ТОП 10:

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ



ЯРКОСТИ ЗРИТЕЛЬНАЯ И ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ

Искусственный свет обманчив. Когда вы входите вечером в хорошо освещенное электричеством помещение, вам кажется, что в нем светло, как днем. Однако в действительности освещенность в этом помещении в несколько тысяч раз слабее, чем в солнечный день под открытым небом.

Для того чтобы в небольшом помещении, площадь пола которого равна 40 кв. м, а высота 4,5 м, создать такую же освещенность предметов (по степени воздействия на фотослой), как в полдень под непосредственными лучами открытого солнца, понадобилось бы 12 500 электроламп по 100 ватт каждая. Все четыре стены и потолок помещения были бы сплошь усеяны электрическими лампами, отстоящими одна от другой (считая расстояние между колбами) на ширину спичечной коробки (3,5 см).

Итак, электрический свет далеко не столь актиничен по отношению к светочувствительному слою пластинки и пленки, как это кажется глазу фотографа. Выдержка при нем требуется в сотни раз более длительная, чем при дневном свете на открытом воздухе, иногда она может составлять десятки секунд и даже минуты. Это неудобно для съемки портретов, групп и собраний, так как в течение продолжительной выдержки не легко соблюдать полную неподвижность, отдельные лица неминуемо стали бы шевелиться и на снимке получились бы смазанными.

Поэтому при фотографировании обычно используются более мощные электролампы, чем для нормальных осветительных целей.

ЗАКОНЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

При работе с искусственным освещением следует различать яркость источника света и освещенность объекта фотографирования.

Освещенность предмета съемки прямо пропорциональна яркости источника света: если яркость света увеличить в 2 раза, то и освещенность предмета увеличится вдвое (при одном и том же расстоянии между источником света и предметом).

Но в то время как при дневной съемке под открытым небом расстояние от солнца до объекта не играет роли, электролампы дают достаточное освещение только на очень близком расстоянии, причем освещенность в значительной мере зависит от расстояния между источником света и предметом съемки.

Рис. 58. Распространение света из точечного источника (закон квадратов расстояний) Если экран, находящийся в положении I на расстоянии 1 м от источника света, отодвинуть на расстояние вдвое большее (то есть 2 м), то такое же количество света, которое падало на поверхность I, теперь будет падать на поверхность II, вчетверо большую, и освещенность экрана II будет, следовательно, в 4 раза (22=4) меньше чем екрана I. Если отодвинуть экран от источника света втрое дальше (в положение III), то освещенность экрана уменьшится в 9 раз (З2=9) и т. д.

Здесь действует закон физики, согласно которому освещенность предмета обратно пропорциональна квадрату расстояния между ним и источником света. Предположим, что для съемки какого-либо предмета, находящегося в 1 м от электролампы, нужна выдержка в 1 секунду. Если этот предмет (или лампу) отодвинуть еще на 1 м (то есть всего на расстояние в 2 м), то требуемая выдержка уведичится не в 2 раза, а в 22 и составит 4 секунды; если расстояние между лампой и предметом увеличить еще на 1 м (всего до 3 м), то выдержка понадобится в 32=9 секунд и т. д. (рис. 58).

Так как выдержка прямым образом зависит от освещенности, мы можем вывести правило, которое надо запомнить: выдержка обратно пропорциональна яркости источника света и прямо пропорциональна квадрату расстояния от источника света до предмета съемки.

Итак, вы узнали, что выдержка определяется не яркостью источника света, а освещенностью предмета съемки. Вполне возможны случаи, когда при электролампе в 500 ватт, находящейся вдалеке от объекта съемки, потребуется выдержка более длительная, чем при лампе в 25 ватт, помещенной возле фотографируемого предмета.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.189.171 (0.004 с.)