ТОП 10:

ОБРАЩЕНИЕ С БАЧКОМ И УХОД ЗА НИМ



При наполнении закрытого бачка из банок, молочных бутылок и других широкогорлых сосудов жидкость легко проливается мимо не особенно удобного вливного отверстия, посредине которого выступает рукоятка катушки. Поэтому вливать растворы и воду в закрытый бачок удобнее всего из обыкновенных полулитровых бутылок, используя для этого как воронкообразное отверстие в крышке, так и сквозное отверстие в рукоятке катушки двухспирального бачка (в которое для ускорения вливания можно вставить воронку).

При сливании проявителя и воды после промежуточной промывки не еабывайте придерживать большим пальцем крышку бачка во избежание засвечивания пленки через могущую образоваться щель между крышкой и резервуаром.

По окончании работы резервуар и катушку ополосните, вытрите чистой тряпкой и дайте просохнуть в разобранном виде, прежде чем закрыть бачок.

Если, обработав один ролик пленки, вы захотите сейчас же приступить к проявлению следующего ролика, тщательно оботрите и осушите от влаги проявочную катушку, уделив особое внимание направляющим канавкам.

В течение окончательной промывки пленочной ленты бачок достаточно отмывается от остатков закрепителя и других веществ. Тем не менее время от времени (в зависимости от интенсивности использования) бачок следует промывать теплой мыльной водой с помощью зубной щетки.

Для промывания проявочной катушки надо ее разобрать. Повернув рукоятку двухспирального бачка влево (против движения часовой стрелки) до упора, выньте ее из катушки, после чего оба диска легко отделятся один от другого. Верхний диск односпирального бачка снимите с оси, наглухо скрепленной с нижним диском.

После промывания ополосните детали бачка водой, вытрите их (особенно тщательно спиральные канавки) и оставьте в разобранном виде до полной просушки.

Собранный бачок храните в месте, защищенном от пыли, влаги и тепла.

Описанные выше спиральные бачки рассчитаны на 260 мл (двухспиральный) и 300 мл (односпиралъный) обрабатывающих растворов. Если же вы применяете какой-либо иной бачок, то предварительно определите практическим путем его рабочую емкость. Для этого при вставленной в бачок (без пленки) катушке налейте в него столько воды, чтобы она покрыла с небольшим избытком (в 1 см) верхний диск катушки, а затем измерьте объем воды мензуркой. Найденным объемом и пользуйтесь при наполнении бачка проявителем, водой и закрепителем. Впервые используя незнакомый бачок, определите также направление вращения катушки для перемешивания растворов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

Не забывайте, что, хотя техника лабораторной обработки одинакова для всех роликовых пленок, общая оптическая плотность миниатюрных кинопленочных негативов в связи с предстоящим значительным увеличением должна быть ниже плотности больших негативов.;

В течение всей обработки кинопленки и при дальнейшем обращении с миниатюрными негативами соблюдайте максимальную чистоту. Малозаметные на негативе пылинки, пятнышки и царапинки при увеличении также увеличиваются и портят изображение. Поэтому чистота и аккуратность в обращении с кинопленкой особенно необходимы.

Неудачный отпечаток можно выбросить и сделать другой. Но если вы испортите при проявлении ролик пленки, утрата будет невозместимой.

Никогда не притрагивайтесь к слоевой стороне пленки пальцами - это приведет к пятнам на сухой пленке и может бесповоротно испортить влажную пленку. Старайтесь держать ео пальцами за ребра.

При особой надобности можно касаться фотослоя пальцами только в пределах краев, отведенных для перфорации или свободных от изображения.

Растворы проявителя и закрепителя перед употреблением следует профильтровать через фильтровальную бумагу или вату.

Предохраняйте проявитель и закрепитель от взаимного загрязнения. |

Измерив температуру закрепителя, не переносите сразу же термометр в проявитель, а сперва обмойте его под краном.

Не пытайтесь ускорить сушку пленки каким-либо нагреванием - фотослой от этого расплавится.

