ТОП 10:

Выбор кадра.-Получение резкого изображения. Экспонирование.- Обращение с аппаратом при съемке.



Фотографическая съемка в узком смысле слова состоит в том, что объектив проецирует на фотопластинку или пленку, находящуюся в темной камере, отчетливое оптическое изображение освещенного объекта съемки в течение времени, необходимого для того, чтобы оказать на светочувствительный слой желаемое действие.

Непосредственным результатом съемки является скрытое изображение, полученное в фотослое, а конечной целью (после проявления) - негатив, с которого можно напечатать позитивное изображение, наилучшим образом воспроизводящее объект съемки.

Помимо выполнения необходимых технологических действий, связанных с надлежащим обращением с фотоаппаратом, каждая съемка в большей или меньшей мере требует от фотографа творческой деятельности по выбору объекта и его трактовке (характер воспроизведения на снимке). В качестве простейшего примера того, как фотограф, имея перед собой одни и те же объекты, может влиять на получаемый результат, приводим рис. 27.

Съемку в широком смысле слова, или съемочный процесс, составляют последовательные стадии:

1) выбор кадра;

2) получение резкого изображения;

3) экспонирование (собственно съемка).

Хорошие снимки - результат правильного выполнения всех трех стадий процесса.

Если кадр выбран плохо, снимок будет неинтересным, невыразительным.

Необеспечение резкости оптического изображения приведет к тому, что снимок получится целиком нерезким или же нерезкими будут наиболее важные его части (в то время как несущественные детали выйдут резкими).

При неправильном экспонировании негатив будет или чересчур темным (передержка - свет действовал на фотослой дольше, чем нужно), или слишком светлым, без подробностей (недодержка - световое изображение не успело достаточно подействовать на негативный материал).

Рис. 27. По желанию можно сделать снимок "маленького" человека перед "большим" домом, или, наоборот, снимок "большого" человека перед "маленьким" домом

Начинающий фотограф должен научиться уверенно владеть фотоаппаратом и всеми элементами съемочного процесса, а это достигается практикой. С самого начала следует твердо усвоить, что, вопреки наивным представлениям, снимает не сам по себе фотоаппарат, а человек, стоящий за ним, управляющий им.

ВЫБОР КАДРА

Под кадром здесь подразумевается часть пространства, предмет или часть его, избираемые для съемки, то есть то, что должно получиться на снимке, составить его содержание.

Выбор кадра включает: а) выбор объекта, б) отыскание наилучшей точки съемки, в) освещение.

ОБЪЕКТ

Самое важное в снимке - его содержание.

Формы нашей трудовой, общественной деятельности, личной жизни, отдыха столь многообразны, что каждый фотолюбитель встречает множество тем и объектов для фотографирования. От умения выбрать наиболее существенное, интересное из окружающей действительности зависит идейно- художественная ценность будущего снимка. Здесь культурному и политически растущему советскому фотолюбителю придут на помощь природные наблюдательность и художественный вкус, развиваемые у него еще со школьной скамьи.

При выборе объекта съемки надо учитывать его изобразительные качества. Например, малопривлекателен будет снимок, на котором между серыми плоскостями неба и зелени затерялся основной объект съемки, находившийся слишком далеко, или снимок, перегруженный второстепенными предметами, среди которых глаз не сразу находит главное, или снимок сюжета, соблазнившего фотографа только своей яркой красочностью, от которой в черно-белом воспроизведении но осталось и следа.

Воспитывайте в себе избирательную способность в выборе кадра - умение выделять из окружающей действительности существенное, типическое и избегать включения в снимок лишних предметов, разбивающих впечатление и не имеющих значения для раскрытия темы. В этом вам поможет правильный выбор съемочной позиции.

ТОЧКА СЪЕМКИ

Следующая задача, связанная с выбором кадра,- позиция фотоаппарата, или точка съемки. От точки съемки зависит не только размер предметов на негативе, крупный, средний или мелкий план (определение того. как далеко нужно стать от объекта, чтобы он поместился на снимке,- дело легко вырабатываемого навыка); от позиции аппарата зависит и угол съемки, под которым фотограф (а затем и зрители) смотрит на фотографируемый предмет.

Рис. 28. Четыре снимка рельсового пути: А - вид сбоку, фотоаппарат на уровне рельс; Б- вид сверху, аппарат направлен вертикально вниз; В - вид вдоль рельс, аппарат между рельсами; Г - построение кадра по диагонали

Если это здание, то его можно сфотографировать с любой из четырех сторон или с любого из четырех углов: снизу-с уровня глаз человека или сверху - с крыши соседнего высокого здания. Человека можно снять спереди (в фас), сбоку (в профиль) или из положения, среднего между этими двумя (в три четверти).

