Механизм для наводки на резкость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм для наводки на резкость



С помощью пластиночного фотоаппарата, имеющего двойное растяжение меха, нетрудно наглядно убедиться в том, что получение резких изображений обусловливается определенным соотношением между расстояниями от объектива до предмета съемки и от объектива до матового стекла. Так, при съемке очень удаленных предметов объектив отстоит от матового стекла ближе всего - на величину своего фокусного расстояния. При съемке очень близко расположенного предмета в его натуральную величину объектив должен отстоять от матового стекла на удвоенное фокусное расстояние. При фотографировании предмета, находящегося между упомянутыми положениями, растяжение меха будет равно некоторой промежуточной величине между одним и двумя фокусными расстояниями.

Таким образом, для получения резкого изображения сни- маемого предмета необходимо перед каждой съемкой установить объектив на некотором расстоянии от матового стекла, то есть произвести наводку на резкость.

В универсальных пластиночных фотоаппаратах ("Фотокор") наводка на резкость осуществляется отдалением или приближением объективной стойки по отношению к матовому стеклу с изменением растяжения меха камеры. В складных аппаратах "Москва", а также в фотоаппарате "Любитель" наводка на резкость производится в результате изменения путем вращения передней линзы расстояния между линзами объектива и, следовательно, фокусного расстояния объектива. В малоформатных аппаратах наводка на резкость производится посредством перемещения вдоль оптической оси объектива, заключенного в особую оправу с "червячным" ходом.

Каким образом контролируется правильность наводки на резкость, то есть определяется необходимое для каждого случая расстояние между объективом и фотопластинкой или пленкой?

Матовое стекло. Самый простой и в то же время точный способ контроля наводки на резкость - зрительное наблюдение по матовому стеклу, заменяемому во время съемки кассетой с пластинкой, попадающей точно в плоскость матового стекла (фотослой пластинки и матовая сторона стекла должны быть обращены к объективу). Все, что глаз видит резким на матовом стекле, таким же получится и на пластинке. Этот способ применяется в аппарате "Фотокор", а также в фотоаппаратах "Зенит" и "Любитель" (в последнем случае резкость контролируется по матированному кружку в центре верхней линзы зеркального видоискателя). Матовое стекло служит также для выбора кадра при съемке со штатива.

Шкала расстояний. Матовым стеклом пользоваться не всегда удобно и возможно по условиям съемки. Кроме того, не каждый фотоаппарат имеет матовое стекло. Поэтому все любительские аппараты для наводки на резкость снабжены шкалой расстояний, указатель которой показывает расстояние точки наводки.

Если, получив на матовом стекле камеры резкое изображение удаленных зданий, мы посмотрим на шкалу расстояний, то увидим, что ее указатель стоит на значке (этот значок - лежащая восьмерка - обозначает "бесконечность"). Кроме него, шкала расстояний имеет еще ряд цифр, например: 1,5-2-3-5-10 (метров). Если указатель остановился против цифры 5, то все предметы, находящиеся на расстоянии 5 м от аппарата, выйдут на матовом стекле (а следовательно, и на пластинке) резкими. Наводка на резкость по матовому стеклу и по шкале расстояний должна давать одинаковые результаты.

Расстояние от аппарата до предмета съемки измеряется обычно на глаз или шагами. Следует привыкнуть ходить при этом измерении так, чтобы каждые три шага равнялись двум метрам (1 шаг - 2/3 м).

Для более простых пленочных фотоаппаратов ("Смена") шкала расстояний, называемая также метражной шкалой, является единственным средством наводки на резкость.

Дальномер. Наилучший способ точной наводки на резкость применение заимствованного у артиллерийских приборов дальномера, оптического определителя расстояния от фотоаппарата до снимаемого предмета. В результате механиче- ского сопряжения дальномера с объективом достигнут полу- автоматический контроль наводки на резкость. Когда в окне дальномера совмещены раздвоенные контуры изображения какого- нибудь предмета, это одновременно означает, что и объектив резко наведен на этот же предмет.

Оптическим дальномером снабжены фотоаппараты "Москва 2", "ФЭД", "Зоркий", "Киев".