Не забывайте, что целлулоидная основа пленки - легко воспламеняющийся материал, который необходимо оберегать от открытого огня.

Всякие сокращения и упрощения негативного процесса, будто бы сберегающие время и облегчающие труд, самым неблагоприятным образом сказываются на качестве негативов и последующих увеличений, особенно при малоформатных негативах. Наоборот, тщательная работа полностью себя оправдает! В точности следуя приведенным выше указаниям по техники обработки, каждый фотолюбитель сможет получать негативы не хуже, чем это мог бы сделать квалифицированный профессиональный фотоработник.

 

ОЦЕНКА ГОТОВЫХ НЕГАТИВОВ

Сколько бы ни занимался настоящий любитель фотографией, сколько бы ни проявил он на своем веку пластинок или пленок, всегда первый детальный осмотр готового негатива полон для него интереса и волнения, в особенности, если перед ним длинная лента пленки с многими негативами.

Негатив - это только промежуточный продукт фотографии, средство для получения конечного отпечатка. Однако уже по нему можно наглядно определить, удачной ли была съемка, правильно ли проведена лабораторная обработка, оценить степень его пригодности к печатанию позитивов.

Рис. 42. Так рассматривают негатив на освещенный лист белой бумаги

На черно-белом фотографическом изображении разные яркости объекта съемки воспроизведены в виде почернений различной силы, или, как говорят, оптической плотности. Самому светлому месту объекта соответствует самый темный участок негатива, и наоборот. Между крайними (наибольшей и наименьшей) плотностями имеются промежуточные плотности.

Какими признаками определяются достоинства и недостатки негатива при зрительной оценке его качеств?

Собственно говоря, к негативу предъявляется всего одно требование: соответствие объекту, то ecть возможность получить позитивное изображение с правильным воспроизведением внешнего вида предмета съемки - его контуров, подробностей и яркостей.

Однако для удобства оценки мы расчленим это единственное требование на пять пунктов.

Рассматривать негатив надо на просвет на ровный белый фон, возможно более яркий. Таким фоном служат: матовое стекло, позади которого помещен источник света, лист белой бумаги, освещаемый падающим светом (поближе к окну или лампе, рис. 42).

ПЯТЬ ПУНКТОВ ОЦЕНКИ

1. Прежде всего убедитесь, получилось ли на негативе изображение всего того, что вы стремились заснять, и так ли именно, как вам хотелось. Может быть, вследствие неточного визирования или неточности видоискателя часть объекта отсутствует?

Тут же можно предварительно наметить, следует ли печатать (увеличивать) негатив целиком, или выделить какую-либо часть его.

2. Затем установите, резок ли негатив, четки ли на изображении контуры главных частей объекта. Нерезкость неисправима, нерезкий негатив для печатания не годен.

Нерезкость может быть следствием неправильной наводки, недостаточного диафрагмирования, сотрясения фотоаппарата во время экспонирования, движения объекта, слишком быстрого по отношению к примененной выдержке.

3. Теперь взгляните, нет ли механических повреждений фотослоя (царапин и т. п.). Устранимые изъяны заделываются посредством технической ретуши (об этом будет рассказано в 14-м уроке).

4. Правильна ли была выдержка?

При съемке выдержку обычно выбирают по теням, то есть с таким расчетом, чтобы на фотослой могли подействовать даже самые темные места объекта, от которых поступает наименьше количество света. Поэтому правильность выдержки проверяете по проработке теней объекта (на негативе это самые светлые, прозрачные участки).

Рассмотрим их:

а) если тени хорошо проработаны, при сохранении доста точной прозрачности содержат все подробности, а на негати ясно различимы как темные, так и светлые участки, это свидетельствует о правильной выдержке;

б) если тени прозрачны, как стекло, и какие-либо подробности в них отсутствуют (тени "пустые"), это означает недoдержку при съемке;

в) если при наличии подробностей тени утратили свою прозрачность, так как сплошь затянуты (как и весь негатив) серой вуалью, это является доказательством передержки;

г) если тени почти не отличаются от светов, так как весь негатив покрыт сильной вуалью, сквозь которую едва можно разглядеть контуры и детали предметов, это говорит о том, что при съемке имела место сильная (многократная) передержка.

