Николай алексеевич полевой «рассказы русского солдата» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай алексеевич полевой «рассказы русского солдата»



Герои Н.А. Полевого, в соответствии с выдвинутыми романтиками требованиями национальной самобытности и народности, принадлежали к «низшим сословиям», среди его героев были купцы, мещане, даже солдаты и крестьяне.

В «Рассказах русского солдата», основанных (во многом) на курском материале, молодой купец, от имени которого ведется повествование, любовно представляет город. «Если вы будете в Курске, – говорит он, – советую Вам подойти на берег Тускари к бывшему Троицкому монастырю и полюбоваться оттуда видом на Стрелецкую слободу, окрестности ее и скат под гору к Тускари. Не менее хорош вид и на Ямскую слободу, которая раздвинулась на луговой стороне реки…». Рассказчик особо расхваливает курских ямщиков, которые наряду с московскими и коломенскими особо «знамениты» своими лошадьми, своей ездой: «Лейпциг, Бреславль, Кенигсберг были знакомы им так же близко и коротко, как … соседка, Коренная ярмарка». Ямщик, что везет рассказчика, – богатырь, веселый, словоохотливый, не дурак поесть и выпить, но «этот же человек не знал устали в работе, был смел и бесстрашен: «… можно было при нем не бояться разбойника».

«Мы выехали с ним из Курска, – продолжает рассказчик, – рано утром, погода была тогда прекрасна – начало июля; небо яхонтовое, поля изумрудные, нивы золотые. Дорога шла между селениями, полями, рощицами. Народ был рассыпан по полям; все казалось мне таким веселым, счастливым, цветущим…»

Однако встреча с отставным солдатом-калекой, курянином по происхождению, перевернула благодушное настроение героя.

Резко, романтически контрастно автор противопоставляет красочным картинам природы, которыми любовался рассказчик, горькую, трудную, изобилующую несправедливостями жизнь русского крестьянства. Конечно, со стороны она могла представиться и радостной. «… В праздники ходили мы хороводами по деревне, и проезжий какой-нибудь богач, раздумавшись в своей карете, так, поди, завидовал нашему счастью и веселью», – с иронией говорит солдат. А на самом деле жизнь была страшной.

Поля у крестьян были с «плохим хлебом», нищета, полуголодное существование, беспрестанная угроза полного разорения порождали безразличие к своей судьбе, вялость, равнодушие. «У кого не осталось ни кола, ни двора, тот нанимался у других». Единственное, что спасало народ, – взаимопомощь: «стар становился, к работе негоден, – ну, просил милостыню и был уверен, что сыт будет, потому что ни из одной хаты не говорили у нас: «Бог подаст», а подавали, что кто смог».

В свое повествование о трагической участи отставного солдата автор нередко вплетает поговорки, пословицы, цитаты из народных песен, которые выражают народную мудрость, придают обобщающий смысл картине, нарисованной художником.

Не случайно В.Г. Белинский говорил, что в «Рассказах русского солдата» ощущается народный дух, есть все то, «что называется народностью», из чего так хлопочут наши авторы, что им менее всего удается и что всего легче для истинного таланта».

(По И. Баскевичу)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Перескажите текст по составленному плану.

3. Какие черты русского национального характера подчеркивает в своих героях Н.А. Полевой?

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: бесстрашен, происхождению, полюбоваться.

5. Произведите морфологический анализ указанных слов: героев, веселый, резко, тот, ощущается.

6. Выпишите из текста предложения с вводными словами и обособленными членами предложения. Объясните знаки препинания.

7. Составьте словарный диктант на материале текста для проверки правописания приставок.

 

Текст № 67

***

В 1892 году, в свое последнее лето в Воробьевке, Афанасий Афанасьевич Фет готовил итоговый сборник стихотворений, в котором хотел уместить все созданное им за полвека поэтического труда. В этой работе старому поэту помогали его молодые друзья – поэт и философ Владимир Соловьев и критик Юрий Говоруха-Отрок. Но замысел этот, к великому сожалению, не осуществился – 21 ноября Фет умер в Москве в своем доме на Плющихе. Все стихи, которые он собирался включить в свою последнюю книгу, нам известны, сохранилась и статья Юрия Говорухи – она была напечатана в 1893 году. Статья эта, ныне почти забытая, содержит много глубоких размышлений о Фете.

