Пожары в грузовых наливных отсеках, танках и цистернах судна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пожары в грузовых наливных отсеках, танках и цистернах судна



4.8.1. Основными причинами взрывов и пожаров в грузовых наливных отсеках, танках и цистернах судна являются: столкно­вения судов; искры, образованные при падении магниевых про­текторов в пустые или промываемые танки;_открытый огонь, искры от электрооборудования в негрузовых помещениях, загазованных при погрузке или аварии; разряд статического электри­чества, искры из газовыхлопных труб танкеров или обслуживаю­щих судов.

4.8.2. Необходимо учитывать, что после первого взрыва в гру­зовых отсеках чаще всего происходят взрывы и пожары в смеж­ных отсеках, а также отсеках, находящихся на достаточном удалении от места первого взрыва. Это объясняется следующими причинами:

значительными разрушениями после взрыва;

большим давлением взрывной волны, часто распространяю­щейся вместе с пламенем;

прогревом до высокой температуры разделительных метал­локонструкций;

недостаточной герметизацией грузовых отсеков.

4.8.3. При.пожаре в грузовом танке во время загрузки его нефтепродуктами надлежит:

немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги;

-произвести герметизацию танков;

включить стационарную систему пожаротушения, предусмот­ренную для данного танка на судне, а также для смежных с ним танков, не охваченных пожаром;

усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;

производить охлаждение забортной водой палубы, переборок и других конструкций вблизи места пожара и в районе других танков, содержащих нефтепродукты и газы.

4.8.4. При пожаре в насосном отделении необходимо:

немедленно прекратить грузовые операции и закрыть кла­паны трубопроводов;

вывести из действия механизмы насосного отделения, отклю­чить их электропитание и отсоединить грузовые шланги;

произвести полную герметизацию помещений и выключить вен­тиляцию;

включить стационарную систему пожаротушения;

усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений.

4.8.5. В случае возгорания жидкого топлива в закрытых хра­нилищах следует иметь в виду, что выделяющиеся горючие газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные кон­центрации. О наличии в помещении опасной концентрации го­рючих смесей надлежит доложить капитану судна.

4.8.6. Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:

принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения;

с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зо­не скопления горючих газов и паров;

принять все возможные меры (искусственная вентиляция, раз­бавление инертными газами, охлаждение и т. п.) по устранению взрывоопасной концентрации горючих смесей.

4.8.7. Наиболее эффективным средством тушения горящих нефтепродуктов в танках, на палубе и на воде является пена хи­мическая высокой кратности (1000:1) и воздушно-механическая средней кратности (100:1).

Во всех случаях большое значение для эффективности ту­шения пожара имеет охлаждение водой палубы, бортов и других конструкций судна.

Применение углекислоты и пара оказывает сдерживающее действие при угрозе взрывов в неразрушенных танках. Приме­нение углекислоты для тушения пожара в разрушенных танках положительных результатов не дает.

4.8.8. При использовании пены для тушения жидких грузов, не растворимых в воде, надо иметь в виду, что выделяемые при их горении пары могут прорвать слой пены и воспламе­ниться, поэтому одновременно с пенотушением необходимо при­менять водяной пар, углекислый газ или инертные газы.

4.8.9. Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть использованы стационарные, переносные пен­ные, а также углекислотные установки и огнетушители.

Пожары в грузовых трюмах

4.9.1. Основной причиной возникновения пожаров в трюмах является нарушение противопожарного режима при производстве погрузочно-разгрузочных работ, а также использование светиль­ников без плафонов, захламление трюмов сгораемыми и взрыво­опасными материалами (гофротара), нарушение правил произ­водства огневых работ и курение.

4.9.2. Тушение пожара волокнистых грузов и гофрированной картонной тары в грузовых трюмах должно осуществляться за­полнением трюма эффективными огнегасительными средствами, в частности, высокократной воздушно-механической пеной. Кроме того, необходимо предусматривать запас смачивателей поверх­ностно-активных веществ с устройством, обеспечивающим добав­ку их к воде.

