Если достигнутая сила (плотность и контраст) отпечатка в течение минуты не увеличивается, это можно считать признаком полного проявления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если достигнутая сила (плотность и контраст) отпечатка в течение минуты не увеличивается, это можно считать признаком полного проявления.



Промежуточная промывка

После полного проявления отпечатка выньте его за уголок из проявителя, подержите 1-2 секунды над ванночкой, чтобы дать проявителю стечь, ополосните в течение 5 секунд во второй ванночке, а затем перенесите в закрепитель. При этом во избежание загрязнения одного раствора другим вынимайте отпечаток из проявителя правой рукой, а переносите его в закрепитель левой.

Закрепление

Отпечаток опустите в закрепитель слоем кверху и несколько раз подвиньте его вперед и назад для удаления пузырьков воздуха; в дальнейшем ванночку время от времени покачивайте.

Нормально закрепление длится 15 минут, но пробный отпечаток уже после трехминутной обработки можно, ополоснув в воде, рассмотреть при обычном комнатном освещении.

Если 8-секундная проба окажется слишком темной, значит, выдержка была велика и надо повторить пробу с меньшей, например, половинной выдержкой (4 секунды). Если 8-секундная проба выйдет слишком светлой, то вторую пробу сделайте с удвоенной выдержкой (16 секунд). Если вторая проба опять окажется слишком темной или слишком светлой, сделайте третий пробный отпечаток с соответствующей поправкой в выдержке. Поступайте так до тех пор, пока получите вполне хороший пробный отпечаток. Тогда вам останется заложить в рамку целый лист фотобумаги и экспонировать его найденное число секунд.

Хорошим можно считать достаточно плотный отпечаток с ясно видимыми подробностями в светах и тенях и с совершенно чистыми (незавуалированными) самыми яркими светами. При несколько затянувшемся проявлении плотность такого отпечатка не должна увеличиваться,.

Со временем, в результате практики, вы сможете более точно выбирать выдержку для пробных отпечатков, сразу приближаясь к правильной, научитесь определять момент окончания проявления, не будете спешить, зная, что мокрый отпечаток при красном свете выглядит более сильным и контрастным, чем он окажется в сухом виде.

При всех пробах и при окончательном печатании расстояние между белой лампой и печатной рамкой должно быть совершенно одинаковым, иначе результаты нельзя будет сравнивать.

При сомнении в том, какую по контрастности буМЗДл надо взять, сделайте пробные отпечатки на двух или трех ее сортах (пометив их карандашом на обороте) и посмотрите, какой отпечаток вышел лучшим.

Светочувствительность разных сортов фотобумаги различна (наименьшая у контрастной), и для каждого сорта необходимо делать отдельные пробы выдержек.

Окончательная промывка

Правильно экспонированный отпечаток после полного 15-минутного закрепления сполосните в воде и поместите в ванночку для промывки. Промывка тонкой бумаги должна длиться ве менее получаса, бумаги картонной плотности - не менее часа. При отсутствии про точной воды промывную воду сменяйте каждые 5-6 минут.

Если вы закрепляете или промываете сразу несколько отпечатков в одной ванночке, то следите, чтобы они не слипались - это пометало бы вымыванию ненужных веществ из слоя и подложки; отделяйте их, каждые 5 минут передвигайте и перекладывайте (нижний - наверх и т. д.), стараясь не помять при этом.

Недостаточное закрепление и плохая промывка дадут непрочные отпечатки, которые впоследствии выцветут или покроются пятнами.

Сушка

По окончании промывки выньте отпечатки из ванночки и оботрите лицевую их сторону куском мокрой ваты для удаления загрязняющих мелких частиц.

Для сушки отпечатки можно развесить в защищенном от пыли помещении за уголки посредством бельевых зажимов (для больших овче^атков понадобятся по два зажима) или разложить на марле, натянутой на деревянную рамку (удобен размерив один квадратный метр). В последнем случае для уменьшения сворачивания отпечатки (кроме глянцевых) можно положить слоем на марлю. Высохшие отпечатки остается выпрямить (например, положив под давление в книгу) и обрезать.