5. Нормально ли проведено проявление?

О качестве проявления судят по плотности почернения светов объекта (самые темные участки негатива) и по контрасту (разность между плотностями светов и теней) негативного изображения.

Возможен один из трех случаев:

а) плотность светов удовлетворительна, контраст между светами и тенями хорошо выявлен, негатив производит гармоничное впечатление - проявление - можно считать нормальным;

б) плотность светов недостаточна (они светло-серые), контраст между светами и тенями мал, изображение выглядит монотонным, вялым - это свидетельствует о недопроявлении (если только ответ на предыдущий, 4-й вопрос уже не установил недодержки);

в) плотность светов слишком велика (они почти черны, совершенно непрозрачны, "забиты"), контраст между светами и тенями чрезмерен, изображение производит неприятное, "жесткое" впечатление, присутствует вуаль - все это говорит о перепроявлении.

Оба последних вопроса (4-й и 5-й) мы для ясности рассматривали не только раздельно, но и, так сказать, в их чистом виде: при суждении о выдержке исходили из предположения о нормальном проявлении, а определяя степень проявления, предполагали правильную выдержку. В действительности же дело далеко не всегда так упрощается: выдержка и проявление могут влиять на характер негатива совместно. Сложность этих воздействий видна из табл. 13, где приведены девять возможных случаев, из них только первый дает нормальный негатив, а остальные восемь ведут к большему или меньшему ухудшению негативного изображения сравнительно с нормой, от легко компенсируемых отступлений до полной непригодности для пе- чатания (недодержка плюс недопроявление).

Таблица 13. СЛУЧАИ КОМБИНИРОВАННОГО ВЛИЯНИЯ ВЫДЕРЖКИ И ПРОЯВЛЕНИЯ НА ХАРАКТЕР НЕГАТИВА
  Выдержка Проявление
Правильная Нормальное
Недопроявление
Перепроявление
Недодержка Нормальное
Недопроявление
Перепроявление
Передержка Нормальное
Недопроявление
Перепроявление

Разумеется, существенное значение имеет степень того или иного отклонения от нормы.

Вуаль может возникнуть не только от передержки или перепроявления, но также от засветки фотослоя посторонним светом (например, при не вполне безопасном лабораторном фонаре) а от других причин.

Опасностей немало, и вызываемые ими недостатки могут сочетаться на одном негативе в разнообразных комбинациях. В результате многих воздействий полученные негативы но всегда полностью соответствуют объекту, особенно в практике начинающего фотографа, а определение причин того или иного недостатка требует немалого опыта .

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Отдельные элементы фотографической характеристики негативного изображения (оптическая плотность, контраст, вуаль) поддаются точному измерению и могут быть выражены математическими величинами, но для этого необходимы приборы, которыми фотолюбители не располагают; поэтому в этой книге мы будем довольствоваться словесными определениями (не претендующими, разумеется, на особую точность).

Внимательно ознакомьтесь с двумя десятками терминов, используемых для этой цели,- с ними вам постоянно придется встречаться. Термины относятся к негативному фотоизображению (для краткости называемому негативом); большинство их взято из обыденной разговорной речи, и это облегчает запоминание.

Света - наиболее темные, плотные участки негатива (соответствуют самым светлым местам объекта съемки).

Тени - самые светлые, прозрачные участки негатива (со- ответствуют наиболее темным местам объекта съемки).

Полутона - промежуточные почернения между света ми и тенями.

Оптическая плотность почернения (сокращенно оптическая плотность или плотность) - степень почернения, образующегося после проявления вследствие отложения металлического серебра.

Контраст - разность оптических плотностей самого темного и самого светлого участков негативного изображения.

Вуаль - сплошной серый налет (той или иной плотности) на фотоизображении. Следствие передержки, перепроявления, засветки и других причин.

Резкий негатив - все контуры и линии отчетливы, предметы ясно разграничены .

