Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты и методы оценки и управления качествомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для управления качеством необходимо решение двух непростых задач: количественной оценки качества и создания инструментов и методов управления качеством. Первую задачу решает наука, называемая квалиметрия (от лат. kvali — качество и греч. metria — измеряю). Квалиметрия — это научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы. Она объединяет методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и смежным вопросам управленческой деятельности. Как уже говорилось в разд. 13.1, качество продукта или услуги имеет два уровня: объективный, который определяется производителем путем перевода требований пользователя в характеристики продукта или услуги и процессов их производства, а затем в показатели качества, и субъективный, который представляет собой восприятие пользователем этого продукта или услуги. Логика действий производителя по оценке качества. 1. Разделить рынок на сегменты и определить состав потенциальных потребителей в выбранном сегменте. 2. Выявить потребности пользователей в услуге или продукте, т.е. определить, какими свойствами должны они обладать с точки зрения пользователя выделенного сегмента рынка. 3. Определить характеристики, которыми описывается каждое потребительское свойство услуги или продукции, а также характеристики процесса производства (см. табл. 13.1). Например, пользователь услугами электросвязи выдвинул требование по времени предоставления услуг. В табл. 13.2 показана взаимосвязь между этим требованиям и характеристиками системы. Или пользователь предъявил к услуге такие требования: должно быть хорошо слышно, понятно, что говорят и кто говорит. Следовательно, услуга должна обладать такими характеристиками, как громкость, разборчивость, натуральность. 4. Определить параметры, или показатели качества, с помощью которых можно количественно оценить каждую характеристику. Показатели качества услуги — это количественные характеристики одного или нескольких свойств услуги, составляющих ее качество (ГОСТ Р 50646-94). Оценка качества услуги со стороны производителя заключается в определении уровня ее качества, который, как сказано в ГОСТ Р 50646-94, представляет собой относительную характеристику качества услуги, основанную на сравнении фактических значений показателей ее качества с нормативными значениями этих показателей. Оценка качества услуги или продукции пользователями проводится по степени их удовлетворенности. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, удовлетворенность потребителей — это восприятие ими степени выполнения их требований. Субъективная оценка проявляется через так называемые индикаторы качества, которые представляют собой относительное воспринимаемое качество продукта или услуги со стороны клиентов. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что должен быть механизм оценки (и со стороны производителя, и со стороны потребителей) и регулирования качества по результатам оценки. Для реализации такого механизма, например в телекоммуникациях, необходимо иметь соответствующее информационное, методическое и правовое обеспечение, а именно: - систему показателей (индикаторов) удовлетворенности пользователей качеством услуг по передаче сообщения, предоставляемых данным оператором, и качеством обслуживания для всех видов сообщения и типов пользовательского сектора с указанием предельных значений показателей; - методику измерения (определения) показателей (индикаторов) удовлетворенности пользователей качеством услуг по передаче сообщений по всем видам сообщений и качеством обслуживания; - методику определения уровня удовлетворенности пользователей качеством услуг по передаче сообщений и качеством обслуживания; - нормативы уровня удовлетворенности пользователей качеством услуг по передаче сообщений и качеством обслуживания данным оператором; - правовые и нормативные документы. К семи инструментам управления качества относятся: 1. Контрольные листки. Это инструменты первичной регистрации данных. Они могут применяться при контроле как количественных, так и качественных признаков. В контрольном листке указывается место сбора информации, дата, контролируемые признаки, количество выявленных единиц с каждым из этих признаков. 2. Гистограммы. Это один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающей зависимость частоты попадания значений показателей качества услуги, продукта или процесса в определенный интервал значений. Гистограмма позволяет выявить закон распределения исследуемой величины. 3. Диаграммы разброса. Они позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами. Диаграммы строятся следующим образом. По оси абсцисс откладываются значения фактора причины, например изменение телефонной плотности в квартирном секторе за ряд лет, а по оси ординат — значения фактора следствия, например количество междугородных телефонных разговоров с одного аппарата. Таким образом получается совокупность точек. Эту совокупность обводят сплошной линией. Если получается овал, то считается, что между исследуемыми факторами есть корреляция, если круг, то корреляция отсутствует. 4. Диаграмма Парето. На диаграмме (рис. 13.4) по оси абсцисс откладываются, например, причины возникновения проблем с качеством услуги в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат — в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении. Таким образом выделяются причины нарушения качества, требующие принятия первоочередных мер. 5. Стратификация. Это процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным. Можно классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменными стратификации. Результаты стратификации, как правило, представляют в виде диаграмм или графиков. Например, можно сначала стратифицировать количество непрохождений в телекоммуникационной сети по видам причин, а затем построить диаграмму Парето. 6. Причинно-следственная диаграмма, или диаграмма Исикавы (рис. 13.5). На диаграмме исследуемая характеристика (следствие) услуги, продукта, процесса, например громкость или количество непрохождений по техническим причинам, изображается в виде прямой горизонтальной стрелки. Причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, изображаются наклонными стрелками. Эти факторы делятся на категории: первого порядка, второго порядка и т.д. Факторы следующих порядков изображаются стрелками, идущими к факторам предыдущего порядка. Получаемая при этом фигура напоминает рыбий скелет. Опыт работы с такими диаграммами показывает, что «костями» первого уровня, как правило, являются: исполнители, т.е. человеческий фактор, материалы, оборудование, технология производства, производственная среда, управление, включающее и контроль. Порядок работы с диаграммой следующий. Сначала выявляются причины первого порядка, приведшие к нарушению показателей характеристики, затем причины второго порядка в пределах установленной причины первого порядка и т.д. 7. 7. Контрольные карты. Это специальный вид диаграммы, предложенный У. Шухартом, с которых, собственно говоря, и началось управление качеством и который получил название «контрольные карты Шухарта» (ККШ). Они отображают характер изменения показателей качества процесса во времени. В основе метода построения контрольных карт лежит представление о вариабельности рассматриваемого процесса. Суть теории вариабельности состоит в том, что все виды продукции и услуг, а также все процессы, даже великолепно отлаженные, в которых создаются и/или преобразуются эти услуги, подвержены отклонениям от заданных значений, называемых вариациями. Основным критерием качества процесса является его устойчивость в статистическом смысле, стабильность и предсказуемость его параметров. Вариабельность может иметь разную природу. Если она проявляется только вследствие присущего системе разброса, то можно ожидать, что результаты будут относительно стабильны и предсказуемы. Считается, что процесс находится в управляемом состоянии, если вариации его параметров не превышают контрольных границ. Этот вид вариабельности называется системным, он представляет собой фон, на котором проявляются вариации иной природы. В таких случаях отклонения каких-то показателей от нормативных значений можно рассматривать как случайные, и вмешиваться в процесс не рекомендуется. На долю системы как источника вариабельности приходится примерно 85% причин, называемых общими. Если же на естественный разброс показателей процесса накладывается вариабельность, обусловленная деятельностью людей, участвующих в процессе, то вмешательство в процесс необходимо. Причин такой вариабельности, называемых специальными, примерно 15%. Этапами ведения ККШ являются построение, использование, корректировка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.007 с.) |