ТОП 10:

УХОД ЗА АППАРАТОМ И ОБЪЕКТИВОМ



Фотоаппарат и объективы необходимо оберегать от ударов и падений, от грязи и пыли, от влаги и сырости, от нагревания и резких изменений температуры.

В перерывах менаду съемками объектив накрывайте крышкой, аппарат держите в закрытом футляре, не оставляйте подолгу лежать на солнце.

Храните аппарат и объективы в футлярах, в сухом помещении с комнатной температурой, вдалеке от приборов отопления.

Если передняя часть аппарата "Фотокор" туго передвигается по рельсам, слегка смажьте их маслом для швейных машин.

Затвор в смазке не нуждается. При длительном хранении без использования затвор надо спустить.

Время от времени, а также после съемки в дождь или когда в воздухе было пыльно, аккуратно обтирайте куском мягкой суконной или бархатной ткани корпус, мех и металлические части аппарата (но не линзы объектива). Изнутри камеры пыль удаляется с помощью крупной или средней кисточки, выдувается резиновой грушей.

Зимой внесенный с улицы в теплое помещение фотоаппарат открывайте не сразу, а через несколько минут (при очень сильных морозах спустя 10-15 минут после внесения в комнату). Если влага все же конденсировалась на стеклянной поверхности объектива, лучше подождать, пока он согреется до температуры помещения, и запотевание само по себе исчезнет. Только в случае крайней необходимости немедленно приступить к съемке допустимо осторожное удаление неиспарившихся капелек воды (с поверхности линзы - тампоном из чистой ваты, с металлических деталей - мягкой материей).

Объектив хорошо работает только тогда, когда он совершенно чист. Загрязненный, запыленный, запотевший или поцарапанный объектив может дать только нерезкие негативы. Кроме того, содержимый в постоянной чистоте объектив лучше сохраняется.

На съемке оберегайте объектив от пыли (особенно при ветре) и дождя, от действия прямых лучей солнца, Не прикасайтесь пальцами к его стеклянным поверхностям.

Когда на линзах объектива появляются пыль, влага, следы жирных пальцев, его необходимо прочищать.

Первым делом нужно удалить пыль. Однако протирать запыленный объектив нельзя так как при этом твердые пылинки будут царапать стеклянную поверхность линз. Можно смахнуть пыль с помощью самой мягкой, сухой и чистой кисточки, но лучше сдунуть ее струей сухого воздуха из резиновой груши.

Если после этого на поверхностях линз будут заметны какие-либо загрязнения (наблюдение ведите как на просвет, так и при отраженном свете), приступают к протирке объектива,

Загрязнения нежирового происхождения снимаются шн средством плотного тампона из чистой гигроскопической ваты (предварительно убедитесь в полном отсутствии в вате случайных твердых вкраплений, а по окончании операции сдуйте оставшиеся на стекле волокна),

Жировые пятна и другие прочные загрязнения устраняются в результате протирки линз таким же ватным тампоном, слегка увлажненным эфиром, 96-градусным (чистым, безводным) спиртом или смесью 85% эфира с 15 % чистого спирта. Протирание производится вращательными движениями по спирали от центра к краям линзы, при легком нажиме. После каждого цикла протирки вату нужно менять во избежание обратного занесения жира на линзу, По этой же причине тампон нельзя переворачивать другим концом, прикасаться к линзе тем местом, за которое его держали пальцы. Для снятия маленьких пятнышек кусочек ваты можно намотать на спичку. Для чистки линз нельзя пользоваться носовым платком, замшей; нельзя применять бензин, растворы щелочей и кислот, воду. В крайнем случае можно увлажнить тампон водкой или подышать на линзу.

