Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эти стены помнят Шаляпина и Троцкого

Поиск

Это старинное трехэтажное красно-белое здание гарнизонного Дома офицеров, стоящее на возвышении в историческом центре Курска, является истинным украшением города. Обращает на себя внимание оригинальная архитектура, в которой смешались разные стили.

Наверху роскошного фасада выложена кирпичом дата – 1877 (год постройки), значит, зданию уже более ста лет, хотя его история началась значительно раньше.

На этом месте, на бывшей Мурановской улице, в 1792 году появился особняк, построенный по заказу курского дворянства. Он был одновременно зданием Благородного собрания и городского театра. С тех пор и началась жизнь профессионального театра в Курске.

В 1805 году в антрепризе братьев Барсовых дебютировал на сцене городского театра крепостной графа Волькенштейна шестнадцатилетний Михаил Щепкин, впоследствии великий актер России.

Городской театр прекратил свое существование по причине пожара, но и выстроенное в 1877 году на том же месте новое здание Дворянского собрания постигла та же беда в 1892 году. Пожар был такой силы, что на подмогу вызывали бойцов с огнем из Орла. Более того, за несколько дней выгорел по соседству целый жилой район. От самого Дворянского собрания остались одни каменные стены. Урон был нанесен большой, но здание восстановили в нынешнем виде.

Отделка вестибюля и залов отличалась пышностью: цветные шпалеры, бронза, хрусталь, зеркала, дорогая мебель. В знак признательности властям и преданности престолу курское дворянство на свои средства, а также за счет пожертвований купцов и мещан, заказало скульптуру царя Александра III. Его бронзовая фигура была установлена в Дворянском собрании в нише стены между первым и вторым этажами, куда из вестибюля вела мраморная лестница.

В торжественном открытии, состоявшемся 1 сентября 1902 года, участвовал сын Александра III – царствующий император Николай II, приезжавший в Курск на военные маневры.

На втором этаже располагались аван-зал, столовый зал, ампирная гостиная, но самым величественным был богато украшенный лепкой Большой зал на две тысячи мест со сценой и балконом, который поддерживали изящные фигуры кариатид. В этом помещении давались пышные балы. Иногда там собирались дворяне для обсуждения своих сословных дел. В остальное время зал сдавался под концерты и театральные постановки. Здесь ставились оперные спектакли частной труппы М. Лентовского. В начале XX века в опере А. Рубинштейна «Демон» куряне слушали Федора Шаляпина. Выступали и другие известные певцы – Собинов, Смирнов, супруги Фигнер, гастролировала итальянская опера. Здесь пела звезда русской эстрады, наша землячка из деревни Винниково Курского района Надежда Плевицкая.

После революции 1917 года Дворянское собрание было переименовано в Рабочий дворец, а Большой зал – в аудиторию Маркса-Энгельса. Дом был отдан трудящимся.

В Рабочем дворце выступали в разное время видные деятели партии и молодого советского государства: Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Н.И.Подвойский, Ф.А. Сергеев (Артем), председатель ВЦИК М.И. Калинин.

В 1926 году куряне слушали здесь литературный концерт М.И. Качалова. Годом позже свои стихи читали в переполненном зале В. Маяковский, посвятивший курянам поэму «Рабочим Курска, добывшим первую руду», и его близкий друг, наш земляк, уроженец Льгова, Н. Асеев.

В июне 1963 года в здании был открыт Военно-исторический музей Курской битвы.

В настоящее время здесь располагается Дом офицеров, который является центром культуры и досуга не только военнослужащих Курского гарнизона, но и горожан. В здании проводятся собрания, спектакли гастролеров, демонстрируются фильмы, работают различные кружки и курсы.

Дом на улице Сонина включен в свод памятников архитектуры и истории федерального значения.

(По Т. Гриве, В. Степанову)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план.

3. Перескажите текст. Объясните с помощью словаря значения незнакомых слов.

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: украшением, располагались, украшенный, включен.

5. Произведите морфологический разбор следующих слов: себя, смешались, великий, вестибюля.

6. Найдите в тексте сложные предложения, объясните знаки препинания в них, постройте схемы предложений.

