Подбор материала по общей светочувствительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор материала по общей светочувствительности



Как правило, не следует без оснований пользоваться фотослоями наибольшей светочувствительности: чем чувствительнее материал, тем больше возможностей для ошибок при съемке и обработке. Совершенно достаточно средней чувствительности (45-65 единиц ГОСТа), кроме случаев, когда моментальная съемка производится при сравнительно слабом свете (в помещении при дневном или электрическом освещении, на натуре в пасмурную погоду или к вечеру при наличии быстро движущихся объектов).

Материалы малой чувствительности применяются для мелкомасштабных съемок и в тех случаях, когда предстоит крупное увеличение в позитивном процессе (так как их фотослой имеет меньшую зернистость), причем высоко-чувствительность не является необходимой по условиям съемки.

Пластинки и пленки средней чувствительности применяются для съемок на натуре и в помещении при благоприятных световых условиях.

Фотоматериалы высокой чувствительности используются для тех же съемок при неблагоприятном освещении.

Фотослои высшей чувствительности служат для съемок при очень неблагоприятных условиях освещения.

Пленки наивысшей чувствительности предназначены для съемок при особо неблагоприятном освещении.

Используемая в случае надобности высокая светочувствительность отечественных пленок позволяет с короткими моментальными выдержками в сотые доли секунды фотографировать движущиеся объекты в пасмурную погоду или вечером без дополнительной подсветки снимать моментально в помещении портреты, группы, собрания, съезды, а также театральные представления во время действия.

Подбор материала по контрастности

Различная контрастность негативного материала дает фотографу возможность влиять на контраст фотоизображения. Если желательно повысить контраст изображения по сравнению с объектом съемки (например, пейзаж в пасмурную погоду, штриховая репродукция), фотографируют на контрастном материале. При желании смягчить контраст изображения сравнительно с объектом съемки (например, съемка при ярком солнечном свете, портретная съемка) применяют малоконтрастный материал. Для большинства съемок пользуются негативным материалом нормальной контрастности,

Начинающему фотолюбителю, работающему пластиночным аппаратом, лучший результат дадут ортохроматические пластинки: их можно заряжать и проявлять при свете красного лабораторного фонаря, наблюдая за ходом проявления, к тому же они хорошо передают почти все цвета, кроме красного. Лучшие в смысле тоновоспроизведения панхроматические ма-териалы приходится заряжать и проявлять в полной темноте.

При работе пленочным аппаратом фотолюбитель довольно легко приучается к зарядке кассет и проявочного бачка в абсолютной темноте, при пластиночном же аппарате проявление (по времени) красночувствителъных пластинок и листовой пленки требует известной сноровки.

Начав с ортохроматического материала средней чувствительности, фотолюбитель, по мере овладения техникой съемки и проявления, может и должен переходить к более совершенным фотослоям.

Чем светочувствительнее и шире спектрально очувствлен негативный материал, тем большая осторожность нужна в отношении лабораторного освещения.

ФОТОБУМАГИ

Светочувствительный слой фотографических бумаг подобен фотослой пластинок и пленок, но имеет значительно меньшую чувствительность; он наносится на непрозрачную бумажную подложу

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ

Фотобумаги классифицируются по следующим фотографическим и физическим признакам:

а) составу галоидного серебра;

б) степени контрастности;

в) виду поверхности фотослоя;

г) толщине и цвету бумажной подложки;

д) потребительским форматам.

Состав галоидного серебра. Светочувствительным веществом в фотобумагах служит галоидное серебро - бромистое, хлористое и йодистое, порознь или в смеси одно с другим. Сообразно с составом галоидного серебра фотобумаги классифицируются следующим образом (табл. 19).

Таблица 19 КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ ПО СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ ВЕЩЕСТВУ
Галоидное серебро Сорт фотобумаги Название Назначение (вид печатания)
Бромистое Бромосеребряная Бромосеребряная Контактное и проекционное
"Унибром"
Бромистое и хлористое Хлоробромосеребряная "Бромпортрет"
"Контабром" Контактное
Хлористое Хлоросеребряная "Фотоконт"
Йодистое, бромистое и хлористое Йодосеребряная "Йодоконт"

Наиболее светочувствительны бромосеребряные фотобумаги. Чувствительность хлоробромосеребряных бумаг примерно в 10 раз ниже, а хлоросеребряных и йодосеребряных от 25 до 200 раз ниже, чем бромосеребряных" Однако светочувствительность позитивных материалов не. играет столь решающей роли, как у пластинок и пленок.

Вследствие невысокой чувствительности хлоросеребряные и йодосеребряные бумаги практически непригодны для фотоувеличения. Проявляются они быстрее (1 минута), чем бромосеребряные и хлоробромосеребряные бумаги (2 минуты в стандартном проявителе проф, К. В, Чибисова)

Контрастность. Самым существенным качеством фотобумаги является степень ее контрастности, определяющая пригодность бумаги для печатания с того или иного негатива.

Каждая из фотобумаг выпускается различных степеней контрастности, которые кроме словесного выражения обозначаются также и номером; при этом чем больше номер, тем выше контрастность фотобумаги (табл, 20).

Таблица 20 КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ ПО КОНТРАСТНОСТИ
Степень контрастности Назначение
Словесное обозначение Номер
Мягкая N 1 Для жестких негативов
Нормальная N 2 Для контрастных негативов
Нормальная N 3 Для нормальных негативов
Контрастная N 4 Для негативов пониженного контраста
Контрастная N 5 Для мягких негативов
Особо контрастная N 6 Для вялых негативов
Сверхконтрастиая N 7 Для очень вялых негативов

Бумаги бромосеребряная и хлоросеребряная выпускаются всех семи степеней контрастности, хлоробромосеребюяная - с N 1 по N 4, йодосеребряная - с N 1 по N 3.