Отпечатку на глянцевой фотобумаге можно придать так называемый зеркальный глянец. Об этом будет рассказано в 15-м уроке.

Научившись получать хорошие контактные отпечатки, вы можете перейти к увеличению - самой увлекательной фотографической работе.

ПРОЕКЦИОННОЕ ПЕЧАТАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

Прежде всего необходим фотоувеличитель - прибор той или иной конструкции, способный проецировать на фотобумагу увеличенное световое изображение негатива.Увеличитель имеет следующие части: 1) светонепроницаемый осветительный корпус с электролампой и негативодержателем; 2) объектив с мехом или тубусом для изменения расстояния между объективом и негативом при наводке на резкость; 3) экран для фотобумаги. Свет, рашюмерным потоком направляемый на негатив, проходит через объектив на фотобумагу (рис. 45).

Рис 45. Оптическая схема увеличителя

Для увеличения с кинопленочных негативов отечественной промышленностью выпускаются несколько типов фотоувеличито лей. Увеличитель "У-2" допускает увеличение от 2,5 до 8,5 раза; таким образом, с негатива 24х36 мм можно получить увеличенный позитив любого размера в пределах от 6х9 до 20х30 см. Как видно из рис. 46, увеличитель этот вертикального типа. На доске- подставке, служащей одновременно экраном для фотобумаги, вертикально укреплена штанга, по которой передвигается вверх и вниз кронштейн, несущий на себе металлический корпус увеличителя.

Корпус является осветительной частью увеличителя: в верхней части он в качестве источника света имеет биспиральную электролампу в 96 ватт (она может быть заменена обыкновенной электролампой в 60 ватт). Лампу можно перемещать вверх, вниз и в стороны; это позволяет центрировать свет и получать равномерную освещенность негатива, проецируемого на экран. Нижняя часть корпуса заканчивается двух-линзовым конденсором, накрываемым по желанию матовым стеклом - рассеивателем света лампы (матовое стекло вызывает значительную потерю света, вследствие чего приходится увеличивать выдержку; однако оно уменьшает зернистость, и потому можно рекомендовать пользоваться им).

Рис. 46. Фотоувеличитель "У-2" для кинопленочных негативов (наружный вид и разрез): 1 - подставка-экран; 2 - штанга; 3 - кронштейн; 4 - головка зажимного винта; 5 - осветитель; 6 - трубка о электропатроном; 7 - электролампа; " - матовое стекло; 9 - двухлинзовый " конденсор; 10 - не- гативодершатель; 11 - тубус; 70 - кольцо для наводки на резкость' 13 - объектив; 14 - откидной светофильтр

Под конденсором находятся две рамки, составляющие вместе негативодержатель; по бокам-два пленкоприемника для свободных концов ленты.

Под корпусом прикреплена трубка, в которой по винтовой резьбе движется тубус, служащий для наводки на резкость. В тубус ввинчивается стандартный объектив фотоаппарата "ФЭД" или "Индустар 22" с фокусным расстоянием 5 см.

Еще ниже помещается оранжевый светофильтр, закрывающий объектив при закладывании фотобумаги и наводке по ней на резкость; на время выдержки он отодвигается в сторону.

Увеличитель разборный; весит 6 кг.

Пользуются увеличителем следующим образом. Поставив его на стол и включив свет, добиваются нужного масштаба изображения, одной рукой поднимая и опуская по штанге корпус увеличителя, а другой рукой одновременно вращая тубус для наводки на резкость. Для ориентировки при наводке следует выбрать небольшую резкую деталь возле центра нега- тива или около самой существенной его части.