Видоискатель

Видоискатель служит для нацеливания фотоаппарата на фотографируемые предметы: он показывает, что получится на снимке в тех случаях, когда границы снимаемого кадра не определяются по матовому стеклу (камера не имеет матового стекла или при наличии его съемка производится не со штатива).

Видоискатели бывают рамочные (сквозные) и оптические, которые делятся на сквозные и зеркальные.

Наиболее удобны сквозные видоискатели, при пользовании которыми фотоаппарат держат на уровне глаз (рис. 7), что способствует более привычной для зрителей передаче перспективы.

Рис. 7. Съемка складным фотоаппаратом
Рис. 8. Принцип действия рамочного видоискателя

Рамочный видоискатель (иконометр) состоит из двух рамок: малой и большой в формате негатива; они отстоят одна от другой на расстоянии, равном фокусному расстоянию объектива. Прищурив один глаз, фотограф другим смотрит сквозь обе рамки. Приближая глаз к малой рамке, фотограф находит такое положение, когда все четыре стороны малой рамки совпадут со веема сторонами большой рамки, и затем нацеливает аппарат на предмет съемки. Тогда все, что видно сквозь обе рамки, получится и на негативе (рис. 8). Рамочный видоискатель дает изображение в его натуральную величину и очень удобен для визирования. Такой видоискатель имеется на "Фотокоре" и в качестве второго видоискателя на аппарате "Любитель" (в верхней складной шахте).

Складной сквозной оптический видоискатель состоит из двух прямоугольных линз: рассеивающей и собирательной (окуляр), заключенных в откидные оправы-рамки; он ставится на фотоаппараты "Москва".

Рис. 9. Съемка малоформатным фотоаппаратом

Такой же видоискатель, но жесткой конструкции, с линзами, объединенными общей оправой (окуляр круглый), мон тируется на малоформатные аппараты. Держа фотоаппарат на уровне глаз (рис. 9), наблюдают в окуляр видоискателя очень уменьшенное, но отчетливое и яркое изо-бражение предмета съемки. К малоформатным фотоаппаратам выпускается приставной универсальный оптический видоискатель(рис.10), деталью которого является вращающийся диск с пятью разно фокусными линзами. При повороте диска одна из линз включается в оптическую систему видоискателя и он показывает точный кадр для соответствующего из пяти сменных объективов с фокусным расстоянием в 2,8; 3,5; 5; 8,5 или 13,5 см.

Зеркальный оптический видоискатель (рис. 11) состоит из двух собирательных линз, одна из которых, меньшая, помещена вертикально, а другая, большего размера, горизонтально в верхней части видоискателя; между ними под углом в 45? к обеим линзам укреплено зеркало, отражающее вверх лучи, прошедшие сквозь меньшую линзу, В результате большая линза образует зеркально обращенное изображение предмета съемки. Недостаток зеркального видоискателя состоит в том, что в него надо смотреть сверху, поэтому при пользовании зеркальным лидоискателем фотоаппарат приходится держать на уровне фотографа (рис. 12), в результате чего снимок передает перспективу несколько иначе, чем видит обычно наш глаз. Большой зеркальный видоискатель встроен в верхнюю часть корпуса фотоаппарата "Любитель".

Рис. 10. Универсальный оптический видоискатель для малоформатных аппаратов. Рис. 11. Разрез зеркального видоискателя
Рис. 12. Визирование по зеркальному видоискателю двухобъективного фотоаппарата Рис. 13. Визирование по рамочному видоискателю двухобъективного фотоаппарата

Кассеты

Кассета представляет собой светонепроницаемый металлический футляр, в котором негативный материал вставляется в фотоаппарат, а после съемки вынимается из него.

Пластиночная кассета - плоская, состоит из корпуса и выдвигающейся крышки, вмещает одну фотопластинку и для съемки вставляется в фотоаппарат на место матового стекла. Кассеты для "Фотокора" - вдвижные, вдвигаются в пазы задней стенки камеры. Кассеты для "Москвы 3" - прикладные, приставляются к задней стенке камеры и закрепляются при помощи защелкивающегося замка. Кассеты для больших гатативных фотокамер - деревянные, двойные (по одной пластинке с каждой стороны).

