Определители глубины резкости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определители глубины резкости



ы знаем, что глубина резко изображаемого пространства регулируется совместным действием расстояния наводки и размером отверстия объектива. Как в различных случаях согласовать обе эти величины, как рационально пользоваться щкалой метража и шкалой диафрагмы, чтобы получать наиболее точные, оптимальные результаты - требуемые пределы резкости при наибольшем допустимом отверстии и, следовательно, при кратчайшей возможной выдержке?

этом вопросе на помощь фотографу приходят простые средства, рассчитанные математическим путем.

Таблица глубины резкости. Приводам упрощенную таблицу глубины резкости для наиболее распространенных объективов (табл. 7), по которой легко определить необходимые данные.

Таблица 7. УПРОЩЕННАЯ ТАБЛИЦА ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ
Пределы глубины резкости Установи шкалы расстояний Диафрагмы для объективов с фокусным расстоянием
5-7,5 см 11 см 13,5 см
1,5- Зм 12,5    
2 -5 м З м      
4 -7м 5 м 4,5 6,3  
3,5-10 м 5 м     12,5
3 -15 м 5 м      
7,5-15 м 10 м 2,8 3,5 4,5
7 -20м 10 м   5,6 6,3
2,5 м- 5 м      
4 м- 10 м      
5 м- 10 м     12,5
10 м- 20 м   5,6  

Найдите в первой графе переднюю и заднюю границы резко изображаемого пространства, требуемые условиями съемки. Против них во второй графе вы увидите необходимое расстояние наводки, а в одной ив следующих трех граф (в зависимости от фокусного расстояния объектива вашего аппарата) - максимальную диафрагму.

Шкала глубины. Объективы лучших фотоаппаратов (в том числе всех малоформатных) имеют шкалу глубины резкости. Она представляет собой ряд рисок с числами, дважды повторяющими шкалу диафрагм (симметрично по обе стороны указателя шкалы расстояний, вместе с которым она и передвигается),

После наводки на резкость, против каждой пары равнозначных рисок можно прочесть на шкале метража переднюю и заднюю границы резко изображаемого пространства для соответствующей диафрагмы и сообразно с заданием выбрать последнюю.

Не забывайте об этом полезном механическом определителе глубины резкости.

Красные точки. У некоторых фотоаппаратов на шкалах метража и диафрагм награвировано по красной точке. В результате установки против них каждого из указателей достигается значительная глубина резко изображаемого пространства.

На аппаратах "Комсомолец" и "Любитель" красные точки соответствуют дистанции 8 м и диафрагме 10, обеспечивая глубину резкости от 4 м до бесконечности ().

Точки на аппарате "Москва I", отмечающие примерно десятиметровое расстояние и диафрагму около 13, создают глубину резкости от 4,5 м до бесконечности.

Заблаговременная установка аппарата "по двум точкам" (независимо от того, обозначены ли они на шкалах) облегчает съемку в путешествии, особенно, если ее дополнить заводом затвора.

Фотографу, встретившему интересный объект (лишь бы до пего было не менее 4 м), останется только раскрыть аппарат, прицелиться и нажать спуск.

ЭКСПОНИРОВАНИЕ

Съемочный процесс завершает экспонирование - освещение светочувствительного слоя изображением, которое проецируется объективом. Экспонирование происходит в результате работы затвора, открывающего световым лучам доступ к пластинке или пленке на тот или иной промежуток, времена, называемый выдержкой.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Количество освещения, которое при экспонировании получает фотослой, называется экспозицией (математически оно выражается произведением освещенности на выдержку).

Величина экспозиции должна быть достаточной для того, чтобы в фотослое образовалось скрытое изображение снимаемого предмета вплоть до подробностей в наименее освещенных его местах (тенях). От правильности экспозиции главным образом и зависит успешный результат съемки, правильное тоновоспроизведение объекта.

Нормально экспонированная пластинка или пленка поело нормального проявления превращается в нормальный негатив, его тональности соответствуют (обратно) объекту съемки, все подробности которого отчетливо видны.

Если экспозиция была недостаточной, негатив получается недодержанным: слишком светел (прозрачен), излишне контрастен, без подробностей в прозрачных местах (тенях объекта съемки).

В случае чрезмерной экспозиции негатив будет передержанным: слишком темен (плотен), недостаточно контрастен (монотонен), темные его места (света объекта) лишены подробностей.

Нормальная экспозиция для каждого фотослоя - величина постоянная, зависящая от его светочувствительности. Регулируется она яркостью светового изображения и продолжительностью его воздействия: с увеличением одного уменьшается Другое (они обратно пропорциональны). Нужно отметить, что в абсолютной точности экспозиции нет необходимости: в черно-белой фотографии возможен целый ряд нормальных экспозиций, дающих негативы с правильным тоновоспроизведением объекта. Их диапазон зависит от так называемой фотографической широты негативного материала и от величины контраста объекта съемки. Однако по возможности следует оставаться в пределах нормальных экспозиций.

Очевидно, яркость оптического изображения (освещенность фотослоя) находится в прямой связи с яркостью объекта съемки. Задача фотографа, правильно оценив яркость объекта (то есть его отражательную способность и освещенность), определить необходимую при ней выдержку.