Для закладывания и удаления пленки нижняя рамка негативодержателя вместе с объективом, пленкоприемниками я светофильтром откидывается книзу. Пленку вставляют слоевой стороной вниз, к бумаге. Чтобы не поцарапать пленку при передвиганий ее для смены негативов, предварительно надо развести обе рамки негативодержателя посредством двух рычажков.

Отечественная промышленность начала выпуск усовершенствованного увеличителя для негативов 24x36 мм под названием "Нева" (рис. 47) и др., а также складного портативного фотоувеличителя "ТПУ-2" (рис. 48).

Рис. 47. Усовершенствованный фотоувеличитель "Нева" для кинопленочных негативов: 1 - подставка- экран; 2 - ящик для фотобумаги; 5 - выключатель; 4 - штанга; 5 - кронштейн; 6 - головка подъемного фрикционного колеса; 7 - вакрепляющая головка; 8 - осветитель; 9 - трубка с электропатроном; 10 - негативо- дершатель; 11 - фокусировочная оправа; 12 - объектив; 13 - откидной светофильтр

 

Рис. 48. Портативный складной фотоувеличитель "ТПУ-2" для кинопленочных негативов: Вверху - футляр увеличителя; справа - увеличитель в рабочем состоянии; внизу - укладка деталей увеличителя в футляр: 1 - винт с гайкой для скрепления половинок футляра; 2 - штангодержатель; 3 - кнопочный выключатель; 4 - электрическое сопротивление; 6 - перемычка (включается при напряжении сети в 127 вольт); в - гнезда для включения перемычки; 1 - электропредохранитель

Кроме того, нужны ванночки достаточных размеров. Так, для увеличений до 18 х 24 см понадобятся две ванночки того же размера и две - не менее 24x30 см.

ТЕХНИКА УВЕЛИЧЕНИЯ

Поместите негатив в негативодержатель увеличителя слоем вниз, к объективу. В центре экрана положите лист белой бумаги того же размера и толщины, что и фотобумага, на которой будет производиться увеличение.. Поставьте указатель диафрагмы на полное отверстие объектива, включите безопасный лабораторный фонарь и лампу увеличителя и выключите белый свет (а также отодвиньте защитный светофильтр, если он имеется перед объективом). Вы увидите на экране нерезкое, расплывшееся световое изображение негатива. Передвигая корпус увеличителя вверх или вниз, получите изображение желательного вам размера и закрепите корпус в найденном положении. Во время установки формата увеличения поддерживайте хотя бы приблизительную наводку на резкость.

Процесс увеличения позволяет не печатать весь негатив целиком, а выбрать наиболее существенную и выразительную его часть, оставив излишние края за пределами фотобумаги (рис. 49).

Рис. 49. Использование угольников при выборе кадра для увеличения

Изменяя расстояние между объективом и негативом, наведите изображение на резкость, ориентируясь по какой-либо отчетливой детали. Наводка должна быть точной. Если негатив настолько плотен, что изображение трудно различимо, наводку можно произвести по другому, более прозрачному негативу, а затем заменить его первоначальным негативом.

После наводки на резкость нужно вынуть негатив и добиться равномерно освещенного круга на экране (так называемое центрирование света достигается передвижением лампы внутри корпуса ближе к объективу или дальше от него). Затем вставьте негатив обратно и проверьте наводку (рис. 50).

Рис. 50. Работа вертикальным увеличителем

Закройте объектив светофильтром; световое изображение останется на экране, но не сможет действовать на фотобумагу.

Теперь надо приступить к определению необходимой для дан- ного случая выдержки путем пробных увеличений на кусочках фотобумаги. Помимо плотностинегатива,чувствительности фотобумаги и яркости лампы выдержка при проекционном печатании зависит от применяемой диафрагмы (без особой надобности не прибегайте к диафрагмированию объектива увеличителя.) и от масштаба увеличения (то есть от расстояния между негативом и фотобумагой): чем больше масштаб, тем длительнее выдержка.