Предостерегаем читателей также от использования для чистки линз одеколона (как это рекомендует инструкция завода- изготовителя аппарата "Зоркий 3"), Испробовав этот совет хотя бы на зеркале, вы сможете убедиться, что душистые эфирные масла, растворенные в спирте одеколона, улетучиваются медленнее своего растворителя и потому остаются на поверхности стекла в виде трудно удалимого жирового налета,

Особенно осторожно следует обращаться с просветленными объективами. Тончайший просветляющий слой, которым покрыты их линзы, мягче стекла; он легче повреждается от соприкосновения с чем-либо, портится от загрязнения, жира и воды.

Не пытайтесь самостоятельно разбирать аппарат или затвор, вывинчивать линзы объектива. Ремонт аппарата, регулировку его механизмов, чистку внутренних поверхностей линз надо поручать специальной мастерской.

При аккуратном обращении фотоаппарат будет служить десятки лет.

ФОТОПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ СЪЕМКИ

Для всех съемок с выдержками больше 1/20 секунды (например, в помещении) фотоаппарат необходимо устанавливать совершенно неподвижно, малейшее его шевеление в руках фотографа приведет к тому, что контуры изображения получатся размазанными, нерезкими, и негатив будет бесповоротно погублен! Поэтому сразу же приобретите складной штатив (треножник). Для малоформатных аппаратов годится легкий металлический штатив, для остальных фотоаппаратов лучше пользоваться деревянным штативом как более прочным и устойчивым,

Чтобы предотвратить скольжение ножек штатива по гладкому полу, вырежьте для них из толстой плоской резины наконечники диаметром примерно в 3 см.

При работе малоформатным аппаратом полезно еще приобрести шаровую штативиую головку или так называемый карманный штатив-струбцинку. Одно из этих приспособлений, навинченное на основной штатив, даст возможность укреплять аппарат в вертикальном или любом, другом желаемом положении. Посредством винтового зажима штатива-струбцинки фотокамеру можно укрепить на спинке стула, на краю доски стола и т. д., а с помощью его конусного винта на стволе дерева.

Что же касается светофильтров и насадочных линз, а также сменных объективов для малоформатных аппаратов, то мы советуем читателям, изучающим фотографирование в пределах первой части этой книги, снимать пока без дополнительных оптических приспособлений.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Список принадлежностей для лабораторных работ включает довольно много перечисленных ниже предметов, но не все они обязательны с самого начала, обзаводиться ими можно постепенно.

Лабораторный фонарь с тремя защитными светофильтрами (оранжевым, светло-красным и темно-красным), при безопасном свете которого можно открывать для перезарядки и обработки коробки и кассеты с отдельными сортами фотопластинок и пленок, а также пакеты с фотобумагой.

Ванночки из пластмассы или целлулоида, в которых обрабатываются фотографическими растворами пластинки, плоская пленка, фотобумага, Их следует иметь не меньше четырех: две ванночки формата негатива (для проявления и ополаскивания) и две - вчетверо большего размера (для закрепления и промывки), Так, для аппарата "Москва" нужны две ванночки размером 6,5X9 см и две 13x18 см. При пленочном фотоаппарате в этих ванночках обрабатываются контактные отпечатки. Для обработки увеличенных позитивов понадобятся четыре ванночки соответствующего размера (например, 18x24 см).

Проявочный бачок для обработки роликовой пленки делается из пластмассы. Советуем приобрести бачок со спиральной катушкой. Бачки бывают двух размеров сообразно ширине вмещаемой ими пленочной ленты: 35 мм - для кинопленки малоформатных аппаратов и 60 мм -- для широкой катушечной пленки.

Банки стеклянные полулитровые и литровые для разведения проявителя и закрепителя (отдельные).

Бутылки полулитровые для хранения растворов проявителя и закрепителя (отдельные).

Ванночки, банки, бутылки для проявителя и для закрепителя как-либо пометьте (например, буквами П и 3). Ванночки и остальные сосуды для проявителя никогда не используйте для других растворов. На каждую бутылку с раствором надо наклеивать этикетку с точным обозначением содержимого.