4.9.3. При определении способа тушения пожаров в загру­женных трюмах и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возмож­ность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

4.9.4. При возникновении пожара в загруженных трюмах над­лежит:

прекратить грузовые операции, прием балласта и топлива;

произвести полную герметизацию трюмов путем закрытия грузовых люков, раструбов вентиляции и выключения искусствен­ной вентиляции;

включить стационарную систему пожаротушения (пароту-шения, жидкостного тушения, газотушения), предусмотренную для данного отсека;

подготовить к действию стационарную систему пожаротушения соседних отсеков, не охваченных пожаром;

вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсе­ков и помещений судна;

производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций вблизи пожара и трюмов, загруженных огнеопасными грузами;

производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

4.9.5. В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на суд­не огнегасительных средств, трюм следует затопить. При этом необходимо учитывать:

влияние принимаемой воды в трюм на остойчивость и запас плавучести судна;

возможность всплытия горящего груза под палубу;

увеличение в объеме (разбухание) некоторых грузов.

4.9.6. При выборе огнегасительных средств для тушения по­жаров в трюмах следует учитывать, что большинство перевози­мых на судах грузов портится от воды, пены и пара. Поэтому предпочтительней применять углекислый и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы.

В трюмах, загруженных ящиками или бочками, для тушения пожара может быть использован пар. В трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять паро-тушение чрезвычайно опасно.

4.9.7. Грузовые трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Пожары в угольных бункерах

4.10.1. Наибольшую опасность для возникновения пожара на судах, перевозящих уголь, представляет его самовозгорание.

Возникает самовозгорание в нижних слоях угля, находящегося в бункерах. Глубинное горение развивается медленно из-за недос­татка воздуха. Температура в очаге горения достигает 1200—1300° С. О самовозгорании угля можно судить по повышению температуры в бункерах.

Важнейшими факторами, способствующими самовозгоранию угля, являются содержание колчеданов, размеры кусков угля, процент влаги, температура атмосферы и стенок бункеров, вы­сота угля в бункерах, состояние вентиляции, продолжительность хранения.

Кроме того, возгорание может произойти на поверхности массы угля от какого-либо открытого источника.

4.10.2. Тушение поверхностных пожаров в угольных бунке­рах следует производить водой, подаваемой в очаг пожара с по­мощью пожарных рукавов с отсоединенными стволами, с пос­ледующей штивкой верхнего слоя для снижения температуры угля.

4.10.3. Очаг глубинного пожара надлежит определять по мес­ту наиболее нагретого участка переборки бункера с помощью щупа. После этого необходимо начать выборку угля над ним или прорезать отверстие в переборке и в образовавшуюся выемку подавать воду для охлаждения нижних слоев угля.

4.10.4. Если пожар достиг значительных размеров, необхо­димо загерметизировать бункер и включить паротушение. Если в бункере раскалена большая масса угля, то применять паро­тушение не следует во избежание взрыва образующейся при этом смеси окиси углерода и водорода.

4.10.5. Наиболее эффективный способ тушения угля — затоп­ление бункера водой с одновременной непрерывной ее откач­кой.

4.10.6. Тушение пожара в бункере может быть прекращено при падении температуры ниже 45° С, после чего необходимо про­верить бункер, удалить шлак, а оставшийся уголь немедленно использовать как топливо.

4.10.7 Работать во время пожара в задымленном бункере разрешается только в дыхательном изолирующем аппарате. Для передвижения людей по поверхности угля в бункере необходимо прокладывать доски, так как под поверхностным слоем может образоваться купол из спекающегося угля, который под тяжестью людей может обрушиться.

За лицами, находящимися при пожаре в бункерах, надлежит вести непрерывное наблюдение.

4.11. Тушение нефтяной пленки (топлива) на воде

4.11.1. При горении нефтяной пленки (топлива) на воде, в за­висимости от площади ее распространения, наблюдается различ­ная высота пламени от 1 до 6 м. Под воздействием ветра и течения пленка перемещается. При скорости ветра 3,4— 12,4 м/с (3—6 баллов) она может передвигаться со скоростью 0,16—0,27 м/с. При высоте волны до 0,75 м пленка нефти горит сплошной массой, а при высоте волны до 2 м пленка нефти эмульсирует с водой на гребнях волн и не горит.

4.11.2. При горении топлива у борта судна необходимо:

вывести судно из опасного района по возможности против ветра и течения;

отгонять горящее топливо от борта, для чего подавать сплош­ные водяные струи из пожарных стволов под углом в 30—40° к поверхности воды по границам горящей жидкости, сжимая

очаг пожара;

применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;

охлаждать корпус в угрожающих судну местах водяными струями.

