерживать конвенциональные отношения в деловом мире;

Интегративная функция - используется как средство объедине­ния деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместно­го коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.

Усл-я орг-ции ком-ии: ритуальный (церемо­ниальный) характер акций, художественно оформленная простран­ственная среда; соблюдение конвенций;

Коммуникативные формы: рамочная, торжественная, траурная ре­чи, речь в дружеском кругу; церемонии, обряды; празд­ники,

Коммуникативные средства и технологии: использование вер­б и неверб-х ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический сенсорные каналы участников;

Ожид ре-т: формирование чувства патриотизма и нацио­нальной гордости; сохранения традиций, закрепление новых ритуалов.

7. По результату: УСПЕШНАЯ / НЕУСПЕШНАЯ (достигнут не достигнут результат), ЭФФЕКТИВНАЯ / НЕЭФФЕКТИВНАЯ К. (результативность + сохранились ли гармоничные отношения между общающимися).

8. По условиям коммуникации: контактное / дистантное общение (письмо, художественная литература и т.п.); прямое (непосредственное: диалог, письменное распоряжение начальника и т.п.) / опосредованное (выступление по радио, ТВ. В СМИ).

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ГАРМОНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. ПОСТУЛАТЫ ГРАЙСЯ И ЗАКОНЫ ЛИЧА.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ:

1. АГРЕССИВИЗАЦИЯ РЕЧИ активное распространение в речи обвинительных жанров, оскорбления, ругательств и т.п..

2. ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ РЕЧИ использование в речи жаргона, профессионализмов, иностранных слов без перевода и т.п.

3. ЭВФЕМИЗАЦИЯ РЕЧИ– «смягчение» речи для психологического комфорта собеседников.

Происходят изменения в нормативном статусе ряда слов и лексических групп. Так, слова, обозначающие некоторые физиологические отправления, раньше имели чрезвычайно ограниченные рамки употребления (ср. глаголы какать, писать - в детской речи и при обращении взрослых к маленькому ребенку); теперь они могут фигурировать и в письменных текстах, расчитанных на массового адресата (ср. заголовок заметки в газете "Московский комсомолец", 1992: Откакались...). Если раньше всё, что связано с отношениями полов, в неспециальной речи обозначалось обиняками, с помощью эвфемизмов (связь, близкие, интимные отношения, жить с кем-либо и - более прямо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.133 с.)