Воронка (желательно стеклянная) для фильтрования и сливания растворов,

Мензурка (мерительный стакан) на 250 мл для отмеривания воды и других жидкостей при составлении фотографа ческих растворов, а также самих готовых растворов. Впоследствии для отмеривания малых объемов жидкостей будет полезна еще мензурка на 10 мл.

Всю лабораторную посуду необходимо содержать в чистоте.

Весы с граммовым разновесом для взвешивания химикатов при самостоятельном составлении обрабатывающих растворов.

Термометр, шкала которого включает деления от 15 до 30° (по стоградусной системе), для регулирования температуры обрабатывающих растворов.

Часы с секундной стрелкой для определения конца бачкового проявления и для отсчета выдержек при печатании.

Сушильный станочек для стеклянных негативов.

Зажимы (металлические нержавеющие, пластмассовые или деревянные бельевые прищепки) для сушки пленочных лент и увеличенных отпечатков - 6 штук.

Ножницы для обрезки концов пленки и разрезки фотобумаги.

Печатная (копировальная) рамка для печатания позитивов на фотобумаге формата вашего аппарата.

Фотоувеличитель - прибор, проецирующий на фотобумагу увеличенное световое изображение негатива. Отечественной промышленностью производятся фотоувеличители вертикальной конструкции: к доске-подставке, служащей экраном для фотобумаги, сбоку прикреплена вертикальная штанга, по которой вверх и вниз передвигается металлический корпус увеличителя, включающий осветительную часть, негативодержатель и объектив.

Увеличитель для негативов 6 X 9 см (служит и для негативов 6x6 см) выпускается вместе с объективом "Индустар 23" (фокусное расстояние 11 см, светосила 4,5) под названием "Нева 2", Предназначен для аппаратов "Москва" и "Любитель:".

Увеличители, предназначенные для кинопленочных негативов малоформатных аппаратов, выпускаются без объективов под названием "У-2", "Нева" и т. д. (более совершенный). Объектив (с фокусным расстоянием 5 см и светосилой 3,5) для установки на увеличителе можно вывинчивать из аппаратов "ФЭД" и "Зоркий", однако лучше (для сохранности фотоаппарата) приобрести отдельный объектив ("Индустар 22" в обычной оправе или "Индустар 22 увеличительный" в специальной неубирающейся оправе).

Пинцеты из нержавеющей стали для держания обрабатываемых отпечатков: один только при проявлении, другой только при закреплении (разной формы или отмеченные как-либо).

Резак для обрезки отпечатков.

Полотенце для рук.

Фартук для предохранения одежды от брызг растворов.

ЛАБОРАТОРИЯ ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

Зарядка и разрядка кассет, зарядка проявочного бачка, проявление пластинок и плоских пленок, печатание на фотобумагах и их проявление - все это должно происходить в помещении, куда совершенно не проникает наружный белый свет.

Темное помещение. Темной лабораторией становится любое полностью затемненное помещение, выбор которого в каждом случае зависит от возможности фотолюбителя.

В комнате днем окна можно закрыть темными плотными занавесями или же картонными или фанерными щитами, точно подогнанными по размеру окон (края щитов обиваются полосками войлока), Щели вокруг дверей надо закрыть полосками темной материи или черной бумаги, заткнуть замочные скважины. Для проверки светонепроницаемости помещения закройте дверь, выключите свет и подождите 3-4 минуты, чтобы ваши глаза привыкли к темноте. Если после этого вы не обнаружите ни малейшего проблеска света и не сможете разглядеть лист белой бумаги перед собой, значит, лаборатория пригодна для работы с самыми высокочувствительными негативными материалами. Разумеется, вечером (через два часа после захода солнца) задача затемнения крайне облегчается. Многие фотолюбители предпочитают работать по вечерам. Можно воспользоваться кухней, ванной, кладовкой и т, п, Однако во время холодов необходимо работать в теплом помещении, так как низкая температура неблагоприятно влияет на негативный процесс.