Подбор фотобумаги по контрастности производится здесь так же, как и при контактном печатании. Определив по характеру негатива требуемую контрастность бумаги, достаньте из пакета один лист ее, разрежьте его на небольшие кусочки (примерно 6x6 см) и спрячьте их обратно в пакет, за исключением одного.

Убрав с экрана бумагу, по которой производилась наводка, положите кусок фотобумаги на экран под наиболее важную и в то же время характерную по тональности часть изображения. Чтобы фотобумага лежала плоско, придавите ее по краям линейками или чем-либо иным, или накройте чистым стеклом.

Убрав светофильтр, экспонируйте в течение 8 секунд, после чего, выключив свет в увеличителе, проявите пробу, как было указано в разделе о контактном печатании, ополосните, обрабо- тайте в закрепителе и рассмотрите ее при полном комнатном ос- вещении.

Первая проба, вероятно, окажется неудачной. Хороший отпечаток получается только при правильной выдержке, а наметить ее хотя бы приблизительно верно можно лишь при наличии достаточного опыта.

Если выдержка слишком мала (недопечатка), изображение в проявителе не достигает нужной силы или не появляется вовсе. Если выдержка чрезмерно велика (перепечатка), отпечаток в проявителе очень быстро становится слишком темным. В зависимости от результата для следующей пробы возьмите удвоенную выдержку (в данном случае 16 секунд), или половинную выдержку (4 секунды), или же иное время, смотря по степени отклонения пробного отпечатка от нормального. При всех пробах кусочки фотобумаги кладите на одно и то же место экрана, чтобы сравнивать один и тот же участок изображения.

Пробы, которые будут становиться все лучше, оценивайте с точки зрения плотности и контраста изображения. Может понадобиться несколько проб на бумагах различной контрастности (на обороте проб после экспонирования помечайте карандашом сорт бумаги и выдержку).

Так практическим путем вы определите правильную выдержку на наиболее подходящей бумаге, после чего уже можно сделать увеличение полного размера. Во время выдержки остерегайтесь малейшего дрожания увеличителя и стойте неподвижно, в противном случае получится нерезкий отпечаток.

Обработка увеличенных позитивов (проявление, предварительная промывка, закрепление, окончательная промывка, сушка) производится совершенно так же, как и рассмотренная выше обработка контактных отпечатков. Точно соблюдайте все указания.

Перечислим последовательные операции при увеличении:

1) вставьте негатив в увеличитель;

2) включите безопасный лабораторный фонарь и свет в увеличителе, погасите белый свет;

3) откройте объектив, поставьте наибольшую диафрагму;

4) придвигая корпус к экрану или отодвигая от него, установите нужный размер увеличения и желаемый кадр;

5) наведите изображение на резкость;

6) центрируйте лампу увеличителя;

7) закройте объектив светофильтром;

8) поместите на экран фотобумагу;

9) удалив светофильтр, произведите выдержку;

10) погасите свет в увеличителе;

11) сняв фотобумагу с экрана, проявите ее, закрепите, промойте и высушите.

В заключение напомним начинающим фотолюбителям, что для овладения фотографией требуется внимательное и серьезное отношение к ней. Не всегда первые снимки выходят хорошими. Из каждого неудачного снимка делайте выводы для следующих снимков, выясняйте и запоминайте причины неудач. Осваивать технику фотографии в одиночку труднее, чем в коллективе, в фотокружке. Поэтому рекомендуем организовать с группой товарищей фотокружок и оборудовать фотолабораторию. Это также гораздо легче сделать общими силами, чем одному. И почти везде найдется опытный товарищ, фотолюбитель или профессионал, который поможет начинающим на первых порах их фотографической работы. Усвоив элементарные основы фотографии, научившись самостоятельно проводить все процессы вплоть до получения увеличенного фотоотпечатка (даже если ваши фотоувеличения еще не являются технически вполне удовлетворительными), вы можете перейти к некоторому углублению своих познаний со второй части книги.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.75.224 (0.048 с.)