7. Подготовьтесь рассказать о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением. Составьте словарный диктант.

ДРОЖИТ ЗЕМЛЯ ОТ ГУЛА КАНОНАДЫ…

Текст № 17

Историческое сражение

В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа советских вооруженных сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила дальнейший ход всей Второй мировой войны и ее победный финал в пользу государств антифашистской коалиции.

Коренной переворот в ходе Второй мировой войны, начавшийся еще в великой битве под Москвой и получивший наибольшее развитие в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге был окончательно завершен.

Курская битва, включающая в себя три крупные стратегические операции советских войск – Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско-Харьковскую наступательные – характерна огромным пространственным размахом, исключительной напряженностью и ожесточенностью сражений.

В битве участвовали мощные группировки войск. Советское командование привлекло силы шести фронтов, авиацию дальнего действия, большую армию партизан. С обеих сторон в сражение последовательно были вовлечены свыше четырех миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и минометов, около тринадцати тысяч танков и самоходных орудий, до двенадцати тысяч боевых самолетов, что было значительно больше, чем это имело место в битвах под Москвой и Сталинградом.

Развернувшиеся на Курской дуге крупные танковые сражения не имели себе равных за все время минувшей войны.

В ней не только получила окончательный крах наступательная стратегия германского вермахта, но оказалась подорванной и вся оборонительная стратегия. Советские вооруженные силы нанесли врагу такое сильное поражение, после которого фашистская Германия уже не могла оправиться и быстро восстановить свои огромные потери. Советские войска разгромили тридцать вражеских дивизии, в том числе семь танковых, потери германских сухопутных войск составили около пятисот тысяч человек, тысячи пятисот танков, трех тысяч орудий, свыше трех тысяч семисот боевых самолетов.

Трудно перечислить весь круг мероприятий, которые были проведены Государственным Комитетом Обороны, Ставкой и Генеральным штабом при подготовке к решающей битве. Это была огромная, поистине титаническая работа. В числе таких мероприятий было и создание многополосной обороны на Курском направлении на общую глубину двести пятьдесят – триста километров, и выдвижение в район восточнее Курска мощного стратегического резерва Ставки – Степного фронта, и осуществление крупнейшего за всю историю войны сосредоточения в районе Курска материальных средств и войск, и организация специальных воздушных операций по нарушению вражеских коммуникаций к завоеванию господства в воздухе, и активизация действий партизан с целью организации массовых диверсий в тылу врага и получения важнейших разведывательных данных, и проведение целого комплекса мероприятий по политическому обеспечению предстоящих действий Советской армии. В итоге к началу вражеского наступления под Курском на подготовленных оборонительных рубежах развернулась сильная группировка войск Воронежского и Центрального фронтов, в составе которой было свыше 1330 тысяч человек, двадцать тысяч орудий и минометов, более трех тысяч пятисот танков, 2650 самолетов. Позади них сосредоточился резерв Ставки, готовый как к обороне, так и к наступлению, – Степной фронт, насчитывающий почти пятьсот восемьдесят тысяч человек, более девятисот орудий и минометов, 1639 танков и самоходных артиллерийских установок. Советские войска были готовы встретить врага и сокрушить его.

(По А. Васильевскому)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свои выводы.

2. В чем главное значение Курской битвы?

3. Сделайте морфологический разбор следующих слов: составляющие, размахом, себя, участвовали.

4. Сделайте морфемный анализ следующих слов: оборонительную, командование, самоходных, определила.

5. Напишите прописью числительные, встречающиеся в тексте, объясните их правописание.

6. Составьте словарный диктант из словосочетаний и слов, относящихся к именам собственным.

7. Сделайте синтаксический разбор предложения «Позади них сосредоточился резерв...».

 

Текст №18

***

В воздухе с резким свистом пронесся снаряд. Немцы, видимо обозленные меткостью наших артиллеристов, опять открыли огонь. На этот раз они били по пехоте. Мины и снаряды падали неподалеку, в расположении седьмой роты батальона. Медленно стали отвечать наши батареи. Завязалась сильная артиллерийская перестрелка. Зеленокрылую бабочку, порхавшую у бруствера, сдуло потоком воздуха. Посыпалась земля. Спустя полчаса я узнал: в седьмой роте один раненый. Один!