В лаборатории, если позволяет ее площадь, удобно иметь два стола: один поменьше - только для "сухих" работ (зарядка кассет и проявочного бачка, собственно печатание - контактное и проекционное), и другой, больший, - для работ, связанных с жидкостями (приготовление растворов, проявление, закрепление, промывка, дополнительная обработка). Этот последний мы будем называть лабораторным столом.

Если вы можете располагать лишь небольшой частью помещения, то постарайтесь выделить себе уголок для узкого столика, стула и настенной полки.

В целях предотвращения пятен от растворов расстилайте на столе и на полу старые газеты.

Очень хорошо, если в лаборатории или поблизости от нее имеются водопроводный кран и раковина.

Освещение фотолаборатории. В лаборатории желательно иметь три электроточки с отдельными выключателями: 1) общий верхний белый свет (лампа в 40-55-60 ватт), 2) штепсельную розетку для увеличителя или настольной лампы, 3) лабораторный фонарь с лампочкой в 15 ватт, дающий безопасный для некоторых фотоматериалов свет.

Безопасным называется свет, прошедший через специальный защитный светофильтр - стекло того или иного цвета, пропускающего только те лучи, к которым не чувствителен данный сорт негативного или позитивного материала.

Для различных фотослоев безопасным (неактиничным) является различный по спектральному составу свет.

Несенсибилизированные и диапозитивные пластинки и позитивная пленка не чувствительны к светло-красному свету; "Ортохром" и "Изоорто" можно обрабатывать только при темно-красном свете, Негативные материалы "Изохром", "Панхром", "Изопанхром" чувствительны даже к темно-красному свету и быстро вуалируются при нем, поэтому для них необходима полная темнота. Одни сорта фотобумаг можно обрабатывать даже при желтом свете, другие - при оранжевом, третьи - только при светло-красном.

Освещение должно быть не только вполне безопасным, но для удобства работы по возможности светлым. Поэтому не имеет практического смысла применять следующий по плотности (то есть более темный) светофильтр, а надо располагать тремя сменными защитными светофильтрами: оранжевым, светло- красным, темно-красным.

В продаже имеются светофильтры для лабораторных фонарей, представляющие собой листы окрашенной специальными красителями бумаги, зажатые между окантованными вместе стеклами. Электролампочки, окрашенные цветными лаками, не пригодны для фотолаборатории, так же как и цветная материя и бумага.

Однако не всякий темно-красный свет безопасен для ортохроматических материалов. Безвредность света лабораторного фонаря при соответствующем светофильтре нужно проверить для каждого применяемого сорта негативного и позитивного материалов (записав для памяти положительные результаты).

Испытание лабораторного фонаря производится следующим образом. Погасив в лаборатории белый свет, извлеките из упаковки лист применяемого материала (пластинку, пленку или кусок фотобумаги примерно 6x6 см), закройте половину его черной бумагой или картоном (пластинка может находиться в кассете при выдвинутой наполовину крышке) и выставьте на расстоянии полуметра на свет фонаря, слоем к нему (если лист не кладется на стол, то не забудьте предохранить его заднюю сторону от действия отраженного света). По прошествии 3 минут опустите в ванночку с нормальным проявителем пластинку или пленку на 5 минут, фотобумагу на 2 минуты, прикрыв от дальнейшего действия проверяемого света. Затем перенесите лист в ванночку с закрепителем и прикройте последнюю. Через 2 минуты включите белый свет и рассмотрите пробу. Если обе части листа окажутся одинаково светлыми - значит, защитный светофильтр пригоден для данного фотослоя. Если же одна половинка (подвергшаяся действию света) потемнела по сравнению с другой - значит, свет фонаря небезопасен. В этом случае надо или заменить светофильтр более темным, или ослабить свет одним-двумя слоями папиросной бумаги, или отодвинуть фонарь дальше. Затем пробу повторяют, добиваясь, чтобы обе половинки фотослоя, освещенного и проявленного описанным выше образом, оставались в проявителе одинаково светлыми (прозрачными, белыми).