Нерезкий негатив - контуры предметов и линии не- четки, неясны, расплывчаты. Причина: неправильная наводка на резкость; если нерезки только некоторые предметы, то недо- статочно диафрагмирование.

Сдвоенный негатив - все контуры и линии сдвоены, очерчены двумя-тремя параллельно идущими линиями. Причина: сотрясение фотоаппарата во время съемки.

Смазанный (или шевеленый) негатив - контуры двигавшихся во время съемки предметов размазаны в направлении движения, а неподвижные предметы резки. Причина: недостаточно короткая выдержка.

Прозрачный (или тонкий) негатив пропускает много света, так как общая плотность изображения мала, даже света на просвет излишне прозрачны и не очень отличаются от теней; контраст между светами и тенями мал. Результат недодержки, недопроявления.

Плотный (или густой) негатив пропускает мало света, изображение слишком темно и на просвет трудно рассматриваемо ввиду очень больших плотностей не только в светах, но и в полутонах, тени серые (вуаль). Результат передержки, псрепроявления. Очень плотный негатив можно рассмотреть только непосредственно на свет накаленной нити электролампы.

Нормальный негатив удовлетворяет следующим условиям: общая плотность достаточна, но не чрезмерна, контраст между светами и тенями соответствует контрасту объекта съемки, переходы от светов к теням гармоничны (плавны, постепенны), черно-белое воспроизведение относительных яркостей цветовых тонов правильно, подробности во всех плотностях хорошо выявлены, вуаль отсутствует (глубокие тени прозрачны).

Мягкий негатив не имеет больших плотностей в сильных светах, вследствие чего контраст между светами и тенями по- нижен; все подробности проработаны. Результат недодержки, передержки, недопроявления.

Вялый негатив: контраст между светами и тенями очень мал, все подробности имеются, но изображение монотонно, серо. Результат недодержки, передержки, недопроявления.

Контрастный негатив - повышенный контраст между светами и тенями, подробности почти отсутствуют как в светах, так и в тенях. Результат перепроявления.

Жесткий негатив - чрезмерный контраст между светами и тенями, подробности в светах и тенях отсутствуют. Результат сильного перепроявления.

Сочный негатив получается в результате съемки при ярком, создающем контрасты и тени освещении.

Плоский негатив является следствием съемки при плоском (рассеянном, не дающем контрастов и теней) освещении.

Ясный негатив свободен от вуали (противоположность- завуалированный).

Эти же термины служат для характеристики позитивного фотоизображения.

Недостатки негативов, вызванные неправильным проявлением, большей частью удается компенсировать в позитивном процессе путем подбора фотобумаги, противоположной по контрастности. Для случаев, когда этого окажется недостаточно, в запасе имеется еще исправление посредством дополнительной химико-фотографической обработки - ослабление и усиление негативного изображения (об этом вы прочтете в 14-м уроке). Этими средствами исправляются главным образом последствия недопроявления и перепроявления, а также передержки и небольшой недодержки. Однако прибегать к ним следует только в крайнем случае. Умение разбираться в качестве негативов поможет вам правильно подбирать фотобумагу, выбирать в случае необходимости меры исправления негативов, а понимание причин, влияющих на характер негативного изображения, позволит предотвращать неудачи в дальнейшей работе. Если стремление фотолюбителя во время съемки и лабораторной обработки сознательно направлено на преодоление возможных ошибок, то часто дело обходится без существенных недостатков и получаются удовлетворительные негативы, с которых можно делать отпечатки контактные и увеличенные.

УРОК 7
ПОЗИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС


Получение позитива.- Контактное печатание.- Лабораторная обработка фотобумаг. - Проекционное печатание

ПОЛУЧЕНИЕ ПОЗИТИВА

В результате негативного процесса вы получили пегатив - изображение предмета съемки, тонально обратное действительности: темное на нем вышло светлым, а светлое - темным.