«Где же источник фетовской поэзии?» – спрашивает Говоруха. И отвечает: «Источник ее там же, где источник поэзии Тургенева, Толстого – в том складе старинного усадебного быта, который уже погиб – и ожил лишь у наших поэтов, где передана поэзия этого быта, то есть вечное, что было в нем. Этот быт, его поэзия вдохновляли и Фета. В его поэзии увековечены и тенистые липовые аллеи, и тихие речки и пруды, и деревенские избы со светящимися огоньками, и балкон барского дома… Это не стихи, а мелодия, полная, стройная, законченная, – но где можно было пропеть эту мелодию? Только в русской деревне старого времени, когда еще были целы «дворянские гнезда», когда целыми поколениями жили на одном месте, когда и дети, и внуки, и правнуки жили, любили, страдали, плакали и смеялись под теми же липами… Только эта преемственность поколений, только эта любовь к месту, к земле, к родному углу – любовь, питавшаяся воспоминаниями о близких и любимых – только это могло создать таких живописцев русского быта, как Толстой, таких поэтов этого быта, как Фет».

К этим прекрасным словам критика Говорухи можно было бы сегодня прибавить вот что: к сожалению, все еще не создана история русской усадьбы как культурно-исторического феномена, как исконной обители русского писателя 18 и 19 веков. Хочется надеяться, что пробел будет восполнен – и тогда мы увидим поразительную по значимости и красоте картину – мы увидим, что значат усадьбы в становлении мировоззрения, воспитания души и развитии художественного вкуса Гаврилы Державина и Николая Карамзина, Василия Жуковского и Александра Пушкина, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Ивана Бунина и Александра Блока. И, конечно же, Афанасия Фета, самого «усадебного» из всех наших поэтов.

В жизни Фета были три главные усадьбы, и каждая из них запечатлена в немеркнущем золоте его лирики. Вот его колыбель – усадьба Новоселки в Мценском уезде Орловской губернии. Представим себе сорокалетнего поэта, навестившего свое родовое гнездо, где погружается он в неуловимо-музыкальную атмосферу своих детских лет:

Нет, не жди ты песни страстной,

Эти звуки – бред неясный,

Томный звон струны.

Но, полны тоскливой муки,

Навевают эти звуки

Ласковые сны.

Звонким роем налетели,

налетели и запели

В светлой вышине…

Как ребенок им внимаю,

Что сказалась в них – не знаю

и не нужно мне…

Вот Степановка – место в том же родном Фету Мценском уезде, где он 16 лет жизни отдал сельскому хозяйству. Неустанным трудом он преобразил бедный заброшенный хутор в образцовое хозяйство и прекрасно устроенную усадьбу. Превратившись на многие годы в деятельного и практичного фермера, Фет продолжал оставаться поэтом, и в этом своем уникальном качестве стал – как недавно было убедительно показано исследовательницей Ларисов Ивановной Черемисиновой – прообразом Левина, героя толстовского романа.

Ты видишь за спиной косцов

Сверкнули косы блеском чистым,

И поздний пар от их котлов

Упитан ужином душисты.

И наконец, поэтическая обитель старика Фета – усадьба со скромным и милым именем Воробьевка. Может быть, здесь чаще всего охватывало Фета мощное, орлиное парение духа. В воробьевке талант Фета проявился во всей его полноте и глубине.

Многие поздние стихи Фета доказывают, что для него главный источник прекрасного – сама земля, родная природа во всех мельчайших, сокровеннейших проявлениях жизни:

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.

Свою Воробьевку Фет превратил в «обитель поэзии», а его сборники «Вечерние огни» стали последним могучим аккордом в творчестве великого поэта.

(По А.Е. Тархову.)

Задания к тексту

1. Определите стиль и тип речи текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Назовите главную мысль текста.

3. Как отвечал на проблемный вопрос об источнике фетовской поэзии Юрий Говоруха?

4. Перескажите часть текста, посвященную описанию Новоселок и Степановки.

5. Почему автор текста включил отрывки из стихотворений А.А. Фета?

6. Выпишите из стихотворений сочетания прилагательного и существительного. Дайте им определения.

7. Произведите морфемный анализ следующих слов: сохранилась, стихотворений, что, в нем.

8. Произведите морфологический анализ указанных слов: сожалению, увековечены, одном.

9. Объясните знаки препинания и сделайте синтаксический разбор предложения: «К этим прекрасным словам …»

 

 

Текст № 68

Усадьба А.А.Фета (Шеншина) в окрестностях Коренной Пустыни

(из впечатлений поездки)

В десяти верстах от Коренной Пустыни находится при селе Воробьевке имение поэта А.А.Фета, некогда цветущий уголок, в котором покойный поэт провел лучшие годы своего творчества, теперь что-то похожее на старый одинокий хутор, где, правда, иногда мелькает еще несколько человеческих лиц среди опустевших построек.

Милая, уютная усадьба А.А. Фета, влившая в него своими природными красотами столько счастливых минут вдохновения теперь отдает чем-то мертвым и холодным.

