ТОП 10:

ГЛУБИНА РЕЗКО ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА



Глубина резко изображаемого пространства (или, сокращенно, глубина резкости) дает возможность одновременно получить резкое изображение предметов, различно удаленных от, фотоаппарата.

Фотолюбители, никогда не наблюдавшие за изображением по матовому стеклу и привыкшие видеть все резким в видоискателе, с трудом представляют себе роль глубины резко изображаемого пространства; они не могут видеть, как расплываются остальные ряды фотографируемой группы, в то время как первый ее ряд рисуется с достаточной резкостью. Фотолюбители, сразу взявшиеся за малоформатный аппарат с очень светосильным объективом, портят по этой причине много пленки.

Каждому объективу в той или иной степени свойственно: давать резкое изображение предметов, находящихся не только в той плоскости, на которую произведена наводка, но несколько ближе и дальше нее. Однако эта естественная глубина резкости при, полном отверстии объектива и небольшом расстоянии до точки наводки невелика и часто практически недостаточна. Особенно мала она у очень светосильных объективов. Для примера укажем, что объектив малоформатного аппарата со светосилой 1,5 и фокусным расстоянием 5 см, установленный на один метр, дает при полном отверстии глубину резкости всего в 4 см, а при объективе той же светосилы с фокусным расстоянием 10 см глубина резкости составила бы менее одного сантиметра. Это означает, что если навести резкость на глаз портретируемого, то его нос и уши уже не смогут получиться резкими. Отсюда ясна необходимость крайней осмотрительности в применении особо светосильных объективов.

Глубина резкости не зависит от конструкция объектива: при одинаковых относительных отверстиях она больше у того объектива, у которого короче фокусное расстояние. Помимо этого, глубина резкости не является постоянной величиной - она возрастает с уменьшением действующего отверстия объектива, а также по мере удаления точки, на которую произведена наводка.

Следовательно, границы резко изображаемого пространства можно расширить посредством выбора соответствующего расстояния наводки и диафрагмирования объектива.

Наводка на промежуточную дистанцию. Предположим, что предстоит одновременно сфотографировать два предмета, один из которых находится вблизи от аппарата, а другой в некотором отдалении. При резкой наводке по матовому стеклу на любой из них изображение другого предмета совсем расплывается. Как поступить, чтобы оба предмета вышли на негативе резкими?

Первый прием. Самый несовершенный прием наводки состоит в том, что при полном отверстии объектива добиваются на матовом стекле примерно одинаковой, возможно меньшей степени нерезкости обоих снимаемых предметов, а затем диафрагмируют объектив до получения общей резкости.

Если затем взглянуть на шкалу метража, то окажется, что ее указатель остановился на числе, соответствующем какой-то промежуточной точке между ближним и дальним предметами.

Второй прием. Установлено, что по эту сторону (то есть впереди) точки наводки всегда лежит меньшая часть резко изображаемого пространства, а по ту сторону (позади) точки наводки - большая его часть. При небольших расстояниях соотношение передней и задней частей равно 1 : 2.

Поэтому, если дальний предмет расположен ближе 20 м от фотоаппарата, указатель шкалы метража устанавливают на первую треть расстояния между самым близким и самым удаленным предметами, считая от переднего плана (рис. 32). Затем диафрагмируют объектив.

Поясним сказанное примером. Допустим, что до ближайшего предмета 2 м, до дальнего 5 м. Расстояние между ними (5м - 2м=3v)делятн а3(3м:3=1), прибавляют полученное частное к расстоянию переднего плана (2м+1м). Итог (3 м} и будет расстоянием наводки для данного случая.

Точкой наводки может стать реальный предмет, оказавшийся на надлежащей дистанции, и тогда для наводки можно воспользоваться матовым стеклом или дальномером. При отсутствии ориентира установка производится по шкале расстояний, так сказать, заочно.

Помимо измерения глазомерного, шагами или рулеткой расстояние до переднего и заднего планов можно прочесть на шкале метража при пробных наводках на эти планы по матовому стеклу или дальномеру.

Третий прием. Если передний план близок, в то время как задний очень удален, указатель шкалы метража устанавливают на число, соответствующее удвоенному расстоянию от аппарата до переднего плана (рис. 33), и диафрагмируют объектив тем сильнее, чем ближе к аппарату передний план.

Рис. 32. Для получения резко изображаемого пространства от П до 3 наводят на точку Я, которая лежит на .первой трети между Л и 3. Дистанция наводки АБ==АП+(ПЗ : 3)

 

Рис. 33. Для получения резко изображаемого пространства от П до бесконечности наводят на точку H, которая находится на удвоенном расстоянии АП. Дистанция наводки ПН==2xАП.

Обозначения к рис. 32 и 33: А - аппарат; П - передняя граница резкости; 3 - задняя граница резкости; Н - точка наводки

Например, ближайший предмет расположен в 5 л", задний план - вдали. Для резкости всего снимка указатель устанавливают на 10 м (5 м х2).

При чрезвычайной простоте приемы второй и третий достаточно точны для того, чтобы их стоило запомнить на тот случай, когда в распоряжении фотолюбителя не окажется иных возможностей определения расстояния наводки.

ДИАФРАГМИРОВАНИЕ

Замечено, что начинающие фотолюбители нередко впадают в одну из двух крайностей: одни предпочитают фотографировать с полным отверстием объектива, желая использовать всю его светосилу; другие, наоборот, в стремлении застраховаться от неудач закручивают диафрагму чуть ли но до конца. И то и Другое не ведет к наилучшим результатам.

При диафрагмированпн нужно исходить из основного его назначения? увеличивать глубину резко изображаемого пространства.

Чем больше действующее отверстие объектива, тем меньше глубина резкости. Поэтому полным отверстием пользуйтесь тогда, когда это почему- либо необходимо, например для очень быстрых моментальных съемок движущихся объектов в неблагоприятных световых условиях, для сокращения выдержки ври портретных съемках в помещении.

Для большинства фотолюбительских съемок рекомендуем диафрагмы 5,6 (6,3) и 8(9).

Чрезмерное диафрагмирование не только сильно удлиняет выдержку. Современные объективы высокой светосилы (1,5- 3,5) дают наибольшую резкость обычно при диафрагме около 8, и с дальнейшим уменьшением их действующего отверстия общая резкость негатива может несколько ухудшиться. Поэтому к самым малым диафрагмам (16-36) прибегайте только в случаях, когда это диктуется требованиями очень большой глубины резко изображаемого пространства.

Фотографам, желающим получить более детальные указания, мо.кно посоветовать следующее диафрагмирование (табл. 6).

Таблица 6. ДИАФРАГМИРОВАНИЕ ПРИ СЪЕМКЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ
Объект съемки Диафрагма , от ... до ...
Здание 5,6-8
Внутренний вид помещения 8-16
Пейзаж без переднего плана 5,6-8
Пейзаж с передним планом 8-22
Портрет 3,5- 5,6
Групповой портрет 5,6-16
Отдельный предмет 5,6-22
Репродукция
Движущийся объект 1,5-8

Выбирая в указанных пределах ту или иную диафрагму, сообразуйтесь не только с желаемой глубиной резкости, но в с приемлемой величиной выдержки .

При неподвижном объекте можно смело уменьшать диафрагму, не смущаясь соответственным удлинением выдержки. Если же подвижность объекта угрожает вызвать нерезкость (смазан-ность) негативного изображения, то ради короткой выдержки приходится останавливаться на большем отверстии объектива .







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.004 с.)