Решить эту задачу не так просто, как с первого взгляда может показаться. Дело в том, что наш глаз оценивает не яркости, а контрасты.

Вследствие етого определить на глаз сравнительную интенсивность (силу) освещения почти невозможно, так как между ерительной яркостью и фотографической актиничностью разных видов освещения имеется значительная разница^Во-первых, глаз, легко приспосабливаясь к самым различным по интенсивности освещениям, воспринимает весьма слабые интенсивности как -гораздо более сильные. Во-вторых, цветовой состав различных родов освещения неодинаков. Наконец, чувствительность негативных материалов к тем или иным лучам спектра не соответствует чувствительности к ним глаза: на фотослой наиболее сильно воздействуют лучи сине-фиолетовые и ультрафиолетовые, между тем первые кажутся глазу наиболее темными, а вторые - глазом вовсе не воспринимаются (невидимы).

В качестве наглядного примера приведем сравнительные данные о действительной яркости предметов при различных условиях освещения.

На открытом воздухе в ясный день  
Внутри помещения днем  
Внутри помещения при нормальном электрическом освещении 1/100

Таким образом, хотя глазу и может казаться, что днем в комнате лишь немногим темнее, чем на улице, а вечером при электрической лампе в комнате даже светлее, чем днем, в действительности разница в фотографической актиничности освещения достигает в каждом из этих случаев сотни раз.

О том, каким образом с большей или меньшей. точностью учитываются освещенность и другие условия съемки и определяется необходимая для каждого случая величина выдержки, подробно рассказано в следующем, четвертом уроке.

ТЕХНИКА ЭКСПОНИРОВАНИЯ

Техника экспонирования в деталях (положение фотоаппарата, отмеривание выдержки) варьируется в зависимости от продолжительности выдержки, как это показано в табл. 8.

Таблица 8. СВЯЗЬ ТЕХНИКИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ С ВЕЛИЧИНОЙ ВЫДЕРЖКИ
Группа выдержек Продолжительность Способ отмеривания Отметки на шкале Положение аппарата
Моментальные 1/20 секунды и короче Автоматически 20-1250 В руках
Медленные от 1/10 с до 1 с Автоматически 1-20 На штативе
Кратковременные от 1 до 5 с От руки (нажатие - отпуск) K,B или Z На штативе
Длительные свыше 5 с От руки (два нажатия) D На штативе

Общее непременное условие экспонирования - неподвижность фотоаппарата, иначе негатив будет нерезким (контуры смазаны, точки удлинены), не поддающимся никакому исправлению. Неподвижность может быть относительной при моменнтальных выдержках (когда аппарат держится в руках), но она должна быть полной при всех выдержках от 1/10 секунды и дольше - то есть при медленных, кратковременных и длительных выдержках (для чего аппарат необходимо установить на штатив или другую устойчивую подставку).

Соблюдайте все предосторожности, чтобы во время выдержки не шевельнуть аппарат.

Приведение затвора в действие. При съемке с рук стойте прочно, выставив одну ногу вперед, прижав локти к телу я твердо держа аппарат. При небольших скоростях затвора полезно также опереться спиной о столб, поставить локти на ограду. В момент спуска затвора задержите дыхание.

Нажимая на спусковое приспособление, остерегайтесь невольно качнуть аппарат, резко наклонив его книзу: у малоопытных фотолюбителей именно из-за этого немало негативов становится браком.

Приводить в действие затворы аппаратов "Любитель", "Фотокор", "Смена" необходимо посредством проволочного тросика.

Нажим на спусковую кнопку малоформатной камеры (а также аппарата "Москва") нужно амортизировать давлением руки с противоположной стороны.

Постарайтесь поскорее выработать в себе привычку так же спокойно, без толчка, нажимать спусковую кнопку затвора, как это делает опытный солдат или охотник со спусковым крючком при стрельбе. Следите также, чтобы ваши пальцы или крышка футляра малоформатного аппарата в момент спуска затвора не оказались перед объективом.

При всех съемках с медленными, кратковременными и длительными выдержками со штатива обязательно применяйте спусковой тросик, предохраняющий аппарат от сотрясения.

Отсчет секунд. У фотолюбителя может возникнуть вопрос: как отсчитывать время при длительных выдержках?

При очень длительной выдержке (минуты) лучше всего воспользоваться часами, запомнив или записав начало выдержки. Но это редкий случай. Большей частью длительная выдержка ограничивается несколькими секундами. А секундомер имеется не у каждого, и важнее наблюдать не за ним, а за объектом.

Поэтому каждому фотолюбителю не лишне научиться отсчитывать секунды про себя. Для равномерности счета отсчитывать нужно, начиная с 21: двадцать один, двадцать два, двадцать три и т. д. Сверяясь с секундной стрелкой часов, не трудно приучить себя произносить эти числа так, чтобы каждый -счет укладывался в одну секунду.

Начинайте счет одновременно с нажатием спускового тросика. Для выдержки в 5 секунд придется считать до 25 включительно, Для выдержки в 12 секунд - до 32 и т. д.

Этот способ отсчета пригодится и в позитивном процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.009 с.)