Вот парк... не доезжая верст пяти до Воробьевки, любуемся издали высокими деревьями, домом. Вскоре увидели, как змейкой под ним извивалась река. Картина чудесная! Подъезжаете ближе. В конце деревни проехали мимо школы на левом берегу Тускари, парк и барская усадьба направо. Въезжаете на тот берег. Несколько пустых каменных построек, предназначенных когда-то, по-видимому, для амбаров или конюшенных сараев, – на переднем плане. Штукатурка обвалилась со стен и окружает подножия их ореолом первого разложения

По прямой линии вправо от дороги – жилые помещения, деревянные, с правильными оконцами и крылечком, разделяющим их линию пополам. Управляющий, который живет в правой части этого помещения (в левой помещается контора), позволяет осмотреть и парк который уже успел приковать к себе ваше внимание, и дом Фета – большой, каменный, угрюмо, с холодным спокойствием, просвечивающимся сквозь зелень сада.

Вы уже успели заразиться тем настроением, каким пропитано все вокруг. В сопровождении управляющего идете в парк:

…все грустно, – умирая.

И настежь раскинута дверь

Из прежнего светлого рая...

Действительно, ворота в парк всегда раскрыты. Вблизи главного дома в арке разбросано несколько каменных построек; ближе к дому флигель – помещение, предназначенное для кухни и домовой прислуги; ключница-экономка может напоить посетителей самым свежим молоком за самое небольшое вознаграждение. Все заросло, – все хотело бы затонуть, скрыться в зелени ветвей и дикого винограда.

Заглохшая аллея, словно древний лабиринт, полный нераскрытых таинственностей, затягивает в себя – внутрь, вглубь парка. Высокие тополя, старые липы, инвалиды-дубы и песня, которую кто-то напевает внутри парка: «Были когда-то и мы молодцами…», – это достаточно гармонирует друг с другом. Аллея идет вниз к реке. С правой стороны от нее просвечивает фруктовый сад, с двумя шалашами в нем, крытыми соломой. Скамеечка в аллее. Она стоит под поредевшей сенью зеленых ветвей, ничуть не покосившись, словно еще поджидая для отдохновения давно не посещавших ее людей. Внизу, в конце, аллея раздваивается: налево выходит к реке, направо дорожка ведет к искусственному озеру, небольшому, но красиво расположенному под склоном. Оно затянулось зеленью, заросло по берегам тростником, чуть сочится из него ручеек к реке. За ручейком парк выходит в лес. Вьется красивая дорожка, теряясь вдали среди деревьев леса; через ручей перекинут мост.

«... путь заглох и одичал,

позеленелый мост упал

и лег, скосясь во рву размытом...»

Рва размытого тут нет, и скоро самый ручеек совсем пересохнет и зарастет болотными цветами и крапивой.

(По материалам анонимной статьи, подписанной «К.-Л.-Н». Возможно, что автором этой статьи является сын поэта Полонского Александр Яковлевич Полонский. Публикацию подготовил Г.Е. Голле)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Какое чувство вызвали у вас размышления неизвестного автора начала ХХ века? Почему? Многое ли изменилось за прошедший век?

3. Перескажите текст по составленному плану.

4. Произведите морфемный разбор указанных слов: цветущий, иногда, вдохновения.

5. Сделайте морфологический анализ следующих слов: похожее, опустевших, несколько, красотами.

6. Выпишите из текста слова с Ъ и Ь. Объясните их правописание.

7. Выпишите предложение, содержащее деепричастный оборот и вводное слово. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.

 

Текст № 69

***

Прошлый раз мы условились встречаться на каждой первой неделе июля. И вот мы снова здесь, на холмах Воробьевки, на земле Афанасия Фета.

Отсюда, с убережных тускарных высот, далеко видать окрест. В эту летнюю пору все буйно-зелено: и заливные луга с первыми стожками сена, и купы дерев, под которыми прячутся людские строения, и даже хлеба еще зелены, не успели обрести свойственной им золотистости, и по полям вольно, широко ходят по-морскому зеленовато-седые пшеничные волны. А над всем этим, как и в прошлый июль, величаво, будто фрегаты, поднявшие ввысь все свои паруса, плывут через всю Россию вымытые недавними дождями белотканые облака.

Это наша вторая встреча на Фетовских поэтических взгорьях. Между встречами, между двумя июлями прошел всего только один год. Я произношу это «всего только» с чувством понятного сожаления, оттого, что долгие годы ушли на схоластические споры в высоких кабинетах о том, быть этому празднеству или не быть, звучать с этих Воробьевских высот прекрасным стихам Афанасия Фета или не звучать, выпускать ли его для общения с нардом или придержать еще на какой-то срок, уже не раз продлевавшийся где-то и кем-то… А тем временем, проходившем всуе, эта замечательная поляна на береговом склоне, этот ромашковый амфитеатр, как бы самой природой приготовленный для праздничного, вдохновенного звучания поэтического слова, была пуста, безлюдна, и над ней все эти годы не витал, как должно, дух Фетовской музы.