Кинопленочная кассета малоформатного фотоаппарата имеет цилиндрическую форму, состоит из катушки, корпуса и крышки ("ФЭД", "Зенит", "Смена") или из катушки и двух цилиндрических частей корпуса ("Киев", "Зоркий 3"); кассета вмещает ленту кинопленки длиной в 165 см на 36 снимков.

От числа запасных кассет зависит количество снимков, которые фотограф может сделать без возвращения в темное помещение.

Фотоаппараты для широкой катушечной пленки кассет не имеют и заряжаются непосредственно пленочной лентой, намо- танной на катушку вместе со светонепроницаемой защитной бумагой.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ

СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Существуют вещества, сохраняющиеся без изменения в тем- ноте, но тотчас же изменяющиеся, как только на них попадает свет. Способность эта (светочувствительность) в высокой степени свойственна галоидному серебру, соединению металлического серебра с одним из галоидов - бромом, хлором или йодом. Бромистое, хлористое и йодистое серебро являются светочувствительной основой фотографических слоев.

Применяемые в фотографии в качестве исходных материалов светочувствительные слои (или фотослои) - это тонкая желатиновая пленка, в которой находится очень большое количество мельчайших частиц (микрокристаллов) галоидного серебра, чувствительного к свету. Так как слой этот сам по себе очень тонок и непрочен, он наносится на прочную подложку: на стекло (фотопластинки), на целлулоид (фотопленка и кинопленка), на бумагу (фотобумага).

По назначению светочувствительные материалы (или фотоматериалы) делятся на негативные, используемые для съемки, и позитивные, служащие для изготовления отпечатков,

Светочувствительные материалы необходимо тщательно оберегать от постороннего света: малейшее количество дневного или искусственного белого света, попавшее на открытые ставки, пленку или фотобумагу, совсем испортит их,

Негативные материалы

Фотографические пластинки и пленки различаются по светочувствительности, контрастности, спектральной чувствительности; эти их свойства обозначаются на упаковке.

Светочувствительность (чувствительность к воздействию белого света) - важнейшее качество негативных материалов; чем она выше, тем короче нужна выдержка при съемке. Светочувствительность отечественных фотоматериалов выражается в единицах ГОСТа (Государственный общесоюзный стандарт). Число единиц ГОСТа прямо пропорционально свето- чувствительности: вдвое больше величина, значит, вдвое выше светочувствительность.

Начинающему фотолюбителю, снимающему в благоприятных световых условиях, лучше пользоваться негативными материалами низкой (И-16 по ГОСТу), малой (22-32 по ГОСТу) и средней (45- 65 по ГОСТу) чувствительности. К высокочувствительным фотоматериалам прибегают лишь в затруднительных по световым условиям случаях: при фотографировании быстро движущихся объектов в пасмурную погоду, при моментальных съемках в помещении, но такие съемки для начинающего преждевременны.

Контрастность негативного материала - это его способность давать негативные изображения с большей или меньшей достижимой разностью между самым темным и самым светлым участками. По степени контрастности негативные материалы бывают особо мягкие, мягкие (малоконтрастные), нормальные, контрастные, особо контрастные, сверхконтрастные.

Контрастность применяемого негативного материала следует сообразовать со светотеневыми свойствами фотографируемого объекта и с характером освещения. Мягкие фотослои служат для съемок контрастных объектов и в условиях контрастного (солнечного или искусственного) освещения; контрастные фотослои - для съемок монотонных объектов, а также в пасмурную погоду; нормальные - для съемок средних по тону объектов и при среднем по яркости освещении.

Простой бромосеребряный фотослой чувствителен только к фиолетовым, синим и голубым лучам (не считая невидимых ультрафиолетовых), остальные лучи (зеленые, желтые, оранжевые, красные) на него не действуют. Нашим же глазом, наоборот, желтые лучи воспринимаются как наиболее яркие, а синие - как самые темные. В результате такого несовпадения цветовой чувствительности глаза и фотослоя снимок, сделалный на простой (нецветочувствительной) пластинке, кажется нам неправильно передающим яркости красочного объекта: темно-синее небо получается белым, а ярко-желтая рожь выходит темно-серой. Чтобы расширить пределы чувствительности фотослоя, его при изготовлении дополнительно очувствляют (сенсибилизируют) к остальным лучам. Такая дополнительная цветочувствительность фотослоя и называется спектральной чувствительностью.

