Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ход обработки пластинок и плоских пленок

Поиск

Проявление

Открыв кассету, извлеките экспонированную (заснятую) пластинку и не спеша опустите ее в ванночку с проявителем. При этом необходимо соблюдать пять условий:

1. Пластинку, сухую или мокрую, во всех случаях можно брать только за ребра (большим и средним пальцами, рис. 37) во избежание повреждения фотослоя или оставления на нем следов пальцев.

Рис. 37. Как нельзя и как нужно держать фотопластинку. Нельзя касаться слоя

2. Пластинка в проявителе, как и во всех остальных жидкостях, должна лежать слоевой (матовой) стороной кверху, иначе она будет испорчена.

3. Проявитель должен сразу покрыть всю пластинку, иначе па негативе появятся неустранимые пятна. Поэтому, как только пластинка положена в ванночку, последнюю быстро наклоните так, чтобы волна проявителя окатила всю пластинку. Во время дальнейшего проявления вся пластинка должна быть покрыта проявителем.

4. В течение всего проявления ванночку нужно медленно и ритмично покачивать для перемешивания и равномерного действия проявителя по всей пластинке (на сильно освещенных участках проявитель истощается скорее).

5. Проявляемую пластинку надс оберегать от излишнего действия прямого света лабораторного фонаря, прикрыв ванночку куском картона или фанеры и открывая ее лишь на несколько секунд, безусловно необходимых для быстрого осмотра пластинки, но при этом не приближать к фонарю ближе, чем на полметра. Вполне безопасного света не существует.

При наблюдении за поведением пластинки в проявителе вы можете встретиться с тремя различными случаями хода процесса проявления в зависимости от характера выдержки при съемке,

Нормальная выдержка. Примерно через полминуты-минуту после начала проявления на пластинке появляются первые признаки изображения в виде темных мест, соответствующих наиболее ярким участкам (светам) предмета съемки: небо, белая одежда, липа. Затем постепенно начнут появляться полутона и, наконец, детали в темных местах (тенях) сфотографированного предмета.

Через полторы-две минуты после того как пластинка была опущена в проявитель, выньте ее из ванночки и, держа над последней, рассмотрите на свет лабораторного фонаря. Предмет съемки уже вполне различим на негативе, но изображение не достигло еще необходимой силы.

Быстро осмотрев пластинку, опустите се обратно в проявитель прикройте от света и продолжайте покачивание ванночки. Наблюдение за дальнейшим образованием изображения ведите через каждые полминуты. Вы заметите, что темные места негатива постепенно становятся все темнее, или, как говорят, плотнее; в то же время непрерывно увеличивается контраст изображения (разница между самыми темными и самыми светлыми его местами).

Когда видимы все важные детали предмета съемки, наиболее темные места негатива кажутся черными и не просвечивают на свет фонаря, а самые светлые части негатива уже не выглядят ровной белой плоскостью и в них появились мелкие подробности, проявление можно считать законченным.

Продолжительность проявления зависит от состава и температуры проявляющего раствора, от сорта пластинки, от выдержки и характера объекта съемки (а также от контрастности фотобумаги, на которой предполагают печатать позитив). Для примера сообщим, что в нормальном метоло-гидрохиноновом проявителе при температуре раствора в 20o негативные пластинки обычно проявляются в течение 6-8 минут, репродукционные и диапозитивные пластинки - около 4 минут. Теплый проявитель работает быстрее, холодный медленнее.

Изображение на негативе проявляется не рывками, а постепенно и непрерывно. Начинающему фотографу не легко определить момент, когда негатив достиг необходимого качества и пора прекратить проявление. А так как охарактеризовать словесно точные признаки завершения проявления невозможно, то наши указания на этот счет поневоле являются более или менее приблизительными, и было бы весьма полезно, если бы опытный товарищ показал начинающему нормальный негатив и провел с ним пробное проявление правильно экспонированных пластинок.