Два дня тому назад во время очередного артиллерийского налета тяжелый немецкий снаряд угодил в дзот, что находился в расположении девятой роты.

«Давно мы стоим на этом рубеже, – рассказывает Ворончихин, – и в первый раз немцу удалось попасть в наш дзот». Снаряд разорвался в самом центре перекрытия, но пробить его не смог. Разворотил два верхних наката, повредил третий, а четвертый уцелел. Потери, конечно, были, но все ж таки снаряд, не букет цветов: упали со стены часы-ходики, разбилась керосинка... Люди как курили, так и курили. Так что дзотик оказался надежным. Вот мы его сейчас замаскировали и сделали ложным. А в сторонке построили другой. Этот, может, будет даже покрепче старого.

Справа от дзотов, о которых рассказывает Ворончихин, расположены блиндажи и огневые точки командира взвода Копылова. Они оборудованы по всем правилам инженерной техники. Копылов – совсем молодой парень, белобрысый, с детскими удивленными глазами. Но он, как и Ворончихин, бывалый солдат.

«Нам что обороняться, что наступать – все возможно. Как прикажут, – и он посмотрел на меня взглядом Ворончихина – испытующим, с той долей проницательного лукавства, когда ищут в собеседнике понимание без слов».

По характеру обороны люди армии давно поняли: она рассчитана не только на отражение противника, но и на другое. Иначе зачем бы прокладывать ходы для бросков из основных оборонительных сооружений. Хитер солдат. Помалкивает, дисциплинку соблюдает, а сам в полном курсе всех дел, хотя и не читает штабных документов.

Вместе с Копыловым мы ходим по его боевому участку. Вот крепкие укрытия от воздушных бомбардировок – глубокие блиндажи. Там, впереди, для борьбы с танками гвардейцы поставили минные поля, проложили противотанковые рвы и эскарпы. Если танки все же прорвутся и начнут утюжить окопы, то и здесь им подготовлены сюрпризы. В боковых траншеях сидят гранатометчики.

Идем дальше. С окопами гранатометчиков перемежаются стрелковые ячейки. Не только ротные участки, но и каждый блиндаж, дзот, стрелковая ячейка связаны между собой. Полоса обороны шириной в несколько километров разрезана одной глубокой траншеей. От нее проложено множество ответвлений. Сверху эта система обороны выглядит как гигантское дерево, распростершееся вдоль фронта: траншея похожа на ствол дерева, а ее ответвления – на сучья. От сучьев идут мелкие отростки – это ходы, соединяющие отдельные огневые точки.

Схема оборонительных сооружений полка давала возможность правильно организовать и огневую систему. Она была создана по принципу круговой обороны. Ее мог вести не только батальонный и ротный оборонительный район, но и каждая точка. Бой полон неожиданностей. Бывает –сколько хотите, – даже и при крепкой обороне противнику удается вклиниться в ваш тыл. Но здесь, у белобрысого Копылова, ему придется круто, да и не у него одного. Круговую оборону смогут вести не только полки, батальоны, роты, но и отдельные дзоты.

Передний край советской обороны... Мы видели только небольшой отрезок его – участок одного батальона. Много труда положено бойцами в эту черную благодатную землю. Здесь враг не пройдет. Бойцы и командиры зарылись в землю, но каждую минуту готовы оставить ее и устремиться вперед – наступать.

(По А. Кривицкому)

Задания к тексту

1. Озаглавьте текст. Составьте план и по плану сделайте краткий пересказ.

2. Определите тип речи и стиль текста.

3. Сделайте морфемный анализ следующих слов: бомбардировок, сооружений, проницательного.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: сверху, на, распростершееся, бойцы, пройдет.

5. Выпишите из текста 5 простых предложений. Определите их по составу и по цели высказывания.

6. Как вы понимаете значение следующих слов: батарея, бруствер, дзот, блиндаж, эскарп, гранатометчик.