В настоящее время все негативные материалы (за исключе- нием специальных) выпускаются с той или иной степенью спектральной чувствительности, отражаемой в их названии. Материалы "Ортохром" и "Изоорто" (помимо лучей фиолетовых, синих и голубых) дополнительно очувствлены к зеленым и желтым лучам; материалы "Изохром" чувствительны также к оранжевым лучам. Материалы "Панхром" и "Изопанхром", сенси- билизированные помимо того еще к красным лучам, чувстви- тельны, таким образом, ко всем видимым лучам и потому способны воспроизводить яркости объекта съемки наиболее близко к действительности,

Фотолюбителю приходится считаться с условиями обработки того или иного негативного материала. Несенсибилизированные материалы можно при светло-красном лабораторном свете заряжать в кассеты, и в проявочный бачок, проявлять в ванночке, а материалы "Ортохром" и "Изоорто" - при темно-красном свете. На остальные материалы ("Изохром", "Панхром", "Изопанхром") влияет даже темно-красный свет, и потому заряжать и обрабатывать их необходимо в полной темноте, что для начинающего фотолюбителя представляет существенные, а то и непреодолимые трудности (невозможность зрительно наблюдать за ходом проявления пластинок). Поэтому начинающему фотолюбителю рекомендуем пользоваться пластинками "Изоорто" и пленкой "Ортохром", вполне пригод- ными для разнообразных съемок.

Фотопластинки - стеклянные пластинки, покры тые с одной стороны светочувствительным слоем, имеют стан дартные форматы сообразно размерам аппаратов (от 6x9 до 50x60 см). Продаются они в коробках по 12 штук (до формата 13X18 ел).

Фотопленка выпускается в следующих видах.

Плоская фотопленка - форматные (от 6x9 до 30x40 см) листы целлулоида с односторонним фотослоем. Продаются в пакетах по 12 листов.

Роликовая фотопленка:

1. Широкая катушечная пленка представляет собой цел- лулоидную ленту в в см шириной и 81,5 см длиной, покрытую светочувствительным слоем и намотанную на катушку вместе с длинной полоской светонепроницаемой бумаги, защищающей пленку от постороннего света. На наружной стороне бумажной ленты в два ряда напечатаны порядковые номера, соответствующие отдельным снимкам: один ряд предназначен для 8 снимков 6x9 см, другой - для 12 снимков 6x6 см. Катушка с пленкой непосредственно заряжается в фотоаппарат.

2. Фотопленка для малоформатных аппаратов - это нор- мальная кинопленка, то есть целлулоидная лента шириной в 35 мм, покрытая фотослоем и имеющая по краям отверстия (перфорацию) для передвигающего механизма камеры. Длина пленочной ленты 165 см, на ней помещаются 36 негативов 24x36 мм.

Преимущества фотопластинок: возможность проявить отдельно каждый негатив; их недостатки: сравнительная громоздкость и тяжелый вес, а также необходимость темной комнаты для перезарядки кассет. Плоские пленки применяются как пластинки, но легче их и занимают меньше места. Преимущества роликовых пленок: многозарядность, легкость и портативность, возможность смены ролика на свету; неудобство их применения состоит в необходимости проявлять всю длинную ленту сразу, однако большей частью это может стать преимуществом, так как ускоряет обработку.

Сообразно применяемому негативному материалу фотогра- фические аппараты делятся на пластиночные, широкопленочные и кинопленочные.

Фотопластинки и плоскую пленку следует приобретать соот- ветственно формату вашего фотоаппарата. Широкая катушечная пленка в 6 ел пригодна для всех отечественных пленочных аппаратов. Кинопленка одинаково годится для всех малоформатных фотоаппаратов.

Позитивные материалы

Фотографические бумаги подразделяются на две категории: 1) бумаги с видимым печатанием, или дневные (например, аристотипная), дающие при контактном печатании на дневном свету в течение сравнительно продолжительного времени видимое изображение, закрепляемое обработкой в растворе вираж- фиксажа; 2) бумаги с проявлением, дающие при печатании на искусственном свете в течение нескольких секунд скрытое изображение, проявляемое так же, как на пластинках и пленках.