Если вы колеблетесь в определении нормальной продолжительности проявления, то лучше немного затянуть его, чем преждевременно прекратить: при чересчур коротком проявлении (недопроявлении) контраст негатива был бы низким и изображение вялым, а подробности в тенях не успели бы выработаться.

Незначительное перепроявление - меньшее зло; преувеличенный контраст лучше недостаточного контраста. Но слишком длительное проявление (сильное перепроявление) сделало бы негатив чрезмерно контрастным, а при дальнейшей затяжке проявления негатив начал бы вуалироваться в теневых местах, и контраст его стал бы понижаться.

Если края пластинки, находившиеся под пазами кассеты и потому при съемке не подвергавшиеся действию света, начали вуалироваться (сереть), то это можно считать одним из сигналов к прекращению проявления (при доброкачественности пластинки, проявителя, лабораторного освещения).

Наконец, учитывайте еще одно обстоятельство: закрепленный негатив при белом свете всегда оказывается более слабым, чем он выглядел при лабораторном освещении до закрепления. Красный свет и непроявленное желтовато-молочное галоидное серебро создают ложное впечатление о контрасте и плотности, и фотолюбитель нередко бывает разочарован слабым, недопроявленным негативом, вынутым из закрепителя. Поэтому заканчивайте проявление по достижении негативом плотности, которая при безопасном свете кажется глазу несколько большей, чем это желательно для готового негатива.

Мы описали ход проявления правильно экспонированной пластинки. Но могут встретиться и два других случая.

Передержка. Если изображение на пластинке появляется слишком быстро и не только в светах, но сразу все целиком, это означает, что при съемке была допущена передержка. Она узнается по тому, что негатив имеет все детали в тенях, но недостаточно контрастен. Проявление такой передержанной пластинки ни в коем слу ае нельзя прекращать рано - это дало бы вялый, монотонный негатив. Наоборот, ее нужно проявлять даже несколько дольше обычного, что даст в результате негатив хоть и темный (слишком плотный), но с правильной градацией тонов, пригодный для получения удовлетворительного отпечатка.Избегайте недопроявления при передержке.

Если же опущенная в проявитель пластинка вся начинает темнеть, покрываясь густой серой вуалью, за которой неразличимо изображение,- это свидетельствует о многократной передержке, исправить последствия которой начинающий фотолюбитель не сможет.

Неподержка. Если изображение появляется на пластинке очень медленно (света - не столь быстро, как в первом случае, подробности в полутонах-гораздо медленнее обычного, а детали в тенях совсем не появляются), значит при съемке была допушенанедодержка. Было бы бесполезным слишком долго продолжать проявление недодержанной пластинки в надежде, что на ней могут появиться те детали в тенях, которые не запечатлелись при съемке. Длительное проявление привело бы лишь к чрезмерному контрасту между самыми светлыми и самыми темными частями изображения, а затем и к вуали. Как только негатив начнет вуалироваться, проявление надо прекратить.Избегайте перепроявления при недодержке.

Если же на пластинке по прошествии нескольких минут обработки в проявителе возникли лишь редкие детали в наиболее светлых местах объекта съемки, а вся пластинка остается белой, мы имеем дело с очень сильной (во много раз) недодержкой при съемке, не поддающейся исправлению. Небольшая практика научит вас разбираться в тех или иных особенностях хода проявления и более или менее безошибочно определять, момент, когда нужно прекратить проявление и перейти к следующей стадии обработки.

Промежуточная промывка

Когда вы найдете, что пластинка достаточно проявилась, промойте ее для удаления проявителя в течение 1/4 минуты во пторой ванночке с чистой водой (при покачивании), а затем перенесите в третью ванночку, содержащую закрепитель.

Закрепление

Закрепить негативное изображение - значит сделать его прочным, устойчивым по отношению к действию света. В образовании видимого изображения участвовало, превратившись в металлическое серебро, около 1/5 галоидного серебра пластинки. Остальные 4/5 сохранили светочувствительность и под влиянием света (даже без проявления) постепенно темнели бы, в конце концов закрыли бы изображение. Кроме того, при наличии галоидного серебра негатив остается непрозрачным в теневых местах.