Примеры влияния перемены точки и угла съемки на изобразительное решение кадра читатели найдут на рис. 28 и 29.

Рис. 29. Два снимка натюрморта. Размещение предметов, одинаковое в обоих случаях, на левом снимке выглядит непродуманным, на правом - изобразительно организованным

Целесообразно выбранная съемочная позиция помогает выявить в объекте его характерные особенности. Опав немалой мере определяет различие между интересным и скучным снимком.

Однако не всегда легко решить, какая точка съемки является единственно правильной, наилучшей. В таких случаях, если имеется возможность, сфотографируйте объект с нескольких привлекающих ваше внимание точек.

Разумеется, при выборе съемочной позиций на натуре приходится считаться с освещением.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение играет при съемке важнейшую роль. Ведь вся фотография основана на действии света. Предметы мы видим и можем сфотографировать лишь постольку, поскольку они освещены.

Освещение в фотографии бывает естественное (дневное; или солнечное) и искусственное (электрическое и др.).

Существенное значение для результатов съемки имеет не только сила света, но и направление его как по отношению к освещаемому предмету, так и к фотоаппарату.

Здесь можно привести несколько простых правил.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы солнце светило в объектив - это испортит негатив (на нем получится туманное пятно, заволакивающее изображение). Значит, солнце должно находиться где-то за спиной фотографа.

Однако, если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, примерно на продолжении его оптической оси (по отношению к объекту такое освещение называется передним), предметы на снимке получатся лишенными теней и потому плоскими (рис. 30, А).

Как известно, объемность, выпуклость предметов трехмерного действительного мира выявляется и передается на плоскостном фотоснимке именно благодаря сочетанию светов и теней. А такой вид освещенности получается при косом направлении лучей источника света (рис. 30, В}. Следовательно, наиболее благоприятным освещение для съемки бывает тогда, когда солнце находится позади фотоаппарата, но несколько в стороне, так, чтобы тени от предметов (или их продолжение) встречались с направлением оптической оси объектива под углом около 45o (рис. 31).

Рис. 30. Таким получается объект съемки при различном положении солнца.
Солнце сзади аппарата: Здание плоско Солнце впереди аппарата: здание темно Солнце сбоку и позади аппарата: здание выпукло
       

Освещение под углом, близким к 45o,- наилучшее, идет ли речь о портрете, архитектуре, пейзаже или каком-нибудь объемном предмете; оно является общепринятым для всевозможных съемок. Существенные отступления возможны, а иногда даже необходимы в художественных или технических целях, но начинающему фотографу свои первые снимки лучше делать именно при таком освещении.

В тех сравнительно редких случаях, когда по условиям съемки солнце находится где-либо впереди аппарата (высоко или в стороне), но не закрыто объектом, необходимо на пути непосредственных солнечных лучей (вне поля зрения объектива) поместить прикрытие (навес, ствол дерева, книгу, головной убор, крышку кассеты) таким образом, чтобы передняя линза объектива оказалась в его тени.

Рис. 31.Схема освещения под углом в 45o к оптической оси объектива

Если же солнце полностью прикрыто объектом, то последний, не освещаемый спереди, выходит чрезмерно темным, почти без деталей (рис. 30, Б).

Сказанное выше в полной мере относится и к размещению источников искусственного света.

Каждую съемку по возможности начинайте с предварительного всестороннего осмотра намеченного объекта.

Фотографируя человека, вы можете поворачивать его по отношению к свету и к аппарату или менять положение последнего. Работая с источником искусственного света, вы можете перемещать его. При съемке неподвижной натуры (здание, пейзаж) вы более связаны; можно выбрать погоду и время дня, но на техническое качество и выразительность снимка сильнее всего влияют точка и угол съемки (даже легкий поворот объектива в сторону удаляет из поля зрения аппарата одни предметы и вводит другие).

Выбрав объект, точку съемки и освещение, а также решив, каким будет формат снимка - горизонтальным или вертикальным, проверьте, совпадает ли намеченный вами на натуре кадр с тем, который вы видите в видоискателе, и, если нужно, внесите поправки в положение фотоаппарата. При этом всегда стремитесь возможно полнее, целесообразнее использовать площадь негатива, без надобности не измельчая изображения и не оставляя по краям слишком больших пустых полей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.006 с.)