При отсутствии электричества источником света в лабораторном фонаре служат керосиновая лампа, свеча. Можно использовать дневной свет, сделав в оконном щите два выреза: один (с заслонкой) - для матового стекла, другой - для защитных светофильтров.

Следует иметь в виду, что даже проверенный свет лабораторного фонаря при неумеренном пользовании им в конце концов подействует на фотослой; поэтому не подвергайте несенсибилизированные или ортохроматические негативные материалы действию безопасного света дольше, чем это необходимо для перезарядки или наблюдения за ходом проявления.

ЗАРЯДКА КАССЕТ

Широкопленочные фотоаппараты заряжаются катушкой пленки непосредственно и притом на белом свете. В пластиночные же и малоформатные аппараты негативный материал (тоже при белом свете) вводится в кассетах, заряжаемых предварительно в темной лаборатории.

Способы зарядки тех или иных кассет (а затем и фотоаппаратов) подробно описаны в фабричных наставлениях, прилагаемых к каждому фотоаппарату, и мы не станем их повторять, приведем лишь некоторые общие правила.

Негативный материал в фотоаппарате должен быть обращен слоевой (светочувствительной) стороной к объективу. Слоевую сторону можно узнать на отсвет красного фонаря или на ощупь: она матовая, в то время как оборотная (стеклянная или целлулоидная) сторона глянцевая.

Определение слоевой стороны пластинок облегчается тем, что они в коробке сложены попарно слоем одна к другой: все нечетные по порядку пластинки лежат кверху стеклом, все четные - кверху слоем.

Избегайте дотрагиваться пальцами до фотослоя, так как это приведет к пятнам на негативе. Пластинки берите за ребра, плоские пленки - за уголки, кинопленку при намотке придер- живайте за края или с целлулоидной стороны.

При зарядке кассет можно придерживаться следующего порядка:

1) заприте дверь лаборатории на крючок; погасите все освещение и убедитесь в том, что ни малейший посторонний свет не проникает снаружи; включите белый свет;

2) негативный материал и кассеты разместите удобно под рукой, но не слишком близко к лабораторному фонарю и в тени от него;

3) зажгите лабораторный фонарь, если зто безопасно для заряжаемого негативного материала;

4) погасите белый свет;

5) откройте коробку с негативным материалом;

6) извлеките одну пластинку (лист или ролик пленки);

7) вложите пластинку в кассету слоем наружу, к крышке кассеты (или заправьте подрезанный конец кинопленки, в ка- тушку и плотно намотайте слоем внутрь, к оси катушки);

8) задвиньте крышку кассеты (или вставьте катушку с намотанной пленкой в кассету и закройте последнюю) и отложите заряженную кассету в сторону;

9) зарядите таким же образом остальные кассеты;

10) оставшийся негативный материал аккуратно заверните во влагонепроницаемую и черную бумаги и спрячьте его в коробку . Зарядка окончена, можно зажечь белый свет.

 

Форматные листы пленки не лежат в пластиночных кассетах совершенно плоско, а обнаруживают склонность выгибаться (особенно при долгом пребывании в кассетах в условиях переменной температуры); в результате нарушается резкость негативного изображения. Поэтому в кассеты под пленочные листы следует подкладывать картон подходящей толщины или же заряжать их вместе с чистым стеклом (отмытые горячей водой от фотослоя негативы), либо поверх стекла, либо под стекло; и последнем случае шкалой расстояний аппарата пользоваться нельзя, а матовое стекло в рамке надо перевернуть стеклянной стороной к объективу. Из предосторожности оберегайте заряженные кассеты и катушечную пленку от действия непосредственных солнечных лучей: переносите их в завернутом виде, перезаряжайте пленочные аппараты не на солнце, а при рассеянном свете (в тени, в помещении; в открытом поле можно воспользоваться тенью собственной фигуры, повернувшись спиной к солнцу). Приобретя фотоаппарат, непременно потренируйтесь в зарядке его кассет сначала на свету, а затем в полной темноте.

УРОК 3
СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.200.4 (0.014 с.)