Если затем через негатив пропустить свет на светочувствительный слой фотобумаги, то больше всего света пройдет через самые светлые (прозрачные) участки негатива, и фотобумага под ними сильнее всего потемнеет после проявления. Сквозь наиболее темные участки негатива проникнет света всего меньше, и соответствующие им места фотобумаги останутся светлыми и т. д. В результате вы получите позитив - изображение, тонально обратное негативу, но зато соответствующее действительности: то, что было темным в предмете съемки(и светлым на негативе), будет на позитиве темным, а то, что было в натуре светлым (и темным на негативе), выйдет на позитиве также светлым (рис. 43). Операции получения позитивного изображения составляют позитивный процесс.

  Света сильные Полутона Тени глубокие
светлые темные
Предмет съемки
Негатив
Позитив
Рис. 43. Распределение тонов на предмете съемки, на негативе и на позитиве
         

По своей химической сущности негативный и позитивный процессы сходны. Различие их в том, что в негативном процессе вы работали на фотослое, нанесенном на прозрачную подложку (стекло, если это пластинка, и целлулоид, если это пленка), а в позитивном процессе вы имеете дело с фотослоем, нанесенным на непрозрачную бумажную подложку (фотобумага). Различна и техника, применяемая в этих процессах. Проявление же и остальная лабораторная обработка ведутся одинаково .

Позитивный процесс - процесс фотографического печатания - подразделяется на две разновидности:

1) контактное печатание, при котором негатив находится в контакте с фотобумагой (вплотную соприкасается с ней), и позитивное изображение по размеру равно негативу;

2) увеличение, или проекционное печатание, при котором изображение посредством оптической системы увеличительного прибора проецируется на фотобумагу и может быть увеличено до желаемого размера.

Позитивные отпечатки должны удовлетворять следующим основным требованиям: а) быть резкими; б) правильно воспроизводить яркости отдельных участков предмета съемки (помимо того что черное должно быть черным и белое - белым, все промежуточные тона и цвета должны быть переданы оттенками серого цвета, соответствующими по яркости объекту съемки).

Для соблюдения первого условия прежде всего должен быть резким негатив. При контактном печатании резкость негатива автоматически передается отпечатку. При увеличении резкость зависит от точности наводки объектива увеличителя.

Резкость достигается без труда, но правильная передача на изображении яркостей деталей объекта съемки требует от фотографа внимания при подборе фотобумаги, при определении необходимой для печатания выдержки и при проявлении отпечатка. Любая неправильность в одной из этих операций искажает тоновоспроизведение предмета съемки.

Позитивное изображение - конечная цель всей фотографической работы, и на долю позитивного процесса нередко выпадает исправление возможных тональных недостатков негатива. В то время как из-за испорченного негатива пропадает вся съемка, в позитивном процессе метод проб обеспечивает достижение удовлетворительного результата, а взамен неудавшегося позитива можно сделать новый.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Для химико-фотографической лабораторной обработки фотобумаг с проявлением служат, как и для обработки пластинок и пленок, проявитель и закрепитель. Они покупаются готовыми или приготовляются самостоятельно. Напомним еще раз, что специальные медленно работающие проявители для кинопленки не пригодны для обработки фотобумаг.

Проявитель и закрепитель. Перечисленные в 1-м уроке фотобумаги можно проявлять нормальным метоло- гидрохиноновым проявителем, предназначенным для обработки пластинок и плоских пленок.

Продолжительность проявления в нем зависит от сорта фотобумаги и составляет 1-2 минуты.

Для закрепления годятся растворы, применяемые для пластинок и пленок (урок 5).

Кислый дубящий закрепитель предпочтительнее простого закрепителя.

В одном литре закрепителя можно обработать 120 отпечатков 9 х 12 см или соответствующее цо площади количество отпечатков других размеров.

Подготовка фотолаборатории. Открывать пакеты с фотобумагой и проявлять ее можно только в темном помещении при безопасном свете лабораторного фонаря. Но так как фотобумага значительно менее светочувствительна, чем пластинки и пленки, то к затемнению помещения при позитивном процессе могут быть предъявлены менее строгие требования.

Если приходится размещать все на одном большом столе, то нужно тщательно оберегать негативы и фотобумагу от возможного попадания брызг воды или растворов.