Но о двух июлях можно сказать и с чувством удовлетворения: эта наша вторая встреча – вполне очевидное свидетельство зарождения знаменательной и плодотворной традиции. В самом деле, то наше первое зерно, что с упованием было посеяно год назад, уже пустило вполне жизнеспособные и обнадеживающие побеги. На наших с вами глазах в ряду подобных зарождается еще одно народное празднество, обретающее черты ежегодного Дня поэзии на курской земле. Приятно на этой поляне, склоном развернутой к солнцу, благоухающей летними травами, июльскими бархатными клеверами и медвяными подмаренниками, под этим мирным, лазурно-безмятежным небом видеть красочное разноцветье собравшихся людей. По загорелым лицам и натруженным рукам узнаю крестьянок, наших курских мадонн, на коих и по сей день, ревущий всяческими моторами, свалена еще уйма деревенских дел, особенно сейчас, в летнюю пору, когда привалили сразу и сено, и сорняки, и самое большое июльское молоко, и малые телятки, да ко всему свои домашние хлопоты, свое подворье не терпит… Но вот выбрали минутку, прибрали волосы, надели чистое, нарядное, пришли. И мужики их, у кого есть, пришли – их тоже не спутаешь с горожанами: деревенский июль метит их особо. И старики прослышали, тоже доковыляли. И, конечно, дети… Что за чудо эти деревенские мальчишки и девчонки! Вроде и обряжены все хорошо и добротно, но всегда как-то невпопад: то слишком коротко, то слишком длинно, то еще с какой-либо несуразинкой. Но им все нипочем, не привыкли они смотреть на себя, а больше на других, на то, что вокруг, на мир окрестный, и потому, должно быть, здесь, на поляне, глаза их как-то по-особенному полны ожидания чего-то необыкновенного и праздничного.

Пошел, пошел народ к Афанасию Фету! Даже повалил, вопреки некоторым досужим предреканиям: дескать, не пойдет, не поймет его, Фета, будто бы оторванного от жизни, от народа с его замкнуто-поместной поэзией.

А народ и понял, и признал поэзию своей. И как же не признать:

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

да как есть мелькали

Вот над той горой.

Такие простые обыденные слова… Но тогда отчего же так хватают за душу, отчего вдруг собьется с привычного ритма сердце и зачастит неуправляемо, и защемит от тихой сладкой печали?!

Не оттого ли, что вновь и вновь услыхали мы в этих словах нечто необыкновенно родное, до слез знакомое, такое узнаваемое нашенское, русское, прошедшее через всю нашу жизнь от самых первых страниц «Родной речи»? А еще, может, оттого, что душевная музыка этих строк вновь одарила нас видениями детства, вернула нам минувшее, полузабытое, сладостно попечалило, навернуло слезу, как дивный отлетевший сон? Впрочем, кто наверняка знает, в чем магия этих грачей, что вчера мелькали «вот за той горой?»

И возникает вопрос: кто же кому больше нужен – Фет нам, ныне живущим, или мы Фету?

Если судить диалектически, то самому Фету от нас уже ничего не нужно, кроме памяти, посильной, как подаяние, ни к чему не принуждающей, основанной на естественном человеческом чувстве благодарности поэту за оставленное им наследие. Зато всем нам Фет нужен во сто крат больше. Ибо мы существуем, живем в этом мире, устремляемся мечтой и делами куда-то или, как сказала бы моя бабушка, маемся земною маетой, а следовательно, и ушибаемся в этой маете, и нуждаемся в душевных примочках и бальзамах.

(По Е. Носову)

Задания к тексту

1. Определите тип и стиль речи. Назовите индивидуальные стилевые отличия Е. Носова.

2. Дайте название тексту. Составьте тезисы.

3. Как называются следующие сочетания слов: пшеничные волны, ромашковый амфитеатр, курские мадонны, сладкая печаль, душевная музыка строк.

4. Почему Фетовские чтения, по мнению Е.И. Носова, столь необходимый всем праздник поэзии?

5. Объясните правописание слов с дефисом: буйно-зелено, по-морскому зеленовато-седые, какой-то, лазурно-безмятежный, по-особенному.

6. Произведите морфемный анализ следующих слов: обнадеживающие, крестьянское, доковыляли.

7. Произведите морфологический разбор указанных слов: благоухающей, вполне, тоже, все.

8. Произведите синтаксический разбор предложения: «Вроде и обряжены все хорошо и добротно…».

9. Выпишите из текста по 5 качественных и относительных прилагательных.

 

Текст № 70



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.044 с.)