Установление причины пожара

4.12.1. После ликвидации пожара на судне, находящемся в мо­ре, для выяснения причин его возникновения капитан обязан назначить комиссию и немедленно сообщить о случившемся в бас­сейновую госрыбфлотинспекцию. При нахождении судна в порту капитан также обязан вызвать на судно представителя пожарно-технической инспекции.

4.12.2. До окончания работы комиссии разборка горевшего груза, расчистка и уборка места пожара запрещается.

4.12.3. Комиссия при личном участии капитана должна ос­мотреть место пожара, опросить очевидцев и участников его ту­шения.

После выяснения причин комиссией должен быть составлен акт о пожаре.

4.12.4. В акте о пожаре отмечаются:

время и место пожара;

кем и когда он был обнаружен;

принятые действия и ход тушения;

условия, способствовавшие развитию пожара;

последствия пожара (что сгорело, что повреждено, есть ли человеческие жертвы и травмы);

причина возникновения пожара;

лица, виновные в возникновении пожара;

выводы и предложения комиссии.

4.12.5. К акту о пожаре должны быть приложены документы, подтверждающие выводы комиссии: справки, свидетельские по­казания, фотографии, схемы.

4.12.6. После выяснения причины возникновения пожара и сос­тавления акта надлежит издать приказ по судну, в котором следует указать причину, виновных и мероприятия по преду­преждению пожаров.

4.12.7. В случаях, когда пожар на судне по своим последствиям классифицирован как авария или аварийное происшествие, поря­док расследования устанавливается Положением о порядке раскрасочной промышленности, лаки, нитролаки, нитроэмали, краски эмалевые, нитро­краски, олифа, шеллак, шпаклевка жидкая, жидкость гидротормозная, спирт древесный и метиловый, спирт технический и др.);


ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРОГРАММА ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МИНИМУМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ К БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ

1. Программа предусматривает изучение пожарной профилактики; противо­пожарного оборудования и средств пожаротушения; организацию и тактику тушения пожаров в каждой противопожарной зоне судна, а для командного сос­тава и судна в целом.

2. Тематика теоретических и практических занятий, а также одиночных, частных и общесудовых учений по вопросам пожарной безопасности и борьбы с пожаром для каждого типа судна должна устанавливаться судовладельцем и согласовываться с противопожарным надзором.

3. Каждый член экипажа независимо от хода календарной учебы:

а) должен знать:

требования судового приказа о противопожарном режиме на судне;

размещение противопожарного оборудования и средств пожаротушения по судну;

свои обязанности по борьбе с пожаром при общесудовой тревоге;

обязанности по профилактике пожарной безопасности своего заведования;

б) должен уметь:

доложить о пожаре;

вооружить пожарный рукав и подавать воду к месту пожара, используя различные виды пожарных стволов и распылителей;

использовать все имеющиеся на судне типы огнетушителей и определять, в каких случаях они могут применяться;

тушить пожары различных видов (горючих жидкостей, топлива и смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов и переборок, дерева и др.) различными предназначенными для этого способами и средствами;

ориентироваться в темноте на своем вахтенном посту, в заведуемом по­мещении и в каюте, находить вход, выход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод;

задраивать противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, венти­ляционные головки (грибки) и т. п.;

находить, в том числе и в темноте, любые штатные предметы противо­пожарного снабжения, имеющиеся в районе вахтенного поста и в заведуемом помещении;

готовить к действию и использовать по назначению предметы противопо­жарного снабжения и стационарные средства борьбы за живучесть судна при пожаре в районе вахтенного поста и в заведуемом помещении;

определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубо­проводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков и горловин в рай­оне вахтенного поста и в заведуемом помещении; отыскивать, закрывать и от­крывать клапаны, кингстоны, вводить в действие стационарные средства борьбы за живучесть судна на своем вахтенном посту с помощью аварийных приво­дов с открытых частей палуб и из смежных помещений;

пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации, имею­щимися на вахтенном посту и в заведуемом помещении;

включать и выключать аварийное освещение на вахтенном посту, в за­ведуемом помещении и в каюте, подключать переносной светильник, пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями-как во взрывобезопасном, так и в обыч­ном исполнении;

включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту в заведуемом помещении и в каюте;

обнаруживать и выносить пострадавших из опасной зоны.

4. Каждый начальник аварийной партии (группы) и его заместитель должны уметь руководить подчиненными при тушении различных видов пожара в своей противопожарной зоне.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.049 с.)