7. Сделайте синтаксический разбор предложения «Сверху эта система обороны...». Составьте схему.

 

Текст №19

***

Великая русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше. В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа.

И может быть, не случайно на этих высотах, не одоленных ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасенные народы могли бы начать новое летоисчисление. Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот. В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда еще просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел застать следы этого побоища на южном фасе. К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, саперы свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие. Мертво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли рядом «фердинанды», «тигры», «пантеры», наши самоходки, «тридцатьчетверки», союзные «черчилли», «шерманы», громоздкие многобашенные «виктории». Они образовали гигантское кладбище из многих сотен машин.

Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов. Знойный августовский ветер подвывал в тонких пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных, раскаленных солнцем утробах. Но и мертвые, с пустыми глазницами триплексов, танки, казалось, по-прежнему ненавидели друг друга. Дядя Саша разглядывал пробоины, старался распознать, кто и как обрел свой конец, пока не натолкнулся на тошнотворно-сладкую вонь, исходившую от «тигра» с оторванной пушкой. Видно, наши саперы, перед тем как оттащить танк с поля боя, по небрежности не обнаружили внутри, проглядели труп немецкого танкиста. А может, в тот момент он еще и не был трупом...

Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы.

(По Е. Носову)

Задания к тексту

1. Озаглавьте текст. Подготовьте краткий пересказ.

2. Определите тип речи и стиль текста.

3. Сделайте морфемный и морфологический анализ следующих слов: отметки, сброшен, изувеченные, оледенением, могли бы, пополз.

4. Выпишите сложные слова, объясните их правописание.

5. Сделайте синтаксический разбор предложения «К маленькой станции...». Постройте схему.

6. Объясните знаки препинания при обособленных членах предложения. Приведите примеры из текста.

 

Текст № 20

***

Совсем недавно у въезда в Курск со стороны Москвы было пустынно. Сегодня это место мемориального комплекса «Курская дуга».

Танковая битва под Курском, давшая городу вторую жизнь, окончательно переломившая ход Великой Отечественной войны, останется в истории, в исторических документах и в памятном архитектурном ансамбле.

Идея возведения мемориала возникла в конце 1997 года. Перед губернатором области А. Руцким и творческим коллективом архитекторов и строителей встала трудная задача: воплотить в жизнь проект к 55-летней годовщине Курского сражения.

Было решено, что пространственная композиция комплекса будет организована пешеходной аллеей, протяженностью пятьсот метров. В центре ее встанут Триумфальные ворота с гербом города Курска, увенчанные конной статуей святого Георгия Победоносца. Вдоль аллеи будут поставлены бюсты военачальников, участвовавших в Курской битве, разместятся образцы военной техники.

На особом месте расположится постамент с бронзовой скульптурой героя Курской битвы маршала Жукова.

Завершит Аллею памяти православный храм во имя святого Георгия Победоносца.

Храм задуман, как трехъярусный храм-колокольня, высотой сорок семь метров, с девятью колоколами: главный из них, весом в девятьсот восемьдесят пять килограммов, будет с изображением иконы Георгия Победоносца, второй, весом в четыреста девяносто пять килограммов, посвящен Чудотворной иконе Знамения Божией Матери Курской-Коренной.

На стенах – мраморные скрижали с именами воинов, павших в боях на Курской дуге.

Белый, устремленный вверх, с золотым куполом, украшенный рельефами герба России храм вознесется на фоне городских новостроек, символом вечной памяти воинам, отдавшим жизнь в жестокой войне.

(По С. Вебер)

Задания к тексту

1. Озаглавьте текст, составьте план и по нему сделайте краткий пересказ.

2. Определите тип речи и стиль текста.

3. Сделайте морфемный анализ следующих слов: окончательно, переломившая, воплотить, сражения, пространственная.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: участников, расположится, девяносто пять, золотым, в.

5. Объясните значение слова скрижали.

6. Подберите синонимы к следующим словам: мемориальный, триумфальный, ансамбль, композиция, бюст. Какое происхождение имеют эти слова?

7. Сделайте синтаксический разбор предложения «Храм задуман, как...».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.014 с.)