Если в лаборатории имеются два стола, то на "сухом" столе поставьте настольную лампу белого света для контактного пе- чатания или увеличитель; с одной стороны положите негативы, с которых предполагается печатание, а с другой - пакеты с фотобумагой трех сортов: нормальной, мягкой и контрастной, пометив их жирными буквами Н, М, К, которые можно было бы легко различать при свете лабораторного фонаря.

На другом (собственно лабораторном) столе разместите четыре ванночки в таком же порядке, как и для обработки пластинок (справа налево): ванночка для проявления (ее нельзя использовать для других растворов), ванночка для промежуточной промывки, ванночка побольше для закрепления и (сзади нее) самая большая ванночка для окончательной промывки отпечатков.

В первую справа ванночку налейте до половины ее высоты проявитель, третью ванночку на 8/4 наполните раствором закрепителя. Во вторую ванночку налейте чистой воды. По- следнюю ванночку также наполните чистой водой (еще лучше поставить ее в раковину под водопроводный кран). Температура растворов и воды должна поддерживаться на уровне 18-20°.

Под рукой повесьте полотенце и поставьте сосуд для ополаскивания пальцев, а позади ванночек поместите лабораторный фонарь.

Лабораторный фонарь. В то время как при обработке некоторых негативных материалов часть важных операций приходится вести в полной темноте, печатание и увеличение производятся при сравнительно ярком свете лабораторного фонаря, позволяющем хорошо рассмотреть проявляемое изображение (лампочку можно усилить до 25 ватт). Одни фотобумаги можно обрабатывать при оранжевом свете, другие - при светло-красном (руководствуйтесь указаниями на пакетах, а при отсутствии их пользуйтесь светло-красным светом).

Для каждого вновь применяемого сорта фотобумаги нужно снова проверять безвредность света лабораторного фонаря.

ПОДБОР ФОТОБУМАГИ

В зависимости от характера самого предмета съемки, от освещения, от выдержки, от светочувствительного материала и от проявления негативные изображения могут иметь тот или иной контраст: нормальный (нормальный негатив), пониженный (мягкий и вялый негативы) или повышенный (контрастный и жесткий негативы).

От позитивного же изображения в большинстве случаев требуется, чтобы его контраст был нормальным.

Неправильный контраст негатива компенсируется соответ- ствующим подбором фотобумаги (табл. 14)

Таблица 14. ВЛИЯНИЕ КОНТРАСТА НЕГАТИВА И КОНТРАСТНОСТИ ФОТОБУМАГИ НА ХАРАКТЕР ОТПЕЧАТКА
  Мягкая бумага Нормальная бумага Контрастная бумага
Мягкий негатив Вялый отпечаток мягкий или монотонный отпечаток НОРМАЛЬНЫЙ отпечаток
Нормальный негатив Мягкий или монотонный отпечаток НОРМАЛЬНЫЙ отпечаток Контрастный отпечаток
Контрастный негатив НОРМАЛЬНЫЙ отпечаток Контрастный отпечаток Жесткий отпечаток

Из таблицы вытекает простое правило: для получения нормального фотоотпечатка нужно печатать:

с нормального негатива - на нормальной бумаге N 2 или N 3;

с мягкого негатива - на контрастной бумаге N 4 или N 5;

с контрастного негатива - на мягкой бумаге N 1.

Особо контрастная бумага N 6 и сверхконтрастная N 7 предназначены для штриховых репродукций (черные линии на белом фоне или наоборот).

Для обычных работ приобретите по пачке фотобумаги нужного вам размера каждой из трех групп контрастности, то есть N 1, N 2 или N 3, N 4 или N 5.

Пакет с фотобумагой можно открывать только в темном помещении при свете лабораторного фонаря. Берите фотобумагу чистыми сухими пальцами за уголки. Вынув из пакета лист, сейчас же закройте пакет во избежание случайного попадания лучей актиничного (небезопасного) света.

КОНТАКТНОЕ ПЕЧАТАНИЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.249.15 (0.023 с.)