Бумаги с видимым изображением давно уже полностью вытеснены из промышленной и профессиональной практики бумагами с проявлением: последние позволяют работать несравнимо быстрее, лучше сохраняются, пригодны для увеличений. Дневные фотобумаги исчезают и из фото любительского обихода, и мы не будем останавливаться на них ни здесь, ни в дальнейшем.

Бумаги с проявлением в зависимости от того, какое галоидное серебро преимущественно входит в состав cветочувствительного слоя, делятся на бромосеребряные ("Унибром" и "Бромосеребряная"), хлоробромосеребряные ("Контабром" и "Бромпортрет"), хлоросеребряные ("Фотоконт"), хлоробромойодосеребряные ("Йодосеребряная"). Фотобумаги значительно менее светочувствительны, чем негативные материалы. Цветочувствительность их ограничена фиолетовыми, синими и голубыми лучами; поэтому их можно обрабатывать при желтом, оранжевом, светло-красном свете лабораторного фонаря (род освещения указан на упаковке), а также при зеленом свете.

Фотобумага бывает различной степени контрастности, ко- торая обозначается также и номером: N 1 - мягкая (малоконтрастная) бумага, N 2 и N 3 - нормальная, N 4 и N 5 - контрастная, N 6 - особо контрастная, N 7 - сверхконтрастная. Чем выше номер, тем больше контрастность бумаги. Поверхность фотобумаг бывает глянцевой, матовой, структурной (шероховатой).

Форматы фотобумаг от 6x6 до 50x60 см. Продаются они в пакетах по 10 и 20 листов или в коробках по 100 листов.

ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Для химико-фотографической обработки пластинок, пленок, фотобумаг применяются в основном два раствора: проявитель, превращающий скрытое изображение в видимое, и закрепитель, делающий фотографическое изображенье светоустойчивым. Во второй части книги каждый фотолюбитель научится самостоятельно составлять эти растворы из исходных химических веществ, но на первых порах удобнее пользоваться готовыми смесями фотохимикатов, продаваемыми в сухом виде в стеклянных трубочках или картонных патронах, в коробках или банках, содержимое которых остается лишь растворить в воде.

Проявители. Готовый сухой проявитель представляет собой порошкообразную смесь нескольких химических веществ, причем смесь разделена прокладкой на две неравные части: меньшая часть - это собственно проявляющее вещество, большая - это остальные необходимые химикаты. На этикетке указаны: 1) название проявителя (по составу), например метоло-гидрохиноновый, парааминофеноловый; 2) характеристика: нормальный, мелкозернистый; 3) назначение (по виду фотоматериала): для пластинок и фотобумаги, для пленки "ФЭД"; 4) объем воды для растворения.

Следует различать две группы готовых препаратов.

Нормальные или универсальные проявители, работая быстро, применяются только для проявления в ванночках пластинок, плоских пленок и фотобумаги.

Медленно работающие (или мелкозернистые) проявители служат только для бачкового проявления роликовых пленок (кинопленки малоформатных аппаратов и широкой катушечной пленки). Для проявления пластинок в ванночках с зрительным наблюдением они неудобны (ввиду медленного действия), а для фотобумаги совсем непригодны.

Закрепители. Сухой закрепитель (фиксаж) можно покупать обыкновенный или кислый (кислая фиксажная соль). В обоих случаях закрепляющим веществом является тиосульфат натрия (гипосульфит); кислый закрепитель включает дополнительные вещества. Объем воды для растворения указан на этикетках. Если тиосульфат натрия приобретен как таковой, то рабочий раствор обыкновенного закрепителя приготовляется путем растворения 1 части безводного тиосульфата (белый порошок) в 6 частях воды или 1 части кристаллического тиосульфата (крупные бесцветные прозрачные кристаллы) в 4 частях воды (по весу). Хотя можно обходиться обыкновенным закрепителем, кислый предпочтителен, особенно для кинопленки; его раствор дольше сохраняется. Храните сухой закрепитель отдельно от светочувствительных материалов и других химикатов. Рекомендуется по возможности постоянно применять одни и те же сорта негативных и позитивных материалов, одни и те же проявители, чтобы изучить их свойства, приобрести навыки и уверенность в работе с ними. Светочувствительные материалы следует использовать (проявить) в пределах указанного на их упаковке гарантийного срока годности (месяц и год).

УРОК 2
ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.036 с.)