Поверхность. По виду поверхности фотослоя бумаги разделяются на гладкие (глянцевая, особо глянцевая, матовая, полуматовая) и структурные (бархатистая, зернистая, тисненая).

Глянцевыми называются бумаги, фотослой которых зеркально отражает падающий на них свет. Глянцевые бумаги имеют естественную поверхность застывшего обычного фотослоя, у особо глянцевой бумаги поверх фотослоя нанесен дополнительный слой желатины.

Матовая и полуматовая поверхности создаются искусственно посредством добавления к фотоэмульсии матирующих веществ.

Бархатистая и зернистая бумаги получаются путем нанесения фотослоя на подложку шероховатую или с искусственно приданным ей рельефом; при этом фотоэмульсия у бархатистой бумаги обычная, а у зернистой содержит матирующие вещества.

Тисненая бумага получается в результате нанесения фотослоя на подложку с тисненым рельефом, имеющим правильно повторяющийся рисунок.

Характер поверхности влияет на контрастность и максимальную плотность (наибольшее достижимое почернение) фотобумаги. Так, при одинаковом номере контрастности глянцевая бумага примерно на 40%, а особо глянцевая приблизительно на 60% контрастнее бумаг с матовой и полуматовой поверхностями. Максимальная плотность фотоизображения при одинаковой степени контрастности фотобумаги также выше у глянцевой приблизительно на 20%) и у особо глянцевой (примерно на 40%) бумаг по сравнению с матовой к полуматовой.

Подложка. По толщине бумажная подложка бывает обыкновенная и картонной плотности (последняя почти вдвое толще первой). По цвету подложка делится на белую, слабоокрашенную и окрашенную. Белая подложка представляет собой белую бумагу. Слабоокрашенная подложка имеет голу- боватый, розоватый или иной оттенок. Окрашенная подложка имеет кремовый или другой малоинтенсивный цвет.

Потребительские форматы. Фотографические бумаги выпускаются следующих форматов (в сантиметрах): 6x6, 6x9, 9X12, 9X14, 10X15, 13X18, 18x18, 18x24, 24x24, 25x25, 24x30, 30x30, 30x40, 40x50 и 50x60.

Упаковывается фотобумага в конверты из плотной бумаги (по 10 и 20 листов) и в коробки или плотную бумагу с картонными прокладками (по 100 листов). До формата 24x30 см фотобумага складывается светочувствительным слоем в одну сторону; начиная от формата 30x40 см и выше листы фотобумаги складываются слоем к слою. При упаковке в конверты фотобумага вкладывается в конверт из черной светонепрсницаемой бумаги; при упаковке в коробки она предварительно завертывается во влагонепроницаемую и черную бумаги.

На упаковке фотобумаги указываются следующие данные: название фотобумаги и наименование сорта по составу, степень контрастности (в словесном выражении и в виде номера), вид поверхности, плотность и цветность подложки, формат и количество листов, вид допустимого лабораторного освещения, дата выпуска бумаги или срок использования.

ХРАНЕНИЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

Светочувствительные материалы обладают способностью с течением времени несколько менять первоначальные свойства, это явление называют старением фотослоя. В большей или меньшей степени меняются все фотографические свойства слоя.

Помещение, где хранятся фотоматериалы, должно быть сухим, вентилируемым, иметь температуру от 14 до 20O; более высокая температура ускоряет старение, более низкая - вызывает отсыревание. Помещение должно быть изолировано от вредных газов (аммиака и сероводорода), испарений и пахучих веществ. Светочувствительные материалы следует хранить не ниже полуметра от пола, не ближе одного метра от отопительных приборов, защищать от прямых лучей солнца.

 

Таблица 21 БЕЗОПАСНОЕ ЛАБОРАТОРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Светочувствительный материал Освещение
Фотобумаги "Фотоконт" и "Йодоконт" Желтое
Фотобумага "Контабром" Оранжевое
Фотобумаги бромосеребряная, "Унибром" и "Бромпортрет" Светло-красное
Диапозитивные и несенсибилизированные пластинки Светло-красное
Позитивная пленка Светло-красное
"Ортохром" и "Изоорто" Темно-красное
"Изохром", "Панхром" и "Изопанхром" Полная темнота

 

При нормальных условиях хранения гарантийным сроком годности нераскупоренных фотоматериалов считается (со дня изготовления их фабрикой): для фотопластинок всех типов - один год; для фотопленок - в зависимости от светочувстви- тельности: для пленок с малой чувствительностью - 18 месяцев, средней - 15 месяцев, высокой - 12 месяцев, высшей - 9 месяцев; для фотобумаги "Унибром" - 18 месяцев и для остальных фотобумаг - один год. За это время свойства фотоматериалов отклоняются от первоначальных не более чем на 25%. Распечатанные материалы сохраняются хуже, в особенности пластинки, вложенные в кассеты. Разумеется, не исключается возможность использования старых (с истекшим гарантийным сроком) фотоматериалов после предварительной пробы. Известны случаи, когда удовлетворительные результаты получались после проявления пластинок и пленок, пролежавших десятки лет. Коробки с пластинками при хранении ставьте на ребро, в вертикальном положении, чтобы пластинки не находились под давлением друг друга. Коробки и пакеты с фотобумагой укладывайте плашмя, а не ставьте на ребро (во избежание деформации бумаги). В заключение приводим табл. 21 с указанием лабораторного освещения, при котором те или иные светочувствительные материалы допустимо вскрывать, заряжать и проявлять. Безопасность освещения предварительно должна быть проверена.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.40.11 (0.027 с.)