Все неиспользованное (незатронутое светом и потому непроявленное) галоидное серебро удаляется обработкой в закрепителе (на металлическое серебро изображения он не действует).

Закрепление сначала ведется при красном свете. Опустив пластинку в ванночку с закрепителем, время от времени покачивайте ее. За постепенным растворением желтовато-молочного или розовато-молочного галоидного серебра удобно наблюдать по оборотной (стеклянной) стороне пластинки. Происходит оно неровно, местами, но это не имеет значения.

Когда вся пластинка как бы потемнела, очистившись от галоидного серебра (это достигается после 7-8 минут обработки в обыкновенном закрепителе), вы можете включить белый свет, однако оставьте пластинку в закрепителе еще на такое же время, какое протекло от начала закрепления до полного исчезновения "молочного" слоя (иначе оставшиеся в желатине вещества впоследствии дадут на негативе желто-коричневые пятна или приведут к выцветанию изображения). Обычно для полного закрепления достаточно 15 минут.

Для закрепленного негатива безвреден любой свет.

Не экономьте чрезмерно закрепитель: на обработку одной пластинки 9х12 см (или двух пластинок 6 х9 см) расходуется 20 мл раствора (то есть 3 г безводного тиосульфата или 5 г кристаллического).

Окончательная промывка

После закрепления негатив нужно основательно промыть в воде для полного удаления из его слоя закрепителя и других веществ, образовавшихся в процессе обработки (остатки их могли бы попортить негатив).

Окончательную промывку лучше производить, поставив ванночку с негативами на полчаса под медленно текущую проточную воду, например из водопроводного крана. Во избежание повреждения фотослоя струя воды должна быть слабой и падать не непосредственно на негатив, а на стенку ванночки или на свободную часть ее дна.

При отсутствии проточной воды негативы можно промыть в течение часа в воде, сменяемой каждые 5-6 минут (но не в той ванночке, где происходила промежуточная промывка между проявлением и закреплением).

По окончании промывки осторожно смойте с фотослоя приставшие нерастворимые твердые частицы, легко проведя по нему в одном направлении куском чистой ваты, обильно смоченной водой. Затем держа негатив уголком книзу, стряхните с него остатки влаги, вытрите стеклянную сторону сухой тряпкой и поставьте сушиться.

Сушка

Сушить негативы надо в чистом помещении, свободном от пыли, которая легко приклеивается к размокшей желатине, вызывая на отпечатках белые точки и пятнышки.

Рис. 38. Негативы на сушильном станочке

Для сушки стеклянные негативы устанавливаются в сушильный станочек (рис. 38). Он имеет часто прорезанные желобки, но это не означает, что их следует подряд заполнять негативами. Если негативы стоят очень близко друг к другу, то циркуляция воздуха между ними затруднена, и они высыхают не только медленно, но и неравномерно (в отношении времени и плотности). Поэтому рекомендуем сохранять между негативами промежутки по 3 см. Если негативов много, то для экономии места можно расставить их попарно, стеклянными сторонами друг к другу, в соседние желобки, отделяя такие пары (то есть слоевые стороны соседних пар) промежутками в несколько прорезей.

Через несколько минут пребывания негативов на станочке удалите (стяните) посредством кусочка промокательной бумаги или смоченной и отжатой ткани воду, накопившуюся в нижнем уголке каждого негатива. Эту операцию можно повторить.

Не пытайтесь ускорять сушку, выставляя негативы на солнце или к теплой печке: это может бесповоротно погубить их, так как разбухшая от воды желатина при нагревании легко плавится.

Переносить частично высохшие негативы для досушивания в другое помещение не следует: при сушке в неодинаковых температурных условиях тоже могут появиться неустранимые неравномерности - темные пятна.

Сушка длится несколько часов.

В заключение протрите дочиста стеклянную сторону негативов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.007 с.)